За пять лет существования училища нами обретен небольшой, но для нас значимый /немаловажный, существенный/ опыт духовном попечения об учащихся здесь братьях и сестрах. За это время было у нас немало неоправдавшихся чаяний /разочарований/, но был и реальный опыт духовной жизни и начал духовного делания. Эта реальность пережита и испытана всеми нами - студентами, сотрудниками, и мною - духовником училища.
Это сообщение делается в надежде на то, что наш скромный опыт поможет миновать каких-то ошибок, мимо которых не удалось пройти нам, тем, кто только начинает трудится у себя на приходе или в епархии на ниве церковного попечения о духовной жизни /своей/ паствы.
Большую помощь при духовном руководстве студентами нам оказали и оказывают книги святых отцов и учителей Церкви. В то же время мы увидели, что чтение духовных поучений никак не может заменить реального опыта собственной духовной жизни. При этом именно в опыте обнаруживается тот характер чтения книг, свойственный поврежденной грехом человеческом природе, когда воспринимается и усваивается не вся глубина и полнота духовного смысла написанного, а только то, что хочешь или можешь воспринять на данном этапе своего духовного развития - не то что Божие, а что человеческое.
При первом чтении улавливаешь одно, а по прошествии времени и обретении некоторого опыта, перечитывая ту же книгу обнаруживаешь /и как бы прозреваешь/ порой, насколько был далек от понимая истинного смысла написанного, и чем глубже воцерковление, тем больше открывается эта разница, еще и еще раз убеждаешься насколько все человеческое далеко от Божиего. Всякий раз заново вчитываясь в творения /учения/ святых отцов, открываешь для себя что-то новое, ранее не услышанное, не понятое и не воспринятое.
Благословение нашего Владыки архиепископа Германа, учение Церкви и практический духовных опыт - вот три основания, три начала нашего обучения духовному деланию, умению отличать Божие от человеческого и постепенно приобретать навык стояния в Божием, а значит, в расположении сердца и воли к Богу и /о Боге/, которые постепенно все более и более становятся реальностью нашей жизни. Прежде чем начать разговор о духовной жизни студентов, как она происходит у нас в училище, хочется сказать несколько слов о том, что мы понимаем под организацией и, что считаем главным при решении этой педагогической задачи.
Духовная жизнь без делания, без постоянного труда над своим внутренним состоянием, сердечным расположением - жизнью быть не может, а делание требует четкого распознания предмета делания, и, если ты предмета не чувствуешь, то как ты будешь делать?
Если столяр не распознает, где у него береза, а где липа, где дуб, а где сосна, и равно обращается с разными породами деревьев, то о мастерстве такого делателя говорить не приходится /трудно/. Если же мастеровой /ремесленник/ даже не отличает дерева от металла, и одинаковыми инструментами пытается обрабатывать и то и другое, то, конечно, речь идет о лжеспециалисте - /незрячем/ делателе, который даже не знает предмета своего труда.
Поэтому первейшая задача духовника и педагогов училища научиться распознавать нравственное и душевное устроение студентов, и, хотя бы в какой-то мере, научить их различать собственные душевные движения. И, мне думается, что без этого фактора - внутреннего различения сердечных расположений, духовная жизнь, как делание, начаться не может.
Первое с чем мы столкнулись, это то, что духовная жизнь студента в училище складывается по-разному в зависимости от его предыдущего духовного опыта (или отсутствия такового) и состояния, с которым он пришел к нам. В начале мы зачисляли на первый курс всякого, кто выказывал ревностью к воцерковлению, порой даже не глядя на то, способен ли он к необходимому для всякого учащегося труду: усвоению знаний, работе с литературой, собранности во время аудиторных занятий; обладает ли определенными нравственным качествами, которые могли бы стать основанием для начала обучения и развития в себе навыков учебного делания, - это все мы полагали несущественным.
В итоге же мы обнаружили, что, во-первых, ревность к воцерковлению, как правило, вовсе не является постоянным сердечным расположением студента /и не может долгое время оставаться неизменной/. Во-вторых, не имеющий достаточной решимости к изменение своего собственного нрава студент, рано или поздно сталкивается со всеми негативными проявлениями своего характера и начинает "погрязать" в них.
Когда период воодушевления после поступления проходит и начинается время будничных трудов, тогда обнаруживается, что такой студент к ним даже не способен подступиться, ибо когда он полный раздражения на всех и вся, начинает бегать от послушаний, или обиженный чем-то сидит в своей комнате, не желая никого видеть, - о каком духовном делании тогда может идти речь? Хотя, находясь в добром расположении духа, иной из них способен успешно сдавать экзамены и даже показывать отличные знания учений Церкви, но при этом в практической жизни может, например, и не вспомнить о том, что в ситуации нравственного напряжения, необходимо обращаться к Богу, или, по меньшей мере, соблюдать нормы нравственного приличия или удерживать себя от проявления возникающих в душе обидчивости, раздражения или негодования.
При этом часто в этих состояниях студент даже и не предполагает обращение к Богу. На первых порах своей духовной жизни он просто даже не вспоминает об этом, и от момента появления способности вспоминать, до обретения устойчивого и ясного (ни чем не омраченного, исполненного искренности) навыка искать у Бога заступничества и помощи, у каждого из студентов проходит очень разный период времени /проходит у разных студентов очень не одинаковый период времени/. Некоторые к этому навыку приходят в течение полугода, другим требуется год и два, третьи только к четвертому курсу начинают вполне входить в это духовное делания /в полной мере исполнять эти правила духовной жизни/.
Оказалось, что продолжительность вхождения в навыки обращения к Богу, хранения совести и правил нравственного поведения /приличия/ существенно зависит /может зависеть/ еще и от помощи со стороны преподавателей и с моей - как духовника училища.
Среди зачисленных студентов были и такие, для кого напряженная жизнь училища оказалась не по силам уже в первые месяцы пребывания в нем, а для некоторых это обнаруживалось к концу первого курса. Нарастающее раздражение, вызванное неприятием порядка и правил общежития, требований, которые предъявлялись к их духовной /молитвенной/ жизни и отношению к учебе /и поведению/, обнаруживало неспособность нести принятый у нас строй жизни, и они сами уходили из училища.
Встреча с самим собою, со своим нравом, для некоторых студентов оказывалась, порой, настолько сильным и болезненным потрясением, что в отдельных случаях могла /отчасти/ и повредить его воцерковлению или нарушить нормальный ход его духовно-нравственного развития /духовной жизни/.
Во всем этом мы увидели нашу /собственную/ серьезную недоработку. Ведь возможно было уже в период испытаний сразу сказать, что он не готов еще к тем требованиям, которое предъявляются в училище и ему нужно еще, может быть, год-два побыть условиях в своей приходской жизни, чтобы лучше подготовится, а затем уже поступать. При этом хорошо было бы ему подсказать над чем ему нужно работать, к чему стремиться особенно в отношении изменения своего нрава и духовного состояния.
Поэтому сейчас на вступительных испытаниях мы стали внимательнее присматриваемся к тому, насколько духовно приготовлен студент. Причем произошла некоторая эволюция самих вступительных испытаний при приеме у училище, изменился сам их характер. Очень много внимания уделяется начальному нраву поступающего. Если в нем нет необходимых нравственных /свойств и/ качеств, то это мы рассматриваем как серьезное препятствие для его обучению в нашем училище, потому что справиться с некоторыми проявлениями собственного нрава в условиях напряженной жизни училища, такому студенту бывает практически невозможно.
Более строгий отбор абитуриентов приносит свои плоды. Последние два года показывают, что нынешние второй и первый курсы более устойчивы, чем все предыдущие, более постоянны во взаимоотношениях, легче справляются с условиями жизни в училище.
При поступлении абитуриенты приходят с разным духовным резервом и с разной нравственной основой, без которой духовное делание фактически не возможно. Первое время студенты пребывают в воодушевлении, которым и питается их ревность к духовной жизни. Переход от этого воодушевления к действительному духовному труду, то есть деланию духовному, представляет собой целый этап в жизни человека. Подобно переходам от детства к отрочеству, от отрочества к юности и затем к зрелости, которые сопровождаются перестройкой всего человека, начиная с его телесного и кончая душевным и духовным. Также, как и в такие возрастные переходы, переход от одушевления к духовному труду - есть серьезнейшая перестройка всего человека, а значит студент должен быть к ней приуготовлен. Значит, период воодушевления и есть время для такого приуготовления. Если оно не произведено, то духовное воодушевлении в человеке постепенно угасает и вся его церковная жизнь превращается в чисто внешнее исполнение порядка и уставов Церкви. Он посещает Богослужения, исповедуется, причащается, но в нем нет внутреннего труда и внутренняя духовная жизнь постепенно прекращается, а все внешние обращения к освящающим действием становятся для него всего лишь привычным навыком. Мы видим тогда, как постепенно труд над собственным нравом и устремление к нраву Христову и обретению Евангельского образа становится для человека чем-то отстраненным и малозначимым, не удерживаемым даже в его сознании, в то время как проявления его греховной натуры, приобретают все более устойчивый характер.
ЭТАПЫ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ
Стратегию духовного воспитания мы стали выстраивать, исходя из представлений об этапах воцерковления, сложившихся у нас за последние два года. По опыту приходской жизни известно немало случаев, когда человек на десятом году своей церковной жизни вообще забывает о том, что есть два нрава - его нрав и нрав Христов, он перестает замечать, что все его внутренние переживания далеки от нравственных переживаний изображенных в Святом Евангелии.
Это в начале, на первом этапе воцерковления, по духовному воодушевлению, по призывающей благодати Божией, открывая в себе греховную натуру, сильно переживал, ужасался узнавая, что оказывается и это грех и то - грех, и что он весь погряз в грехах. Но такое состояние у человека обычно длится три, от силы пять лет, а дальше если оно не поддерживается трудом духовным, начатками духовного делания, - человек, фактически, постепенно обмирщается по своему внутреннему устроению, оставаясь при этом во внешнем церковным. Нечто подобное может происходить и со студентом и, действительно происходит, если последний не руководим в своем духовном развитии.
Второй этап - этап нравственного труда. (см. аудиокассеты "беседы о воцерковлении").
Как мать не все время носит младенца на руках, но в какой-то момент ставит опускает его на землю, ставит на ножки и, наконец, совсем оставляет идти самостоятельно, - так и призывающая благодать Божия на втором этапе воцерковления уступает место собственным трудам человека. И как малое дитя, только начинающее самостоятельно ходить, постоянно падает, поднимается и снова шагает дальше, так и человек на пятом-седьмом году своей церковной жизни переживает неоднократные падения в греховные переживания или поступки, в первые очередь связанные нравственным несовершенством его характера, сложившегося за многие годы предыдущей нецерковной жизни под влиянием падшей человеческой натуры.
Эти падения неизбежны, но важны не они, а способность человека восставать от греха, держать церковный порядок своей жизни, исполнять свои христианские обязанности, жизненные послушания и служения, в тех условиях, которые даны Промыслом Божиим. Только теперь, на втором этапе, нести все эти обязанности становится во много крат сложнее, ибо нужно прилагать свой труд, нести определенный подвиг. Памятуя образ воодушевленного делания по призывающей благодати, теперь, храня ум /от (чего?)/, подвигать волю и располагать сердце к исполнению уже преподанного Богом образа церковной жизни.
На втором, трудническом этапе, нужно научиться по вере обретать и хранить нравственный порядок жизни, потому что Бог так хочет и так благоволит. Это время, когда человек заново навыкает ходить по десяти заповедям Божиим. В это же время Промысел Божий посылает человеку самые неожиданные и порой не предвиденные искушения и скорби, в которых и проверяется его верность заповедям и способность следовать им, подается возможность обрести устойчивый навык их исполнения во всякое время и на всяком месте, научиться твердо стоять в них. При этом по премудрому Промыслу Божию /Божиему/ искушения носят сугубо личный, индивидуальный характер.
На этом этапе почти нет покаяния. Есть только скорбь, порождаемая чувством вины перед Богом за свое греховное состояние, ревность о исполнении заповедей и упование на Него. Такое сердечное расположение способствует оживлению молитвы и труду над ней. Лишь явные падения в наиболее тяжелые и опасные грехи, грубые нарушения десяти заповедей, в этот период могут вылиться в живое покаяние.
Третий - этап содействующей благодати Божией. Нравственный и молитвенный труд, совершаемые на втором этапе, на третьем - начинают получать все более ощутимую поддержку содействующей благодати Божией. В результате нравственное чувство и молитва получают не передаваемые словами качество и характер. Поначалу это может происходить едва приметно, затем все более явно. Человек при этом учится стоять по-прежнему в нравственном и молитвенном труде. Всякое устремление навстречу благодати Божией, попытки возгревать ее собственными усилиями, приводят к противоположному результату - оскудению нравственного и молитвенного делания, то есть к оставлению нравственных поступков, исполнения своих обязанностей, послушаний, служений, молитвенный правил. В ответ на такое оставление человеком нравственного порядка жизни благодать немедленно отходит от него. При этом возникает опасность, что человек, пытаясь удержать и вернуть благодать своими мнимо духовными исканиями /стараниями/, продолжая к ней стремиться, может впасть в ложные настроения /состояния/ и чувствования, называемые у святых отцов "прелестью".
Таким образом, Господь участием Своей благодати не только содействует его трудам, но Сам хранит человека от отложения им подвига собственного смиренного молитвенного труда и нравственного порядка жизни.
/Таким образом, Господь участием Своей благодати Сам хранит человека в преобладании в нем молитвенного труда и нравственного порядка жизни./
Четвертый этап - хранение содействующей благодати. Пятый - этап совершенных добродетелей или жизни по совершающей благодати. Эти этапы столь высоки, что описывать их в рамках настоящего доклада нет смысла. Отметим теперь продолжительность каждого этапа. Первый, как уже говорилось, составляет период от трех до пяти лет. Второй этап, похоже, протекает в течение десяти и более лет. Есть люди, которые пребывают на этом этапе до своего смертного часа /самой смерти/.
Третий этап длится у сегодняшних людей 5-15 лет и больше, вплоть до конца жизни. Продолжительность четвертого и пятого этапов мы не знаем.
Как много людей достигают каждого из этих этапов и пребывают на них?
Первый этап призывающей благодати испытывают на себе все воцерковляющиеся люди. На втором - остается трудиться едва ли пятая часть /из числа/ всех прихожан храмов. На третий - выходят единицы. Сколько сегодня достигают четвертого этапа, и есть ли люди, пребывающие на пятом этапе воцерковления, мы не знаем.
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ
Богатое и обильное знакомство с учениями Церкви (до 10-11 церковных предметов за год) и такое "массированное" обретение знаний, в следствии влияния преобладающей пока еще в студентах страстной человеческой натуры, не может отрицательно не сказаться на их нравственной и духовной жизни.
Поэтому у нас поставлена задача и идет работа преподавателей над тем, чтобы курс теоретических и богословских дисциплин помогал жизнелюбию, пробуждал ревность /воодушевлял/ к нравственному и духовному труду, формировал с одной стороны мировоззрение, а с другой частью своего содержания был бы практическим руководством к жизни. Если курс правильно выстроен, то он открывает пространство нравственного и духовного делания для обучающегося.
Но в этом направлении у нас предстоит еще очень много работы. Большинство преподавателей курсы церковных дисциплин читают впервые, и поэтому приведение их в соответствие с поставленными требованиями займет еще много времени. Пока же студент получает какой-то объем знаний о Церковных учениях в виде просто информации, и у какой-то части учащихся это приводит к оскудению /охлаждению/ их духовной жизни.
Такое положение с преподаванием теоретических дисциплин нас сильно тревожит, и поэтому сейчас поднят вопрос: как соразмерить знания и жизнь, как выстроить подачу самих знаний, чтобы они поддерживали жизнь? Над этим все 5 лет идет работа, и то, что мы сейчас имеем, далеко от совершенства. Но пока мы вынуждены наблюдать такой, что при умножении знаний у части студентов оскудевает или начинает угасать /засыхать/ и искажаться /претерпевать различные неправедные уклонения/ жизнь духовная. Здесь им необходима специальная помощь, без которой студенты сами поддержать эту жизнь фактически не могут.
В связи с этим весь порядок четырех лет обучения у нас специально выстроен, имеет свою внутреннюю логику и последовательность, от первого до четвертого года обучения /как на всем периоде обучения/, так и внутри каждого года. Выстроено таким образом, чтобы все стороны жизни духовной жизни студента были поддерживаемы. И такой порядок устроения всего обучения и всего уклада училища свое дело делает и приносит добрые плоды. При всех недостатках, о которых приходится говорить, тем не менее, в целом четырехлетнее обучение /все же/ дает студенту встречу с духовным деланием, воспитывает некоторые начальные его навыки.
Для нас /сейчас/ ясно, что вести человека /на пути воцерковления/ просто на духовном воодушевлении - дело безнадежное. Как уже отмечалось, по естеству призывающей благодати Божией /какое-то время/ происходящее в человеке воодушевление, характерное для первого этапа воцерковления, должно использоваться для приуготовления к следующему этапу его церковной жизни. Если мы эту духовную энергию /и силы/ просто используем для усвоения содержания лекций и книг, для исполнения разных житейских нужд, но никак не подготавливаем его к постоянству (не зависимо от степени воодушевления) нравственного и духовного делания, то энергия эта /постепенно/ растрачивается и оскудевает, а мы, фактически, мало чем помогаем студенту в духовном смысле.
Если мы даже во всем другом ему помогаем - поддерживаем в нем доброе расположение к людям, жизнерадостное, чуждое печали и уныния настроение, уверенность в благожелательном отношении к нему всех окружающих, то этого может оказаться недостаточным для обретения душевных сил, необходимых на втором этапе воцерковления, когда встреча со своим нравом при оставлении призывающей благодатью, потребует больших собственных усилий. Ведь и неверующий, и язычник тоже мажор жизни знают, а что есть жизнь по Духу и бодрость духовная, студент может узнать только через духовный труд.
ДУШЕВНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК В УЧИЛИЩЕ
На обучение в училище принимаются люди, имеющие минимум два года активной церковной жизни. Все они водимы призывающей благодатью Божией и, став уже студентами, продолжают свое воцерковление, еще долго оставаясь на первом его этапе.
Духовная жизнь студентов при этом складывается по-разному и практически не зависит от времени обучения, то есть от объема усвоенных церковных знаний.
Можно выделить три группы студентов, соответствующие разным ступеням первого этапа.
Первую группу условно можно назвать "церковными обывателями" Ее составляют учащиеся, для которых еще не начались отношения с волей Божией. Они ее не ищут, и могут даже /не подозревать/ находиться в полном неведение того, что значит в их жизни воля Божия /что в действительности она /такое/ из себя представляет/. Им кажется, что если они выполняют весь внешний порядок церковной жизни - исправно ходят на службы, молятся, постятся, исповедаются, хорошо учатся и знают церковные учения, в том числе и учение о воли Божией - то это и есть для них достаточно полная жизнь в Церкви.
На исповедь они приносят грехи, но не имеют покаяния, потому что не имеют ревности о исполнении заповедей Божиих и /не ищут, не стремятся/ желания ее обрести. Ревность о заповедях рождается любовью к Богу и желанием угодить Ему. Она ведет к изменению своего нрава в нрав Христов. Но студенты первой группы любят /прежде всего/ себя, довольны собой и если кому-то угождают, то либо людям, либо себе. Правда, они себя так не осознают и об этом не догадываются. Самоиспытание, исследование и осознавание /сознание/ себя им незнакомо или сильно затруднено по причине склонности к самоугодию.
Поэтому они могут годами изучать церковные дисциплины /предметы/, нисколько при этом не меняясь в своем характере и важнейших проявлениях своей натуры. Они душевны, но не духовны. При этом могут иметь очень богатую и насыщенную душевную жизнь. Одни по дарованиям (интеллектуальным, музыкальным, литературным.../, живописным, кулинарным, ремесленным.../), другие по склонностям своего характера (любители порядка,/чистоты/, уюта, душевного общения, либо постоянно обидчивые, /"самоедные"/склонные к самобичеванию, придирчивые, привязчивые, либо требующие справедливости, уважительного или культурного к себе отношения, обходительные, многопопечительные и др.)
К послушаниям и правилам общежития они относятся не как к воле Божией, а как к поручениям и регуляторам жизни для ее удобства и большей организованности. В духовных беседах и наставлениях нужды не испытывают (не ощущают) /имеют/, а, если и обращаются к духовнику, то не из страха не угодить Богу и не из потребности уразуметь /иметь/ Евангельский образ действия в приложении к своей жизни, а ради обретения жизненных удобств через разрешение неизбежно /порой/ возникающих конфликтных ситуаций с ближними. Держаться всегда своего взгляда, мнения, своего порядка жизни.
Если и меняются в чем-то, то это не в связано у них с Евангелием или с заповедями Божиими, или с изменением отношений с волей Божией. Хотя призывающая благодать и подвигает их ко всем внешним церковным действиям, собственные воля и сердце еще не пробудились на встречу воле Божией. Поэтому нет потребности следовать Евангелию волей и сердцем. Усвоенное лишь сознанием содержание Евангелия подвигает их к исполнению только первой заповеди Божией, при том чисто внешним образом (сердце и воля остаются в своих привычках, похотях, и прихотях). И поэтому у них нет потребности искать волю Божию, а значит угождать Ему сначала исполнением правил общежития, церковного порядка и послушаний, а затем - обретением богоугодного характера. Их жизнь протекает вполне беспечно относительно своего спасения. Они живут в своем узком человеческом мирке.
Вторую группу назовем "кандидатами в послушники". Это студенты, которые в церковном порядке жизни участвуют по действующей в них призывающей благодати Божией. Но воля и сердце еще не просвещены. Только сознание усвоило содержание Евангелия и церковной жизни.
Сознание у них уже проникается необходимостью искать волю Божию, в правилах общежития и послушания. Но дальше сознания это не идет, хотя, освящаемое верою, оно уже и начинает соединять устав и послушания с волей Божией, в отличие от студентов первой группы, для которых правила и устав общежития и училища не более, чем способ организации жизни. Вместе с тем, дальше согласия, что так должно быть, студенты не идут. По вере исполнять правила жизни в училище, как волю Божию, они еще не могут и не хотят. Они так знают, но сердечного согласия реально жить в этом - у них нет.
Третья группа - "Послушники первой степени". Для них устав, правила училища, распорядок жизни, послушания являются богодарованными условиями их спасения. Они находятся на том периоде своего развития, когда внешний порядок церковной жизни приемлется, как воля Божия о них. Ради нее появляется готовность отрешиться от своих хотений и желаний, но отложение их происходит по действию сознания. Сердце и воля безмолвствуют. Разве что временами возникает воодушевление, студент решается на перемены в жизни, но горит этим недолго. Скоро все возвращается на круги своя.
Во время духовных бесед студенты этой группы не ищут духовного совета о внутреннем характере жизни, о поведении в различных обстоятельствах, о реальных отношениях с ближними, круг волнующих их вопросов не выходит за пределы внешнего порядка церковной жизни. Особой нужды в обращении к духовнику они не испытывают. Естественно, что эта группа студентов вполне довольствуется наставлениями общего характера, которое они извлекают, в меру своих непритязательных потребностей, из проповедей, книг и получаемых во время аудиторных занятий знаний /сведений/. Группа четвертая - "послушники второй степени". Они уже находятся на втором этапе воцерковления, когда призывающая благодать Божия уступает место собственным трудам послушника. Здесь у студентов в отношения с правилами и послушаниями начинают входить воля и сердце, но входят они теми расположениями и содержанием, какие в них есть - у одних упрямством и самомнением, у других - малодушием, у третьих - иными свойствами характера. Студент открывает сам себя. Начинается трудный период обретения навыка отсечения своей воли. Если у послушников третьей группы, живущих по притязающему, гордому, тщеславному сознанию, самохотения более или менее легко "отбрасываются" /отрываются/, то для многих студентов четвертой группы, у которых начинает о себе заявлять неочищенное пока сердце, - отложение себя трудно дается. Подчинить развращенные волю и сердце правилам и послушаниям можно здесь только верою. Над этим и идет работа.
Одновременно рождается вопрос: как нужно жить, чтобы исполнить волю Божию в своих отношениях с Богом, с ближними и с миром вещей? Евангельский образ такого жития становится необходим воле и сердцу.
/Евангельский образ такого жития бывает тогда /делается/ насущно необходим воле и сердцу./
Немаловажными и постоянными становятся отношения с духовником, от которого студент получает /имеет/ живое наставление и благословение. Студентов четвертой группы у нас единицы.
ВОЗРАСТАНИЕ ВЕРЫ
Когда студенты начинают приобщаться к духовному деланию, дальнейшее возрастание в нем невозможно, если нет причины (основания) духовной жизни, то есть веры, и поэтому поддержание веры, является важнейшим направлением /моментом/ работы в училище. Веру в студентах возможно поддержать только в том случае, если условия пребывания в училищной среде, будут способствовать ее поддержанию /хранению/ и укреплению.
Среда нашего училища - это среда верующих людей. Но, учась в училище, можно оказывается и не заметить, что живешь среди верующих людей, а можно сам фактор среды сделать важнейшим подспорьем в своем духовном возрастании. От чего это зависит? Если студенту не открыть глаза на то, что с ним рядом живут верующие люди и, что их проявления веры могут оказаться для него спасительным примером, от которого он может научиться исполнению воли Божией, почувствовать дыхание добродетели, то, из опыта мы знаем, что студент два года проучившись в училище, живя в одном общежитии с другими, на вопрос: "Знаешь ли ты примеры проявления Веры в нашей среде?" - мог растеряться и не ответить. После нескольких таких случаев, ставших для нас неожиданным откровением, мы начали проводить специально работу, помогая студентам осознать себя в среде верующих и научиться внимательно относится к окружающим людям: "поворачивать" учащихся друг к другу.
Этому очень способствует также и встречи с церковными людьми в паломнических поездках. Услышать и пережить на себе церковный нрав, прикоснуться в живом человеке /через живого человека/ к Церкви, Самому Господу, почувствовать Его Дух, Его нрав, Его характер. И через это испытать на себе действие Церкви. Это ли не драгоценная возможность для чающей Царствия Божиего Души?
Никакие книги не дадут этого. Единственно только Благодать Божия, врачующая всякого, которая подается в Таинствах Церкви, может возродить и восстановить человека, жаждущего перемены своего характера в нрав Христов.
Человеку дана большая способность душевного восприятия, напечатления живого общения души с душою. Поэтому встреча с живым преданием Церкви составляет важнейший момент в жизни студентов. Это событие дается человеку Богом и, если он его не использует для своего усовершения в церковной жизни, то только читая книги и слушая проповеди и беседы, из которых воспринимает словесное научение, участвуя в Таинствах, но при этом не имея встреч с живыми церковными людьми или не обращая внимания на них, - он может долгое время находиться в полном неведении /заблуждаться/ относительно своего истинного духовного устроения и, не имея навыка различения сердечных расположений, принимать мнимое благополучие своей духовной жизни за - действительное.
//- он может долгое время ходить в прелестных мечтаниях относительно благополучия своей духовной жизни и не замечать этого.//
Опыт таких встреч открывает, что и в самой среде студентов Господь дает это дыхания Своего содействия, Своего соприсутствия. Важно не пропустить этот момент, услышать его. пережить через своего брата или сестру, живущих рядом. При том, что брат или сестра в обычной жизни ничем как будто не выделяются, но, тем не менее, будучи людьми церковными /верующими/, они вдруг в каком-то поступке являют в себе дыхание Духа Божиего.
И вот, такая обращенность друг ко другу оказалась делом очень сложным. Призывы к этому, словесные наставления - воодушевляют на какое-то время, но будничность жизни и множество встреч в напряженных обстоятельствах послушаний, которые происходят в училище, приводят к тому, что человек чаще встречается с безнравием другого, нежели - с дарованным по благодати Божией нравственным поступком, и более - с бездуховностью, нежели с духовностью. И тем не менее, работа в этом направлении является одним из важных моментов нашей работы по поддержанию веры.
Другой фактор укрепления веры - это молитвенное обращение к Богу всем училищем в различных нуждах и искушениях - кто-то тяжело заболел, кто-то впал в упрямство, обидчивость, уныние, с потерей сил или сильнейшим желанием оставить обучение, уйти из училища. Тогда мы становимся на молитву о таком брате или сестре, как о немоществующих. И всякий раз мы видим плоды этой молитвы - они проявляются либо сразу же, либо спустя день-два, и тогда эти два, а то и три дня, мы молимся всей общиною /общиной/ каждый день, пока не отойдет его болезненность.
Бывали случаи когда традиционная паломническая поезда, например, могла состояться только благодаря материальной поддержке кого-либо из доброхотных жертвователей. Училище становилось на молитву, разовую или несколько дней подряд, и не разу Господь не постыдил наших упований на Него, - напротив, никогда не оставлял их безответными, всегда при этом подавая точь в точь по потребности /ровно столько сколько необходимо/.
ПОСЛУШАНИЯ
Послушание - это достояние только Церкви. Вне Церкви, весь остальной мир послушания не знает. Только Церковь знает этот удивительнейший и высочайший факт жизни - послушание.
Послушание - это отношения с Богом - Отцом Небесным, поэтому без веры исполнить его нельзя. А вера есть основа послушания.
Все, что заповедано нам Священным Писанием, не может утратить для тебя своей силы, если ты веруешь и имеешь по вере послушание. Установлением церковным - всякая власть от Бога (Рим. 13, 1).
//Все заповеди Священного Писания обращены к тебе и не утратили своей силы, если ты веруешь и имеешь по вере послушание. Установлением церковным - всякая власть от Бога (Рим. 13, 1).//
///Все установления Священного Писания имеют силу над тобою, если ты веруешь и имеешь по вере послушание установлениям Церкви. Всякая власть от Бога.///
Если ты веришь, что Господь - Вседержитель, и промыслом Своим Он учиняет над тобою /поставляет тебе/ старших и именно /таковых/ тех, которые уже пребывают с тобою (здесь и теперь), с таким характером, какой наиболее спасителен именно для тебя, в этот момент твоей жизни, - то ты послушается /своего/ Отца Небесного, это Его воля сейчас совершается через брата поставленного над тобою /старшим/. Научись принимать эту Божью волю, которая от старшего сейчас исходит, прими /восприми/ из его уст содержание повеления, а обо все внешнее, человеческое, то, что будет его /это повеление/ сопровождать - тон, интонацию, выражающую отношение к тебе, окрик, оскорбление - не спотыкайся, пропусти мимо /"ушей" своего сердца/. И это и есть начало твоего смирения. Смирившись пред волей Божией ты не услышишь в словах старшего ничего кроме /простого/ содержания /данного тебе/ послушания /повеления/.
"Пойди, вымой пол", " наколи дрова", "помой посуду", - ты прими это просто, сделай так - и ты послушен воле Божией. Но, так делать можно только в том случае, если ты воистину /истинно, действительно/ верующий, и в действиях старшего, да и любого человека слышишь, что в нем Божие, и что - человеческое.
Поэтому так исполняемое послушание становятся для студента /в училище/ важнейшим средством обретения веры /достижения возрастания в вере/ способом духовного делания, приводящим к возрастанию веры /обретению истинной веры/.
//Поэтому послушания в училище становятся важнейшим фактором возрастания веры /средством, которое способствует возрастанию веры/.//
Только верою студент может отсечь все свое человеческие в отношениях со старшим. Равно как и старший, давая послушание, должен совершать это просто ничего лишнего от себя не добавляя /к повелению/. Он должен отложить человекоугодие, избегать услаждающие /человеческое/ самоугодие словечки /типа:/ //уйти от человекоугодия, от всяких услаждающих /человеческое самоугодие/ словечек /типа/: "Пожалуйста", "милый", "дорогой", "не сделаешь ли ты", "не возьмешь ли...". Старшего должен просто сказать: "Брат, возьми ведро, вымой пол", "полей огород", "сходи в магазин"; "на кухне дежурит такой-то".
Оказалась, что как быть старшим, так и быть послушником - дело чрезвычайно трудное. Эти навыки человекоугоднического отношения, заискивания, страх перед встречей с характером другого, настолько сильны, что постепенное освоение простоты церковных обращений, оказалось для нас целом периодом в жизни каждого студента.
НЕСЕНИЕ СКОРБЕЙ
Еще один момент поддержания веры это правильное несение скорбей, различных нестроений и искушений. Мы в общем-то все знаем, что скорби и искушения есть орудие Божие и есть проявление Любви Божией, но, оказывается для того, чтобы от знания перейти к реальной жизни с таким душевным устроением, требуется не один месяц, и даже год, и требуется помощь со стороны духовника и со стороны преподавателей, равно как и помощь просто со стороны братьев и сестер. Старшие по духовному опыту братья и сестры непременно должны в этом смысле помогать младшему.
МУКИ СОВЕСТИ И ИСПОВЕДЬ
В духовной жизни студентов открылась одна особенность, которая сильно вредит их воцерковлению. Неверующий человек знает в своей жизни моменты мучительного томления совести. У него нет другого способа утолить эту муку кроме как носить это гнетущее ее повеление и, в конечном итоге, исполнить так, как совесть велит. Бывает, что совесть мучает неделю, месяц, а бывают и годы. Особенно остры муки совести, когда ближний умер, а ты что-то не сделал для него или сделал не так. Тогда муки совести могут сопровождать человека многие годы. И носящий в себе эту муку неверующий человек, конечно же, не будет совершать /делать/ тех поступков, из-за которых он мучим совестью. Равно и после когда совесть, наконец, успокоится, он долгое время не подступится к греховному делу, повлекшему за собой таким длительным мучениям.
Для человека глубоко воцерковленного, муки совести, известные и неверующему, усугубляются его отношениями со Христом, страдающим за него на Кресте. Господь невинен. Все грехи, которые вызвали Его мучительные страдания на Кресте, являются грехами твоими - это ты человек совершил эти грехи, твоими грехами страдает и мучается Господь. Эти страдания должен бы понести ты, ибо нет другого пути примирения с Богом Отцом, кроме как через страдания, но ты их не несешь и не сможешь понести, и потому Господь принимает на себя этот невозможный для тебя труд. Принимает по Любви к тебе.
Когда человек церковный переживает вину перед Богом за свои грехи, как страдание сердца за Христа распятого, то за этим стоит долгий путь воцерковления. Но только обретясь в этих прямых отношениях с Господом, Который за нас принимая страдания, примиряет нас с Богом Отцом, только через эти сердечные отношения, через эти сердечные страдания человек в Церкви приобретает вторую муку, кроме муки совести, которая знакома неверующему человеку - он начинает нести муку своей любви к Богу - Богу страдающему. Переживание этой муку рождает покаяние. Такой человек уже не совершит греха вторично, или долгое время будет удерживаться от него, не впадет в этот грех.
Таким образом, неверующий человек спасается муками совести. Верующий спасается и муками совести и покаянием. Что же происходит у нас сейчас? Человек, придя в Церковь, обнаруживает средство умиротворения совести /примирения со своей совестью/ и избавления от ее мук. Этим средством оказалась Исповедь. То есть, достаточно прийти на Исповедь, признать вслух свои грехи, батюшка совершит разрешительную молитву над тобою - и ты свободен. Ты теперь свободен от греха, ты от него разрешен (т. е. он тебе прощен), и ты можешь теперь спокойно жить, ибо никаких мук совести у тебя уже больше нет. Если ты, будучи неверующим, мог ходить и неделю и месяц, мучимый совестью, то теперь, став церковным человеком, едва согрешив, тут же исповедался и, по твоей вере в силу Таинства, все муки прекратились. Дальше можно свободно ходить, совсем не думая о мучении, а значит и не имея страха прогневать Бога, новым прегрешением, не опасаясь козней "врага", и таким образом, оставаясь совершенно открытым для возможного /последующего/ греха.
Почему так происходит? Потому что такой порядок церковной жизни и исповеди освобождает человека от мук. У него остается только давление сознания, что он совершил грех, но и оно снимается исповедью. За время своей церковной жизни он постепенно совсем теряет покаяние.
/?/ Может быть сказать, что-то о возможном изменении такого порядка исповеди, или наоборот о необходимости такого порядка (в его защиту)?//
И в конечном итоге, человек вообще приходит к состоянию: "А, что толку ходить на исповедь, если я все равно буду грешить? Я уже знаю наперед, что буду грешить."
Сегодня, когда наблюдая приходскую жизнь видишь уже давно пребывающих в Церковь зрелых и пожилых людей, которые исповедь воспринимают, как необходимость перед Причастием, потому что батюшка не допустит, - становится горько.
Такое же явление обнаружилось и в /ходе событий/ духовной жизни студентов, когда исповедь становится средством избавления от мук совести /примирения с совестью/. Это заставило нас всерьез взяться за труд над покаянием.
ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
Что служит этому труду? Во-первых, устроение молитвы. Необходимо хранить живые отношения с Богом. Во-вторых, необходимо церковное отношение к фактам и событиям жизни. Этому служит духовная беседа. Поэтому у нас студенты на втором, на третьем курсе уже приучены к духовной беседе, воспринимают ее как необходимое событие в своей духовной жизни, либо даже ощущают в ней потребность. Попадая в ту или иную жизненную ситуацию, студент, стремящийся к духовно-нравственному возрастанию /совершенству/, задается вопросом, как повести себя в ней /ее исполнить/ угодно Богу, и часто самостоятельно не может найти на него ответ, или не обнаруживает единственно верного решения, не уверен в своей духовной опытности. Тогда приходит с этим вопросом к духовнику, который ему помогает обрести правильное церковное отношение /духовное расположение/, то ли к конкретным событиям в отношениях, складывающихся между студентами (и преподавателями), то ли происходящих в процессе обучения или послушания, или объяснит, поможет услышать, даст почувствовать /подскажет/, как занять богоугодную позицию в отношении предметов труда, как примириться с самим собою.
Много сложностей и смятений возникает в отношениях сестер с братьями, братьев между собою, а равно и между сестрами. Направить эти отношения в духовно-нравственное русло /в русло духовно-нравственных событий/ чрезвычайно важно. Польза таких наставлений ощущается всеми студентами, и поэтому потребность в духовной беседе у всех есть, и постепенно возрастает, несмотря на то, что со временем студенты обретают и собственный навык распознания и различения своих настроений и движений души.
От общения с духовником студент постепенно обретает вкус к духовному деланию и навык его исполнения. Тогда и книга, становится /как бы/ духовным собеседником, начинает приносить больше пользы студентам. Они постепенно приобретают способность находить в читаемой литературе ответы на свои /те же самые/ духовные запросы.
Покаянию очень способствуют /служат/ уроки или духовные упражнения, даваемые духовником кающемуся в виде епитимий, которые сейчас многими воспринимаются как /налагаемое/ наказание. О практике епитимий много говорить не буду, но, насколько я сейчас вижу, без внимательного и точного врачевания, подаваемого через епитимию часто нельзя вовремя оказать нужную помощь. А такая помощь, очень важна, особенно в тех случаях, когда какой-то грех или страсть взяли верх над человеком, уже овладели им, начинают над ним довлеть; или, когда он сильно согрешил и теперь /чрезмерно/ глубоко скорбит об этом. Чтобы поддержать и умножить его сердечные, искренние отношения с Богом, нужна точно услышанная и выбранная /наложенная/ епитимия. Точная по содержанию молитвенного труда, по совпадению с настроением сердца, /пребывающего в скорби/ и /точная/ по содержанию скорби. Точная по времени - чтобы несоблюдением меры не охладить ревности /к покаянию/, и не оставить неудовлетворенным чувство /раскаяния или скорби/. /?/
ПРИЧАСТИЕ
Первое время, следуя практике московских духовников, которая соответствует и установлениям древней Церкви, я в училище /студентам/ благословлял Причастие, как можно чаще (раз в две недели). В результате такой практики человек начинает придерживаться регулярности Причастия, а за сердечным настроением перестает следить. Оно выходит за пределы его внимания, а, соответственно, и за пределы его духовного труда. Пришлось отказаться от регулярности Причастия. Теперь у нас студент сам решает, когда ему причащаться. Естественно, появилось внимание к словам "да не в суд, или осуждение...", стала умножаться и становиться более глубокой и индивидуальной /усиливаться/ работа приготовления к Причастию, внимание к сердечному настроению и состоянию.
Важным стало переживание на исповеди действительного покаяния. Бывает, что студент приходит на Исповедь с хладным сердцем, но с сознанием того, что он должен прийти. "Батюшка, я два месяца не исповедовался, что мне теперь делать?". - "Почему ты не исповедовался? Ведь тебе надо было прийти и припасть к Богу, именно потому, что у тебя такое состояние. Становись на колени перед Евангелием и Крестом и молись /Богу помолись/: "Господи, пришел к Тебе, "дотащил" себя до Исповеди, но стою перед Тобой совершенно холодный и ничего не чающий, нечувствующий и не знающий.” Пусть ты пришел такой, но ведь теперь, когда ты пришел, ты уже не один, - мы с тобой вдвоем, а "где двое, собраны во имя Мое, там Я посреди их", - сказал Господь, Он будет с тобою, - "и если двое... согласятся на земле просить о всяком деле.., будет им от Отца Моего Небесного" (Мф. 18, 19-20). Веруешь ли ты этому?". - "Верую." - "Так вот из этого чаяния и из этой веры сейчас помолись, и я буду молиться с тобою".
И в скором времени мы оба слышим: да, действительно, Господь непреложен в Своих обетованиях /словах/, и Он участвует в наших делах /на земле/ и приходит на помощь. Душа студента начинает постепенно потепляться /размягчаться/, и, глядишь, от Исповеди он уже отошел с умягченным сердцем. Конечно, это требует от духовника большого времени, внимания, знаний и опыта.
О ДУХОВНИКЕ
Духовник в училище нужен как человек, несущий самостоятельное и особо важное служение, свободный от всех других послушаний. Какое духовное руководство необходимо студентам?
Первое - наставление, как нести послушание, сохраняя свое сердце в чистоте от своеволия и своенравия.
Послушания занимают у нас в училище больше времени, чем учебные занятия. Поэтому студенты со своем нравом в послушаниях встречаются постоянно. Мы обнаружили, что нрав, или характер, студента имеет особенность "проявляться" постепенно, как /на фотографии/ на экспонированной фотобумаге, брошенной в проявитель, начинает /постепенно/ вырисовываться /проявляться/ изображение, а подержишь подольше - /оно/ почернеет, - до такой же "темноты" /"черноты"/ может проявиться и нрав студента, если вовремя не остановить. Причем до поступления в училище, он в себе такого характера мог не знать, а в училище он неожиданно встречается с такими его проявлениями, что порой, сам ужасается от самого себя. И это все обнаруживается и происходит именно в послушаниях.
Поэтому наставления в исполнении послушаний - важный момент духовного руководства жизнью студентов. От духовника нужна бывает помощь:
- в преодолении отрицательных свойств характера;
- приобретение правильных отношений с ближними (сестра-брат, брат-брат, сестра-сестра;
- в исполнении духовных действий: молитвы, поста, Богослужения, личного правила.
У нас многие студенты (по ревности своей) имеют /испрашивают/ личные правила /благословение на дополнительное личное правило/. Кто-то читает Каноны, Псалтирь, кто-то кладет поклоны и т. д. От духовника требуется не только благословить (или не благословить), а очень важно еще руководить человеком - определить срок и время исполнения; вовремя приостановить выполнение правила и дать отдохнуть или заменить другим.
Одной из ведущих /важнейших/ сфер попечения духовника /Важной и трудоемкой /наибольшей по времени/ областью духовного наставничества/ является воспитание в студентах умения "приложить" Евангелие, Псалтирь, Ветхий Завет, Притчи /Евангельские притчи/ к событиям своей жизни для того, чтобы получить правильный образ поступков, сердечных настроений и мыслей. Несмотря на то, что многое объясняется в ходе занятий преподавателями духовных дисциплин, мы обнаружили, что приложить объяснения к личной жизни не всякий студент может, для большинства - это целый этап в воцерковлении.
Встреча с тем, что той или иною притчей или словами того или иного места Евангелия, Господь обращается прямо /лично/ к нему, что все написанное в Священном Писании приложимо к /касается и/ его личной жизни, для студента часто оказывается неожиданным откровением. Задача духовника помочь этой встрече.
//Встреча с той или иною притчей или с тем или иным местом Евангелия в своей личной жизни, для него оказывается откровением.//
Такие встречи-откровения или прозрения происходят промыслом Божиим, и в обычной жизни каждого человека, но оказывается в этом можно помогать, и помогать достаточно точно, применяясь к внутреннему устроению каждого студента /"отчетливо"/.
Наконец, от духовника требуется содействие в исправлении сознания, помощь в преодолении множества неправильных житейских установок, ложных ценностей, смыслов и жизненных ориентиров, детских запечатлений, обид, которые будучи совершенно не осознаваемы, бывают долго не преодолимы. И помощь духовника здесь просто необходима /тоже очень важна/.
Незаменимо и его участие в обретении навыка духовного делания. Оно начинается с того момента, когда человек пережил помощь Божию в своей немощи. Многие люди, под действием призывающей благодати легко идет в церковную жизнь: им легко молится, легко стоять на Богослужении, легко прибегать /приходить к Исповеди, к Причастию, легко читать книги / - все легко/. Но, если эту легкость сделать основанием своей духовной жизни, то в скором времени человек придет к оскудению или полной ее потере.
Поэтому пока такое благодатное воодушевление дается человеку, ему обязательно надо обратить внимание на те моменты, когда он в немощи, или грех начинает довлеть над ним, то ли обязанности, которые он выполняет становятся ему в тягость или послушание. Если в такой-то, как раз, момент он обратится к Богу и получит явную помощь, вернее ясно ощутит, услышит ее, ибо помощь всегда подается, но не всегда обнаруживается духовно неопытным человеком, тогда с этого первого опыта может быть положено начало духовного делание. И здесь возможна помощь духовника.
Но это не есть еще само духовное делание, начаться оно может только после того, как человек испытал содействие Божие в себе, пережил такой момент, когда он, побеждаемый грехом, вдруг получил явное содействие Божие, потому что он молился, и этим содействием /Божиим/ грех отступил, и человек услышал, как отпал грех - и это только начало, а не само духовное делания.
И задача духовника, чтобы человека обратить к этим моментам и обязательно дать ему тот труд, который необходим для обретения начала. Таким трудом, по Феофану Затворнику, является его молитвенное обращение к Богу своими словами. Сами слова здесь не имеют особого значения, но главное, чтобы в душе была искренняя потребность освободиться от этой немощи, избавиться от греха, и искреннее упование на помощь Божию.
Тогда, раз за разом, переживая момент отпадения греха, как начало духовного делания, человек постепенно обретает навык прибегания к этому началу. И это тоже время и это труд. И войти в эту работу тоже дело не простое. Среди наших студентов единицы в этом пребывают. Но, только обретясь в устойчивом навыке такого прибегания, можно говорить о духовном делании /труде над духовным деланием/.
ПРАКТИКА И КАНИКУЛЫ
Когда студенты попадают на педагогическую практику в детское летнее поселение, многие настолько увлекаются этим служением с детьми, что невольно забывают всякое обращение к Богу, поставленные в необходимость, хотя бы удержать детей в некотором добропорядке, добром настроении и мире. Смена у нас всегда заканчивается полным умирением детей, практически никто потом не хочет уезжать из летнего поселения, многие очень меняются в своем настроении. Студенты добиваются этого, но стоит это просто невероятных усилий с их стороны. В результате мы обнаружили, что к концу смены часть студентов вообще теряют отношения с Богом. Связано это еще и с тем, что сами студенты, конечно же, неустойчивы еще в своей духовной жизни.
По окончании летней педагогической практики, оглянувшись назад и обнаружив себя совершенно отпадшим от духовной жизни и погруженными в чисто нравственно-душевное и житейское попечение о детях, студент начинает смотреть, а что же с ним самим произошло? В этом студенту тоже можно помочь.
Мы не считаем произошедшее чем-то страшным - это просто реальность его жизни, этап собственного духовного движения /возрастания/, и нужно через это пройти, чтобы увидеть, что он в сложных обстоятельствах еще не может самостоятельно удержаться в своей Богообщения /нужде в Боге/.
Пока он в общине /в привычной обстановке/, в мирном устроение жизни его удерживает уклад училища - /постоянное/ общее молитвенное правило, участие в нем духовника, преподавателей и братьев студентов, - он храним в своем внимании к Богу. Но вот он попал на детское поселение или уехал домой на каникулы. События каникулярного месяца, тоже для нас важный момент в жизни училища и важнейший фактор воцерковления студентов, - проверка их способности самостоятельного исповедания Христа самим характером своей жизни. Во время каникул они обнаруживают свои реальные силы: насколько без общинного уклада способны /они/ хранить свое молитвенное устроение. Один студент вдруг обнаружил, что он вообще перестал выполнять келейное правило и даже не вспоминал о молитве, другой - наоборот, во время каникул /молитвенно держался и/ сохранился в духовной бодрости именно благодаря молитве. Подобные переживания, помогающие увидеть и испытать себя в умении и способности исповедовать Христа в жизни и хранении памятования о Боге - очень важное обстоятельство духовной жизни студентов.
Потом со всеми студентами идет разговор о том, что было пережито во время практики и каникул в духовном отношении и над чем нужно теперь работать.
Вопросы:
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ:
природа -
натура -
естество -
К Богу и о Боге.
хранить ум (от чего?)
серьезный - 3) существенный и важный по содержанию, не легковесный, не шуточный; содержательный; 4) требующий пристольного к себе внимания, чреватый важными последствиями, опасный.
МАЖОР - бодрое, веселое настроение (книжное выражение). ЖИЗНЕЛЮБИЕ - любовь к жизни (к жизни какой? обычно жизнелюбцами
называют людей умеющих брать от жизни все удовольствия, которые возможно от нее получить)
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ - не знающий уныния. ОБЫВАТЕЛЬ - человек живущий мелкими личными интересами.
САМОБИЧЕВАНИЕ - причинение себе нравственных страданий, обвинение себя с раскаянием за совершенные ошибки, проступки.
ФАКТ - действительное, вполне реальное явление, то, что существует.
ФАКТОР - момент, факт, обуславливающий течение какого либо процесса, явления; причина какого-либо процесса, определяющая его характер. Пример: Знание русского языка является весьма важным ФАКТОРОМ в общем развитии человека.
УМИРОТВОРИТЬ - привести к миру, успокоить