«О силе стремления к идеалу»
Протоиерей Анатолий Гармаев.
Промысел Божий трудится над тобой
Действованием Христа является Его промысел. Через различное устроение жизненных событиях и участие в них Христа, невидимое, тайное, мистическое. Так Он руководит наш путь. В связи с этим Господь: «Аз есть путь». Действование Христа на пути ради того, чтобы совершилось причастие тебя к причастию. Только на пути Господь волен и силен приуготовить тебя к причастию, но не помимо твоей воли. Свободная воля человеческая есть главный гарант и главное условие действенности таинства на человеке. И в большинстве своем таинство потому не действует, что человек не свободно причащается. В каких-то составах и устремлениях своих он остается искренним, то есть свободным навстречу Господу. А в других своих составах души и особенно духа, он не свободен, то есть, предан в одном случае, своему своенравию, в другом случае - возбудителям греха, в третьем случае - страстям, а в четвертом - самости. А если еще по всем четырем предан сам себе, что проявляется в основном в явной разнице наших нравов, и степень сил этих нравов самая различная. Стояние в своем нраве есть центральное препятствие всякому сближению Христа с тобою в таинстве.
Чтобы в этом нас приуготовить, промысел Божий теперь трудится над нами, в первую очередь там, где мы осваиваем церковные действия, и ищем, чтобы Дух Святый присутствовал в этих действиях. Например, в молитве. Чтобы молитва была молитвенная, то есть с участием Святаго Духа. Действие промысла Божьего - натолкнуть нас на мысль о том, что надо помимо обязательных молитв еще трудиться над молитвенностью. Подсказать это через святых отцов или через духовных наставников, как надо совершать молитву. Таинственное присутствие благодати Святаго Духа в нашей молитвенности изнутри либо подтверждается, либо указывается, что ты не так молишься. Учительное действие благодати это изнутри показывает, потому что действует Дух Святый от Христа руководимый. Ибо через Него и Дух дается нам. Господь сказал, что «Я пришлю вам Утешителя, который вас наставит на всякую истину».
Евхаристия - это общение
Таинство евхаристии. Каждое воскресение собирались, или же в дни памяти мучеников, «чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом, и друг с другом, с …? недельной евхаристией, и причащались все члены местной общины. А отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований, подтверждался порицаниям». Какому порицанию? Девятое правило святых отцов: «всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного». Понятно, почему в первых христианских общинах было согласие, и мир. Не согласные - это, прежде всего, не согласные причащаться каждое воскресение.
Там, есть еще некоторые установления, когда можно причащаться, когда нельзя. А соответственно всякий, кто не в согласии с ближними живет, то он этим чинит препятствия на причастие свое Христу. И это становится причиною его отлучения от самого причастия. Либо он сам это совестью слышит, либо его отлучает духовник. А коль он отлучается от причастия, и когда это продолжается несколько раз, то он подпадает под это правило: «яко бесчиние в церкви производящий, следует его отлучить от общения церковного совсем». В правилах апостольских и Вселенских соборов отлучение тогда делали на разные сроки - от нескольких месяцев до 15-ти лет - крайний срок отлучения. В течение этого срока человек все время находился при общине, при службе, но на паперти, или среди кающихся, либо среди молящихся и ожидающих разрешения. Существовало три степени постепенного приближение к престолу Господню в физическом пространстве человека, отлученного от причастия. Три приближения: 1) сначала на паперти стоит далеко, за дверью; 2) потом стоит внутри, в притворе; 3) стоит в самом храме. Все ближе и ближе к престолу, к месту причастия.
Вопрос: Батюшка, церковное общение, что это такое? Что оно включает?
Батюшка: Оно включает всех верных, входящих в Церковь, то есть в общину - это присутствующие на церковных трапезах, на церковных собраниях, вне храма на церковных домашних молитвословиях, в совместном труде, в ведении хозяйства. Правило апостольское относится к первым христианским общинам, по которому вступление в саму общину отвергало, отлагало человека от мира. Он вступал в общину, принеся сюда все деньги и оставшееся имущество, отдав его на общее пользование. Такое вхождение в общину и составляет всю остальную жизнь его как церковное общение.
Польза этого несколько раз уже менялась, и ситуация и обстоятельства. Со временем правила Вселенских соборов немножко коррекцию вводили. И в конечном итоге поместные соборы или же практика церковная, предание живое меняло характер церковного общения. В конечном счете для большинства церквей под церковным общением подразумевается уже не в одном пространстве, в одном времени и при полной отданности в общих вещах и предметах, а жизнь вместе только в богослужениях, в различной деятельности, которую совершают прихожане. Приходы образуются. На сегодняшний день церковное общение ограничилось такими формами, или сторонами жизни. Большая часть сторон жизни происходит за пределами церковной общины.
В этом смысле есть большое отличие нашей общины. Она более приближена к общинам первых веков, где и пространство жизни общее, общинное. Многое здесь из вещей и предметов тоже является общим. Хотя не все по-апостольски сдали свое имущество. Тем не менее, больше даже одной трети, которые сюда вошли, не имея в миру ничего за собою. А другая треть в миру что-то еще имеет - заботу о родных, квартиры, дачи. Но преимущественно они все равно живут всегда здесь, и поэтому пользуются вещами и предметами, и всем питанием.
Первохристианская практика причащения – идеал
«Первая христианская практика причащения за каждой божественной литургией, остается идеалом, и в настоящее время являясь часть предания церкви». Эта фраза просто поразительная. По какой причине? Первохристианскую практику заявили как идеал. Значит то, к чему мы реально стремимся и постепенно вводим в свою жизнь до этого регламента, который пришел месяц назад, заявить это было просто невозможно. Нас тут же бы обругали, обсмеяли и поставили бы на место. Не может быть, не бывать, и не будет. И вдруг такое благословение. Оно позволяет хотя бы иметь искреннее стремление. А чем глубже ты будешь жить ко Христу в сердце своем, тем более и глубоким, и реальным, то есть действенным будет это стремление, стремление к этому идеалу.
Ясно, что он не осуществим. Но говоря так: «ясно не осуществим», я делаю еще одно ограничение: что я могу духовно зреть, но при сегодняшнем моём духовном состояние, это не возможно. Откуда я знаю? А вдруг сейчас придет Господь и скажет: «Отец Анатолий, ошибаешься. Здесь еще Я есть», скажет Господь. «И если надо, то и камни,- в одном случае, - возопиют». А в другом случае, «сделаются рабами Божьими». «И силен Господь», - сказано еще. Поэтому фраза, что первохристианская практика является идеалом, это удивительный зеленый свет, удивительные врата, которые открывают, как минимум, искреннее стремление без всякого ожидания, что тебя стукнут по носу, идти и жить. Другое дело, что у тебя полно всяких гирь, одеял-страстей и самости, которые не позволяют тебе так жить. Но если стремление есть, так иди и работай: трудись над собой, скидывай это одеяло, работай со страстями, и уничижай, или же сокрушай свою самость послушанием. Открывается совершенная свобода этой фразой.
Порядок жизни церковного народа
«Вместе с тем количественный рост церкви в третьем, и особенно четвертом веках, привел к переменам. «Или отвращающийся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви до толи, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения. И таким образам, возмогут получити оное». О ком здесь идет речь? Об «уклоняющихся от порядка». Порядок - это правила жизни церковного народа, это распорядок их взаимоотношений между собою. Для примера, что такое распорядок. Сейчас как минимум три состава есть в любом из распорядков.
К примеру, в пище. Есть распорядок во времени вкушения пищи - это посты в среду, пятницу, многодневные посты. Он касается не только дней во времени, в течение дня, еще время самой трапезы. В монастырях, кстати, этим очень пользовались. Я видел, когда устанавливали на пост другую длительность трапезы, сокращалось время вкушения.
Есть распорядок в качестве вкушаемой пищи – это когда мясное, молочное не вкушаем, когда не вкушается рыба, когда не вкушается масло, когда наоборот, вкушается. Есть распорядок в объемах вкушаемой пищи - это распорядок объема пищи, с которым связано воздержание. Кто хочет заниматься воздержанием, он должен себе определять распорядок потребляемой пищи.
И тогда распорядок помогает человеку, даёт ясные границы, ясные точки действования для ума, когда и как, и с кем, и сколько, и какое ты берешь и делаешь. Что уму ясно, то легче держать. Мало того, если ты еще и к этому подвязал решимость на распорядок, например, в качестве, в распорядке объемов пищи ты определил, что второго будешь съедать не больше четырех ложек столовых. Так у нас было Великим постом, все годы училища. Великим постом больше четырех ложек никто не мог вкушать. Правда, зависело от консистенции каши, и сильно ругались, особенно братья на жидкие каши. Густым кашам очень радовались.
Некоторые тогда брали в качестве труда Великого поста сокращение своего личного распорядка по объему пищи. Кто-то брал вместо четырех ложек каши три, кто-то - две. При этом получалось, что если варили на всех из расчёта четыре ложки на человека, то твои одна-две ложки сокращения оказывались в котле лишними. Но они уже тебе были назначены и ты имел право ими делиться. И делились. И это было так чудно. На хлеб был распорядок: два кусочка хлеба за трапезой. Как это было чудно, когда сестры начинали свой распорядок хлеба сокращать до одного кусочка, а второй кусочек тогда кому? За трапезой подарки присылались. Причем одни вслух говорили: «Передайте это Паше спящему». А другая говорит: «А это Паше болящему». А в других случаях они делали по-другому: подзывали к себе обслуживающего трапезу и тихонечко ему говорили: «Вот эти два кусочка - она совсем отказывалась от своей порции - передай тому-то». Обслуживающий шел, передавал и не говорил, от кого. Брат или сестра, получив такой неожиданный подарок, радовались. И при этом благодарили Бога за кого-то, кто им прислал. Это касалось разных блюд, разных предметов пищи. Видите, есть как минимум, три распорядка.
Христианская община собирается ради Христа
Есть разные общины. Например, Кришнаитская община. Есть мегаполюсные общины в Америке, в которые объединены свободные люди разных религий. Нравственная община, другая трудовая, третья - прикладные общины. Мегаполисом они называются в том смысле, что войдя туда, люди отдают тоже свое имущество или счета в банке отдают и там живут вместе. Так, что вся община пользуется всем тем, что они сдали, и что производят. Таких мегаполюсных общин много. Они есть в Европе, и в Нидерландах, и в Швеции, и в Америке, и Канаде. Лет 25 назад я занимаясь сбором сведений о таких общинах и знал их больше 25.
Христианская отличается от других общин тем, что собирается ради Христа и вошедшие в (неё - ?) христианскую общину имеют некие обязательствами по отношению ко Христу. Люди обязывают себя по отношению ко Христу, прежде всего это обеты крещения, это обязательство. Есть обеты при входе в конкретную данную церковь, которая имеет свой устав. У нас тоже есть официальный устав прихода, в котором много положений, касающихся и порядка, и дисциплины, и подчинения, и распределения, определения своих обязанностей. И человек обязался по отношению к этому уставу соблюдать все то, что в нем написано. Есть и частные правила, которые имеются в конкретном местном приходе или в общине. У нас есть целый ряд разных правил, которые дают правдивость присутствия в общине Православная Отрада. Во-первых, здесь не может быть жизни иждивенческой, должна быть правдивость, это как минимум.
«Не участвующие в молитве с народом» - это не участвующие в общественных богослужениях. Есть определенное обязательство по отношению к богослужениям. В городском приходе люди свободы по отношению к богослужению, когда хотят, тогда придут, сколько хотят, столько приходят. Но если внутри прихода начинает формироваться община, то в ней могут появиться правила некоторой обязанности друг перед другом, а прежде всего перед Богом. Например, относительно посещения богослужения. На что опираются эти конкретные правила? Они опираются на правила церкви, апостольские, и правила Вселенских соборов. Потому что в этих правилах прописано, сколько богослужений должно быть посещаемо как минимум. Если человек начинает меньше посещать, значит, он выпадает из церкви. Сколько причастий должно быть? Если ты не выполняешь это число причастия, то ты из данной общины выпадаешь. Не в целом из церкви, а из данной общины, из общения с ней.
В общине Василя Великого действовало правило, по которому они причащались четыре раза в неделю. Если по каким-то причинам ты не причащаешься вместе с ними больше трёх недель, то ты выпадаешь из общины Василия Великого. Он, правда говорит, что прямо выпадаешь из церкви. Но в данном случае это из той общины, в которой он был. Поэтому не участвующие в молитве с народом, подлежат отлучению от общения. И третье: «отвращающийся от причащения святой евхаристии более чем принято». Очень разные, оказывается, были варианты. Эти принятые правила, сколько быть на службах, сколько быть в причастии, они в разное время были разными, и в разных общинах тоже были разные. Это сугубо общинные правила.
Если оно звучит, как правило Антиохийского собора, оно в целом поставляет принцип подхода к этому и утверждает тот или иной период жизни церкви, или ту или иную общину в их частных правилах, что они имеют право пользоваться этим правилом Антиохийским. То есть это Антиохийское правило становится их правилом, сочетаясь с той частотой, которая принята у них, с тем правилом, которое принято у них, или на тот период. Мы по опыту и практике знаем, что если человек начинает пропускать причастие, и уже более двух месяцев не причащается, то жди от него инциденты, обострения отношения. Поэтому это уже начинает вызывать серьезную тревогу, с одной стороны, за мир и спокойствие жизни всей общины, а с другой стороны, за него самого, потому что он начинает погибать, поддаваться своим страстям. И тогда некоторая от тревоги и строгость к нему - назначение времени, когда ты должен все-таки приготовиться и причаститься.
«Тем не менее высокий идеал постоянной готовности к принятию святых тайн оказался трудно достижимым для многих христиан». Поэтому уже в творениях святых отцов четвертого века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю, как о норме. Он пишет, - это из его устава: «причащаться же каждый день, и приобщаться святого Тела и Крови Христовой, хорошо и полезно, поскольку Сам Христос ясно говорит: ядущий Мою Плоть, и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. Мы же, - говорит Он, - каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресение, в среду, в пятницу и в субботу. А так же и в прочие дни, если случиться память кого – либо святого», то есть пятый и шестой раз.
Покаянием идём ко причастию
«Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие, в том числе и монашествующие того времени, четвертого века, стали причащаться один, два раза в год». В четвертом веке, даже и монашествующие. В том числе и монашествующие. И он пишет: «многие причащаются этой жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, потому что те тоже причащаются однажды в год, а нередко и раз в два года. Что же, кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды в год, или тех, которые часто, или тех, которые редко»? Отвечает: «ни тех, ни других, ни третьих. Но тех мы будем одобрять, которые причащаются с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Вот три условия. Безукоризненная жизнь, чистое сердце, то есть свободное от страстей, и чистая совесть, она не зазирает. «Такие пусть всегда приступают. А, не такие, не должны причащаться и один раз в году, не должны».
Вот тот самый подход, который у нас звучит. Если ты имеешь покаяние, то к причастию идешь покаянием. Марина Сергеевна, слышишь? Покаянием мы идем к причастию. Но чтобы иметь разрешение на причастие покаянием, надо в определенный срок обязательно исповедоваться. У нас это раз в неделю, непременно исповедоваться, например, в субботу. И тогда после этой исповеди ты идешь причащаться на следующий день. А в последующие дни до следующей субботы в середине недели, если ты посещаешь эти службы, ты можешь причаститься без исповеди. Другие исповедуются строго по пятницам, значит тогда с пятницы до пятницы. Пятница исповеди открывает тебе дорогу к причастию, и поэтому ты после пятницы любое ближайшее причастие в субботу, воскресение.
В причастие ты приходишь покаянием без исповеди. Это покаяние, оно как раз и дает чистоту сердца и совести. В покаянии сразу то и другое. А безукоризненная жизнь - это те нравы жизни и порядок жизни, в котором не должно быть не примеренных отношений и все, что требуется для правдивой, порядочной, безукоризненной жизни. «Такие пусть всегда приступают. А, не такие, не должны причащаться и один раз в году, не должны». - Иоанн Златоуст так сказал.
Наставленные по лучшим идеалам Церкви (о Евхаристическом посте)
«В четвертом веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в до Никейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте: полном воздержании от пищи и пития в день причащения, до момента принятия святых тайн Христовых.» Не всегда так было. В первый век причастие шло так же, как было при Христе - во время трапезы. Сидели, кушали, вдруг Господь встал, произнес свои молитвы к Отцу Небесному, взял хлеб, благословил, взял вино, благословил и дал причаститься. И дальше они продолжали уже славить Бога, и продолжали вкушение. Отсюда естественно, что какое-то время церковь к причастию собираясь в специальные храмы, но при этом не ставила условие, чтобы не кушать с утра. Могли кушать. В конечном итоге все-таки пришли к необходимости, вот к этой необходимости, которую мы с вами сейчас усвоили с самого начала.
Я смотрю на эти исторические перипетии в церковной жизни, особенно с причастием, и радуюсь, что мы с вами младенцами вошли в церковь. Не зависимо от своего физического возраста нас сразу наставили и мы взяли как абсолютную истину. Нас сразу наставляли по самым лучшим идеалам Церкви. Хуже для тех, которые с из мала, с физического младенчества входили в свои церковные семьи. А в этих церковных семьях разное церковное население, имелись свои сокращенные правила. Потом таких людей перестроить трудно. Женщина 35 лет с из мала причащалась раз в два года, и считала это нормой, потому что все так делали, или причащалась четыре раза в году, как это было в 17-ом, 18-ом веке, 19-ом по церковному регламенту. Попробуйте ее переубедить, что надо не четыре раза в году, а четыре раза в неделю причащаться? Да она скажет: «Вы - антихрист, вы в прелести».
Когда мы вошли в церковную жизнь, Церковь нам сразу задала достаточно высокий по сравнению с 19-тым веком уровень христианской жизни. Какие мы все-таки счастливые. Мы это взяли, как будто бы, так и надо. Я очень долго я ходил в полной иллюзии, что я вообще ерунду какую-то выполняю и думал, что в 19-ом веке, они были точно христиане, когда они были с из мала в Церкви. Они наверняка в три крат больше делали, чем я сейчас делаю. И для меня полное откровение было, когда я вдруг обнаружил, что они четыре раза в год причащались, потому что регламент был такой. Много разных послаблений было, и они понятия не имели о таких правилах жизни церковной, какую я уже освоил, и мне было нормально. Мало того, я полагал, что я имею только начальные мои освоения, а впереди еще целая программа того, что надо осваивать. Как здорово с младенчества сразу входить в уровень церковный.
Полагаешь, что умиловистивил Бога?
В четвертом веке был окончательно зафиксирован обязательный евхаристический пост и в день причастия до принятия Святых Тайн ничего не вкушать. Однако, уже на рубеже четвертого, пятого веков, некоторые христиане связывали причащение не только с соблюдением евхаристического воздержания перед литургией, но и, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, со временем Великого поста. Сам святитель призывает к более частому причащению. «Прошу, скажи мне, приступая к причащению раз в году ты действительно считаешь, что 40-ка дней тебе достаточно для очищения грехов за весь этот период, - то есть за весь год? - А потом, про прошествии недели после причастия, опять предаешься всему прежнему. Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение 40-ка дней от продолжительной болезни, потом выздоровев, опять принялся бы за ту же пищу, которая тебе болезнь причинила, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего твоего 40-ка дневного труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое здоровье, то тем более нравственное».
Это прямо относится к нашим сегодняшним обычаям. Мы в Великом Посту 49 дней постимся, осваиваем там разные труды, порядок вкушения пищи, и все время ждем, когда наступит Пасха. Пять дней, четыре дня, три, два, один – Пуск. И мы не ждем неделю. Он пишет: «неделю выждали». Ничего подобного. Мы сразу же в день Пасти вернули весь объем, да еще и сверх того. Вот как мы делаем. Один брат у нас объелся яйцами, он сразу за день 27 яиц. К трем часам дня он вдруг позеленел. Это было на празднике в городском доме культуры, где полно детей было. Он начал снимать с себя праздничную одежду и вдруг сел и позеленел. Все решили, что с Лешей обморок. Скорая тут же приехала, и увезла, а нас закрыли на карантин. У нас впереди целая программа праздников по всему городу, а все училище закрыто на карантин. Через два дня Леша наш весь сияющий вернулся назад и говорит: «Отравление, переел».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «прошу, скажи мне, приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что 40-ка дней тебе достаточно для очищения грехов за весь год? А потом, по прошествии недели по причастии, ты опять предаешься прежнему. Всего 40, а часто и не 40 дней ты посвящаешь здоровью души, и полагаешь, что умилостивил при этом Бога? Говорю это не с тем, чтобы запретить вам преступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда преступали к святым тайнам». А вот преступали уже, как он сказал раньше. Византия к 11-12 векам, в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки. «Только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтения перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается, и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне». Значит, традиция начала зарождаться в монашестве, а стали ориентироваться миряне. «Поскольку монашеская духовность в православии всегда воспринималась как идеал».
А мы те самые счастливые младенцы, которые этот порядок сразу восприняли как обязательная норма и необходимость, даже со своей начальной ревностью восприняли с радостью. Потом начались тяготы несения этого всего. В наиболее стогом виде эта традиция представлена, например, в указании русского типикона, который, в отличие от греческого, говорит об обязательном семидневном посте перед причащением. Это так называемое семидневное говенье. После советского безбожия мы в итоге пришли к трехдневному посту. «В 1699-ом году, начало 18-го века в состав русского служебника была включена статья под названием «Учительское известие». В ней содержится указание об обязательном сроке подготовки ко святому причащению. В четыре многодневных поста причащаться могут все желающие. А вне постов следует поститься 7 дней. Но этот срок может быть сокращен». «Аще убо кроме постов четырех обычных, приступити ко святому причащению восхотят, седьм дней прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающие. Сие же не в нужде. В нужде бо, по три дня, или един день да постятся точию».
Святых тайн причащайтесь почаще, но бойтесь приступать равнодушно
Почему иногда я могу благословить только два или же один день поста перед причастием? По разным причинам. На практике крайне строгий подход в подготовке ко святому причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако и к тому, что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. «Я не могу, сил у меня нет достойно подготовиться, поэтому я не причащаюсь».
«Против такой практики редкого причащения была, в частности, направлена норма обязательно причащения всех христиан Российской Империи хотя бы раз в году, содержащаяся в духовном регламенте. Этот духовный регламент издал император Петр 1-й в 1721 году. В нем так написано: «должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год, причащаться святой евхаристии». Видите: «И часто». Он не прямо утверждает, что раз в год и только, а «и часто». А хотя бы, то есть край, единожды в год причащаться святой евхаристии. «Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком, смертью Спасителевою содеянном нам спасении. Того ради, аще которой христианин покажется, что он весьма от святого причастия удаляется, тем самым являет себе, что ни есть в Теле Христове, сие не есть сообщник церкви».
Мы сейчас точно знаем, что держаться этого регламента нельзя. Этот регламент привел, в итоге к революции 17-го года. «В 19-ом, начале 20-го века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре многодневных поста». Это не за долго до революции. Уже начала беспокоиться совесть церковная, и от этого регламента Петра 1-го, который целых два с половиной века держал народ. Потому что конечно, хотя тут и сказано, что должен всяк христианин «и часто причащаться, а хотя бы один раз в год», то люди подхватили, который из этих? «Одни раз в год» подхватили. А «и часто», таких людей становилось все меньше и меньше. И, тем не менее, к революционному времени беспокойство церковное нарастало и появились благочестивые люди, которые причащались хотя бы все четыре многодневных поста, то есть четыре раза в год. Но это уже считалось каким-то выпадением из общественной нормы. «Многие святые того времени, среди которых святитель Феофан Затворник, и праведный Иоанн Кронштадтский, и другие, призывали приступать к святым тайнам еще чаще». До чего докатился народ, что чтобы причащались чаще, чем 4 раза в год, надо призывать таким святителям.
«По словам святителя Феофана, мера причащаться в месяц однажды, или два раза в месяц, есть самая мерная. Хотя ничего нельзя сказать неодобрительного и о более частом причащении. Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «святых тайн причащайтесь почаще. Как духовный отец разрешит. Только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением, и паче со страхом и трепетом, чтобы привыкнув, не стать приступать равнодушно». Это самое тяжкое сейчас для нас, когда начинается механическое причастие. Правильное причастие должно иметь три характеристики Иоанна Златоуста: с чистою совестью, с чистым сердцем, и безукоризненная жизнь. Еще раз, давайте повторим: с чистым сердцем, с чистой совестью, безукоризненной жизнью. Андрей повтори.
Андрей повторяет.
Батюшка: Ты понял? Принял? Не знаю. Скажи, почему не знаю? Надобно именно так. Потому что если вы искренностью не будет иметь этого стремления к идеалу, то вы не сможете быть на пути. Путь - это когда у тебя есть стремление. А сила есть у стремления, когда оно искренне. Даже когда тебя будут колебать, ломать, топить, еще. Но у тебя есть идеал, к которому есть стремление, обеспеченное искренностью. Искренность дает силу
Безукоризненная жизнь – когда никто и ничто не укоряет (исправься и тогда причащайся)
Вопрос: Батюшка, а кто может сказать, что у него безукоризненная жизнь?
Батюшка: Безукоризненная, то есть нет укоризны. Не надо ничего придумывать что-то мистическое. Не надо, чтобы бесы сказали: «Ой, какой ты безукоризненный». Откуда могут идти укоризны? Первая укоризна может идти от чего? От совести. Правда, у большинства людей совесть сейчас глухая, поэтому никаких укоризн, никаких позитизм, ничего не дает, не слышит. Раз. Второе: не было укорения со стороны ближних. Целую неделю ни одной укоризны.
Надя: Укоризна со стороны ближнего может быть не высказана, но внутри может быть и много.
Батюшка: Ты же не можешь внутри знать, будешь себе придумывать. «Я, батюшка, не могу причащаться, потому что вокруг меня народ ходит со сплошными укоризнами по поводу меня». Я спрашиваю: «Откуда ты это знаешь?» – «Смотрите, какие злющие глаза у всех» – «А ты свои смотрела? У тебя самой самые злющие глаза. Откуда ты вдруг уразумела»? Тут Ольга Павловна у нас все время ходит и говорит, что все её топчут, все про меня плохо думают. Сейчас Валентина Георгиевна впала в эту болезнь: «Эта думает, что я украла, эта думает, что я сейчас что-то там делаю, этот думает, что я ворожу, а та думает еще что-то такое. Все меня укоряют, я причащаться не могу». Понятно, что не об этой укоризне идет речь. Значит, укоризна – это которая конкретно выражена тебе, пришла сестра и сказала . Еще какая укоризна может быть?
Николай: батюшка, я себя постоянно укоряю. У меня что-то не так, столько не получается. Дальше к покаянию?
Батюшка: Помимо совести есть еще укорение сознания. Совесть тоже составная сознания. Но так как у нас сегодня совесть глухая, помраченная, мы больно образованные люди, поэтому у нас крыша побольше знает, чем совесть. И из-за этого со стороны этой крыши могут быть всякие укоризны. Это у нас Надежда Николаевна такая. Она своею крышею постоянно видит себя: «тут не сделала, там не та, тут не такая, там сякая везде плохая». Сплошная укоризна крыши. Нормально это? Нет, это не нормально, хотя укоризна сознания может быть. Тогда это должна быть укоризна здравого сознания. Ты должен быть при здравых мыслях, при здравом сознании. А здравое у тебя сознание или нет, приди и спроси духовника. Он на то и поставлен, чтобы там, где ты колеблешься, например, в укоризнах, которые от тебя самого к себе самому обращены, тогда приди к духовнику. Он со стороны тебе что-нибудь здравое скажет: «Вот ты эту укоризну имей, а эту не имей. Это придумала, а это действительно есть. А коли есть, то тогда лучше иди, сначала исправься и тогда приходи и причащайся. Что делает какая-то часть христианского народа, когда им говорят: «Иди исправься». Одни впадают в истерику, другие - в уныние, третьи – в причитания. «Чего ты причитаешь»? – «Батюшка, я за столько лет не исправилась и никогда не исправлюсь». И причитает. «Ты от меня что слышала?» - «Исправься». – «Ну и что»? – « Я не могу исправиться, потому что, потому что… ». И опять причитания. «Ты слышала от меня»? – «Слышала». – «Что я сказал?» - «Исправься». – «Сказал это»?- «Сказал».-«Ты пошла, сделала это»? - «Нет». – «Ты приступила к этому, хотя бы чуть-чуть исправиться»? – «Нет». – «А что ты причитаешь»? – «Но я же наперед все знаю. Я наперед уже причитаю, все равно все мое заднее». – «Ну, хорошо, я сейчас возьму палку, и дам, твое заднее сейчас сокращу». Это что такое?
Когда сказано, что иди и исправься, надо же просто пойти и начать делать. Тогда ты уже имеешь право прийти и сказать: «Я столько делала-делала, а результата никакого». «Давай измерим. Ты делала, а что получилось»? – «Вот то-то». – «А еще потом ты делала на следующий день»? – «Делала». – «Что получилось»? – «То-то». «Почему ты говоришь, что никакого результата»? – «Батюшка, но это такой результат, что это никакого результата». – «Кто тебе сказал, что никакого? Кто от тебя требует большего, чем вот это чуть-чуть? Почему ты так нездорово определяешь свои результаты. Для тебя это чуть, это все равно, что для Геракла поднять целую гору. Но ты же не Геракл? Подымай тогда это свое чуть, но делай регулярно каждый день. И потом приди и скажи, что я каждый день вот это чуть делала. И тогда услышишь от меня: иди, иричащайся». Так ведь, правильно поступать.
Однажды был брат, который при благословении: «Достаточно для тебя, иди причащайся» шёл к причастию с задней мыслью: «Я все равно не достоин». Своим таким чувством он был причастником? Нет, он сам отложил от себя причастие. В итоге один брат просто повесился с таким настроением, которое его довело в итоге. Сестра одна, не знаю, куда она будет развиваться, если останется в этом движении. На то духовник и есть, чтобы он сказал здравое решение для тебя, и ты пошла и пошел выполнять. Мера, сколько ты выполняешь, это дело второе. Главное, чтобы ты делал. И при этом делал регулярно во всех таких обстоятельствах.
Имей безукоризненную жизнь, то есть имей период, когда тебя никто не укоряет. Но если тебя укоряют, то и примирись, и изменись, и получи благословение и иди, причащайся. Все просто, но требует, конечно, усилия воли, движения духа и здравого ума. Но на то и дана церковь, чтобы ты таким в итоге становился и стал. Одного только бойся: не стать преступающим к таинству равнодушно.
Предубеждения рождают ложь против Церкви
Это ужасно. «Исповеднический подвиг церкви в годы гонения 20-го века побудил многих священнослужителей и чад церковных переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения. В частности, в 1931 году, временный патриарший синод в своем постановлении от 13-го мая выразил (?) пожелания касательно возможно частого причащения православных христиан, а, для преуспевающих из них и еже воскресного, признать приемлемым».1931 год - это год, разгара гонений и тем не менее, синод собирается и такие вопросы решает. До какой степени было предубеждение, что нельзя. За многие годы и столетия сложилось предубеждение, что правильно причащаться раз в год, четыре раза в год. Почему не убеждения? Мы должны быть убежденными христианами. А почему предубеждения? Там, где предубеждения, там ложь и неправда против Церкви. Оказалось, что это было предубеждение, и оно работало. Чтобы его переломить, пришлось целому синоду собраться, и аккуратно написать «пожелания касательно возможного частого причащения православных христиан. А для преуспевающих из них и еже воскресного, признать приемлемым». О, как аккуратно.
«В настоящее время многие православные люди, - то есть это наше время уже, - причащаются значительно чаще, чем большинство христиан в дореволюционной России». Мы как младенцы сразу вошли в самые лучшие нормативы Церкви и это тоже ведь промысел Божий. Поразительно, что пока Господь давал свободу людям в Церкви двигаться, развиваться самим по себе, то люди вот что наделали в итоге. А когда после гонений Господь открыл возможность снова воцерковляться, то дал вдохновение церковного сознания, дал сразу устремиться к идеалам. Этот идеал вылил на всех младенцев, т.е. нас ( - ?) . А младенцы, ничего не думая, и не зная, что было, ревностью подхватили этот идеал. И живут так. А, оказывается, живут много превышая порядок дореволюционной России. И теперь с удивлением смотрят: как же так, почему они такие все скукоженные, бедненькие? Это, оказывается, не мы бедненькие, что мы тут не с рождения, это они бедненькие, что они с рождения совсем другими нормами пользовались. Как это дивно.
Наставленные право, но не имеем 3-х условий причастия
Роман: Вы говорите, что они бедненькие, а мы нет. То дореволюционное поколение, они, может быть и причащались редко, но у них внутренний духовный уровень был очень глубокий. Они причащались более достойно, чем мы и держалось это дольше. А мы ?
Батюшка: Они могли удержать. В молитвах после причастия есть такие слова: «Чтобы сохранить в себе Христа принятого». Вот это они умели делать.
Роман: А мы причащаемся, причащаемся, и причащаемся, а на деле такое может сотворить после причастия так, что в обычный день никогда не сделаем – не узнать человека.
Батюшка: Бедненькие по причине того, что у нас нет этих трех условий причастия Иоанна Златоуста: нет чистой совести, нет чистого сердца и нет особенно, безукоризненной жизни. Вот здесь мы, действительно, не просто бедненькие, мы здесь катастрофически больные люди. До такой степени больные, что 20 лет уже в Церкви, да еще под постоянным штурмовым движением, чтобы правильно жили и , тем не менее, многие упираются и не хотят. Роман правильно говорит, что это надо еще посмотреть, кто из нас бедненький. В плане регламента бедненькие, кто? Они. А в плане готовности и способности нести, бедненькие кто? Мы. На сегодняшний день регламент подтверждает нашу жизнь. А дело осталось за малым - за совестью, сердцем, и самой безукоризненной жизни. Кто при этом мешает? Кроме себя, никто. Время какое поразительное, просто чудное время. Никто не мешает, если только ты сам.
«Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения на прямую зависит от духовно-нравственного состояния человека. Дабы, по слову Златоуста, верующие приступали ко причащению святых тайн». Теперь хором: «с чистою совестью, с чистым сердцем, и безукоризненною жизнью», насколько нам это возможно. Вот наш регламент.
Искренность даёт силу стремления к подвигу
Роман: Чтение было про подвиг. Всегда, когда над собою делаешь усилие - это подвиг. И на службе стоять, и перед исповедью внутренне собраться, и к причастию подготовиться – это же подвиг? Подвиг. Если так постепенно идти путем подвига, Господь таким людям благодать даст, и позволит причастие сохраниться в себе как можно дольше.
Батюшка: Да. Давайте закрепим. Деятельная суть подвига вполне ясна. Для подвига необходимо иметь три условия: первое, - это идеал, второе - стремление к этому идеалу, и третье - чтобы в этом стремлении была сила. Силу всякому стремлению к идеалу дает искренность. Чем искреннее, тем больше силы имеет твое стремление. Что нужно, чтобы было стремление? К чему устремиться?
Илья: К самолюбию.
Батюшка: Да, правильно сказал. Для мира сего как раз самолюбие. Поэтому сейчас вы вдруг не можете ответить. Человек не мира сего, он сразу ответил. А все остальные сидят, молчат. И тогда Илья прямо сказал, почему молчат. Потому что действительно у всех здесь есть стремление. Но это стремление чего? Самолюбия. Поэтому так растерялись все. С чем тогда в Церкви и христианстве соединить искренность? Что искренность должна окрылять, стремлению к чему давать силы? К идеалу или к самолюбию?
Ответ: самолюбие мешает стремлению к идеалу.
Батюшка: Самолюбие переводит стрелки стремления. Все, стремясь, прибежали сейчас в трапезную на обед. А кто, интересно, прибежал имея идеал присутствия на трапезе? Кто жаждал о том, чтобы за трапезой держать православный церковный идеал? Распорядок времени трапезы, распорядок качества трапезы, и распорядок количества. Кто бежал, чтобы исполнить идеал распорядка количества и побороться со своим желанием съесть три половника супа, и съесть вместо них два? Кто бежал сюда, чтобы осуществить, побороться? Все бежали. Это было стремление чего? Самолюбия. Поесть бежали. А кто же бежал сюда в трапезу ради идеала? Настолько все просто, а с другой стороны настолько, оказывается, все серьезно. Все сюда бежали осуществить свои стремления самолюбия. И ведь когда Илья это объявил, то все весело засмеялись, узнав. Я продолжаю говорить, я пытаюсь побить эту цель стремления нашего Она не побивается. Никто сейчас не перешел к идеалу. Нет ни одного человека, который бы вдруг сейчас сокрушил бы эту цель, с которой он сюда прибежал, поставив вместе нее идеал.
Павел: я своих братьев год исправляю, но никак они на это не смотрят. Я сам все в нашей комнате делаю - кровати поправляю, полы стараюсь мыть, все один. А они на это даже и не смотрят. Как исправить своих братьев?
Батюшка: Тут целая трапеза не собирается исправляться, поэтому ничего тебе не могу сказать. Не знаю. Когда Господа спросили, как Иуду исправить, Он тоже сказал: «Не знаю» и не исправил, потому что невозможно было. Сам Господь не смог исправить Иуду, развел руками, хотя кровавым потом молился за него перед Своим Отцом. Господь кровавым потом молился, и ты до крови работай дальше. Павел, как там будешь работать до крови, так и здесь в трапезной тоже до крови, и не жалуйся, не жалей. И тогда исполнишь идеал. Это будет движение к идеалу, где идеалом является Сам Христос и Его жизнь.