Цель сообразования – вхождение в Царство Небесное

Мы начали с вами новый учебный год. Отличие нынешнего года от предыдущих лет, в том, что мы этот год посвящаем сообразованию.

Фактически, вся наша земная жизнь есть возможность приуготовления к жизни в Царствии Небесном. Эта возможность дается по личностным силам, по факту крещения, с которого собственно уже началось пребывание человека в Царствии Небесном, потому что Царствие небесное внутрь нас есть, и быть тебе или не быть с ним это уже дело личное.

С одной стороны, это потребность, желание быть в том, что тебе уже дано, и что ты уже в себе носишь, а с другой стороны, – это есть труд, фактическое исполнение этого труда. И поэтому, как возможность, может быть нами осуществлена, если есть желание, и есть чем трудиться. Другая же стезя жизненная – это приуготовление, когда не можем сейчас использовать дар, уже данный нам в вере, которая вводит нас в Царствие Небесное, или положила в нас начало Царствия Небесного.

И тогда вся земная жизнь – это приуготовление к вхождению в него. И здесь тоже две важнейшие реальности.

Одна – такая мера приуготовления, которая после смерти обращает нас в ад. И, может быть, «За недосугом без покаяния умрешь».1 И оттуда, уже после Страшного Суда, будет вхождение в Царствие Небесное. Ибо Страшный Суд, по всей видимости, будет совершаться в аду, а получившие оправдание будут вводится в Царствие Небесное.

Вторая реальность, когда сразу после смерти, человек подхватывается ангелами и вводится рай.

Значит, приуготовление может быть двух степеней. Одно – не минуя ад, вводящее нас в Царствие Небесное после Страшного Суда или, может быть, до Страшного Суда по милости Божьей и по молитвам земным. Вторая – это вводимый идет по смерти сразу в рай.

Таким образом, цель и сущность самого сообразования – вхождение в Царствие Небесное и пребывание в нем.

В Царство Небесное не может войти грех, а, соответственно, поврежденность природы и личности. Более того не может войти первый Адам. Первый Адам жил в раю и пребывает сейчас в раю, но в Царствие Небесное входит Адам второй, то есть Господь наш Иисус Христос.

Он пребывает в Царствии Небесном в человеческом естестве и по воскресении ввел человеческую природу в столь высокое ее достоинство, что ею и в ней он может уже пребывать в Царствии Небесном. И, преподавая ее в Таинстве причастия нам, ОН преобразует каждого из нас в таковое же состояние, что и Он Сам.

Чтобы наша природа не просто очистилась до природы Адама, но освятилась бы, обожилась в человеческую природу Христа. Какая она и в чем разница знает только Господь и кому хочет Сам открывает. В Царствии Небесном Он совершил не просто восстание Адама в его природе, но возвысил Адама до себя, до Бога, когда Бог соединяется с человеком.

Адам мог общаться с Господом в раю, пребывая вне Христа, оставаясь в своей человеческой природе. Во Христе человеческая природа непосредственно включена в Личность Христа. Или Его Личность пребывает в человеческой природе и через нее, когда Господь, преподавая нам Таинство причащения, входит уже внутрь нас, а не извне общается с нами.

Соединение природы человеческой с Богом, неслиянное и нераздельное во Христе, также происходит и в человеке. В это возводит Господь каждого из нас. И в Царствии Небесном в такой близости люди будут пребывать с Богом, и эта близость и есть обожение.

Это происходит в Таинстве причащения как преобразование человеческой природы, но не без участия самого человека. И вот здесь уже Господь нисходит для того, чтобы преобразовать нас в то, чего нет в нас до Крещения. По Крещении оно обрелось в нас, и начинает быть внутрь нас как Царствие Небесное. И только в Крещении происходит преображение такое, которое человек не знал ни в раю, ни на земле.

Что же тогда требуется со стороны человека?

Сообразование – соединение со Христом

Требуется сообразование, то есть движение навстречу, согласие на новый образ себя самого, соединение со Христом. Но уже не во внешнем общении, а внутри себя, когда это уже не я, но во мне Христос, как говорит апостол Павел. И не то новое преобразованное качество которое было в Адаме в раю, а преобразованное в нового Адама и еще больше Адама – вот что такое сообразование. Значит, его сущность заключается в том, чтобы во Христе преобразоваться.

Сообразование имеет три возможности:

одна – это возможность уже сейчас осуществляться во Христе;

вторая – приуготовляется всей земной жизнью но, не минуя ада;

третья возможность – приуготовление всей земной жизнью ради того, чтобы сразу войти в рай.

Промежутком между земным человеком и сообразованием Христу, есть сообразование святым, которые исполнили это сообразование в ту или иную меру, но точно в меру третью, потому что они уже в раю, где много обителей ближе и дальше от Престола Господнего, вот поэтому имеется в виду разная мера. Прославленные святые – это преимущественно все те, кто совершили сугубо подвиг подвижничества.

Но рай наполнен не только совершившими подвиг подвижничества, не только преподобными, святителями (тоже из монахов), не только юродивыми, которые в миру жили, но совершали не мирским способом жизнь свою. Среди сонма русских святых есть святые, которые прославлены, прожив жизнь свою именно в мирском чине – таковы все благоверные князья, может быть, это особенность именно русская. На Руси среди прославленных мирян святых достаточно много.

Значит, можно войти в рай, прожив не только так, как описано в святоотеческой литературе, ведя монашеский образ жизни, но и прожив мирскою жизнью, через нее не только войти в рай, но даже быть прославленным, только «их славе предшествует смирение». (Притч. 15:33) Прославленных немного по числу, но вот рай наполнен уже множеством числом душ и это души людей, которые прожили не в монашеском звании, а в мирском.

В первый же день по воскресении Господь помимо разбойника ввел в рай и множество ветхозаветного народа, который не обязательно священнического сословия, не обязательно назареи, которые вели монашеский образ жизни, но и много праведников, проживших просто мирскую жизнь.

Мы будем говорить, прежде всего, о сообразовании, которое касается нашей мирской жизни. Некоторые из нас обращаются к жизни монашеской, но все равно находятся в том звании или в том образе своего жительства, когда надо осуществить сообразование мирского чина, а уж потом Бог даст собственно монашеского. Потому что по нашим временам даже постриженный в монахи все равно остается мирянином по своему внутреннему настроению. Будучи постриженным, он только проходит этапы мирянского сообразования. Вовсе не монашеского, до монашеского ему можно и не дорасти по нынешним временам. Мало кто вообще по своему внутреннему до монашеского сообразования доберется, потому что есть сообразование для нас сегодняшних.

Это сообразование Христу, это сообразование святым угодникам Божьим, ближе к нам – это самообразование мирянам, благочестиво прожившим блаженную жизнь и, по-видимому, теперь пребывающим в раю. «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души». (Притч. 16:2)

Еще ближе это сообразование всякому благочестивому христианину, который, может быть, своей деятельностью не дает еще сообразования Христу, но по каким-то отдельным проявлениям, некоторым качествам и свойствам, он уже являет ту или иную добродетель, тот или иной характер. Это те самые люди Церкви, которые нам с вами встречаются на пути, имеющие уже достаточный опыт и время пребывания в Церкви. И которых мы в паломничестве встречаем в храмах, а может быть, кто-то из них и заедет к нам на минутку. И мы в них слышим это дыхание Христова образа, Евангельской нравственности, Евангельских добродетелей. В подробности, какие они в жизни мы не знаем, но отдельные проявления можем вдруг пережить на себе.

И еще ближе – когда это сообразование бывает проявлением духовного и духовно- нравственного качества, которое мы можем свидетельствовать в ближнем, или участниками которого мы можем стать в общении друг с другом, в данном собрании ищущих сообразования, а значит спасения, братьев и сестер.

Одни из нас наделены теми или иными нравственными дарами от природы, с рождения, у других дарования воспитаны, то есть, обретены в ходе жизни, взращены. А у третьих они могут являться как какой-то сиюминутный порыв в событиях жизни. И мы вдруг окажемся как раз в этот момент либо участниками порыва братьев, сестер наших в поведении или же поступке, либо же свидетелями этого порыва.

Так что же есть сообразование по действию? Сущность самой природы человеческой раскрывается в сообразовании, то есть чего мы достигаем в самих себе. Мы достигаем чего-то и восстанавливаемся в самих жизненных призваниях.

Сообразование – это восстановление в своих жизненных призваниях. Почему восстановление? Потому что, с одной стороны, все жизненные призвания не имеют своего первоначального образа. После грехопадения во всех жизненных призваниях человек поврежден и поэтому необходимо восстанавливаться из поврежденности .

Второе, жизненные призвания требуют своего развития, то есть раскрытия богатства, заложенного Богом в образ призвания. Ну как, например, у матерей от ребенка к ребенку все более проявляется опытность. Это внешнее, а на самом деле сами матери говорят, что эта опытность во многом обеспечена самими внутренними откровениями, которые они переживают с рождением каждого нового ребенка и с каждым годом развития своих отношений с народившимися детьми.

Да, это внешне некоторым образом опытность, а по внутреннему – это как раз раскрытие в действиях того внутреннего образа, который уже дан. И он раскрывается, развивается, разворачивается во всей красоте и благоухании своем, как цветок из семени.

Три пути научения в жизни

С другой стороны, мы возрастаем в каждом призвании. Сама жизнь научает сверх того, что уже разворачивается в человеке. Это научение происходит тремя путями.

Первое, наиболее знакомое. Мы научаемся друг у друга или у других людей, более опытных. Это не просто раскрытие уже имеющегося образа, а это дополнение к уже имеющемуся у нас образу того, чего у нас не было, но чему мы научились от других. В том же материнстве, в том же супружестве, гражданстве, видя как другие делают или же, непосредственно придя в обучение у них и рядом с ними живя, мы перенимаем у них этот образ и учимся.

Вторая возможность – это личное научение, когда сам человек, попав в ситуацию, осмыслив обстановку, ищет лучшим образом совершить дело, событие. Лучшим образом приуготовиться к освящению, лучшим образом исполнить уединение или действия уединения. Потому что уединение – это не только внешнее уединение или уединенность, а прежде всего те внутренние делания, которые человек начинает совершать. И, напрягаясь всеми силами души к лучшему, он вдруг находит образ лучшего исполнения дела, события.

А дальше – это личное творчество самого человека.

Это он лучший образ сотворил, открыл, создал. И в этом созидании лучшего он научается. Это от себя исполнение лучшего есть нравственное поучение.

Например, он идет в отношение с папой или с мамой. Хотел утешить маму, а не может найтись в этом активном разговоре с нею, когда она расстроена, а он виноват в этом расстройстве, а может, и не он, но его задача сейчас – утешить. Это внутренняя потребность души – утешить маму. И он пытается найти слова из его опыта, в котором он сейчас одновременно и развивается. Надо напрягаясь, из развития извлечь утешение, но он не находится.

И вдруг, напрягаясь, включается уже деятельно, то есть созидательно, всеми силами души, как интеллектуальными, так и сердечными, деятельно волевыми, включается силой своего духа навстречу ситуации и в какой-то момент вдруг творит конкретное слово, конкретный поступок, конкретную интонацию. Творя, уже говорит, говоря, уже утешает, утешая, уже опять творит и так дальше. «Дух человека переносит его немощи…» (Притч. 18:14)

Разговор уже захватывает всех в этот процесс творения, его общения с мамой, в котором он слышит, что сейчас правдив, что сейчас точно произносит слова в утешение, действует в утешение и утешение чувствует. И все три имеют силу, и на его глазах мама действительно успокоилась.

То, что он произвел, он никогда раньше не делал, не встречал ни в каком виде, подсмотренном у кого-либо в опыте жизни или в своем личном опыте. Это он сотворил прямо сейчас по ходу своего общения. Вот это и есть творение, обучение в самом творении, обучение самим поступком, творчеством самого поведения, творчеством событий. Это происходит благодаря нравственному поучению.

Третья возможность исполнения новых обретений сообразования – в деятельном состоянии, когда тебе дается новизна по благодати, когда это духовные поучения.

Они тоже даются в самом событии. Вот ты перед фактом необходимости преодолеть свою немощь, плотяную немощь, через которую плоть вовлекает тебя в лень, но тебе надо восстать, или душевную немощь, когда душа вдруг пришла в расстройство, растерялась, может быть, пришла в какое-нибудь греховное чувство, обиду, раздражимость или еще что-то. При этом она пытается увлечь тебя в этот процесс, но ты не увлекаешься, ты стоишь против этого, хотя душа и зацепилась, но ты-то не зацепился. Ты какими-то другими силами души держишься, не зная как дальше восстать над возможностью своего падения, внутренне отлагаясь от худого, которое готово сейчас тебя увлечь.

Вдруг ты переживаешь духовное поучение, благодатное поучение, которое дает тебе и образ, и силу восстать над немоществующей плотью или немоществующей душою или же восстать над страстью.

И это тоже происходит в конкретной ситуации. Если этой ситуации не будет, то и нет нужды тебе что-то творить и в этом творении чему-то научаться, и тогда нет нужды тебе давать какое-то поучение.

Третий вид поучения – это духовное поучение. Благодать тебя научает прямо в самом действии непосредственного восстания над самим собою внутри себя. Ты раньше никогда так не делал, ты раньше никогда этого не знал, а теперь получил этот образ в конкретном событии и в конкретном действии, которое ты исполнил. И событие повернулось, как ему подобает повернуться по промыслу Божьему.

Развитие и усовершение

Обучение это всегда не просто развитие, это рост, усовершение. Если развитие раскрывает имеющийся в тебе образ, то усовершение добавляет к этому дополнительно сверх того, что ты уже имел. Фактически, личность человеческая и каждый из нас с вами развивается и усовершается. Всегда два процесса происходят одновременно.

Другое дело, что мы не всегда имеем к этому вкус, не всегда условия воспитания нас приводят к этому вкусу, мы даже можем просто об этом не ведать. Хотя, когда человек живет, приобретает тот или иной опыт, он же все равно становится другим. Мы говорим он развивается, в чем-то усовершается, и каждый за собой это слышит. Само развитие есть восстановление образа, и усовершение есть уже сообразование с иным образом.

Значит, в восстановлении своего образа, который есть развитие, мы становимся новыми. И, усовершая образ, который мы берем у других, мы тем более становимся новыми.

Другое дело, что это может происходить в неустроенном пространстве обучения и в не признаваемом пространстве учительности.

Помните про две области? Область обучающяя – это усовершающийся образ, а образ учительная – это то, что идет изнутри, и она может быть не сознаваема человеком. Он, кажется, идет к чему-то, в конечном итоге что-то схватывает и закрепляет в себе, но все бессознательно, не разумея себя, не владея собою, тем более процессом своего учительного развития и учительного усовершения.

В учительной области тоже усовершение ведь происходит. Там не только развитие, но и усовершение происходит благодаря нравственным поучениям, то есть новым творениям поступков и, тем более, благодаря духовным поучениям.

Значит, сообразование есть восстановление падшего образа. Образ же заключается в призваниях, значит, в восстановлении, прежде всего, жизненных призваний. Поэтому в сущности сообразования есть еще второй момент: сообразование Христу и всем, что либо уже исполняющим от Христа.

Вторая область сообразования – это восстановление собственного образа жизненных призваний.

Сообразование по действиям вне и внутри

Что же такое сообразование по действиям? Мы это рассмотрим, как извне, так и внутри. Извне всякое призвание проявляется в служениях. Сын, дочь служат родителям и знают в какой момент, чем послужить, знают, как послужить. В призвании супружеском – это послужить мужу, жене. Супруги служат развитию призваний друг в друге и усовершению этих призваний. Тогда «На что и клад, если в семье лад».2

То же самое касается родителей, когда родители служат развитию призваний в детях и усовершению ребенка в призваниях.

Деятельная сторона проявление призвания – это служение. Гражданство тоже проявляется в служении. Начинается гражданство с крещения. Потому что в крещении человек восстанавливается в своем церковном достоинстве, как будущий гражданин Царства Небесного, сегодня пребывающий в земном гражданстве. Вот эта преданность Царству Небесному, но при этом жизнь еще в земном периоде, и есть начало гражданства земного.

До этого твое гражданство было поврежденное или же ложное, а теперь начинается развитие гражданства, как обретения целостности церковного и государственного служения. Целостности Церкви с земными образованиями: с малой Родиной, со страной, с государством, с земным сообществом. Когда они (Родина, страна, земное общество) развиваются вне Церкви, – это ложное гражданство, и мы способствуем этому развитию, мы пребываем в ложном развитии, в ложном пространстве, которое небу не принадлежит.

Там же, где начинается освящение страны, малой Родины, государства Церковью, где начинается объединение с Церковью всех трех составных земного общества, там начинается собственно гражданство земное. Поэтому гражданство земное начинается у каждого из нас с крещения. Только пережив крещение, мы входим в это единство государства и Церкви, Церкви и страны, Церкви и малой Родины.

Что не освящено Церковью, то будет превратным, то есть неправильно ориентированным, к неверным целям устремленным и не так действующим, то есть не для вечности действующим. Кстати интересный момент в связи с этим: все что было освященным, оно прочно и долговечно. Встарь говорили: «Что Богу неугодно, то и не годно».3

Все древние монастыри, древняя утварь, древние одежды служат на порядок, на несколько порядков дольше чем современные изделия, потому что все освящалось, ибо сказано: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает во век…». (Екк. 4:14) И это притом, что все современные изделия по качеству своего внешнего исполнения гораздо привлекательней. Но все они служат очень короткий срок. А все что сделано для вечности или освящено в единстве с Церковью, может быть, оно и не такого тонкого качества, но прочное и долговечное, долго служит, долго работает, притом, когда пытаются это разрушить, то не удается. Попробуй-ка вынуть кирпичи из старых стен, – не удается: так связаны, что на века. Возьмите старинные ткани, они такие добротные, что сотни лет хранятся в музеях.

Призвание проявляется в служениях. И чем более призвание высвобождается в своем образе, тем более добротным будет это служение. Добротность служения – вот характеристика правдивого развития и усовершения в призваниях. Сообразование тесно связано со служением, с его добротностью.

С одной стороны, с самим служением, потому что надо обрестись в служении сына, жены, мужа, родителя, гражданина, а с другой стороны сообразоваться с добротностью служения, чтобы они добротно служили. Чтобы, когда у тебя выросли дети, то это были бы добрые дети, ты не за кого не постыдился бы, и никто не сказал бы тебе, что у твоих детей руки не так вставлены, и голова не на том месте. Чтобы тебе в твоем супружеском призвании не было стыдно за жену, за мужа перед людьми, да и перед своей совестью. Чтобы в гражданстве твоем, где бы ты не служил, все было лучшим образом исполнено. И люди, пользуясь плодами твоего служения, исполнялись бы благодарностью, а не досадой, обидой или раздражением.

Сообразование во вне рождает добротное служение. Плодом этого сообразования, результатом будет добротность твоего служения. Но чтобы сообразоваться, тебе надо найти пример, образец добротного служения и к нему стремиться, у него учиться и от него набираться.

А кто тебе помогает в твоем сообразовании, имеет еще задачу организовать процесс твоего сообразования.

Как вот сейчас у нас в общине и в училище педсовету приходится организовывать процесс вашего сообразования тем образцам, тем примерам, которые мы вам предъявляем.

Сначала в литературном виде, в словесных образах, потом на живом, конкретном примере, потом на вашем личном опыте, то есть, идя вместе с вами как сопровождающие, выявляя ошибки и закрепляя добротное исполнение. Это называется сопровождение.

Над внешним сообразованием мы будем целый год продолжать работать. Прошлые годы мы тоже так делали, но, не сознавая это как цель. Сейчас же мы это делаем сознательно, усовершая сам процесс, как со стороны педсовета, так и со стороны каждого из вас, потому что мы пребываем в церковном общении.

Здесь остаются все, кто ищет этого сообразования с добротным служением. И коли ты ищешь этого, ты тоже можешь творить это добротное служение, сам развиваться, являя свой образ, который в тебе есть, и из него творить и совершать свое служение.

Будет иногда получаться, что мы в каких-то проявлениях твоего служения будем учиться у тебя, потому что тот образ, который в тебя вложен, он иной или больший, или лучший чем в нас. В этом смысле неизвестно, кто для кого может оказаться учителем, и по жизни мы явно видим, что всеми добродетельными качествами никто из нас не обладает.

А если подсчитать все добродетельные качества, которые у всех нас собраны, – это просто удивительное богатство! И тогда только остается сообразовываться этому богатству тем, кто имеет способность не завидовать: у кого есть такое природное качество или в силу воспитания, или в силу совершающегося научения.

Не завидовать, не отвергаться, не отворачиваться, не гнушаться, а сообразовываться, располагаться, удивляться, благодарить Бога, что есть рядом со мною Дима, Леша, Миша, Таня, Катя. Ибо «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость». (Притч. 11:2)

Поэтому процесс устроения сообразования – это не процесс, который организует педсовет по отношению к вам, а педагогическое событие, когда мы все для этого делаем по отношению друг к другу. Особенно те, которые имеют большую опытность, нежели рядом с тобой живущие и идущие.

Более того, когда мы сейчас говорим о переводе из класса в класс, то классность четвертого и пятого класса это когда человек уже точно имеет больший, более добротный образ служения, нежели вступившие только в первые, начальные классы, или учащиеся вторых, третьих классов. То есть, нужно чтобы третьему и второму классу было у кого и чему учиться.

Очень важно, что рядом живут четвертые и пятые классы, которые действительно не просто из класса в класс перешли автоматически, а сами чему-то научены, и могут подучить и помочь. И если мы говорим, что это четвертый и пятый класс, то мы действительно знаем, их добротная классность в тех свойствах, которые должны быть обретены именно к этим ступеням обучения.

В чем же этот уровень заключается. Сейчас мы не можем точно сказать, даже педсовет этого не сможет, потому что требуется для этого не книжное содержание, не опыт Церкви, – это вышеестественный опыт. Все книги, какие мы сейчас имеем – это вышеестественный опыт не нашего порядка.

А наш порядок – это реальности учебы и бытия. Просто надо конкретно вглядываться в то, что происходит с нами сейчас. Оказалось, что в прошлые годы мы так не смотрели, как сейчас, именно куда надо смотреть и какие надо различения видеть. А когда эти различения сейчас уже разумно найдены, оказалось что мы так в опыте то и не смотрели, поэтому никто ничего не смог сказать.

Теперь весь этот год будет посвящен опытному нахождению содержания классности каждого из классов. Одно только мы знаем точно – содержание начального класса мы можем еще как-то описать, а уже классность второго и третьего класса описать так, чтобы получить цельный образ и дать его в простоте, в каком то небольшом числе действий, свойств и признаков, которые обретаемы могут быть в созданных здесь условиях, – вот этого мы пока сделать не можем. Это задача на весь этот год. Надеемся, что в этом четвертый и пятый класс будут нам помощниками. Мы, все-таки решая допустить в эту работу сестер и братьев из младших классов, смотрели есть ли какое либо соответствие их как помощников в этом труде. Отчасти, возможность их разумного включения в этот процесс, сознательного и ответственного включения, она в чем-то есть.

В то же время мы считаем, что начальному классу открывается более счастливая возможность чем четвертому и пятому, потому что начальному классу предоставляется вся обойма нынешних наших открытий и устроений. А пятый класс захватил в этом году что-то и в прошлом году что-то, а не с самого начала начал входить в это. И в этом смысле, конечно же, некоторая снисходительность к старшим классам у начальных классов пусть будет, потому что они всегда счастливее чем они. Но, правда, тут есть еще другая сторона.

«Счастливее то да, – говорят мне некоторые из опытных учеников второго и третьего класса, – но это счастье все большею кровью достается из года в год, так что лучше такого счастья и не надо».

И в конечном итоге, пройдя второй или третий класс, они говорят: «Все, уже хватит, пойдем теперь набранное осуществлять в своих внешних служениях, а внутреннее нам уже не надо набирать».

Это большое счастье, что открывается сугубая возможность, но каждая новая возможность требует большего труда, и получается, что уровень требований к начальному классу из года в год становится все больше и больше. Мы, наверное, из этого процесса никогда и не выйдем: к начальному классу уровень требований повышается, а к пятому классу снисходительность повышается, но не в смысле развития.

Итак, действие сообразования по внешнему – это восприятие добротного служения, а по внутреннему – это восстание над падшим.

Сообразование начинается тогда, когда ты сумеешь восставать над падшим, научившись у опытных, найдешь в себе самом основание из твоих нравственных и духовных поучений и утвердишься в способности творить и созидать себя, свою природу в этом восстании. Сможешь сам сотворить и еще других научить, ведь без этого действия невозможно преодоление своего падшего и восстание над падшим.

А дальше идет второе действие – это действие развития, надо уметь его подхватить, а не только полагаться на опыт. Опыт – это проявление богатства жизни, заложенного в тебе, о котором ты раньше не знал, но оно обязательно при каких-то обстоятельствах проявится. Надо не только использовать опыт богатства своих призваний, образа призваний, но уметь подхватить этот опыт, уметь удержаться, устоять в нем.

Очень многие переживали богатый опыт. Пережили, а вот устоятся в нем не могут. Речь идет о способности пребывать в каком-нибудь событии или обстоятельстве правдиво. Ты можешь скатиться в обиду, досаду, раздражение, истерику, еще куда-то, но главное – остаться в правдивом обращении с ближним в сложной ситуации.

Хотя при этом падшее твое будет тебя сталкивать, но ты, восставая над ним не сползешь вниз, где оно мешает, зацепляет тебя какими-то обстоятельствами. Ты уже хочешь раздразиться, обидеться, падшие какие-то хотения вдруг начинают подступать к тебе, но ты не поддаешься им, держишься, восставая над ними.

И в этом стоянии вдруг чувствуешь, что тебе идет помощь изнутри.

Какой-то образ помогает, и твоя же нравственная сила помогает, разворачивается в тебе и дает силы это держать. Тогда ты вдруг чувствуешь, что начинаешь творить новое движение мысли, пробуждение чувства, укрепление воли, движение духа даже. И этим ты ситуацию все крепче удерживаешь, и правдиво созидаешь.

Правдивое созидание ситуации, Евангельски правдивое созидание жизни – это и есть разрешение ситуации в Правде Божьей, а перед этим в правде человеческой. Это творение правды человеческой в ситуации происходящей непосредственно в обстоятельствах взаимодействия. Потому что «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла». (Притч. 16:6)

Но стоит тебе только склониться к падшему, как ссора начинает разворачиваться или начинаются какие-то там передергивания дела, бросание этого дела, перекладывание его друг на друга прямо в ходе самого дела. Но ты не поддаешься этому, ты стоишь над своим падшим и творишь ситуацию. Творишь разговор, творишь общение, творишь дело вместе с сотрудниками, и если дело разваливается, то снова творишь дело и их творишь, чтобы это дело добротным образом совершилось. Но этот процесс ты производишь внутри себя, это внутренний твой процесс.

Откуда же черпать силы для этого стояния?

Здесь три источника, как я уже сказал, первое – из своего образа нравственное поучение, второе – из созидания сейчас тобою правды, и третье – из благодатных вспомоществований Божьих. Ведь «Бог не в силе, а в правде».4

Главное в опыте. Правдиво исполняй ситуацию, как верующая, не только из этих двух источников человеческой правды, а еще всегда используй возможность обращаться к третьему источнику. Это всегда дается сначала как опыт, а потом ты начинаешь опираться на благодатное и уже творить это благодатное вместе с Богом. Это происходит как конкретное живое стояние в правде и в конечном итоге выход в эту правду, а потом и развитие этой правды при отложении всего не правдивого, то есть падшего.

Кстати, в аудитории это будет происходить именно в моменты собеседований, когда мы с вами будем собеседовать, когда не только преподаватель говорит и действует, а когда и вы между собой начинаете собеседовать, и тогда возникают иногда очень напряженные ситуации.

Так появляется необходимость друг дружку вытаскивать из каких-то провальных состояний, но при этом еще самому не завалиться, не раздразиться, не обидеться, не раздосадоваться друг на друга. Ибо «Соблюдение правды и правосудия более угодно Богу, нежели жертва». (Притч. 21:3) Легче всего это для третьего класса, потому что там учащихся много, а там где много, кто-нибудь да рабочий, а те, которые не работающие, те не очень видны, они растворяются в этом множестве. А наиболее чувствителен каждый неработающий, когда вас мало. Вот в четвертом классе всего два человека, и если один будет неработающий, это явно будет чувствоваться. Просто мука начнется тогда, а чтобы не мучится, этого неработающего надо поднимать и вытаскивать.

Попробуйте завалившегося брата или сестру вытащить из завала. Представьте, что пятиэтажный дом обвалится и из завала надо вытащить человека. Пока вытаскиваешь, он уже умер. Мертвого вытащишь – хоронить только.

Если в классе остались только трое, то в этой ситуации как раз будет необходимость сообразования с конкретным призванием. В данном случае это будет сообразование с призванием гражданским.

Если из гражданского призвания начнешь участвовать в собеседовании, то через это будешь приуготавливаться к супружескому общению, потому что в супружестве то же самое будет происходить. В какой-то момент ты поднимаешься, глядь, а супруга не поднялась. Приблизился, а она, оказывается, не только не поднялась, а еще завалилась. Ну ладно, супруга завалилась, а если супруг завалился – это вообще катастрофа. Попробуйте из этого завала кого-нибудь вытащить. И если опыта этого сообразовательного образа нет, то порой теряешься, просто ничего не можешь сделать, приходишь сам в итоге к завалу.

Сколько приходится супругов вытаскивать из таких завалов. Каждое воскресенье какая-нибудь пара приходит, или какая-нибудь половинка из уже разваленной супружеской пары. А что будет, когда народятся дети и начнут создавать ситуации одна хлеще другой? Ладно там два, три ребенка, а если пять, а семь?

Правда, к седьмому ребенку ты совсем другой будешь в родительстве своем, уже во многом сообразованный в родительстве со Христом и со святыми в их умении выходить из таких чрезвычайных, завальных обстоятельств, разбитых отношений с какими-нибудь нападающими. Собственные дети будут разваливать все отношения, но при этом Господь, благословляя на рождение детей, очень мудро и точно все управляет, и народится далее такой ребенок, что когда люди всего мира не могут вас достать, а этот только рот раскроет – тут же достал.

Самое больное, самое непреодолимое достанет и вот попробуйте-ка сообразованием восстать, да преодолеть, да еще ребенка этого из завала вытащить. А он завал природный имеет, Бог характер ему такой попустил.

И когда их пять, семь с разных сторон начнут вас воспитывать завальными обстоятельствами, тем более опыт сообразования очень нужен. Сообразования со своим призванием, сообразование со Христом в чрезвычайных ситуациях.

А дети будут каждый день попадать в чрезвычайные ситуации, не удивительно, что мамы к концу дня, не имея этого опыта сообразования, приходят в полное изнеможение. Муж приходит домой, а там измотанная детьми мама. Недаром многие матери требуют время от времени отпуск, стремясь детей куда-нибудь отправить, отдать бабушкам, самим куда-нибудь ехать.

А современные мамы, которые в городе живут, они с одним ребенком управиться не могут в течение дня, поэтому отдают его в детсад.

Наши тоже, правда, это делают, но все-таки, имея пятерых, четверых, можно кого-то отправлять в детсад. А другое дело, когда одного имея, и с тем не можешь справиться и сдаешь в детсад. Папы так постоянно отпихивают своего ребенка: «Мама, займись им, а то он опять прибежал ко мне. Что он возле меня крутится? Забери его к себе».

Обычная ситуация сейчас в наших домах – отсутствие сообразования, этого опыта, отсутствия сил к сообразованию. И в результате что остается? Отмахиваться, отпихиваться от сложной ситуации. Но тогда запинываются, заваливаются внутрь все призвания, то есть ни одно призвание не развивается в современных семьях.

Представьте себе, что вот из такого неразвитого в семейных призваниях человека появляется монах. Постригся.

Пошел сразу в пятое призвание Небесного Гражданства. Но он в предыдущих призваниях не высвободился, не осуществился, что это будет за монах? Попробуй его задеть, так у него в ответ сразу будет кипение. Какое там послушание? Он с собой справиться не может. Он в основном ищет какую-нибудь нишу, где бы его не трогали. Нишу в пространстве жизни, нишу в отношении со старшими монашествующими людьми. Выберет себе человечка с кем полегче, и с ним междусобойчики монашеские давай устраивать.

В современных монастырях часто это встречается, очень тяжелые, труднейшие ситуации. Намного более тяжелые чем в семьях, там возникают коллизии, и вырабатывается при этом тот же самый механизм норм приличия, как и в светском мире. Но сказано «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего». (Притч. 27:6)

В светском мире они научились обходить острые углы, так и в монастырях. В итоге, зайдешь в монастырь – какая-то мирность, спокойствие, а приглядишься, оказывается, они научились просто обходить острые углы друг друга. То есть выработали такие удобные нормы приличия, в большинстве своем все светские. Они просто приспособили их к своей жизни в монастыре, и здесь, благодаря этим нормам приличия, не возникает острых отношений. Они оберегают себя и друг друга от таких отношений, не умея в острых отношениях совершать сообразования.

Поэтому, конечно же, механизм сообразования сейчас нам чрезвычайно важно осваивать. Четыре внутренних действия сообразования, я вам сейчас назвал.

1. Преодоление и восстание из падшего.

2. Вхождение в область развития. Проявление возможностей своего призвания разрешать данную ситуацию.

3. Умение подхватывать благодатные, духовные поучения, которыми разрешается данная ситуация.

4. Умение самому творить новые для себя отношения, пользуясь тем достоянием какое есть у тебя.

При этом я говорю вам про сообразование не только со своим призванием, а еще сообразование с примером лучших и сообразование с опытнейшими. Вот два внутренних сообразования.

Одно со своими призваниями и благодатными вспомоществованиями, второе – это с опытнейшими.

С опытнейшими мы встречаемся в трех случаях:

Первое – это книги, которые они либо написали из своего опыта, либо о них написано что-то. Первый образ опытнейших – это книжный образ.

Второе – это живые люди, которых мы встречаем на пути или с которыми живем рядом.

Третье – это на небе живущие, и оттуда помогающие нам.

Все больше, по ходу нашего училищного развития, проявляется, что важнейшим нашим наставником является святитель Феофан Затворник. Что-то мы получаем во внутреннем опыте, во внутренних озарениях, – это от себя найденное или в себе найденное, а потом вдруг обнаруживаем это в его трудах. Он точно соблюдает твердое правило: прежде обрети в опыте, а потом в словах. Он дает нам пережить что-то в опыте после многосложных уяснений ситуаций, а потом вдруг открывает нам книгу какую-нибудь, и мы обнаруживаем там, что это, уже хотя бы в начатке, опытно было пережито нами, чтобы потом узнать это в слове. А «Слова мудрых как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря». (Екк. 12:11)

Книга личного развития

В ходе семинара Господь нас наставлял, как нам этот год устроить. Семинар был со стороны Господа просто удивительно устроительный.

Первое, что удивительно было, – это книжка про Святого Духа, который Господь за три дня до семинара вручил мне в руки. Я сначала не понял зачем она, но Он зачем-то вручил, и я принес ее из библиотеки к себе в келью. Потом она почему-то попадает мне на глаза, я ее посмотрел и положил, а она спряталась за горой всяких бумаг.

Потом я полез за какой-то бумагой и опять встречаю эту книжку, и она опять попадает ко мне в руки. Но уже привычный наблюдать Промыслы, теперь начинаю думать к чему это, нужна ли она мне, для чего?

Наконец, сажусь вечером перед семинаром еще раз собраться с мыслями, и опять эта книжка почему-то лежит у меня на столе, когда я перенес ее сюда и не вспомню. Ну тогда уже я ее открыл и ахнул, – сразу пришла мысль, что она же мне именно к семинару все давалась и давалась, пока наконец я догадался, как она нужна для нашего семинара. Второе вручение на семинаре произошло в виде личной книги, которую вдруг Надежда Францевна предложила мне просто посмотреть, как некоторое вспомоществование алкогольно и наркозависимым. Ну, я ее взял посмотреть, день она у меня лежала потому что некогда было, а потом меня тормошат, что надо отдавать, посмотрите, пожалуйста, скорее.

Это был третий день семинара. Когда внимательно посмотрел, ахнул, что книга-то про наш семинар, про нас с вами, только не нарко-алкогольно зависимых, а зависимых по разным другим страстям. Вот я ее вам принес и начал зачитывать.

После этого мы на педсовете обсудили и увидели, что это удивительный пример для нас с вами, как можно устроить дальнейшее наше развитие. И с сегодняшнего дня решением педсовета каждый в училище, в том числе и сотрудники, и преподаватели заводят свою личною книгу развития. Так она и называется: «Книга личного развития».

Она, очевидно, не предназначена для демонстраций, не предназначена для того, чтобы ее показывать знакомым, преподавателям, воспитателям, инспекторам, чтобы потом педсоветом изучать.

Другой вопрос, что у вас может лично появится необходимость что-то показать из нее духовнику, преподавателю, более опытному брату или сестре или просто поделиться со своими соревнителями или с друзьями. Дружба может быть и больше соревнительства, скорее всего, это лоно соревнительства, и показать другу, конечно же, вы вправе.

Но если есть какие-то места в книге, которые вы не хотели бы никому показывать, они остаются при вас. Коль это книга личного развития, она фактически имеет статус дневника.

Так вот, вы живете в комнате и конечно знаете, что у каждого есть книга личного развития, но взять эту книгу самому и начать ее читать, даже просто пролистывать – это просто бестактность. Только потерявший стыд может так делать, это равносильно подглядыванию. Если человек сам с тобой поделится, – это его право, но ты не можешь заглянуть в книгу другого. И если вы живете вчетвером, а трое собрались и потребовали у четвертого:

– А ну-ка покажи нам вчерашнюю страницу твоей книги! Сейчас мы тебе покажем, кто ты есть!

Никто не вправе такое делать.

Что входит в эту книгу?

Первый раздел – это личные обязательства, которые каждый взял на себя. Я вам читал заявление поступившего в стационар, где он свои обязательства оглашает и подписывает. Поэтому они хранятся и у администрации, но они есть и в его личной книге.

Есть обязательства, взятые по долгу и совести, они ни перед кем не оглашаются, они для самого себя. Силы для их исполнения ты черпаешь из чувства долга и совести. Именно по этой причине они исполняемые. Эти обязательства не простая нравственная формальность, а это исполняемые твердо обязательства, потому что они продиктованы долгом, совестью, и скреплены ответственностью как печатью.

Есть третий вид обязательств – это пробные обязательства, которые ты берешь на пробу, но не уверен, хватит ли у тебя долга, совести, ответственности, чтобы их дальше по жизни понести, но сил на пробу у тебя достаточно.

И, наконец, четвертое – это обязательства желательные. То есть они в статус обязательства не вошли, но как зовущий образ для обязательства желательны. Это зовущий образ предстоящих обязательств. В ходе ваших занятий какие-то из ваших обязательств будут записываться в личную книгу, совершаться, исполняться, потом отслеживаться и контролироваться. Эти обязательства вы будете брать перед Богом или же по совести, долгу и ответственности. А есть взятые верою обязательства – это тоже четвертые. Вот они то, фактически, и будут составлять ваше развитие. Это область вашего личностного роста. Потому что «Божье забудешь и своего не получишь».5

Вторая составная часть этой книги – это вспомоществующее содержание. Это памятки, разработки путей и лестниц развития и роста. Одни даны преподавателями училища, другие взяты вами из других источников, третьи лично вами составлены в ходе жизни. Это все стоит под буквой «а», далее:

б) Конспекты, мысли, жизненные содержания, взятые из книг учений, бесед, лекций. То есть, если сегодня будет лекция по какому-то предмету, это лекционное содержание. Вы можете сделать на ксероксе полностью копии лекции, либо в виде книги, либо написанного своего конспекта. Это составляет содержание данной темы. Оно не имеет отношения к книге личного развития, а вот из этого объема что-то может иметь отношение к вам лично, оно стало для вас жизненно важным, жизненно значимым или жизнетворным. Вот это жизненное для себя как выборку из всего содержания вам возможно будет сюда и записать. Добавьте в название «Книга личного развития и роста (усовершения)».

в) Вспомоществуещее содержание – это собственные мысли по ходу занятий и жизненных обстоятельств.

Третья часть книги – это личный труд:

а) над потребностью служений;

б) над свойствами соревнителя или христианина, потому что христианин не соревнителем быть не может;

в) над внешним и внутренним деланием (над духом по пяти отправлениям плоти и над хранением духа ревности по Богу);

г) над пятью внутренними областями уклада – обучение общинно-учительному трудовому укладу. Каждое слово – это внутреннее делание, речь идет о внутренних деланиях в каждой из этих областей, деланиях нравственных и духовных;

д) над внешними областями уклада – дела, события, освящения (тайна присутствия Святого Духа) и уединения.

Нужно выделить три критерия оценки развития и роста.

Первый критерий – личностный рост и развитие. Эти параллельные вещи будут всегда. Развитие – это богатство уже имеющееся, оно изнутри развивается, а рост – это то, что приращается извне. Если мы посмотрим со стороны соревнительства, то это будет: потребность спасения и радение о спасении ближних или зрелость.

Незрелый человек телом вырос, а внутренне не развился, это инфантилизм, детскость, при взрослости внешней. Там где нет потребности радения о ближнем, человек работу, заботу о ближних не может осуществлять.

Второй критерий – поведение.

В соревнительстве это братолюбие, любовь к ближним во всех проявления и во всех областях уклада. Что входит в уклад? Это внешний порядок жизни, исполненной любовью, это традиции, обычаи, чин, правила, нормы во всех областях уклада. Важнейшее направление уклада – это творение отношений любви бытовых и служительных. Потому что «Любовь братская лучше каменных стен».6

Третий критерий – это успеваемость.

Знания, умения и навыки (внешние и внутренние), обретаемые в ходе различных занятий. Занятия могут быть аудиторные, которые по средам и четвергам проходят, занятия по вторникам и пятницам связаны уже непосредственно со служением педагогическим и различные занятия чисто практического плана. Где вас более опытные учат держать лопату, правильно месить ту же глину и налеплять ее правильными движениями.

Очень важна одна сторона занятий, которую надо сознавать и очень точно распознавать, – надо полюбить занятия, когда тебя учат, а ты учишься. Это надо полюбить во всех областях, в том числе и в живом общении с кем бы то ни было.

Опытно надо выделять эту область, всей душою вникать, внимать тому, что тебе дается как образ, как возможность добротного служения. Николай Андреевич, например, он же действительно в чем-то много более опытный, чем все мы. И у него, конечно, есть не только профессиональное мастерство, но и дар в поварском деле, и в штукатурных делах он мастер. Посмотрите, как здорово он отделал эти два корпуса, это красота настоящая. Два года по его словам он учился такому правильному броску, который дает такой красивый вид и крепость налепленному цементу. Он же искренне пытается передать свой опыт и очень радеет, чтобы любое дело было добротно исполнено.

Я замечаю, что кому-то из учеников это не было дано, родители не заложили, а у кого-то есть эта способность – сразу душой выделить человека опытнейшего, тут же устремиться к этому опытнейшему и внимать тому, что он говорит. И при этом на характер его никто не обращает внимания, не задевается, как-то мимо этого характера идет, хотя он в этот момент может кричать, может обругать, может даже топать ногами, но ты все равно находишься в отношении с опытнейшим, а не с кричащим. Вот эту способность в себе надо вырабатывать. Меня очень порадовал Денис Баландин, который сейчас в духовном училище учится. Когда он пришел за справкой и характеристикой, я его спрашиваю:

– Скажи, Денис, то, чему ты здесь научился, там тебе пригодилось в твоем обучении?

– Да.

– А что именно?

– Навык здесь хороший сформировался: читаешь или слушаешь лекцию и как-то сразу идешь вглубь, к сути, вот это сохранилось. И я из-за этого большие задания не успеваю делать. Для того, чтобы поработать над текстом мне требуется много времени, а там из-за больших объемов учебной нагрузки такого времени нет. И я, получается, беру из текста немного.

– Ну, если ты так не успевать будешь за учебным темпом, ты же все время в троечниках будешь ходить?

– Ну и что, мне дойти до сути дороже.

И я порадовался тому, что он берет меньше, но самое сущностное, и это ему дороже. И это он обрел, обучаясь здесь.

– Денис, ты сейчас о такой драгоценности говоришь, которую надо бы не потерять. Ведь в условиях такой постоянной загрузки, обилии знаний, ты можешь это потерять.

– Ну, я не из таких.

И я подумал, что это тоже правда, в его характере есть такое, если он что-то оценил или что-то взял, то он этого держится и этим потом идет и преодолевает в жизни какие-то обстоятельства. Во всяком случае, в обучении он этим путем и шел. Он в какой-то момент это вдруг уловил – вкус к способности обращаться с текстом, и благодаря этой способности вынимал из текста сразу то, что для сердца ближе, а значит, сразу в силу и в образ, особенно это получилось у него на занятиях по Новому завету. Когда он экзамен готовил, я куратором был, так мы с ним посидели шесть часов над этой его способностью воспринимать. Он ухватил и вот с этого времени и пошел дальше стоять и развиваться в этой способности.

Это как раз область успеваемости. Полюбить занятия, причем уметь выделять момент занятия в любом обстоятельстве жизни – это и есть вкус к занятиям, к практическим или теоретическим, к творческим ли занятиям, не важно, но главное – где ты обучаешься и становишься больше, чем ты есть сейчас.

Вкус к этому, к этой области вообще – это и есть ученичество. Особенно, когда это перейдет в область нравственного. А с началом практики ты будешь учиться переживать занятия на себе. Потом дальше уже в области духовного ученичества, даже когда тебя ругают, ты все равно знаешь, что это область ученичества, область занятий. Ты научился отделять в этот момент твердый тон, всякие слова ругательные, на тебя сыпящиеся, можешь выловить, ухватить само занятие, содержание того, за что радеет человек, когда ругает тебя.

Ученичество проявляется именно в этих ситуациях. Когда ты что-то недобротно делаешь, и когда выйдет из себя твой старший наставник или преподаватель, то он сначала тебе укажет, потом назидание какое-нибудь выдаст и в итоге взорвется, что ты, такой упрямый, продолжаешь свое недобротное делание. С теми, кто обрелся в ученичестве, гораздо легче, практически до ругани не доходит, а там где ученичества нет, там приходится порой самые простые истины доводить до сознания человека и криком, и топаньем ногами. Давно было известно, что «Ученья корень горек, да плод сладок».7

Владыка однажды просто кулаком заехал одному брату прямо при всех. Стояла огромная толпа на прием, и зашел один мужчина, ну и давай рассказывать, как Владыка его не принимает и какой Владыка поэтому плохой. Человек оказался такой настырный, злой и вредный. И как потом мы выяснили, он целый год донимает Владыку по какому-то своему делу. Придумал какое-то дело, которое ему позарез надо сделать. А дело совершенно противное, но ему очень нравится, и вот он требует, чтобы Владыка его благословил. И донимает его уже который раз.

Но мы этого ничего не знали, это потом все выяснилось. Стоим, слушаем, как плачется он нам. В этот момент Владыка зачем-то вышел в бухгалтерию и видит его. А он тут же и говорит:

– Владыка, я к Вам.

– Ах, ты негодник, я же тебе уже все сказал.

– Владыка, я все равно так хочу.

И вдруг Владыка как развернулся, да как дал ему прямо в грудь кулаком, тот аж полетел – сила Владыки оказалась такой большой. Я тогда только увидел, что он такой сильный. Причем он в сердцах это сделал – так заехал, что тот прямо в стену влип. И тут же с него вся спесь слетела. Он вдруг упал на колени и давай просить прощения, совсем все переменилось, как будто враг отлетел от него. Видимо, так оно и было, это был не только физический удар. Совершенно жалобщик изменился. И в характере, и в тоне, и во внешнем облике сделался нормальным человеком. И мы вдруг увидели, что перед этим он был ненормальным человеком, а тут сразу сделался нормальным. И простые слова извинения и повинения появились и тон.

Это тоже было занятие, и этот человек сумел это занятие воспринять, правда, после такого категорического действия Владыки. Больше этот человек уже не появлялся. Не зря говорится: «Учить дураков , не жалеть кулаков».8

Из своего опыта могу сказать, что тоже временами приходится сердиться до такой степени. Когда очень надо, а человек не делает, на своем стоит, приходится так делать. Но у меня, к сожалению, редко получается такой успех. У Владыки сразу отдача была, получилось редко, но метко, а у меня метко часто не получается.

Вам предстоит работа над книгой по каждому критерию. Если раньше, в прошлом году мы просто директивно сажали каждый день за дневник, то сейчас работа над дневником становится свободной. Вы сами определяете – каждый день садиться или через день. Дневник может быть внутри книги, а может быть отдельно. Но вот за работу над книгой вы садитесь обязательно раз в неделю. Сейчас уже в обязательном порядке в программе общения в училище стоит работа над книгой. Время вы определяете сами: то ли это будет воскресный день, то ли понедельник – выходной день, потому что это должен быть день для вас свободный от всяких личных обязательств.

Раз в неделю каждый записывает в книге:

а) содержание для личностного роста и развития:

– вспомоществующее содержание;

– имел ли ты в занятиях заботу о расположении сердца подобно Матери Божьей, которая «сохраняла слова, слагая сокровенное в сердце своем» (Лк. 2. 19);

– что тебе известно в личном опыте – однажды далось, или как начальная проба,

зачин (это все в педсобытии второй этап, труд над созидаемым образом);

– в чем ищу повтора, для чего это нужно и что делаю;

– буду исполнять, пробовать и в какой срок;

б) задания на дом, полученные на занятиях;

в) дневник – запись поведения за день желаемого и реального при соотнесении с записями личностного роста (он может быть как в самой книге, так и отдельно);

г) успеваемость – какие знания, умения и навыки я донес до недели очередного занятия по предмету (они уложились в душе).

Под очередным занятием имеется в виду не только занятия, которые будут происходить в какой-то предметный день, в том числе в самой практике жизни, в делах, в событиях, потому что это «Книга личностного развития и роста».

Какой вид будет иметь книга? Можно купить папку с файлами, куда будут подшиваться материалы. В каждый файл вы можете закладывать все, что будет дополняться, добавляться по ходу жизни в течении пяти или десяти лет, кто сколько в классности своей будет до пятого класса расти.

Пока вы растете в своей классности, не только третьей, но и четвертой, и пятой, в зависимости от того, до какой классности вы развились, вы эту папку свою, книгу свою накапливаете. Потом когда вы, завершив здесь свое обучение, либо пойдете дальше обучаться по какому-то прикладному призванию, либо пойдете дальше уже просто служить в Церкви, либо по какому-то призванию осуществив уже супружество и родительство, то вместе с вами всегда будет эта папка.

И вот, спустя уже семь и десять лет вы постоянно заглядываете в эту папку, и даже спустя двадцать лет вы все равно в нее заглядываете. Сотрудники училища постараются в эту папку заложить такие разработки, которые всю жизнь вам будут полезны. Последнюю разработку мы будем вручать вам на выпускном вечере – это «Наставление умирающему». Как надо себя вести, о чем думать, когда у тебя осталось два часа до смерти. Такие наставления существуют, они тоже очень полезны и важны. Но выполнить их, получив за два часа до смерти невозможно. Ведь чтобы их выполнить за два часа, надо, оказывается, к ним готовиться всю жизнь. Вот это мы вам дадим, а все остальное вы сами будете в эту папку накапливать. Когда же будут какие-то трудности в супружеском, родительском или гражданском служении, чтобы вы точно знали на какую страничку папки заглянуть и какие навыки в себе вспомнить. Что-то там же было зафиксировано, что вы пробовали, может где-то даже до зачина дошло, а может что-то было и в третьем этапе педсобытия, а теперь пойдет в развитие и рост созидаемого образа. Это будет уже реально обретаемый вами образ.

Задание на работу по устроительному слову к первому занятию.

Первый шаг: что ясно и что не ясно из устроительного слова;

Второй шаг:

а) в чем значение сообразования в нашей жизни;

б) в сообразовании каковы необходимость и место разумения и уразумения;

в) знакомство с правилами чтения, поделитесь мыслями о значении этих правил в церковной жизни;

г) значение четырех умений обращаться с текстом: доверием, почитанием, верой, жаждой Истины для развития, как христианина.

Третий шаг: определи, каким из четырех умений обращаться с текстом ты более владеешь.

Четвертый шаг: опираясь на него и на общее умение читать, познакомьтесь с содержанием текста.

Порядок собеседования все должны иметь лично. Он роздан в прошлом году всем, кроме начального класса, им мы сейчас дадим. И нужна страничка 103 из книги протоиерея Григория Дьяченко о правилах чтения духовных книг «Христианский катехизис», т. 3. Здесь важен 14 пункт – «упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни». Они составлены протоиереем Григорием Дьяченко по трудам святителя Феофана Затворника. Надо прочитать все это, а потом поговорим уже непосредственно о правилах чтения духовных книг.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить