Батюшка,снова обращаюсь к вам.Писала ранее (№14151), что муж ушел от меня.И сказал что любит другую.Батюшка просмотрела видео о молитве по соглашению.Буду молится так.Но вот что меня волнует.Муж сказал что хочет начать с ней новую жизнь,что мы себя изжили и обидами и ссорами убили все в семье.Батюшка,а может быть она его женщина по жизни?И он правда ее полюбил?Тогда это ведь просто навязыванием моей воли.Ведь только я хочу сохранить семью.На развод он согласился пока не подавать.Но сказал что не вернётся ко мне.Возможно ли что он меня полюбит снова?И возможно ли что она его судьба?Батюшка мой говорит что нет так любви,блуд там.А муж не согласен
Если разводятся и говорят: мы всё доброе изжили, нечем больше быть в семье, это значит, что по-настоящему семья и не начиналась.
Быть семьям на земле – это замысел Бога. И Бог сотворил человека с предвидением семьи, а затем выделил от него жену, а человек, быв до того человеком, стал теперь мужем. Всё человечество с первых времён и до последних – это всё мужья и жёны. На земле лишь один человек родился во всём человечестве таким же, как Адам, когда не было ещё у него жены, Евы. Этим человеком был Христос. Поэтому о Нём говорят: второй Адам.
Христос пришёл, чтобы вернуть людей в Рай. Они входят, и дальше будут входить такими, какими были на земле, т.е. в мужеском виде и женском, но сделавшись святыми, войдут в белых одеждах, они «омыли и убелили одежды свои Кровью Агнца, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7, 14, 15). Во Христе, втором Адаме, они сделаются вновь полным человеком, хотя видом и составом будут иметь поначалу мужеский и женский вид; а потом равно ангельский.
Поэтому и сказано, что в Раю не женятся и не выходят замуж – нет надобности восстанавливать полноту через семью. Полнота человека будет через Христа – совершенного человека. Поэтому семья – это уже человек, но не совершенный. Совершенным человеком каждый из состава семьи, муж ли жена ли, делается во Христе.
Если муж и жена следуют за этим божественным замыслом, реально следуют, тогда в семье они будут жить не собою, а себя будут чувствовать семьёй. По началу уже семьёй, но чувственною и страстною, т.е. в чём-то каждый будет самоугоден, в чём-то самолюбив, и оба будут иметь в той или иной мере ещё и третье - увлечения миром сим, например, интернетом, магазинами, развлечениями, из-за чего на время будут разбегаться по разным улицам или дома сидеть спинами друг к другу, уткнувшись в компьютеры. Все три: самоугодие, самолюбие, влечение к мирувносят в семью разделения. И чувственно-страстная семья будет как восстановленный Адам, но которого время от времени лихорадит.
Жизнь в Церкви: молитвы, посты, таинства, богослужения и при том, что будет присутствовать важнейшее - исполнение заповедей Господних, - эту лихорадку будут угашать. При соблюдении заповедей два призвания любви – призвание мужа и призвание жены, будут возрождаться и восстанавливать Адама – семью, или семью-Адама. При этом оба призвания, жизненные призвания любви, - положены Богом как важнейшее нравственное основание, истинная причина, по которой он есть муж, а она есть жена.
А теперь сами подумайте, как может в этом союзе двух, «союзе мира»(Еф.4,3) доброе изжиться. Если семья - действительно семья, тогда в божественном замысле, замысле спасения, - это восстанавливающийся Адам. Жизнь семьи - это время на умножение добра, т.е. всё большее проявление того, что с самого рождения в каждом человеке есть, а теперь, благодаря семье, оно развивается и раскрывается в своей полноте и красоте – это призвание мужа и призвание жены.
Старец Кирилл (Павлов) в последней продолжительной беседе со мной (в 2011 году) два или три раза произносил слово нравственность.
Я никак не мог понять, о чем он. Слово вроде бы хорошо знакомое. Но батюшка так говорил его (не произносил, а именно говорил), что делалось ясно – я об этом слове думаю одно, а батюшка видит другое. Я пытался понять произносимое. А батюшка говорил то, что подлежит разумению. В Священном Писании настойчиво говорится об этом: «Слыша, не слышат и не разумеют» (Мф.13,13)
«Своими ушами слышат, и не разумеют» (Мк.4,12). Своими, т.е. своё что-то слышат, но не слышат то, что им говорят, тем более не разумеют.
Еще в нашем епархиальном училище Свято-Сергиевском, много лет назад в работе со студентами (братья-выпускники почти все, давно уже священники) мы столкнулись с этим явлением. Начали разбираться.
Оказалось, современный человек не знает разумения. Но очень развито у него понимание. Уяснение слышимого он делает через обработку того, что ему говорят. Умную обработку - т.е только умом. Результат этой обработки он присваивает себе как понятое им, понятное ему. Если он не переспросит, а оставит так, как понял, т.е. как сам для себя обработал, тогда последующая жизнь может обнаружить разницу сказанного и таким способом понятого. Понятого шиворот-навыворот. Поэтому пророк Исаия говорит о нас: «Они не видят и не разумеют», и еще раз настаивает «не знают и не разумеют они» (Ис.44,9,18).
В книге «Иов» говорится об этом же: «И сказал Елиуй: я молод летами, а вы старцы, поэтому я ждал и молчал, робел и боялся объявлять вам мое мнение. Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. Я полон речами и дух во мне теснит меня. Слова мои от искренности моего сердца и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь»(Иов 32,6,8,15,18;33,4).
«Господь сказал: кто вложил мысль в сердце, или кто дал смысл разуму?» (Иов 38,36).
И царь Соломон в Притчах добавляет: «Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все» (Пр.28,5).
И еще много слов о разумении в Священном Писании.
А слова: понимание и понимать встречаются всего 23 раза. И половина из них в значении "НЕ":
- «понимает, но не слушается» (Пр.29,19);
- «вы не понимаете речи Моей» (Ин.8,43),
- «не понимаю, что делаю» (Рим.7,15),
- «не понимаю, что ты говоришь» (Мк.14,68).
Почему я не мог в той беседе слышать, разуметь слов батюшки отца Кирилла?
Я за его словами не разумел той глубины, какая особенно в последние годы (после его беседы в 2011) - открывается его благословением. Он говорил:
«Упущена нравственность. Пока внешнее Церкви старались сохранить, упустили нравственность».А в фильме о старце Кирилле, ему (в саду) задают вопрос: «Возродится ли Россия?»
- Он помолчал (т.е. ещё раз помолился, вопросил Бога) и сказал ответ: «Нет, нравственности нет».
(Но если вдруг возродится нравственность нашего народа, то суды Господни могут измениться. Только неподъемно трудное это дело...).
Нравственность – это совесть, вера, (религиозность), добро, жизненные призвания, трудовая сила, (именно трудовая, а не деятельная). Среди жизненных призваний любви - в том числе и призвание супружеское.
Вернемся к вашему письму. Если ваш муж искренне уверен, что всё доброе вы с ним изжили, значит семья ваша была устроена не на жизненных призваниях. На чём же? На страстном влечении. На чувственном, чувственно-душевном, откровенно плотском. Бывают семьи по расчёту, бывают ради детей, т.е. детьми только живут и держатся, держатся родительством.
Первые три причины действительно с годами будут изживаться. Например, нельзя же каждый день есть килограмм колбасы. Скоро наешься. Так и с плотскими, чувственными и чувственно-душевными отношениями. Видимо об этом ваш муж и говорит.
Вот только из написанного вами одно не ясно – что он нашёл, уйдя к другой. То же, что было и у вас с ним? Или нашёл себя, т.е. призвание мужа? Если последнее, то конечно отпустите, и радуйтесь за него. Не было человека, - и нашелся.
Если же первое – об этом время покажет.
Согласился пока не разводится? Подождите. Если вдруг вернётся, тогда прочтите вместе этот ответ и хорошо разберитесь, зачем вам вновь соединяться.
Бог вам дал уже побыть вместе. А вы замысла Его не поняли.
Так во второй раз не промахнитесь.
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)