Здравствуйте, батюшка.
Муж ушел из семьи почти полтора года назад. Сейчас ребенку 6 лет. Семья наша строилась не правильно. Мы оба ушли из своих семей. Прожили вместе 6,5 лет. Жили не очень хорошо. Я не могла простить себе предательство первой семьи. Совесть сжирала. Когда родился ребенок, муж стал пропадать на работе. Приезжал поздно ночью и уезжал ранним утром. Ребенок его почти не видел. Я нервничала очень по этому поводу. Постоянно просила приехать пораньше, чтобы ребенок знал отца. Но нет, все воспринималось в штыки. Помощи по дому не было от мужа никогда и никакой. Совсем. Только деньги ежедневно выдавал на расходы. Я не работала.
Все случилось в один день, перед самым НГ. Сказал, что жить со мной не хочет. Оказалось, есть другая женщина. Тоже ушла из семьи, ее ребенок остался с отцом. Со мной развелся сразу же. Оказалось, что два последних года он жил мыслями о ней. В общем, из дома ушел в заранее купленную им квартиру. Сейчас живет с ней в доме, который якобы строил для нас. Человек оказывается, долго готовился к уходу, обдумывал, просчитывал. И бросил. С себя вины не снимаю. Была нетерпимой, часто плакала, болела много. Получается, у меня была семья с самой собой. Свои ошибки признала и покаялась. Но простить себя до конца не могу. Жить с грузом этим невыносимо. Но, самое главное, что тревожит- ребенок. Муж с момента ухода видел его несколько раз. На НГ, на ДР и еще пару раз, проезжая мимо дома, сажал в машину и увозил. Познакомил ребенка с новой своей женой. Она сыну не понравилась. Почему- не знаю. Прошло полтора года и вновь возник вопрос - бывший муж хочет забирать ребенка в новую семью.
Как мне быть? У бывшего мужа двое взрослых сыновей от первого брака, уже есть внук. Внебрачная дочь от еще одной женщины, с которой у бывшего мужа была многолетняя связь параллельно жизни с первой женой. Нашего сына он познакомил со своими сыновьями, когда мы уже не жили вместе. Нынешняя его жена оставила ребенка - подростка своему бывшему мужу. У меня волосы встают дыбом от того, во что я по своей воле вляпалась. Все осложняется тем, что БМ нас полностью содержит, я не работаю. В последнее время начался шантаж со стороны БМ через моих родственников, что раз он дает деньги, то имеет право забирать ребенка с ночевкой в новую свою семью. Видеться с ребенком я ему никогда не запрещала, просто просила о встречах отец- сын, без чужих людей. Но он не приезжал . Проходит время и требует опять ребенка к себе. Сын очень сильно переживал уход отца, тем более тот не объяснил никак свое исчезновение, просто не пришел домой и все. Я еле выкарабкалась. Думала, не выживу.Но, с Божией помощью начала оживать. И опять- я даю деньги, имею право на все, что захочу.
Не знаю, как правильно поступить. Отдать ребенка в эту семью? Пусть видит, что это норма- бросить и жить припеваюче? Иметь детей от разных женщин? Как доверить ребенка женщине, которая своего бросила? Да и сама я предала свою семью первую? Что делать с этим? Еще страшно от того, что БМ совсем - совсем не считает, что делает недопустимые вещи. Говорит- это жизнь. Как спасти ребенка? Он зачат был в блуде. Я изо всех сил стараюсь вылезти из этого болота, ребенка вытащить. Понимаю, что очиститься от содеянного вряд ли возможно. Но пытаюсь. Как мне отдать сына в эту семью, где считают нормой все происходящее, демонстрируют окружающим свои отношения, новая женщина бывшего мужа на глазах у своего сына- подростка ведет в спальню моего бывшего мужа. Выхода не вижу. Батюшка, что мне делать. Сын отца любит, хоть молчит, но знаю, что скучает. Не моя ли гордыня говорит- не пускай туда? Помогите советом, пожалуйста. Отцу моего сына 50 лет. Неужели в этом возрасте человек ничего не понимает. Да, еще он финансово обеспеченный, чем очень гордится. И очень любит, чтобы его просили- все и обо всем. Я же отстранилась от него полностью, деньги присылает на карту. Не звоню, родственникам запретила даже слово про него говорить, если кто- либо что- нибудь спросит. Со всем смирилась. Просто живу, не касаюсь этих людей никак. Но вот с ребенком что делать???
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Не знаю, помогу ли одноразовым советом, да и на расстоянии. Больше напишу для вашего размышления, может быть к будущим решениям.
Жизнь мальчика только начинается. И впереди как минимум три сферы жизни:
- Первая уже началась - отношения с отцом и с людьми его не вашей семьи.
- Вторая - в этом году, видимо, мальчик пойдёт в школу, появится среда сверстников.
- Третья - это интернет.
К тому, что есть у него сейчас - вы, его мама, и он - прибавится много более обширное и всё более влиятельное общение с разными людьми. Вопрос - как спасти ребёнка - будет возникать не один раз. С годами веер общения будет умножаться. Старшие классы, а потом жизнь за пределами школы, профессия, работа, своя семья. Дальше - свои дети, внуки, смерть и жизнь после смерти. Всему этому должно быть.
"Но вот с ребёнком что при этом делать?" - и этот вопрос будет по ходу жизни вставать и вставать. Сейчас перед вами, а потом и перед ним самим, только в другой редакции: что мне - будет спрашивать он сам себя - с собою делать? Это будущее вашего сына.
Но есть и настоящее - заделы, которые уже вложились в душе и в организм ребёнка. Есть родовая генетика тела и поведения по линии отца и по линии матери. Ею определяются наклонности поведения, а с возрастом жизненный путь или безпутье. Есть грехи родителей, отражающиеся в детях, в их поступках, грехи рода. В своих поступках дети умножают или продолжают грехи родителей и грехи рода.Есть в сыне вашем доброе наследие вас, родителей, и доброе наследие рода. Оно-то и определяет много доброго в его характере. Наконец, есть Богом данное нравственное естество в мальчике, его нравственные призвания - сыновство, супружество, родительство, гражданство, его, вашего сына, религиозность.
Это всё естественные призвания любви: сына к родителям, супругов друг к другу, родителей к детям, граждан и соплеменников друг с другом, всех - к Богу и Церкви. Этими призваниями образуется на земле семья, Отечество, Церковь. А чтобы все три были устойчивы Бог положил в естество человека преемственность и во времени непрерывность преемственности. Когда нарушается преемственность, тогда начинают рушиться семья, отечество, Церковь. Тогда и призвания любви погружаются в мрак и начинают портиться.
Мрак - это три греховных основания в человек - самоугодие, которое устраивает себе угодную жизнь, самолюбие, которое нападает на всех, кто не угоден или не угождает, и преданность миру сему, т. е. опора на окружающих людей и разные виды зависимости от них.
А портиться призвания любви начинают из-за страстей. По страстям и грехи, в которых испорченность призваний закрепляется.
Таким образом, есть у ребёнка будущее, есть в нём закладки для реализации будущего, и есть ещё третье - сопровождение ребёнка. Это семья, Отечество, Церковь и через всё, во всём и надо всем Бог, ангелы и святые. Только последнее - Бог, ангелы и святые - всегда остаются верными ребёнку. Остальные три подвержены разрушению.
Тогда мать может остаться один на один с ребёнком и перед фактом разворачивающихся перед её сыном внешних перспектив жизненного пути или безпутья. На что тогда опираться ей в сопровождении сына?
На добрые закладки в сыне, на пять нравственных призваний любви, на Бога, ангелов и святых Его и заняться самой сопровождением его в жизни, чтобы выводить его на путь и уклонять от беспутья. При этом делать это правильно, т. е. рядом с ним и вместе с ним идти по пути только до 12-ти лет. Отпускать на самостоятельные отрезки пути до 17-18 лет. Отпустить в первые пробы самостоятельного пути до 24 лет. Для этого вручить его в сопровождение Отечества-государства и Церкви. И, наконец, благословить его на полностью самостоятельный путь с 24 лет.
В вашем случае на какое-то сопровождение сына в его жизни претендует отец. Узнайте на какое. Согласуйте с ним взгляд на будущее сына.
К сожалению, часто бывает, что отцы не ради сопровождения берут его на день-полдня, а для удовлетворения папиного самоугодия. Разница между папой и отцом та, что отец занят будущим детей и сопровождает детей в жизненном пути, а папа, живущий самоугодием, тешит себя общением с ребёнком и чтобы ребёнок лепился к папе, активно угождает разным сиюминутным запросам сына. Два самоугодия влюбляются друг в друга и этому посвящают время совместного пребывания. Увы, это пребывание не на пути жизни, это обочина и на ней пикник. Если это так, тогда конечно есть задача как-то ограничить такие встречи. Не прекращая совсем. Долго такие встречи редко бывают.
Но папа может быть уже сегодня чуть-чуть отец.
В дополнение к написанному откройте "Притчи царя Соломона" в Библии. Прочитайте, и не один раз главы с 1 по 7.
Помоги вам Господи.