Здравствуйте. Меня зовут Настя.

Спасибо вам большое за ваш труд! Прошу у вас духовного наставления, заранее извиняюсь за свои негативные эмоции. Постараюсь быть краткой и не буду описывать всю гамму чувств, опишу ситуацию по существу.

Мама давно болеет. Папа всё время нас с сестрой (мне 23 года, а ей 32) ругает, чтоб не тревожили маму, она эмоциональная, может быть повторный инсульт быть. Мама зная свою болезнь, пользуется положением. Последний раз она перестала чувствовать ногу, это не связано с инсультом, который был очень давно, и точно никто не знает сколько лет назад, мать сказала, что были тяжелые роды со мной, и думает что это из-за меня или из-за сестры "которая устроила вырванные годы". Сейчас врачи не смогли выявить причину нечувствительности стопы, она уехала в санаторий и стала просить у меня деньги, а то останется инвалидом, я будучи студенткой, не работая, стала просить у мужа, он часть денег дал, но этого было мало, и я в тайне от него взяла ещё часть суммы из общего бюджета. Мама сказала никому не говорить ни папе, ни сестре.

В итоге, сестра всё узнала, от нашей тёти, т.к. ей многие стали звонить и говорить, что мама у всех одалживает огромные суммы. Сестра была в жуткой обиде, ведь она живёт за границей и могла бы помочь, считает что мать её и папу выставила в неправильном свете словно родные люди не помогли бы. Самое страшное началось потом. Мы поняли что мама попала в беду, звонили врачам, может она чем-то ещё болеет и скрыла правду, чтоб нас не ранить, но врач наша сказала, что новых болезней нет. Стали переживать, что она взяла кредиты или пошла к целителям и попала к шарлатанам. Я обратилась к маме напрямую, сказав, чтоб ничего не скрывала от нас, чтоб не пыталась в одиночку справляться, что у неё есть близкие. Она сказала, что лекарства дорогие, но это была ложь, т.к. суммы были астрономические, можно было автомобиль купить. Я ей стала верить, может зарубежные лекарства, но обида осталась, что не доверилась нам, скрыла от сестры, которая имеет возможность всё оплатить, каждый месяц высылая по 30 тыс. руб. ей на лекарства, и ещё бы выслала, если бы та сказала. У меня такие смешанные чувства были, страх за неё, сострадание, обида, чувство неизвестности меня просто сжигало изнутри, ведь даже не знала каким святым молиться и что именно просить....просила Бога и всех святых о здоровье. Папа с сестрой поругали меня, что я их ослушалась и написала маме, когда она была совсем одна в чужой стране и могла от разоблачения что-то с собой сделать. Где было моё сердце?

Когда мама приехала, папа её стал в буквальном смысле допрашивать, что случилось...оказалось она хотела открыть бизнес и у неё не получилось. Для меня это было шоком, прикрываться здоровьем "Доченька, на тебя последняя надежда, иначе останусь инвалидом, мне не у кого больше просить денег". Самое интересное, она даже не извинилась перед нами. Папе сказала, что жалела его, хотела быть независимой ( я вижу в этом гордыню ). Она и так сдаёт квартиру и получает хороший доход, и сестра помогает и отец... Папа встал на её сторону, против нас с сестрой. Мать нам написала : ну не получился бизнес, что теперь повесится, чтоб меня простили? мне написала " Дорогая, я твоя мать, смени тон, своих детей будешь воспитывать. Я действительно болею, и часть денег идёт на лечение. Верну тебе деньги, не переживай. " Я ей высказала мнение, что она играет с огнём, и если будет угрожать суицидом это уже грех перед Богом, и что врать про здоровье нельзя. Самое неприятное, что я ей написала про то как я волновалась весь этот месяц, как плакала, что мне неприятно из-за её лжи и отсутствия доверия к близким, у неё есть и её сестра, которой тоже не доверилась, а сказала на здоровье. Написала маме, что нельзя пол правды говорить, что на здоровье, когда на самом деле большая часть на бизнес. Это всё прошло мимо неё, она сделала акцент только на деньгах, сказала, что просто одолжила и вернёт...и как у неё сейчас ухудшилось здоровье. Папа опять нас с сестрой ругает, что доводим мать... Но посоветуйте мне пожалуйста: как правильно было поступить? Промолчать? Сразу простить, сказать ничего страшного...не судить...Как? Всегда почитала авторитет отца, маме кривого слова не говорила, как она говорит яйцо курицу не учит... как поступить по-христиански? Мне кажется я плохая христианка, что осудила, что обиделась, что сейчас всё это пишу.... Как быть? Сейчас ничего ей не пишу, да и она мне не пишет. Мамина сестра, моя тётя, ещё извинялась перед ней за что-то....Мне кажется нельзя поощрять манипуляции и такое поведение, а молчание и извинения - это попущение, поощрение...

Может я неправа и сейчас во мне говорит обида, помогите разобраться. Хотя очень трудно сострадать, когда она на следующий день пошла в салон маникюр делать, хотя ей ещё долги отдавать, а у неё слабость на светский образ жизни, причёски, одежда, кафешки, сигареты (после инсульта). Я ей и написала, веди более скромный образ жизни, правильно расходуй средства и тогда не надо будет одалживать, тогда будешь независимой. Она обиделась.
От Боженьки был знак, когда отправляла деньги, в трёх местах куда ходила были проблемы с техникой, интернетом, мобильной связью...и именно когда очередь до меня доходила, начинались неполадки, переходили на другой компьютер - неполадки, а у других людей всё получалось.

 

Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)

В Священном писании много слов о последних временах, и о характере людей последних времен. Предваряя описания этих характеров, Господь постоянно в беседах с людьми повторяет: «свет, который в тебе – тьма есть», «кольми паче тьма» (Мф. 6,23) . То есть то нравственное в человеке, которое мы называем добром, и реально им живем, и из него складываем добрые свои отношения друг с другом, является по основаниям своим тьмой, потому что держатся духом самолюбия, самоугодия и мира. И по учению церкви есть не собственно Богом сотворенная личность, а человек после грехопадения превратившийся в индивида. Это-то существо и есть мы – индивид, или святитель Феофан называет это его самость. Отсюда и эгоизм, который не только у ближних наших, но в нас самих, и отношения между даже очень близкими, родными людьми все равно остаются где-то и как-то скрыто эгоистичными. В разных перипетиях жизненных обстоятельств, на жизненных путях вдруг начинает открываться самостное или индивидное наше устроение неожиданным столкновением друг с другом, где каждый начинает отстаивать свой интерес. Это отстаивание своего интереса и есть грех. Когда мы так делаем, отстаиваем свой интерес, мы порой теряем даже образ нормального человека, теряем своё естество. В вашем случае вы будучи дочерью, теряете свое призвание дочери, то есть призвание любви к матери.
Если же все-таки обратиться к нему нужно будет возстанавливать в себе к матери любовь. Любящая дочь, радеет о здоровье матери. А здоровья у человека три. Физическое, нравственное и духовное. Что делать с физическим нездоровьем чтобы мама выздоравливала – это всем понятно. Но любовь идёт дальше - радеет еще о ее здоровье нравственном. Вас возмущает характер мамы, её поступки, поведение . Не сказала правду. Значит не доверяет. Хуже того, лгала, обманывала. Т. е. ни во что не ставила. Не посоветовалась. То есть повела себя как не родная. Не попросила прощения. То есть отмахнулась, как от цыплят: «цыплята курицу не учат». И как ни в чём ни бывало, отправилась в маникюрный салон. «Не беспокойтесь, отдам вам что заняла». Ещё и до неё не доходит, что не в деньгах дело, возмущает её поведение.
Давайте на этом остановимся. Повторим всё, что пришлось пережить. Возмущает её поведение, обижает её отношение, оскорбляют её поступки, унижают её действия, задевает, что не просит прощения, уязвляет что говорит и как, обескураживает, что сидит в салоне.
На минуту отстранимся от мамы и вспомним случаи, когда чем-либо заболели, например, ошпарились кипятком. Сильно. Нас привезли в больницу. Врач начинает срочное лечение. Промывает, удаляет, накладывает мази, повязки, делает уколы, даёт лекарства, утешает, успокаивает, говорит, что всё поправим, вылечим, будешь здорова. Полежи в больнице, а потом выздоравливай дома, делая то-то и то-то. Представьте себе, если бы вместо всего перечисленного врач принялась бы выяснять обстоятельства и по ходу выяснения подробностей, почему и как кипяток оказался на больной, пережила бы много чувств и эмоций: возмущения, что больная не соблюдала правил обращения с кипятком, что на её голову свалилась ошпаренная, оскорбления, что вынуждена заниматься нищей, унижения, что вынимает на неё дорогие или дефицитные лекарства, задевает врача вид больной, запах, уязвляет беспомощность и безнадёжность, обескураживает обширность ожога. И ещё много разного такого. Приступит ли такая врач к лечению и сможет ли она лечить?


У вашей мамы действительно нравственное нездоровье. В таком случае любящая дочь будет радеть о нравственном здоровье мамы. Нужно ли для этого самой быть нравственно здоровой? Вот только переживаемые вами чувства и эмоции возмущения, обиды, оскорблённости, задетости и все остальное перечисленное выше и описанное вами в письме – это ли нравственное здоровье? Нет. Но есть доброе в написанном вами: «как поступить по-христиански, помогите разобраться». Этот начаток доброго надо будет вырастить теперь в большое дерево добра.
При посадке проклюнувшегося семени готовят почву. Очищают её от камней, сорняков, возбудителей болезней, от вредителей. Возмущается гордость – это камни. Оскорбляется, задевается самолюбие – это сорняки. Обижается, бурлит самоугодие – это сорняки. Обескураживаются, копятся претензии и точит саможаление – это вредители.
Задача первая – почву надо очистить. Первый помощник – стыд, вторая помощница – совесть, тут же, рядом скорбь к Богу за себя, нравственно больную и, наконец, очистительное покаяние, сближающее с любящим Врачом, Господом. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». (Мф. 11,28).


Когда душа дочери придёт в здоровье, когда успокоится от саможаления, притязаний и претензий, когда вернётся тихая, кроткая любовь к маме, тогда войдёт в душу упование, а с ним вместе терпение. Упование на нравственную природу мамы, упование на жизненный её путь и Божий Промысел в её пути, упование на премудрость Божию и Его, Господа, любовь к маме. Упование на участие Господа в вашей, дочери, любви к маме, войдёт в душу упование на попечение Господа вцелом о всей семье вашей, чтобы не разладилось. Чтобы оставалась единой, друг в друге верной. И это при всей разности характеров, при всей непредсказуемости поступков, при всё разрушающем порой поведении. Вы можете быть и будете не согласны с характером, поступками, поведением близких, родных людей. Но в своём рождении и появлении на свет от родителей, в своём происхождении от предков рода вашего, в своём возрастании от богатств и культурных накоплений Отечества вашего, своим вхождением в Царство Божие, в Церковь, и, наконец, в своём явлении в мирблагословением Бога и Промыслов Его о вас вы остаётесь неповреждённо, неизменно, неуничтожимо дочерью – своей семьи, своего Отечества, своей Церкви, а в итоге во Христе дочерью Царя Небесного.


Тою дочерью и в том возстановлении её в нравственном здоровье, в котором только и возможно услышать: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». (Мф. 25,34) «И пойдут праведники в жизнь вечную» (Мф. 6,20).
Вы пишите, папа ругает вас с сестрой. Сам же встал на сторону матери. Похоже, что он, чувствуя себя мужем, в своей супружеской любви к жене естественно защищает ее как жену. То есть как дорогого ему человека. При этом, совсем не обращая и не придавая серьезного значения всем ее разным жизненным движениям, поступкам, делам, полагая, что все это не в области главного, но то, что к главному прилагается, и поэтому есть – есть, нет – нет, какая разница. Хорошо делает, или плохо – тоже не имеет значения, главное, что они между собою, супруги, любят друг друга, и верны друг другу. Или он верен ей Это для него видимо важно, и он поэтому держит не просто ее сторону, а он держит сторону семью. Он защищает семью: себя и жену как единое целое. И вас, своих дочерей, он видит в составе семьи. И, ругая, вводит, возвращает в целое семьи. При этом защищая жену и ругая и удерживая вас, занят как раз здоровьем семьи. Хотя может быть на сторонний взгляд, попускает ей оставаться нравственно и духовно больным человеком. Но семья дороже, и здоровье семьи важнее. Из этого исходя, он защищает семью, а кажется, что будто бы защищает мать. Это свойство нравственного. Защищает Отечество, будто бы защищает семью. Стоит за Церковь, будто бы стоит за Отечество. А дальше? Дальше свойство духовного – стоит за всё человечество, будто бы стоит за Церковь. Это Господь, это Христос - искупил всё человечество, будто бы искупил тех только, кто пошёл за ним. Будто по виду человек, а реально Бог. Будто бы на кресте страдал, осужденный иудеями, а реально исполнял благословение Отца Своего Небесного. Будто бы понёс страданиями чьи-то грехи, а реально грехи всего человечества всех времён от изгнания Адама из Рая до Страшного Суда и возвращения людей в Рай и больше – в Царство вечное Небесное. Будто бы любя тех только, кто заповеди его исполняет, из них того особенно, кто на персях (на груди) у него лежал, а реально любя каждого, кто есть на земле, не взирая на его поступки, характер, поведение, не взирая на религию, нацию, государственную принадлежность. Будто бы избирая избранных, званых, достойных, а реально стадая, любя каждого и, не нарушая свободы, к свободе каждого взывая. И не сейчас только, но во все дни со дня крестных страданий и смерти. И не умерший только, но и воскресший. Не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Не только страдавший в Гефсиманском саду в молитве о чаше до кровавого пота «да пройдёт мимо меня чаша эта», но и входящий в волю Отца Своего Небесного: «Не как я хочу, но как Ты» (Мф. 26,39) и «не чего я (как человек) хочу, а чего Ты»(как Бог ждёшь от Меня, Сына Своего), (МК. 14,36); «не Моя воля, но Твоя да будет». «И был пот Его, как капли крови, падающие на землю»(Лк. 22,42,44).


В итоге на каждой литургии священник в алтаре, за закрытыми вратами и закрытою завесой берёт в руки дискос с приношениями и чашу и возглашает велегласно: «Твоя от твоих, тебе приносяще о всех и за вся». «О всех» - за всё человечество, и «за вся» - за тех, кто пошёл за Христом и теперь стоит в храме.


«Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48) – не в талантах, не в знаниях, не в умениях и не в званиях, но в одном только – в любви. «Совершенны будьте». Как можно врагов любить? Совершенною любовью. Она не спотыкается на действия вражьи, не задевается характером, не вступает в перепалку с действиями, не возмущается, не досадует, не ищет своего и себя не отстаивает. Она любит. Проникая в то в человеке и обращаясь с тем в нём, что Божье, пусть и повреждённое, и почти теряющее Богом данные черты, но тлеющее, едва тёплое, едва живое. Тем более нуждающееся если не в жалости, но точно в милости, в прощении, в конечном итоге, хотя бы в снисходительности. Поэтому апостол Иоанн пишет: «Дети мои! Станем любить делом и истиною. А что мы от истины, (узнаем по тому), что «чего ни попросим, получим от него (от Отца), потому, что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. Если сердце наше не осуждает нас, (то) Бог больше сердца нашего и знает всё» (1 Ин. 3,18,22,20). «Любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Мы должны любить друг друга, (и если так), то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенная есть в нас» (1 Ин. 4,7,11-12). Вы же «не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2,15). «Ибо всё что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». (1 ИН. 2,16)


Конечно, чтобы исполнить этот завет апостола Иоанна искренне верующие оставляли мир и уходили в монастыри. Слишком сильнО в нас падшее, т. е. похоть и гордость, чтобы, оставаясь в мире сем, преодолеть его. Но даже и в монастырях, знаем по житиям святых, не всякий переступал через житейскую гордость, т. е. не всякий ради любви Божией, совершенной, постригался в монахи, но чем-то другим подвигаемый, принимал постриг и делался лже-братией. «Они вышли от нас, но не были наши» ( 1 Ин. 2,19), - говорит о таких апостол Иоанн. Тем более в семьях сегодня, оставаясь людьми мира, люди живут житейскою гордостью. От того так много ссор, раздражений друг на друга – люди отстаивают своё друг перед другом, или настаивают на своём, и своё ценят больше, чем что говорит, или просит, или предлагает другой. И в таком разладе все домочадцы: супруги между собою, дети и родители друг с другом, сами дети в семье один перед другим. В похоти очей завидуют друг другу, злопамятны, укоряют друг друга и никак и нигде не хотят признать себя виновными, не могут прощения попросить, услышав просьбу о прощении не могут простить. В похоти плоти живут с одними в симпатии, с другими в антипатии, услаждаются плотью друг друга, пользуют друг друга для своего удовольствия, для удобной своей жизни, для комфорта, пользуются родными, делаясь иждивенцами, не работая, не учась, дома ничего не делая. Сегодня среди таких много сыновей, которым уже за 20, за 30 и 40 лет, а они всё на шее матери. Появились и дочери, которые пользуются богатствами отцов. Много мужей, преимущественно пьющих. Оказывается есть и жёны и матери, как это показывает ваш случай. О себе скажите: «Но и я недалеко ушла».


Что же теперь делать? Оставить всех и уйти в монастырь? Нет. Но в самой себе оставить всё, что мешает быть искренней дочерью, верующей и верной Христу. Это будет то же, что уйти в монастырь, но сделанное не внешне, а в вас самой. Оставьте суд, отложитесь от притязаний, отряхнитесь от обид. Вернитесь к себе дочери, вспомните себя верующую, покайтесь, исповедуйтесь. Положитесь на Бога и не спешите с нравственным выздоровлением мамы. Богу помышляющему больше видно, как и когда повести вашу маму по её жизненным путям. Сама она Бога не просит, просите Бога за неё вы. Читайте каждый вторник за неё канон Иоанну Предтече. Каждую субботу – канон Матери Божией, тот, что в молитвослове. Ради мамы правильно и внимательно держите пост в среду и пятницу, тем более многодневные посты. Будьте на службах, исповедуйтесь, причащайтесь, просите верующих и нищих молиться за неё. Пройдёт время такой вашей жизни – начнутся перемены с мамой.


В помощь вам приведу и свойства дочери, сыновние свойства:
- почитание
- принадлежность семье, Церкви, роду, Отечеству. Не маме или папе, как это сейчас в семьях внедряется, но целому. И после семьи – принадлежность Церкви.
- преемственность, не только генетическая, но нравственная и духовная. Когда в жизнь и жизненный путь берутся, усваиваются характер и строй семьи, т. е. её уклад, характер и строй жизни Церкви (общины), рода, Отечества (не государства, распоряжения которого могут меняться, а Отечества)
- забота о родителях, их здоровье физическом, нравственном, духовном, ответственность за семью, за церковную общину, род, Отечество. Забота о физическом, в том числе трудовая
- входить в жизнь заветами родительскими. В этом свойстве дети усваивают заповеди Божии и примеры святых, заветы родителей и старших рода, характер святых и лучших людей рода, Отечества.
В подкрепление свойств есть правила сыновние:
1. Не прикасаться к родителям судом. Не судите. Признак этого правила – нет обид, претензий, укоров к родителям. Общение с ними никак не омрачено.
2. Не участвуй в делах тьмы родителей
3. Советов, противоречащих совести, закону Божьему, правилам Церкви не принимай. В споры и пререкания не вступай.
Есть ещё общие правила нравственной жизни. Среди них « Три по три»:
- Не объясняйся, не пререкайся, не укоряй.
- Уступи, отдай, прости.
- Утешь, сделай за другого, устрой ему дело, период жизни, жизнь.
Ещё и ещё раз прочтите написанное. Вникните. И Бог примет вас и как чадо своё поведёт по трудным стезям жизни и Его Христового пути.

 

Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить