Здравствуйте!День рождения дочки приходится на пятницу... Сможем отметить только в след.воскресенье... Скажите, пожалуйста, можно ли отмечать дни рождения в воскресенье? Ведь cказано, воскресенье - Богу..
Воскресенье – это всё же день отдохновения. Того отдохновения, которое Бог принёс человеку и дарует ему Своим воскресением. За грехи наши умер и ожил, т.е. воскрес ради того, чтобы теперь нас мёртвых во грехах, оживить в жизнь без греха. Теперь «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, но… будьте святы во всех поступках» (1 Пётр. 1, 15). Это воскресенье или святость происходит с нами всегда, когда Бог достигает до нас, встречается с нами, входит в нас. Это и в молитве, и в богослужении, тем более в таинствах Церкви. Тогда и приходит отдохновение в Боге. Это отдохновение и есть воскресение. Оно, как состояние человека, может не совпасть с воскресным днём седмицы. Воскресный день может быть и мрачным по настроению, и печальным, и мёртвым, т.е. наполненным похотями и грехами. А если в воскресный день, тем более после службы в храме, после причастия Тела и Крови, приходит отдохновение в Боге, как оно будет проявляться в поступках, в тех, про которые апостол сказал: «будьте святы» (т.е. будьте воскресшими). У разных людей очень по-разному. Среди монахов одни уходили в молитву, другие в сад, на природу, третьи просто были с самими собой, в покое и живительной тишине сердца души. Есть и те, которые посещали друг друга.
Что делают миряне в таком настроении? Тоже по-разному. Смотря, какими сторонами своей натуры человек больше живет. Одни действительно, уединяются для молитвы, или уединяются, чтобы побыть одному. Другие читают или слушают музыку, песни, или смотрят какое-либо видео. Это если у человека нет семьи. Общительные среди них идут в гости, деятельные посещают больных, престарелых, сирот, инвалидов, душевные устраивают какие-нибудь посиделки, одаренные устраивают концерты, выставки, ярмарки. Одно только надо иметь в виду, что если это отдохновение в Боге, т.е. состояние воскрешения из греховной мертвенности, тогда не будет «сообразования с прежними похотями», о чем предупреждает апостол Петр, но каждый «будет свят во всех поступках».
Что делают в этом настроении люди семейные? Опять же, каждой семье свойственно свое, смотря какими силами живы каждый из них, и с кем в согласие приходят все остальные. По активности это могут быть те же занятия, какие перечислены выше у не семейных. Только здесь в занятия входит не отдельный человек, а вся семья. Но есть у семьи и сугубо семейные события, в которых в отдохновении им хочется посвятить себя друг другу, т.е. домашним. Старшим братьям и сестрам побыть с младшими, родителям побыть с детьми, детям с родителями. Не в том воскресение, чтобы иметь какие-то сугубые дела в этот день, а в том воскресение, чтобы в этот день особенно беречь и дорожить в себе отдохновение святое. Что значит «святое», подробнее об этом прочтите в Библии в книге Левит главу 19: «святы, будьте…» и дальше вся глава о том, как быть святым. Здесь, в этой книге, все житейски узнаваемое, все доступное для каждого. Вот пример: «жатву не дожинай до края поля твоего, виноградник не обирай дочиста и попадавших ягод не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. (С плодовых деревьев) в четвертый год (возраст саженца) все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних, (т.е. чтобы накормить нуждающихся), в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе. Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога Твоего» (Лев.19,9-10,24-25,32). И много другого, праведного в житейских делах наших. Заметили ли вы, что у Господа начало святости – это милость. Но и конец святости – тоже милость. Только крестная. Милостью крест несется. Господь дает заповедь нам чтить субботу, а по новому времени это воскресный день, тем, чтобы поступки особенно в этот день были святы. Не собственно какие-то особые дела, но быть святыми, милостивыми в любых делах. Поэтому утешь, сделай за другого, устрой ему жизнь. Единственно обычай церковный не позволяет в воскресенье заниматься трудами и самообслуживанием, (стиркой, уборкой, не устраивать баню). «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23,12). И опять же, это милость так велит. И на страшном суде об этом же: голодного накормил, жаждущего напоил, в тюрьме и больного посетил. По этой же причине не должны были в воскресный день работать магазины, рынки. Где купля-продажа не от милости. Порой, напротив, с обманом и недовесом. Потом, после долгих споров и обсуждений до революции разрешили рынкам работать с 13 или 14 часов. То есть, когда закончится воскресное богослужение. Но настояли на этом сами торговцы, купцы.
Теперь о дне рождения. В церкви не принято праздновать день рождения, празднуются только день именин и еще юбилейные даты. Но и в Священном писании о юбилее сказано: «да будет это у вас юбилей». (Лев.25,10) Т.е. не собственно юбилей утверждается, а утверждается «это». Что же? Давайте прочтем: «и освятите милостью пятидесятый год и объявите свободу (на этот год) на земле всем жителям ее. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, с поля ешьте произведения ее. Если будешь продавать или покупать… не обижайте один другого, бойся Бога твоего. Храните законы Мои и исполняйте их. Ибо это юбилей, священным да будет он для вас». (25,10-12,14) Откуда же берется обычай пятидесятого года? Читаем раньше в этой же главе: «когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню. (А с нею и все работники на ней имеют отдых). Шесть лет засевай, обрезывай и собирай, а в седьмой год да будет суббота, (а в наше время это воскресенье), суббота покоя на земле, суббота Господня, да будет это год покоя земли. И насчитай семь субботних лет, семь раз по семи лет, сорок девять лет, и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее» (Лев.25,2-4,8-10). Ни о каком чествовании кого-либо в эти дни в Священном писании на всем Его протяжении не говорится. В Новом Завете один только день называется как день рождения – это день рождения царя Ирода, когда он устроил пир. На этом пире была та атмосфера, когда совершилось страшное злодеяние – была отсечена голова предтечи Господнего - Иоанна Крестителя.
А что же Рождество Христово? Не есть ли это день рождения Христа. Да есть. Но ангелы празднуют не день рождения, а само рождение. Рождество, рождение младенца Христа – оно праздник. Единственное событие, одно во всей жизни Христа. Но не каждый год. Каждый год есть о том человеке, который уже умер, как день памяти. Но это после его смерти. Интересно, что у азиатских народов, независимо от христиан, празднуется рождение младенца. Собирается вся родня и устраивают пир. В таком празднике род празднует умножение своего числа (численности). Особенно радуются рождению мальчиков. И благодарят родителей за такое приношение, сделанное ими роду.
Что же такое тогда юбилейные даты и дни рождения? Это победы мира сего. Т.е. мир вошел в жизнь христиан, и Иродовы обычаи внес в Церковь. Получается так.
Если же пойти не по пути чествований родившегося когда-то, а по пути благодарности родителям, тогда мы придем к такому дню рождения, где в центр стола будет посажен не тот, кто родился в этот день, а его родители, а вместе с ними бабушка с дедушкой. И чествоваться будет не тот, кто родился, а те, кто родили, вырастили. Сам же, кто родился, устроит застолье, пригласит людей, чтобы рассказать им, кто были и есть для него его родители. Такое празднование уже 25 лет, как принято у нас в Православной Отраде. Совсем недавно одной из сотрудниц прихода исполнилось 30 лет. Трапеза в честь ее родителей, дедов и прадедов длилась около трех часов и была для собравшихся настоящим откровением и большою отрадой. И в том, что услышали, узнали о членах ее рода, и том, с какой любовью было о них рассказано, а с нами на трапезе присутствовала ее мама, и в том с каким почитанием к своему роду был собран и иллюстрирован фотографиями удивительный материал, и в том, как с неожиданной для нас полнотой мы погрузились в события истории нашей страны, погрузились и пережили. Этот рассказ, записанный на юбилейной трапезе, можно посмотреть на нашем сайте, «Otrada-Volqa.ru» в рубрике «Видео», далее «Новое видео» - «Юбилей Нади» (сам рассказ будет выставлен позже, представлена презентация рассказа). Понятно, что такой рассказ-событие не будешь праздновать каждый год. Но в годы юбилейные 30, 50 лет можно.
Что касается дня рождения дочери… Из всего сказанного очевидно, что если дочери 3, 10, 15 лет, праздновать день её рождения не нужно. Если вы вслушаетесь в то, что происходит на таких днях рождения, вы сами с этим согласитесь. Внешне и в видимых событиях это будет радость дочери, довольство, утешение, что её любят, что она любима. И если бы только это было, можно бы и согласиться с такими праздниками. Но если вслушаемся, услышим и много другого, что может оказаться, лежит в основе этих празднований. Радоваться и глубоко, и искренне может и самолюбие, а в ней и за нею гордость. Утешение может пережить и тщеславие. Если даже недруги, но как-то оказавшиеся на дне рождения, вынуждены говорить похвалы и одобрения, если и те, от кого не ожидал, говорят доброе и поздравляют, невольно затщеславишься. Если и взрослым невмоготу уклониться от него, то детям убежать от своего самолюбия и тщеславия тем более невозможно. Оно в них и получает пищу. И из года в год растёт, развивается. Своё причитающееся получает и детское самоугодие. Богатая пища, а к ней ещё и развлечения, которые устраивают родители, бабушки, дедушки и сверх всего конечно подарки. Как тут устоять человеку, тем более ребёнку. Порою весь захваченный самоугодием, он и будет с каким-то особенно тёплым чувством любоваться и перебирать именно подарки. И не важно от кого, даже не помнит, важно что вот что у него (у неё) теперь есть. Никуда не денется на этих праздниках и третье основание падшего человека в нас – влечение к миру. Мир сегодня доставляет людям множество развлечений. Это музыка, фильмы, песни, танцы, анекдоты, юмор, телевизор, интернет и много другого. И в ткань празднования дня рождения что-то из всего этого тоже войдёт. «Всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12, 30). Но если «вы от мира сего, то я не от сего мира» (Ин. 8, 23). Теперь, если идти за Христом, тогда нужно исполнить заповедь святого евангелиста Иоанна Богослова: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16).
Празднуйте не день рождения дочери, а именины, т.е. день святого, чьё имя дочь носит, под чьим покровительством с неба она живёт. День, когда вся Церковь празднует память этого святого, будет днём именин – имя, имени, именины. В этот день христианин своё почитание святого и любовь к нему выражает в том, что готовится к причастию: постится, исповедуется, на вечерней службе участвует в прославлении святого, т.е. слушает всю службу. Утром, в день именин, причащается и затем зовёт домой гостей, чтобы самому дома прославить святого в кругу друзей и близких. Это прославление тоже нужно подготовить. Это может быть рассказ о святом, стихи, песни о нём. И вся семья, радуясь за дочь, славит святого, чьё имя она носит. Перестройтесь на такой лад.
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)