Сердце разрывается на части .Нет слов чтобы выразить свою боль .
В 1996 г умер мой отец . Была семья ,мне она казалась самой крепкой . Мой отец ,моя мать ,я и моя младшая сестра . У меня муж и сын 7ми лет у сестры муж и сын 3,5 лет .После похорон отца маму мы отправили к родственникам спустя почти год в гости . Через два месяца она нам позвонила и сказала что выходит замуж . Я всячески пыталась ее отговорить ведь расстояние между нами 4500 км . Но все было тщетно. Она составила завещание где нам с сестрой все оставалось поровну . Бандитские 90е выживали как могли . Работали круглосуточно . Через пару лет умирает новый муж мамы . Я ее зову обратно .причем все эти два года она со мной не хотела общаться . Она мне говорит что у ее мужа трое детей от первого брака ,а теперь они хотят забрать все ,но она им не отдаст . Я ей на это отвечаю ,что все заработано им и это в большей степени принадлежит его детям ,чем ей . Она это точно не зарабатывала . скандалы взаимные упреки разрушили и так нашу уже разрушенную жизнь. Я предложила своей маме что бы она отдала все его детям кроме однокомнатной квартиры в которой они жили .
После этого я понимаю .что наши не простые отношения превратились вообще в ужас . Она вернулась , я проживала с семьей в родительской квартире . Она продала квартиру там приехала с деньгами . встал вопрос где кому жить ? За то время пока она отсутствовала я дала ленег сестре на однокомнатную квартиру , а сама проживала в родительской . Наследство оставленное нам с сестрой было : 2х комнатная хрущевка , гараж ,моторная лодка , мотоцикл и дача с постройкой дома в 10ть соток ,где 5ть принадлежали моему мужу ( купленные ему его мамой еще до нашей женитьбы) . Все эти два с небольшим года сестра уговаривала меня продать это наследие ,а я всем говорила ,что мама вернется ей негде будет жить . И некому не давала это продавать . Давала им деньги на покупку своего жилья лишь бы они это не трогали .прошло несколько лет и мы доверяя моей маме не заметили ,как потеряли своего сына . Он нас выселил по суду из квартиры . мама каким то образом отобрала у нас садовый участок принадлежащий моему мужу и подарила его нашему сыну .сделав его соучастником воровства . Сестра пыталась сдать меня в психиатрическую клинику .признать меня не дееспособной .чтоб мой муж остался без угла . Два года с мужем мы терпели избиения и унижения со стороны сына ,пока не дали согласия на продажу квартиры .
И все эти годы я думаю что , мама которая учила меня честности . светлому и честному на самом деле не являлась таковой . Отняла у меня сына , разрушила семью . моего сына сделала вором и соучастником преступления . С 2009 мы не общаемся с сыном . В прошлом году мы случайно узнали .что он женится . А сегодня я узнаю ,что он несколько месяцев назад избил жену ,и в марте они развелись . " Светлое и чистое победило " Как жить ? Я его этому не учила .Очень горько . Я так надеялась ,что у него будет семья - у меня внуки
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Ответ: Трудно отвечать на ваше письмо. Чтобы не в укор было. Чтобы утешением были открывшиеся глаза и сердце – на то, куда и как выходить. Вы пишете: « Мама отняла у меня сына, разрушила семью, моего сына сделала вором и соучастником преступления. Мама, которая учила меня честности, светлому и честному, на самом деле на являлась таковой. С 2009 года с сыном не общаемся. Несколько месяцев назад он избил жену и в марте они развелись. Я его этому не учила. Так надеялась, что у него будет семья, у меня внуки».
То есть мама учила одному, оказалась сама другой. Я надеялась, что худому не учу, но худое и вышло. Два откровения во многом прожитой уже жизни. И хорошо, если в глубине сознания появляется предчувствие причины – третьего откровения. Как все похоже на реальность слов апостола: «тайна беззакония уже в действии» (2Фес.2,7). Оглянитесь вокруг. Вы увидите много людей, жизнь которых или уже вывела к первым двум откровениям, или прямо ведет туда. И какая-то часть из них прозревает в глубине души в откровение третье.
Этот год 2017-ый, год столетия со дня революции 1917 года Церковь предложила сделать годом осознания пути, который наш народ прошел за прошедшее столетие. Открылись архивы, подняты и опубликованы воспоминания множества людей. Что мы видим? Те же три откровения. Отечество наше вместе с Церковью до 17 года жило и учило об одном, на поверку после 17-го года оказалось другим. Всерьез и глубоко безбожным. Всерьез и из глубины распевая гимн интернационала: «до основания разрушим и новый мир построим». Вот только мало кто понимал, что именно он собирается «до основания разрушить» и какой такой «новый мир построить». И это миллионы нашего народа, в том числе и церковного. Почти три четверти от всего состава. В 18-ом году Святейший синод был завален письмами от приходов, священников и епископов, приветствующих новую власть и с торжеством предвкушающих открывающиеся возможности преобразований и перемен, в том числе и особенно в церкви. Пафос перемен настолько захватил людей, что в Санкт-Петербурге владыка Мануил (Лемешевский), назначенный патриархом Тихоном на эту кафедру, обнаружил всего 9 приходов с их священниками, причисляющими себя к патриархату, и почти 200 приходов ушедшими в обновленчество, то есть в «новую жизнь». Даже собор нашей Церкви в 18-го году начинал свою работу в настроении на преобразование церковной жизни. Только события последующих лет, особенно гонения на Церковь и на всех подряд начали истрезвлять людей, отрясать их от глубоких заблуждений, самообмана и пустых иллюзий о будущем.
Но и за несколько тысяч лет до нас не о том же ли пишет и воздыхает царь в Иерусалиме, сын царя Давида Екклесиаст. Вот его писания: «предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом, и вот все – суета и томление духа. Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать (Еккл. 1, 13, 15). Видел я, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа. Видел я под солнцем: место суда, а там беззакония; место правды, а там неправда. И меня постигнет та же участь, как и глупого, (ибо) узнал я, что одна участь постигает всех. И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем. И это – суета! Суета сует, суета сует – все суета!» (Еккл. 4, 4; 3, 16; 2, 14-15; 18-19; 1,1).
На все это апостол Павел наставляет нас: «вы должны подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещаваем, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб (2 Фес. 3, 7-11). Да не обольстит вас никто никак. Ибо тайна беззакония уже в действии, (потому что люди) не приняли любви истины для своего спасения. И за это нашлет им Бог действие заблуждения, так как они будут верить лжи, (и) будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес.2, 3, 7, 10-12). «В последние времена люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, предатели, развращенные умом, невежды в вере. Но они немного успеют, ибо их безумие обнаружится перед всеми» (2 Тим. 3, 2, 4, 9). Не это ли происходит и в вашей семье? И во многих семьях нашей России.
Чтобы было, над чем думать и над чем работать, попробую здесь рассказать вам о человеке – как он устроен. Может быть это поможет вам увидеть, что произошло и происходит, и что-то, если возможно, начать выправлять. Мои наблюдения, опыт, изучение святых отцов и размышления приводят меня к тому, чтобы различать в человеке девять составов, или уровней его устроения. Три первых определяют нрав и призвания человека, три вторых – его деятельность, три третьих отвечают за мировоззрение (взгляды) и строй жизни. Нрав человека и его жизненные призвания – это уровни духовный, нравственный и трудовой. Деятельность человека определяют уровни душевный, деятельный и прикладной. И наконец, взгляды и строй жизни - задают содержательный, организационный, дисциплинарный.
Каждый из уровней имеет в себе множество проявлений. Так в духовный состав или уровень Бог при сотворении человека положил любовь к Нему, жажду угождения Ему и жизнь в Его Царстве, в Его Церкви и Царстве Божием, пока человек на земле, и Царстве Небесном в будущем, в которое Господь хочет ввести всех верных Его. Но с грехопадением духовный уровень человека схватился узами духа. Теперь в нас вместо любви к Богу легло в основание нашей жизни самолюбие. Вместо угождения Богу легло самоугодие. И вместо жизни в Церкви, как в Царстве Божием, легло влечение к миру сему, к собранию людей, в грехах пребывающих. Нравственный уровень - это естественное добро: совесть, честность, долг, искренность, обязательность, или ответственность, правдивость. Затем религиозность человеческая, как остаток духовного дарования любви Адама и Евы, и затем четыре жизненных призвания любви к человеку – сыновство, супружество, родительство, отечественное призвание любви к соотечественникам, или гражданство. Здесь же и внутриродовые отношения. Трудовой уровень – это то, чем человек слышит, чувствует и исполняет заповедь Божию – «в поте лица добывать хлеб свой насущный»(Быт. 3, 19). То есть труд по обеспечению условий и потребностей для земной жизни, жизни на земле, пока не придет человек в жизнь равноангельную. «Но, - говорит Библия, - когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии, (то есть те, кто имел стремление к духовной жизни в Боге, потомки третьего сына Адама и Евы Сифа,) увидели дочерей человеческих, (то есть тех, кто имел стремление к жизни плотяной- земной, потомки Каина), что они красивы и брали их себе в жены, какую кто избрал. И увидел Господь (Бог), что велико (стало) развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло на всякое время» (Быт. 6, 1-2, 5). Так Библия описывает, что произошло с нравственным составом человека. Вместо освящения со стороны духовного уровня и укрепления в любви, угождении Богу в религиозности, добре и естественных призваниях и стремлении к равноангельному житию Царства Божия, вся религиозность, добро и призвания повредились самолюбием, самоугодием и влечением к миру грешных людей. Трудовой состав человека проникся корыстью, сребролюбием, соперничеством или соревнованием. На этом и был построен весь советский трудовой энтузиазм до 60-ых годов ХХ века. С 60-х соревнование шаг за шагом сменилось у нас в стране сребролюбием, накопительством как двигателем трудовой деятельности. А в 2000-ых годах на первый план вышло корыстолюбие, а в итоге взяточничество в современных масштабах, которое трудолюбие окончательно вытеснило из нашей жизни. Существо трудолюбия – это проявление добра, жизненных призваний и религиозности в отношениях с близкими, ближними, с семьей, Отечеством и Церковью. Это забота и поддержка земной жизни окружающих людей результатами своего труда. Равно из трудовых накоплений обеспечение жизни и существования семьи, Отечества и Церкви. А равно и всех родовых отношений.
Что произошло в советское время? Безбожная власть и народ, пошедший за нею, приветствуя и торжествуя, отрезал и запретил духовный состав в самих себе и вокруг себя. Тем самым утвердив и дав волю трем греховным основаниям. Минпросвещение сделало то же самое с детьми через все детские учреждения, училища, техникумы и институты. Затем семью отделили от государства, урегулировав только наследственные отношения. Личностные отношения были оставлены на полный произвол самой семьи. Вместе с тем жизнь детей, подростков и молодежи вывели из семьи, обеспечив им «счастливое детство» обилием и разнообразием жизни в школе и во внешкольных и внесемейных детских учреждениях. Фактически это был перевод детской подростковой и молодежной жизненности из нрава в деятельный и затем в мировоззренческо устроительный строй и характер жизни. То есть из глубинного состава человека переместился в средний свой состав и затем во внешний. В результате из поколения в поколение произошла утрата, потеря основательности, нравственного богатства. Человек помельчал, и в итоге, судя по тому, что происходит в вашей семье, разнуздался во всем худшем.
Ключевым моментом в такой перестройке, или перемене человека была категорическая борьба с трудовым уровнем в детский и подростковый период. Но об этом чуть позже. Во взрослых греховные искажения трудового уровня развились и получили устойчивое закрепление с помощью самих взрослых, когда люди в своем безбожии категорично отказались от церковного уклада жизни и с энтузиазмом бросились в строительство социалистических отношений. В итоге восторжествовали соревнование, сребролюбие и корыстолюбие, паразитирующие на трудовой силе. А социалистический строй - это отношения тщательно, то есть методично, выстроенные на переплетении трех греховных искажений с постепенным превращением трудового человека в работника, для которого главными стимулами являются зарплата и льготы, последние привязанные к социальному статусу человека. Например, партийные и верхушка партии имели самые большие льготы в обеспечении земной, во всеми довольной жизни. С утратой трудового уровня стремительно начинает падать нравственность. Религиозность запрещена. Добро перебивается греховными основаниями духа – самолюбием, самоугодием и влечением к миру греха. Жизненные призвания любви, которыми образуется и держится семья, переводятся в биологические п душевные потребности. Семья только для этого и оказывается нужной. В итоге семья начинает мельчать. Патриотизм вытесняется. На всех уровнях - в семье и в стране – возрастают ссоры, конфликты, отстаиваются разного уровня интересы: личные, родовые, узкопартийные, национальные, узко-общественные, сословные. Это все следствия утраты силы и содержания трудового уровня.
Борьба с этим уровнем в детях и подростках особое ожесточение получила в связи с запрещениями деятельности А.С Макаренко и подобных ему людей. В своей работе с беспризорниками в двух трудовых колониях Макаренко открыл всему миру поразительную связь нравственного и трудового уровня. Их неразрывное взаимообращение в поступках, поведении человека и в движении его по жизни. Одно только надо иметь в виду, что он работал с призванием отечественным или гражданским, не с семейными призваниями. В бой с Макаренко и его последователями вступил нарком просвещения педагогических наук. А,Н. Джуринский в книге «История педагогики» пишет, что эта «официальная педагогика в одиозно-тоталитарном идеологизированном виде просуществовала вплоть до 1950-х годов» (М. Владос, 1999г, стр. 387). Развернув на всех уровнях беспощадную травлю А. С. Макаренко, Наркомпрос в противовес ему разрабатывает свою систему «трудового воспитания» и «трудовой школы». Результат этих разработок профессор АПН С. М. Шабалов в 1956 году выводит в следующем заключении: «одним из завоеваний нашей революции является запрещение законами детского труда на предприятиях (до16 лет), и не советской педагогике хлопотать об отмене этого завоевания». И в 1977 году Главное сан-эпид. управление СССР заявляет, что в стране принято обязательное среднее образование, «в связи с чем дети в возрасте от 7 до 17 лет должны учиться, а не работать».
А. С. Макаренко отстранили от руководства трудовыми колониями. Он пережил два инфаркта и после третьего скончался в 1939 году. А Накомпрос в противовес ему разворачивает программу «единой трудовой школы», где предписывает школьникам труд один раз в год летом по 4 часа в день на один месяц. В семидесятых годах один месяц сократился до двух недель. А в наше время труд из школы изъят совсем. Более того, даже самообслуживание запрещено. Везде работают уборщицы. Для старших классов, было время, введен был один трудовой день в неделю и трудовые выезды на поля совхозов в летнее время. Было ли это побуждение трудового уровня в подростках? Нет. Задействован был деятельный уровень. Но это средняя тройка уровней – душевного, деятельного и прикладного. Тройка, которая в человеке, потерявшем Бога и Церковь, приводится в движение самолюбием и гордостью.
Прикладной уровень –это 15 способностей: музыкальная, пластическая (спортивная), изобразительная, ремесленная, техническая, ораторская, врачевательная и др. Детство и юность этими способностями сегодня живет и реализует себя на сценах, в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках, концертах, в том числе православных. Живет и движется тщеславием, первенством, превосходством, аплодисментами и признанием. В итоге прикладной вместе с деятельным в современных людях с самого детства полностью вытеснил и заменил трудовой. Нравственный уровень подменен душевным. Туда перекочевали все отношения между людьми. В душевном устроении человек легко меняет свое отношение к людям. Приветливый к одному поворачивается к другому в одно мгновение меняется в тоне и обращении на равнодушно-презрительное отношение. Если в общение войдет третий человек, от которого первый зависим, и тон и обращение в минуту сделаются заискивающими. Все артисты театра и кино – это люди, играющие других людей, воспроизводят их в душевном уровне. Здесь они могут сыграть талантливо или бесталанно любую эмоцию, любое состояние, любой характер. Но и в жизни человек и ребенок ведут себя по-разному с разными людьми благодаря игре в душевном своем составе. Некоторые наигранные состояния делаются привычными с самого детства, запечатлеваются и превращаются в черту характера. А потом мы узнаем, что человек всегда на людях веселый, потому что он одинок, или всегда ровный, потому что никого не любит, или очень обаятелен, потому что хитёр.
Духовный уровень сегодня подменен содержательно- интеллектуальным. Отождествление себя с образованностью, многознанием в любой области, в том числе в религиозной, жизненность человека переводит из духовного в содержательную жизнь. Читая, размышляя, разговаривая, человек действительно живет, и порой, как ему кажется, живет очень богато, разнообразно и глубоко. Не подозревая только одного, что вся его яркая жизнь не выходит за пределы содержательного, седьмого уровня. Поэтому и не происходит реального воцерковления у современных людей, что они упрямо держатся и как бы богато и глубоко живут содержанием, то есть знаниями. А в основе – самолюбием. В то же время современное детство живет не столько знаниями, сколько пестротой знаний и пестротой впечатлений. В основе такой жизни лежит самоугодие. Душе детской так жить удобно и комфортно. Ребенок деятелен, активен, порой неожиданно сметлив, умен, находчив. Но не из сыновства, не из почитания, не из любви к Богу или к святым. Хотя знает о них, казалось бы, все. Живет из самоугодия и поэтому не внимателен к другим, но к себе требует внимания, не сам заботлив, а ждет заботы о себе, не знает никаких правил поведения, потому что живет собой, своими настроениями и переменчивостью своих хотений. Капризен, настойчив, упрям, неуравновешен, непочтителен, разболтан, неусидчив. Много сегодня таких детей.
Подводя итог, сопоставим попарно уровни. Увидится их различие – легче будет возвращаться к нужному, да и детей можно будет не вводит в соблазн. Деятельно-прикладной – то есть уровни среднего состава человека мотивируются извне предметом, примером, предложением, тогда как нравственно-трудовой, то есть уровни глубины человека, подвигаются изнутри: совестью, добрым отношением, жизненными призваниями сыновства, супружества, родительства, гражданства, религиозностью.
В деятельно- прикладном человек, ребенок заняты красотой и совершенным исполнением дела. В нравственно-трудовом человек идет к ладному выполнению дела, и к церковному укладу. В деятельно–прикладном ищет самореализации и творчества, в нравственно-трудовом делает для ближних и близких, потому что любит, делает не притязая на ответность. В деятельно-прикладном живет тем, что нравится, увлекательно, избегает того, что не нравится, не привлекает. В нравственно трудовом живет и трудится там, где нужда, необходимость, страдание и боль. В деятельно-прикладом человек, ребенок к страданиям других и боли равнодушен, а за неустроенность дела приходит в досаду и гнев. В нравственно-трудовом человек скромен, заботлив, предупредителен. В деятельно-прикладном он соревнователен, завистлив, тщеславен, заносчив, горделив.
Сравним два других уровня. Пробуждение в духовном уровне – это поворот в церкви - организации к церкви-организму, то есть при внешней церковной жизни поворот к жизни внутренней, к внутреннему человеку. Возможно это, когда в религиозности человек склоняется к вере, той, что выше, от Бога. Живущий в содержательном уровне церковными знаниями отождествляется с ними и остается при своей человеческой религиозности. Она православна только по содержанию и по обрядам. В ней человек не имеет сил для преодолений греховных оснований или уз духа (по свят. Феофану Затворнику). Он остается в них, «силы благочестия отрекшийся» (2 Тим.3,5). Вместо подвижнических действий стяжания благодати довольствуется многим духовным чтением, разговорами и малым набором церковных действий. Иисусовой молитвы боится, однажды положив в душе предупреждение, что без руководства впадет в прелесть. Слыша, что в наше время спасение крестом и именем Христовым, тут же отводит это от себя –это мол, не мой путь. Содержательная религиозность не имеет внутреннего руководства и поэтому опирается в своей церковной жизни на внешние авторитеты – на святых отцов, на мнения священников и священноначалия, на религиозное все окружение. Что написано, что скажут и что говорят. Человек духовного уровня все три источника знаний тоже имеет, но извлекает их них с одной стороны нужное для мировоззрения, с другой – нужное для его практики церковной жизни, той практики, в которой слово знаний приправляется благодатью. В содержательно-религиозном уровне человек на практическое применение знаний, на труд над собой ради исполнения заповедей и на освоение подвижнических действий ради благодатной «приправы» к своей жизни не имеет желания, сил, не заряжен терпением и мужеством. В конечном итоге просто уходит от всего, что составляет труд в сторону святости. Причина простая. В основании содеражтеьно-религиозной жизни лежит самолюбие и влечение к миру. То есть два обета, которые давал при крещении, у него могут быть давно в забвении. Человека духовного основания отличают благоговение, страх Божий, покаянное настроение, вместе с тем простота, любовь, легкая веселость. При содержательно-религиозной жизни - внешний седьмой уровень, человек может быть интеллектуально одаренным, большая умница, обладать блестящими церковными и богословскими знаниями, прекрасный проповедник, или толковый мирянин, оратор, выдающийся организатор, строгий и требовательный в церковной дисциплине, может быть властным, масштабным, целеустремленным, многодеятельным. Это человек церкви - организации. О церкви-организме и о людях, относящихся к ней он из книг о святых много что знает, но не с такими, если они есть в его окружении. Даже сторонится их. Если окажутся на его пути, будет жесток с ними, непримирим, разделяясь с ними, будет жесток и даже опасен для них. В реалиях жизни такой человек может быть к заповедям равнодушен, в покаянии сух, к подвижнической жизни не способен.
В советском безбожии враг рода человеческого очень много трудился, чтобы от поколения к поколению сформировать таких внешних людей в стране. Они же затем вошли и в Церковь. Ему было много попущено Богом (смотри Апокалипсис), но и людей много было и есть, которые с легкостью, пребывая в нечувствии благодати и в беспечности, сами делались такими, полагая, что если они религиозны и живут в России, значит уже и православные. Когда же начнется сближение с католиками, а там и с протестантами, легко пойдут на это, мол, какая разница – все будто христиане. Жизнь в этом внешнем уровне (содержательно-религиозном) держится на тьме - «свет, который в тебе, тьма»- Мф.6,23 - , то есть на самоугодии и самолюбии. Поэтому никогда не знаешь, что от человека ожидать. Сейчас по видимости хороший, что будет завтра, никто не знает. Да и сам он не все о себе знает. Увы, в этом устроении многие из нас, нынешнего поколения России.
«Мы знаем, - говорит апостол Павел, - что закон духовен, а я плотян, продан греху. Делаю, чего не хочу, (и) уже не я делаю, но живущий во мне грех. Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу, злое, которого не хочу, делаю. В членах моих вижу закон, противоборствующий закону ума моего (духа, духовного во мне) и делающий меня пленником закона греховного. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7,14, 17-19, 23-24). Но сказав все это, апостол Павел предупреждает нас, чтобы не обольщались. «Будет время, - пишет он, - когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух».(2Тим.4,3-4). Сами же «еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться» (2Тим.2, 16-17). Это слово сегодня – идеи собирания во едино государств, наций и религий.
Что же мы видим сегодня? Видим, что задачу, которую ставили враги православия в России, они почти уже выполнили. С трудовым уровнем к 2000году почти полностью разделались. Растут уже два поколения, у которых трудовой уровень заменен деятельно прикладным, то есть профессиональным. Война Великая Отечественная на время встряхнула и отряхнула народ. В тылу к станкам встали рядом со взрослыми 12-14летиние подростки и работали по 10-16 часов в сутки. Это сила трудового уровня. Но после войны в краткие сроки Минпрос все вернул на старое место – труд подростков до 16 лет запретили. И в последующих поколениях сила этого уровня иссякла. Место ее заняла сила деятельного уровня. Вместе с этим в человеке образовался разрыв между деятельным и нравственным уровнями. Следствием этого стало исчезновение сил на устроение семьи. Биологическим и душевным влечением семьи образуются, но нравственного развития уже не знают. Духовная жизнь церкви заменилась внешней религиозно- содержательной, в которой сил противостоять падшему в человеке у христиан нет. Участие в таинствах еще как-то умиряет домашних между собою, но не надолго, и редко в духовное развитие. В итоге жизнь Церкви с ускорением начинает смещаться у одних в активное служение за оградой Церкви – религиозно-деятельное прикладное, у других – в удовлетворение религиозных потребностей для себя и ради близких, у третьих – в содержательно-религиозную жизнь с обильным чтением книг, паломническими поездками и подобными развлечениями в своем приходе. «Чаю жизни будущего века» уходит из жизни христиан.
Не для грусти все это пишу, а для здравого истрезвления и стремления к реальной православной жизни. «Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, - пишет апостол Павел, - и что слышал от меня, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2,1). На том и закончим это, и так уж слишком затянувшееся слово.
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев