Здравствуйте.
Я не могу сказать, что я глубоко верующий человек. Проблем и грехов в жизни совершил не мало. Но по возможности хожу в церковь. Сейчас попал в очень нелегкое положение. Мне 30 лет. Уже 10 лет в моей жизни идет черная полоса. У меня нет ни постоянной работы, ни жены, проблемы со здоровьем, даже друзей и то нет. Появляется иногда работа на месяц два но с ужасными условиями которую долго не вытерпишь, а ничего нормального нет. Вообще в жизни полная пустота и невезение. В последнее время в голову лезут всякие нехорошие мысли о суициде. Вряд ли конечно я решусь на это но у меня уже нет сил. Каждый день я молюсь и надеюсь что в моей жизни что то изменится и наступят улучшения, но этого не происходит. Я уже потерял надежду и теряю веру в то что бог или кто то мне поможет. Я не знаю как мне жить. Я устал. Хочется наконец то радости в жизни. Как пережить все это и обрести свое место в жизни? За что Бог наказывает меня и сколько мне еще страдать?
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Добрый день.
К ответу, который вы получили раньше меня, хочу прибавить и свой отклик. Я писал его параллельно, не зная, что уже пишется вам ответ. Мне будет очень трудно сейчас донести до вас свою попытку помочь вам в вашем положении. Попробуйте настроиться на восприятие этого ответа, потому что речь идет о вашем характере. А все, что связано с характером, очень трудно подлежит перемене и изменению. Мало того, обычно мы не склонны к его перемене. И если кто-либо советует нам изменить характер, или говорит, что в характере нашем есть то, другое, не очень доброе и правдивое, тогда невольно начинается самозащита. Характер – это нечто такое в человеке, которое достаточно устойчиво, и оберегается самим человеком и сохраняется, вплоть до самой старости. Недаром люди, родившись в том или ином характере, через всю жизнь его проносят, а в старости умудряются еще и сугубо настаивать на нем, и утверждать его среди родных и близких, и сами утверждаются своим характером среди них.
Чтобы эта же ситуация не произошла с вами в вашей старости, время, какое у вас есть впереди, нужно применить для изменений в характере. Вам сейчас 30 лет. Это самый благоприятный возраст для перемен. Но для этого надо сейчас услышать, что такое характер, и тогда мы сможем как-то подойти к вопросу: как можно над ним работать, что значит, как вы будете поступать с самим собою. Но так как большинству людей свойственна самозащита, и заключается она в том, что человек отсекает слух на указания относительно его характера, неприятные для него, или не согласные с его мнением о себе, тем более если указывают ему на устои его характера, или на причины, человек сразу отсекает слух. Он или внутренне, или внешне отмахивается: «да ладно вам, да будет вам, или поживем - увидим». Обычно у людей уже есть свой набор приемов, которыми он уклоняет свое сознание от предложений испытать свой характер, тем более испытать его внутреннее устроение. Вплоть до полного закрытия слуха. Вы обратили внимание, как часто в Евангелии Господь говорит одну и ту же фразу: «Имеющий уши слышать, да слышит». Повторяя многократно эти слова, Господь тем самым говорит, что слышащих людей мало. Но им не нужно эти слова говорить, они и так слышат. Говорит же Господь эти слова тем, кто и имея способность к слуху, но разучился слушать. Его Господь побуждает. «Остановитесь, - говорит Он – не читайте дальше, но вернитесь к прочитанному, перечитайте, задумайтесь, услышьте для размышления, и еще раз вникните и услышьте для исполнения, затем еще раз прочтите, услышьте на этот раз для спасения. «Имеющий уши слышать, (но забывший о них, или сам же и приглушившийся в них) да слышит». Здесь слово «да», значит, потрудившись – после пробуждения и трудов вновь пусть слышит. Блудный сын так пробудился и стал слышать.
Сегодня много людей, которые читали психологические книги с описанием внутреннего устроения человека и его характера. Но поразительно: никаких перемен в характере у них не произошло и не происходит. Они знают о своем характере, могут даже другим его описать, но сами в характере остаются без изменений. Сегодня еще и демонические учения, типа астрологии, раскрывают человеку характер со стороны яко бы влияния звезд. Это влияние звезд расписывает человеку падшее его естество, и человек, опираясь на астрологию, закрепляет себя в предопределенности своего падшего характера. Мол, под какой звездой родился, значит, таким ему и умирать. И выискивает он из описаний астрологических о своем характере то, что ему ближе к сердцу, или нравится. А что не нравится, или удивляется тому, отмечает, что еще и это возможно, но ничего с этим делать вовсе не собирается, как и с тем, что просто пропускает мимо слуха.
Вы пишите, вам 30 лет – это время Христово. Господь по достижении этого возраста вышел из пустыни и начал Свою проповедь, совершая чудеса, исцеления, изгнания нечистых духов из людей. Он явил Себя Богом перед людьми. Вместе с тем нам указал, что возраст 30 лет – это особый возраст, в котором Бог выходит или приближается к каждому человеку. Это приближение человек начинает чувствовать пробуждающейся навстречу Богу религиозностью, расположением к вопросам веры, вниманием к церковной жизни. Тем более она у вас уже есть: «по возможности, - вы говорите - хожу в церковь». При этом что-то каждый из нас может менять в своем характере сам, что-то меняется потрясениями со стороны внешней жизни. Но фундаментальные черты характера изменить может как раз Бог. Его участием и помощью происходит преображение человека, то есть изменение его характера. Или, если смотреть по В. Далю, «нрава человека, нравственных свойств, качества его, свойств души и сердца» ( Толковый словарь живого великорусского языка, Олма, М. 2007 г, т. 4, стр. 348). Для этого Господь Своею силою, силою Своей любви и силою благодати Духа Святаго приходит к человеку и меняет его. Чтобы это изменение и эта перемена произошли, нужна воля человека навстречу к Богу, его «Аминь» - согласие. Здесь мы с вами встретимся с другой греховной стороной нашего характера, то есть безнравия, которая вовсе этого не хочет. Поэтому в Евангелии многие слова, которые Господь произносит Своим ученикам, или народу особенно, Он заканчивает словами: «Имеющий уши слышать, да слышит». То есть имеющий способность к восприятию слов в свете благодатном, когда слова приправлены солью – благодатью, имеющий труд навстречу этим словам, и имеющий согласие – «Аминь» - да будет так – на исполнение их. Характер, в котором человек акцентуирует себя как «я» для большинства людей нашего времени - это не есть то, что может слышать благодатное сопровождение слов Божиих, тем более слышать участие Бога в таинствах.
Сейчас всем этим я хочу обратить вас к чему-то такому в вас которое есть слух, способный слышать то, что я попробую вам сказать. К сожалению, больше, чем сказать, а дальше порекомендовать практические действия, я сделать для вас не могу. Поэтому попробуйте услышать, внутренне как-то расположитесь навстречу. Тем боле тем, что вы задали тот вопрос на сайте, вы этим уже расположились навстречу к ответу. Но надо расположить до самой глубины.
На земле у людей, практически у всех, формируется характер падший, то есть характер, в котором человек уклоняется от Боа, склоняется к земной жизни, и земную страстную жизнь воспринимает как жизнь, и кроме земной жизни собственно жизни уже никакой не чувствует. Хотя во многих религиях, в том числе и в христианстве, известно, что существует жизнь души за гробом. Тем не менее, в представлениях и сознании людей жизнь за гробом как некое далекое – далеко не воспринимается жизнью, потому что достаточно ярко и сильно человек чувствует жизнь земную во всех проявлениях падшего естества. Он живет как бы естественной жизнью, а о том, что эта жизнь падшая - тому не отдает себе отчета. Даже если как христианин, знает об этом, то не прилагает каких-либо усилий для того, чтобы освободиться от нагрузки падшей натуры в своем естестве.
Через что и как получилось дьяволу, соблазнив человека, ввергнуть его в характер, уклоняющийся от Бога? Фактически в своем зе́мном характере, человек начал путь уподобления врагу рода человеческого, который, будучи духом, сам в мгновение ока отделился от Бога, и стал враждебен Ему. Человек же, имея кроме духа душу и тело, и имея глубокую связь между всеми тремя составами, в силу инерции этой тройной связанности, не отложился от Бога, и не сделался противником и врагом Его. Это произошло только с ангелами, которые есть только один дух. Чтобы уподобить себе, врагу рода человеческого пришлось развернуть против человека долгосрочную, много тысяч лет уже совершающуюся программу уклонения людей от Бога, ради уподобления их себе самому.
С чего это началось? Святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению» пишет, что каждый человек в духе своем схвачен узами духа, которые не естественны для нас, и которые не Божьи, но происходят от противника Бога - дьявола. В основе человеческого существования лежат трое уз, или попросту три духа -дух самолюбия, дух самоугодия, и наконец, дух мира, то есть увлеченности земной жизнью во всех ее направлениях. Дух самолюбия святитель Феофан называет прямо и открыто – дух дьявола. Но в вашем случае мы сейчас будем говорить не о нем, потому что уподобление по духу самолюбия сатане, и постепенное уклонение от Бога приводит к болезненным состояниям, таким, как шизофрения. А уклонение от Бога, совершающееся в духе самоугодия, в конечном итоге приводит к уподоблению враждебному Богу и человеку бесовскому миру. В самоугодии такое уподобление, принимая болезненный оборот, завершается суицидом. Это два разных вида характера, и два разных направления жизни людей, которые приводят к двум разным результатам. Одни люди, приходят к шизофрении, другие к суициду.
Из письма вашего видно, что с детства ваш характер формировался по направлению самоугодия. Как это происходит? Через закрепление в виде характера в человеке различных впечатлений или движений детства. Дух самоугодия – это постепенно формирующаяся в характере потребность, чтобы окружающие угождали вам. Самоугодие живет оборотом дел, предметов, событий и людей в сторону угождения себе. Окружающих поворачивает на себя, требуя, чтобы люди угождали. Правильные родители учат и наставляют ребенка как раз, наоборот на угождение другим, ближним. Поэтому побуждают его, преодолевая самоугодие, служить ближним. Таких примеров очень много, когда родители правильно ведут воспитание детей. Это отцы и матери. Но есть папы и мамы. Они любят ребенка самоугодной любовью. Они любят ребенка сейчас и здесь, не сообразуя поведение ребенка с его будущим. В то время как отец и мать видят ребенка здесь и сейчас, но идущего по пути жизни. Чем из большей дали жизненного пути ребенка они обращаются с ним здесь и сейчас, тем решительнее отсекают они в ребенке его самоугодие.
Первые родители – папа и мама - как бы любя ребенка, на деле угождают ему, удовлетворяя все его телесные, а потом и душевные потребности. У ребенка же потребности в скором времени перерастают в требования, а требования перерастают в распущенность и капризы. Появляются разные способы претворения в жизнь потребностей, требований и капризов. Например, когда дитя еще не говорит, но плачет, кричит, дальше в своей настойчивости плачет до посинения, в настойчивости самоугодия. У других детей, наоборот, бывают истерические крики и вопли. При этом ребенок нервно реагирует на любое прикосновение к нему, дергается, машет руками перед собою, хватает маму, или бабушку за волосы, с силою теребит, настаивая на своем, сучит ножками, и так далее. А мама или бабушка в чувственной слепоте собственного самоугодия продолжают развивать и закреплять самоугодие в ребенке.
Подрастая, такой ребенок приобретает различные формы истерического поведения: кидается на пол, бросается бегать по комнате с криком и визгом, швыряет вещи в разные стороны, все, что ему ни предлагают, дают - ничего не хочет, тут же бросает на пол, или откидывает от себя, отмахивается. В итоге некоторые из современных детей начинают обзываться на родителей, с силой вырываться из их рук и даже драться с ними. Есть даже и кусаются. Это разные формы поведения самоугодия, которые частым проявлением приобретают постоянство, и закрепляются в характере. Эти проявления в детях верности самоугодию, могут разниться между собой: одни такие, другие такие. В своих потребностях, требованиях и капризах, как это они производят, дети отличаются один от другого. Равно и самоугодие имеет свой окрас. И поэтому самоугодием дети тоже отличаются одни от других.
Но дело даже не столько в том, что различаются, сколько почему эти проявления самоугодия становятся чертами характера, т. е. нрава. И, будучи такими, привлекают к себе не Божий Дух, но вражий. Или наоборот, этими проявлениями самоугодия человек уже с раннего детства, младенчества вовлекается в царство князя мира сего. И входит в состав царства его с такой невозвратностью, хуже, с такой убедительностью, что ничем его в Царство Божие уже не вернуть. Но даже и то великое множество людей, которые религиозной потребностью вошли в православную христианскую жизнь, следуя внешней церковной жизни, во внутреннем своем остаются верными самоугодию И не сами прилаживаются православию, но православие прилаживают себе. Этою причиною, закрепляющею проявления самоугодия в характере или в нраве, является любовь к себе и ко всему, что во мне, то есть что мое во мне. Любовь эта называется своенравием. Очень выпуклый образ этого явления в человеке приводит Владимир Даль (Толковый словарь живого великорусского языка, М, 2007, Олма- Медиа, стр. 34). «Желание делать все по-своему, на свой лад, и требование, чтобы другие подчинялись этому порядку; своенравствует – упорно настаивает на своем, делает или живет по-своему, чудит, чудачит. Своеобразный человек, самостоятельный, не идущий слепо по следам других. Своеобразничать – хотеть быть признанным таким как есть. Старообрядцы – своеобрядливы, своеобрядливость составляет сущность их веры».
Своенравие – есть особое свойство падшего естества, через которое закрепляется в человеке характер. Таких закрепляющих свойств три. Второе – упрямство. Третье – страх, животный и душевный. «Так неразумная строгость черствит и упрямит ребенка, делает его ослушным, своевольным. Упрямый – не принимающий ни советов, ни приказаний, делает все по-своему». (Там же, стр. 315). И о страхе в словаре В. Даля сказано: «Боязнь, опасение, паника, трусость; со страху поджилки дрожат, страх обуяет и растеряешься» (стр.182). Если страх Божий – это страх согрешить, то животный страх – это страх смерти, увечий, боли; а страх душевный – это страх опрофаниться, опозориться, боязнь молвы, что скажут, подумают.
Своенравие закрепляет в характере разнообразие проявлений самоугодия. Упрямство закрепляет проявления самолюбия, от него же и силу имеет. Страх животный закрепляет в человеке плотяность, страх душевный – удерживает характере человека лесть, угодиливость, двуличие.
Если теперь вернуться к вам и вашему письму, можно примерно обрисовать развитие с детства. Видимо родители и семья, особенно может быть бабушка, защищая друг перед другом самоугодные выплески ребенка, закрепляли в характере настойчивость жить ради себя и для себя. Возможно, родители все делали для ребенка. В итоге развился самоугодный характер. Когда же такого характера ребенок входит в детскую среду, он не может ни с кем подружиться, потому что он требует от всех, чтобы делали как он, или чтобы угождали ему. В играх он отстаивает себя, правила никакие не соблюдает, и вообще все правила для самоугодия противны. В конечном итоге он не хочет в этих играх участвовать. А если участвует, то часто заканчивается каким-нибудь несчастьем со стороны ребят, либо сам может обидеться, и раскапризничаться, выйти из игры с ревом и плачем. То есть то же, что он делает в семье по отношению к своим домашним, он это же самое делает и по отношению к своим сверстникам. С тою только разницею, что в семье ему все разрешено, а дети не собираются во всем ему потакать.
В подростковом возрасте отчуждение сверстников, их нежелание угождать переживается особенно болезненно. В самоугодии подросток хочет жить, он ищет подкрепления привычных ему ожиданий и требований к другим. В среде подростков это подкрепление и поддержка должна быть получена со стороны сверстников. Но у самоугодливого характера поддержка сверстников нужна для угождения его собственным взглядам, требованиям, потребностям. На это отвечать подростки будут по-разному, одни из самоугодия будут препираться, но много подростков самолюбивых. Такие спуску не дают проявлениям самоугодия. В итоге самоугодный человек чаще всего получает очень сильные отмашки со стороны сверстников – обзывательства, наезды, нападения, отсечение из своей среды, объявление всяких разных бойкотов, еще чего-то. Особенно это развито в среде девочек. Среди парней тоже это происходит, но более жесткими и мальчишескими способами: драка, кулачный бой, обзывательства, ненависть, ярость, озлобление. Самоугодие в подростковом возрасте наживает себе много болезненных ударов.
Если такими болезненными состояниями выйти в юношеский возраст, тогда, будут складываться серьезные изъяны в характере: опасения, подозрительность, недоверие, всегда готовность на обиду, обидчивость с обильными укорениями и неспособностью видеть свою вину. При том, что такому характеру свойственно своенравие. Смешиваясь с обидчивостью, пререканиями и укорениями в адрес всех вокруг своенравие легко развивается в злонравие, то есть вредность, в человека-наоборот. Как это отразиться на жизни? Так как вы пишите: «ни постоянной работы, ни жены, ни друзей, в жизни полная пустота и невезение». А ведь вам уже 30 лет. «Не знаю, как мне жить. Я устал. За что Бог наказывает меня и сколько мне еще страдать?» Давайте остановимся на этих словах. Можете ли предположить обратное? Что страдают вокруг вас. Кто? Все, кто по жизни отказывался рядом с вами. Сверстники, из их числа особенно те, кто могли стать вашими друзьями. Девушки, среди них та, кто могла стать вашей женой. Сотрудники по работе, которые искали в вас надежного соработника. Родные и близкие, особенно по достижении вами возраста 12-14 лет, когда подростки и тем более молодежь делается уже опорой для домашних: первое – в делах по дому, и если есть, то и по хозяйству. Второе – в повседневном обращении, третье – по жизни. Наконец, вы пишите: «Не могу сказать, что я глубоко верующий человек, но по возможности хожу в Церковь». Зачем? Чтобы постоять на службе и тем удовлетворить «религиозные потребности»? Если так, то вы недалеко ушли от протестантов, да и католиков тоже. Православие – это не только богослужение, исповедь, причастие, пост и молитва. Все это есть, пусть на свой лад, но в других конфессиях и даже в других религиях. Православие – это перемена жизни. Не только изменение строя и распорядка жизни, когда прежде не было богослужений, таинств, молитвы и поста, а при воцерковлении они появились. Но при изменении строя и распорядка жизни началась и идет дальше перемена самой жизни. На православный лад. Той жизни, которая совершается в период между богослужениями и каждый день между утренними и вечерними молитвами.
Очевидно, что при православной перемене жизни не может «10 лет идти черная полоса», и не могут «в голову лезть всякие нехорошие мысли о суициде».
В наше время появилось такое явление – задержка в развитии. В своем нравственном развитии вы, похоже, задержались в возрасте 5-6 лет. Т. е. дальше развитие не пошло. Нравственное задержалось, а вперед вышло своенравие. Это заградительное свойство в характере. Оно не позволяет никаких перемен жизни. На чем жизнь основалась, в вашем случае на самоугодии, из того она и разветвляется. А своенравие эту разветвленность проявлений самоугодия закрепляет в характер. У своенравия есть еще одна особенность, как и у двух других заградительных свойств в характере – упрямства и страхах. Она в том, что заградительные свойства не поддаются осознанию. Все вокруг говорят о нем и даже «его же носом в это свойство тычут», но человек увидеть в себе его не может. Так сильна в характере преданность заградсвойству, что человек сам себя в обиду по этому свойству не поставит. Отсюда запрет самоукорению, заглушка для совести, омертвение веры, иссушение покаянию, выгорание религиозной ревности, задолго до начала ревности духовной.
Что же теперь с этим жизненным грузом делать? Прочтите внимательно все написанное еще два раза. Особенно начало. А дальше пишу три группы действий, которые можно делать одновременно все три, можно выборочно, одно- два, что по силам, или на что будет отклик, с последующим добавлением всего остального. Можно последовательно – сначала сделать все из первой группы, затем из второй, и наконец, из третьей. Нужно будет усилие, особенно в начале, потом потребуется настойчивость, и со второй половины нужна будет решимость дойти до конца. Из практики скажу сразу – будет периодами трудно, могут нападать лень, безсмыслица, чувство бесполезности. Помогайте себе пословицей: «Дорогу осилит идущий», напутствуйте себя словами: «Не моя воля – Твоя, Господи» - много, много раз.
Первая группа действий – деятельное покаяние.
а/ Подготовьте и принесите исповедь за всю жизнь: - кого обидели или кому причинили обиду; - кому нужно или можно было что-то сделать, он просил или вы сами видели, но вы не сделали. Неважно при этом, были тому оправдания или нет, кайтесь, не обращая внимание на оправдывающие обстоятельства, - когда вы различными средствами, способами, доводами настаивали, чтобы что-то было сделано вам или для вас, и добивались таки своего, - когда не добились и в результате обиделись, скрутились, укорили, возненавидели, разорвали отношения, обозвали.
б/ Все, что из исповеданного можно исправить – встретиться, повиниться, написать, сделать, подарок отправить, вещь занятую и не возвращенную, примириться – начните делать, сколько бы на это ни ушло дней, месяцев и даже лет.
в/ Напишите список имен близких, родных, знакомых с их днями рождения и именинами. Начните поздравлять их письмами, открытками, смс-ками в их личные дни и в дни церковных праздников.
Вторая группа действий – православная перемена жизни. Для этого найдите небольшую книгу митрополита Николая (Хадзиниколау) «Великая четыредесятница – путь, цель, награда», изд-во Сретенского монастыря, М. 2015 г. В ней 124 страницы. а/ прочтите ее. б/ начните вникать и размышлять над каждой добродетелью «сердечного места», «времени жизни», «глубины души», «высоты ума», и над «Господи и Владыко живота моего». Всего их 53. Если брать 2-3 на каждую неделю, тогда около 20-ти недель (примерно 5 месяцев) будете заняты этой работой. в/ параллельно с размышлением или по завершении вникновения начните что-то из усвоенного претворять в жизнь. Задача – в течение года воплотить в свой характер как минимум десять добродетелей, а в течение последующих трех лет довести их число до 20.
Третья группа действий – молитвы к Богу о благословении и помощи. а/ В псалтири после каждой кафизмы есть молитвы: «Трисвятое по Отче наш, тропари, 40 раз «Господи помилуй» и молитва. Начните их читать раз в день, повторяя все каждый раз дважды. В первый день после 1-ой кафизмы, во 2-ой день – после 2-ой кафизмы и так 20 дней. Затем повторите. В целом 40 дней. Кафизмы при этом не читая. Потом будет перерыв два месяца и опять 40 дней читаете молитвы, каждый раз дважды. Если хватит ревности, сделайте еще раз перерыв два месяца, и повторите чтение 40 дней третий раз.
б/ В дни 2-х месячных перерывов читайте Апокалипсис, к нему толкования. Очень хороши, если найдете протоиерея Геннадия Фаста – Москва, Никея, 2009 год «Толкования на Апокалипсис».
При всем при этом помните – вы работаете над преодолением самоугодия и своенравия. Осваивайте вместо них служение ближним, близким, Церкви и Богу. А там, глядишь, войдете во вкус и будет осваивать и угождение всем им.
В итоге уйдут из вашей жизни черные полосы. Уйдут сейчас имеющие уже хронический склад симптомы самоугодного характера. В вашей жизни это не просто черные полосы. Это жизненный порядок и беспутье вместо жизненного пути, которое вы устроили себе сами. Нужно помнить -если с самоугоднием ничего не делать, тогда вы обречены влачить свою жизнь в этом направлении с таковым характером до самой старости. Может быть, встречали такое выражение: несносные старики, которым ничем не угодить, и ничто их не удовлетворяет. Все вызывает каприз, раздражение, злобу, ворчание. Вот в такого старика самоугодный характер постепенно может вас привести. С этим надо что-то делать. Не откладывая. Тем более, что у вас с вашим 30-летием есть впереди три года Христова возраста.
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев