Общая педагогика.

Любовь, почитание, нравственные силы души.

Любовь умеет оправдывать

Любовь умеет оправдывать в чувствах и поэтому в чувствах не испытывает от несовершенства какого-либо неудобства. Поэтому вполне приемлет …, хотя, конечно, потом человек пойдет и помолится, но не гнушение, не отвращение, не возмущение, ничего этого не переживется. Любовь свободна от страстных чувствований. Равно в поступках в оправдании всегда найдет действие, которое будет идти мимо этих соплей. Найдет и занятие, и дело, которым мы займемся с ним. Даже то самое, что пойдем, в первую очередь, помолимся и это действие будет естественное проявление любви. Помолятся оба мальчик и воспитатель. Любовь обладает еще удивительным свойством – оправдывать любые обстоятельства, какими бы трудными они не упали на нас. Любовь найдет им оправдание. По уму найдет словестное разумное оправдание, по чувству оправдает. Хотя обстоятельство казалось бы, будет, вызывать на раздражение или на обиду или на небрежение или на возмущение или еще на что может обстоятельство действовать по отношению к нам. Любовь ни на что это не откликается, она в своих чувствах исполняется так, как мы сегодня слышали в апостольском наставлении. В гонениях радуется, в утеснениях благословляет. Любовь покрывает в чувствах злохудожные действия по отношению к нам. Потому долготерпит и милосердствует в воле и в чувствах и в поступке. Там, где любовь, там всегда в чувствах радость, благодушие. Когда мы говорим о свойствах добродетелей – «изведеше честное от недостойнаго», т.е. добродетель обладает способностью, встретившись с недостойным в человеке, извести из человека его честное. Пробудить в человеке такой отклик, хотя он поначалу из недостойного к нам идет, но, встречаясь с добродетелью. Он возгревается в честном и отвечает на добродетель честным, тем Богодарованным, что в нем есть. Эта удивительная способность всякой добродетели – из всякого человека, с которым мы встречаемся, изводить честное. Несмотря на обилие недостойного и к честному обращаеться и с честным иметь отношения. Более всего это несет сила души любовь, ибо она проникает ко всем силам души, и все силы души другого человека напояет.

Проявление любви в силах души

Любовь обладает способностью такого действия к ближнему, при котором разумная сила ближнего исполняется разумением, благоразумием. Созерцательная сила является в благоговении. Творческая – в созидании, в жизни. Почитание – в благоговейном обращении к старшему. Нравственная – в умножении участия, труда и т.д. Каждая сила души человеческая от любви умножается и усовершается. Где силы души погружены, схвачены ими, искажены, извращены в покровы сердца, любовь обладает способностью высвобождать, вычищать душу человеческую от ее покровов, от страстей, от скверны. Неудивительно, когда кто-либо живет в народе Божьем, среди церковных людей, действительно церковных, не новоначально церковных. Церковных, значит, уже совершающихся в этом отчасти свободном действии сил души, свободном от греха и от страстей. Одним только пребыванием среди людей церковных человек нецерковный или новоначальный, страшно грешный, высвобождается из своих греховных настроений. Потому что церковные люди – это люди пребывающие в высвобождении силы любви и по этой причине не могущие быть соблазном для страстного начала в человеке.

Злохудожество в любви

И поэтому страстный, греховный, злохудожный человек, попадая в церковную среду, не находит поддержки своему злохудожеству. Он раздражается, а его милуют. Он возмущается, а с ним мирятся. Он обижается, а его утешают и у него просят прощение и восстанавливают с ним добрые сердечные отношения. Он малодушествует, а к нему идут с великодушием. И нигде он не находит поддержки в своем злохудожном действии. На обиду он хотел бы иметь раздражение, гнушение и досаду, а ничего это не наблюдает и не может поддержаться в своей обиде или обидеться не может и, тем более, заобижаться сверх обиды своей не может. Он раздражается, а в ярость придти никак не может. Хоть и силится, но для этого надо, чтобы его сейчас зацепили, ответно ударили, укололи, а никто не укалывает, не ударяет. Он хочет разленится, а его ободряют, подымают. И невольно обнаруживает, что второй час как трудится. Как случилось, сам того не ведает, но трудится. Он малодушествует и готов бросит свое служение, разразиться, раздразиться на всех. А тут с веселостью его ободрили, рядышком встали и поддержали, часть его забот на себя взяли. И как не крутится, не вертится человек, чтобы своим злохудожным состояться, умножится, утвердиться, ничего этого ему не удается. Все богоугодное в нем и богодарованное находит постоянную поддержку, постоянное одушевление.

Церковная среда

Поэтому, конечно, в этом и заключается сила церковной среды. В практической педагогике, когда мы с вами будем разбирать, в чем сила церковной среды. Одно из важнейших свойств церковной среды как раз и заключается в том, что церковная среда – это всегда деятельно любящая. Потому без всяких притязаний. Расчета корысти совершает дело очищения человека от его страстей. От его злохудожных привычек, навыков, от его безобразного характера, от его зловредного нрава. Либо церковная среда как бы ничего этого не замечает. Почему как бы. Потому что человеку кажется, что действительно не замечают, ибо мимо всего этого обращаются совсем к другому, чем он является. С другой стороны, в действительности замечают, потому что не может добро не заметить зла. Там где зло, оно воюет против добра. Тогда добро, обращаясь к человеку злохудожному, ищет ему спасения, имеет великое попечение о нем, желает ему спасения. Поэтому радеет об отвержении человеком злохудожного своего нрава и характера. Любовь умеет это совершать не указуя человеку на его злохудожное. Она умеет, обходя злохудожное, сразу поддерживать Богодарованное. Этим восстанием Богодарованной жизни в человеке помогать ему самому уклониться от злохудожного, не поддержать в себе злохудожное. Это разумная сила может поставить человека перед фактом злохудожности своей. Открыть в нем самосознание его, открыть ему его собственную злохудожность. Любовь ничего этого не делает, она в избытке и в преизбытке своей силы ни в чем не нуждается, ей не надобно, чтобы человек восстал против своей злохудожности, это дело самого человека, восстанет или нет. Любовь обладает тою силою, чтобы пробудить в человеке его богодарованное, дать им силу и этою силою свободного жительства и свободного совершения в чистоте души совершенно уклониться от зла. Даже не вступая в борьбу со злом, сразу совершаться в добре. Чтобы совершаться в добре, нужны силы, и любовь эти силы дает человеку. И человек, исполнившись сил от любви ближнего, вполне способен не злохудожничать. По этой причине Господь называет любовь большую из всех сил человеческих. Так как ее возможности превышают возможности всех остальных сил души. В каких отношениях сила любви пребывает с остальными силами души? Совершенно подобно. Она не только сама действует, но вовлекает в силу все остальные силы души. Сообщает им свою силу и умножает и усовершает их. Будучи сродной силе Божией, ибо сила Божья и есть любовь, она от Бога обретается и исполняется силою и эту силу сообщает далее всем остальным силам души. По этой причине из всех сил любовь является большею.

Почитание

Другая сила – почитание. Есть благоговейное склонение пред большим. Большим не в физическом смысле, а в смысле богодарованных возможностей, свойств и качеств. Если родитель дает жизнь чаду своему, соответственно, большее рождает малость. И если малость пребывает в реальном себячувствии, то оно слышит свою малость по сравнению с великостью родителя своего. И обращение к великому, к большему, к богатому, к полному, к совершенному и склонение в благоговении пред величием большего и есть почитание. Эта сила, души имеет особое значение в жизни человека. Через которою всякий человек поставляется как чадо. Не имеющий почитания теряет свойство чада. Потому не может быть ни чадом своим родителям, ни чадом Божиим. Потеря почитания – это потеря правды отношений не только с родителями, и со всяким старшим, и с духовным отцом и наставником. Тем более, с Богом. Теряющий почитание теряет страх Божий. Более всего страх Божий деятельно совершается именно в почитании. Интересная особенность: почитание обладает свойством собирать внутрь все силы души. Обладает свойством поставлять человека в своем делании и в своем служении, в единособранное состояние. Потерявший почитание сразу теряется, рассеивается, все силы души оказываются тогда легко повергаемыми в действие покровов сердечных, в действие страстей, в раздирание страстей. Потерявший почитание не может обрестись в целокупие Божьего человека, в нем все рассыпается, начинает быть суета, сумятица, путаница мыслей, завихрения чувств, рассеянность души, духа. А там, где почитание крепко в человеке, там оно собирает все силы человеческие в единодействие. Там полнота служения, там глубина проникновения, там до конца пребывание. Почитание облекается такой добродетелью, как мужество. Либо потерявший почитание не может быть мужественным, ему нечем удержаться в добре и деле до конца. Неудивительно, что эту силу души Господь поставляет как первую заповедь ребенку, которую он получает при рождении своем, – «Чти отца и матерь твою и долголетен будешь». Во внешнем проявлении почитание благоговейно величит всякого старшего. В отношениях с силами души почитание собирает все силы души воедино. В отношениях с Богом почитание обретается с Господом Иисусом Христом в Его достоинстве Сына Божия. И сочетаясь со Христом, Его сыновним, Божественным почитанием Бога Отца, становится чадом Божиим. А т.к. высвободится из страстей, которые схватывают всякую силу души, без Бога человеку невозможно. Поэтому именно действием благодати Христовой и действием Святаго Духа почитание высвобождается в возможность сочетаться с Господом и, сочетаясь с Ним, умножаться как чадо Божие к Отцу Небесному. Это возрастание как чадо Божие и совершается в Церкви всеми освящающими действиями, которые Господь даровал и положил в Церковь Свою. По отношению к младшим, почитание обладает способностью собирать силы души младшего в единодействие. Сам знающий почитание человек, обращаясь к младшему, напояет его силы души и через это собирает или поставляет младшего в собранное служение и не позволяет младшему сойти с силы почитания. Надо постоянно поддерживает ее, привлекая в содействие силу попечения, силу любви и нравственную силу. Поэтому потерявший почитание человек не может возродить почитание в ближних, не может поставить дитя в отношения почитания с самим собою. Нечем и не из чего, ему напоить детскую силу души почитание, потому что собственной нет. Но имеющий собственную силу почитания, непременно напояет и детскую и не позволяет ребенку потерять эту силу души. А постоянно хранит дитя в почитании, постоянно поддерживает в нем чтущее отношение. Потому может быть со всякою строгостью высвобождает дитя от страстных уклонений для хранения почитания. Почитание может сказать с такою строгостью, с таким попечением, что с дитя сразу отскочат все непочитания. Сразу соберутся все силы души в почитание сказавшего. Сын курит и пришел в некую такую дерзость, что стал открыто курить на балконе. Отец, видя это в сыне, разный характер по-разному поступит. Первое, что переживается отцом, – непочитание или дерзость сына. Вот особенность: сама сила души, обращаясь к дерзкому сыну, обращается к дерзости ли его или к его почитанию? Особенность любой силы души – обращаться не к покровам сердца, хотя иметь перед собою сына действующего от греховных покровов, обращаться не к ним, не к дерзости. А обращаться к самой силе души подростка. И только этим действием – от силы в силу возможно поддержать. От дерзости идет скорбь, как внутренняя родительская скорбь, так и скорбь к Богу, как верующего человека. Тем не менее сила души, обращаясь к силе души подростка, ее и поддерживает словом своим и отношением своим. Интересно, разумной силы моей хватает, чтобы описать, а силы почитания не хватает, чтобы совершить. Потому не могу сейчас пример сделать. Боюсь совершить неточно. От рассудка скажется так: «Не дерзи. Что ты тут дерзишь?». Сила почитания сразу откликается на появления старшего. Если сила почитания есть, она не может не реагировать, она соберет сразу, человека перед старшим.

Попечение

Есть одна сила души попечение, о которой мы будем говорить. Можно обратиться к попечению (студент предложил как, но не слышно). Если оно в нем живо, то оно превозможет в нем курение. Но это не обращение к почитанию. При почитающем отце не может быть дерзкий сын. Тут другая сторона может быть. Мы можем взять тот пример, когда отец однажды вдруг запечалился, что в нем самом нет почитания. Потому он взрастил сына не почитающего, а дерзкого. И теперь отец ищет, как ему от почитания совершить поступок, пусть сначала по рецепту, он не имеет сам силы. Ситуация такая, если бы отец имел силы почитания то от нее и поступил бы, но он ее не имеет. Посидел на лекции, послушал, оказывается, надо ее иметь. И еще обнаружил, что сын у него дерзкий. Вот теперь приходит домой после лекции, а там сын. Он теперь сознает, что надо так поступить, чтобы в нем теперь почитание восстановить. И он теперь задается вопросом: «Как мне теперь быть. Что мне теперь, хотя бы по рецепту, делать, чтобы это было дело от почитания в его почитание». Вот такую ситуацию разберем. Сила почитания необязательно нуждается в слове, она может произойти через поступок и через взгляд, буквально через мимику лица. Лицо переменится в своем настроении, и сила явится, и ребенок тут же остепенится.

Я пытаюсь сейчас разумную силу описать, рассказать, это я вроде могу. Но кроме описания это ничего не дает. Для того чтобы сила почитания сама совершилась, мне надо в нее войти и от нее совершится, а у меня ее недостаточно сейчас. Я не могу совершить действие силы. Может быть потому, что нет ситуации, хотя некоторые моменты были. Кто-то проявлял непочитание и мне хотелось от силы в силу поступить, но я держался. Проявляясь в долготерпеливой любви к чаду своему. Если силы не имеешь, то неоткуда ее взять. Через разумную силу возможно ли к ней приблизиться?

Свойства разумной силы

 Если рассмотреть свойства разумной силы, что она способна приводить в движение все остальные силы души. Да, через разумную силу возможно, иначе не было бы Евангелия. А посмотрите, когда Евангелие начинает иметь свои совершенные действия. Когда в разумное слово Евангелия влагается сила благодати Божией. И тогда человек в богослужении, переживая и испытывая на себе действие благодатной силы, тогда вдруг открывается в своих силах души. Благодать высвобождает силы души из-под страстей, из-под покровов. До этого возможно, чтобы разумное слово высвободило, по человеческому достоянию, его силы души, из-под власти страстей, из-под проклятия и смерти. Нет. Поэтому это объяснение, почему обращающиеся к Евангелию от своего, человеческого.

Сила благодати Божий

Люди впадают в результате в ересь и в секты, они толкуют Евангелие не силою Божиею, а силою своею человеческою. Но человеческая сила схвачена грехом. Поэтому он толкует Евангелие, он даже поступает по Евангелию, но будучи невысвобожденным от страстных покровов. Потому что высвободить из-под страстных покровов Евагельское слово может тогда, когда в него войдет сила благодати Божией. Это совершается только в православном богослужении, только в Православном Таинстве и больше нигде действие благодати не сочетается со словом Евангельским с силою. Во всех остальных случаях мы отношения с Евангельским словом имеем своим человеческим разумением или человеческими своими силами души. И в них мы можем быть поддерживаемы, но не за пределами схваченности грехом. Все равно оставаясь в меру и в пределах этой страстной схваченности. Отсюда внутренний ответ, откуда и как рождается сектантство и почему только в православной Церкви возможно действительное исполнение слова Божьего. Потому что только здесь сила Божья действительно из силы в силу действует в человеке. Высвобождает его от покровов сердца. Ну вот, вроде бы, мы с почитанием немного разобрались. Не скажу, что обрелись, но во всяком случае расположились своим разумением навстречу почитанию.

Нравственная сила

Начнем говорить о шестой силе души, о нравственной. Нравственная сила души проявляется в чувстве долга, чуткости на нужду ближних и в отклике на нужду. В деятельном участии в нужде. Услышав нужду ближнего, откликается тем, что легко идет и помогает и деятельно исполняет нужду. Чувство долга хранит человека с раннего детства. Есть сыновнее чувство долга, по мере возрастания отрока и юноши, обретается гражданское чувство долга. В Церкви общинное чувство долга, затем в супружестве – супружеский долг, по рождению дитя – родительский долг. Есть по чувству совести долг перед совестью, затем долг дружбы, есть долг сотрудника.

Взаимодавний долг

Есть долг взаимодавный, когда мы получаем какое-либо участие ближних в себе. Вещественное участие, кто-то нам что-то подарил, отдал, чем-то помог (деньгами, вещью, продуктами) или же кто-то принял нас очень радушно, сердечно. Взаимодавный долг – это особое чувство, при котором человек не может не вернуть, не отблагодарить деятельно. Не просто помолиться, но непременно потребность деятельно отблагодарить. И необязательно именно на вещь вещью или на деньги деньгами. Может быть, что на еду вещами, на вещи деньгами, на деньги живым физическим участием в телесных нуждах человека. Но непременная потребность поучаствовать, ответно возблагодарить, воздать движет человеком. Там, где нравственная сила души высвобождается из-под ЭГО и покровов сердца, вот это взаимодавное чувство, оно естественно и практически составляет наиболее характерное проявление нравственного чувства.

Сыновий долг

Ибо где есть чувство сыновнего долга, непременно из этого будет взаимодавное чувство. Где есть сыновнее чувство долга, там непременно в дружбе будет чувство долга дружбы. Сыновнее чувство долга рождает чувство долга перед сотрудниками. Человек движимый силою души нравственной не нуждается во внешнем указе, правиле в отношениях с ближними. Более того, именно внутренняя потребность послужить родителям своим, потребность быть в полноте отклика и ответа другу, и делает человека сыном, дочерью, другом, и человеком приличным, на которого можно положиться. Когда он рядом с тобою, то точно в беде он будет первый. В трудностях он будет до конца, в горе он будет утешителем, в радости он будет сорадующимся тебе.

Чуткость и нужда к ближнему

 В своем проявлении эта сила души имеет чуткость к состояниям и к нуждам ближних. У современного человека чуткость к нужде требует развития. Слишком велики сейчас покровы самолюбия и самоугодия. Большинство детей действительно становится в царственное положение в домах, в семьях. Матери, потерявшие чувство долга материнского, родительского долга, прилипают к ребенку своему и фактически становятся обслуживателями этого царственного самоугодия ребенка. В результате ребенок развивается в великой чуткости к собственным нуждам. И малейшая собственная нужда немедленно становится центром активного привлечения всех сил имеющихся вокруг, – матери, отца, бабушки, дедушки. Особенно современные бабушки, которые вообще потеряли чувство родительского долга и живут только в самоугодии чувственной сладости от внука. Они первыми откликаются на такое самоугодное царствование ребенка и окружают его всякою лаской, заботой и вниманием. И ребенок теряет фактически всякую способность слышать нужды окружающих, той же самой бабушки. Которая вчера все от себя отдала, а сегодня приболела и изнемогает. А ребенок тем не менее будет продолжать требовать от нее участия в себе и долго может не пробиться сквозь свое самоугодие в чуткости к бабушке. Поэтому, благочестивые родители очень много прилагали усилий, чтобы в каждом своем ребенке нравственную силу души изначально хранить открыто, свободно. И обращать внимание чуткости к нуждам немощных, сирых, больных, в том числе к нуждам домашних и по этой нужде откликаться. Где чуткость к ближнему открывает нужду, то сила души дальше свободно входит в отклик. В восполнение этой нужды и в попечение о ней. Человеку не надо себя заставлять подняться пойти помочь. Не надо какой-то труд сознания совершать в себе, чтобы убедить, что необходимо сейчас отложить свое и пойти исполнить просьбу ближнего.

Духовное значение

Сила души, будучи свободной, легко идет навстречу ближнему, легко совершает всякое служение ему, легко исполняет всякую нужду. Именно это слышание нужды и легкость отклика, а значит, покрытие нужды, рождает в человеке труд. Трудящийся – это человек, идущий от свободной силы души, от нравственной силы души. По определению апостола Павла, нравственное значение труда – питайся от дел рук своих, так, чтобы ты не обременял ближнего своего и чтобы ты имел свободную способность обезпечить самое себя. При этом в нравственное значение труда входит и обезпечение кровных ближних, кровных домашних своих. Если отец семейства, то ты обезпечиваешь семью свою. Если ты мать, обезпечиваешь необходимым порядком дом свой. Если ты сын и живешь в доме своем, то обезпечиваешь жизнь семьи своей, включая и мать, и бабушку, и отца, и дедушку. Духовное значение труда есть следующее: «Трудись, дабы имать подаяние нуждающимся». Т.е. имей столько начатков от трудов своих, чтобы можно было и нуждающимся подать. Где нравственная сила души свободна от самоугодия. Она способна легко входить во всякий труд и не тяготится самим трудом. А наоборот, нравственная сила души именно в труде испытывает особую жизнетворность самое себя. Доставляет человеку чувство радости и чувство жизнедействия, жизнелюбия, жизненности. Человек особенно слышит себя человеком. Человеком полным, когда он хорошо и полно потрудился. Поэтому он устал, тело его изнемогло, нуждается и в питании и в отдыхе и во сне. А душа испытывает глубокое удовлетворение и даже поет от этой радости, что хорошо и легко потрудился. При этом трудовые способности этой силы души настолько велики по сравнению с тем, что мы сейчас знаем. Сегодняшний человек резервов этой силы души, которые вложены от Бога в душу всякого человека, фактически не ведает, потому что он их не вычерпывает. Слишком глубоко проникло самоугодие в жизнь детства нашего, и обезпечения себя с помощью других ближних стало естеством детства, отрочества, юношества, и сегодняшний человек в силах души сильно помрачен. Поэтому для того, чтобы увидеть реальность резервов нравственной силы души, нам надо посмотреть прошлый и позапрошлые века. Например, в прошлом веке в ведомостях различных губерний мы встречаемся с необычными, для нас, описаниями различных хозяйств крепких семей. Семья из девяти мужчин, где отец, дедушка и семеро сыновей, соответственно, при них жены, мать, бабушка и плюс наемных рабочих может быть до пяти человек. Вот такая семья из пяднадцати человек дееспособных к работе. Плюс наемные рабочие, двадцать человек получается, содержат хозяйство, в котором насчитывается до двести-триста голов крупного рогатого скота, до тысячи голов овец, до ста свиней, плюс ко всему этому еще пашня, а еще табун лошадей. Они добывают необходимое количество зерна не только себе, но и чтобы оброк отдать и на торговлю. Потому что деньги надобно иметь. Обезпечивают полностью весь сенокос на такое количество. Вот вам пожалуйста, откуда у людей столько сил?! Нравственная сила души имеет такие резервы. В этих ведомостях описывается, что практически в каждой губернии девять-одиннадцать таких семей было. Это особо крепких хозяйств. Хозяйство крепкое тогда, когда были, глубоко верующие люди. Потому что именно верующий шел в исполнение благословения Божьего добывать хлеб свой насущный в поте лица. И не гнушался работою, и всякую работу выполнял от души. Эта способность с детства в заботах быть, она и рождала или являла развитие нравственной силы души в такую меру и в такую степень. Если девять-одиннадцать семей были такими крепкими, именно верующими, то остальное крестьянство губернии преимущественно составляло достаточно крепкие хозяйства. Особенно в позапрошлом веке они вполне не только себя обезпечивали, но обезпечивали и город, и монастыри. Сейчас мы видим, что древняя Русь выстроила столь величественные Храмы, монастыри обнесенные столь мощными оградами и это был не один монастырь. До сих пор удивляемся некоторые деревни, на сто хат имели три-пять храмов. Ведь так было в обычном небольшом уездном городке, по нынешнему это большая деревня. А чтобы деревушка на двадцать дворов не имела своего храма, такого просто не могло быть. И какой имела храм! До сих пор проезжая по России видим эти деревенские храмы, и они нисколько не меньше московских городских храмов. Например цифры. Арзамас –десять тысяч народу и тридцать семь храмов. И все это делалось силами и руками тех тружеников, которые жили в этом городе. Фактически хватало не только себя накормить, но и воздвигать такие строения. Возникает естественный вопрос: откуда эта мощь человеческого деяния? Никаких тракторов, машин, комбайнов, ничего этого не было, все делали руками –жали потом молотили. Всмотримся в детство. Оказывается, очень просто на Руси по естеству всяк ребенок воспитывался не в школах. В своем хозяйстве, в доме. Хозяйство большое, то естественно было ребенку откликаться на нужду в хозяйстве. Куры слишком раскричались, малыш бежит: «Мама, куры кричат. Иди посмотри, что такое». Оказывается не хватает, воды, надо напоить. Поросенок развизжался – «Ты почему крутишься здесь, иди накорми поросенка, слышишь он орет?». Корова размычалась – «Иди напои, накорми корову, подкинь ей сена, дай пойло». А ребенку всего четыре года. Мы знаем, что по традициям семейной крепкой сельской жизни дитя с трех летнего возраста входило в живые реальные заботы своего хозяйства. При этом эти заботы были столь велики и многие, что практически весь день у ребенка уходил на огород и на скот, на мелкую живность, которая была всегда во дворе и в доме. Помимо этого надо успеть помочь маме прибраться в доме. Если кто входил в сельские, деревенские избы, в которых сохранились традиции древних бабушек, и видел эти некрашеные чистые деревянные полы, выскобленные ножом и отшлифованные песком и сверху покрытые коврами самотканными. И это выскабливание, вымывание пола происходило непременно раз в неделю как минимум, а к праздникам, то это обязательно. А вытряхивание дорожек и протирание пола происходила каждый день. Дом всегда хранился в чистоте. В книжке описаны мои воспоминания, когда довелось один год жить в деревне. И сельсовет меня поселил у бабушки, которая приняла меня на квартиру. Ей за семьдесят, под восемьдесят было, дети в городе, она одна жила. Я просыпаюсь, она половино дел переделала в доме, и в огороде поделала, дом в идеальном порядке, всегда чисто, всегда вымыто и все вытрясено, ни пылинки нигде – ни на окнах, ни на притолоках. И она умудрялась все это успеть сделать, да потом вечером сложить ручки и сядеть слушать мои байки. А временами уйдет к соседям и смотрит телевизор, дома она телевизор не держала, а у соседей был. Фактически к пяти часам вечера она полностью освобождалась в своем хозяйстве. При этом бывало днем отдохнет, посидит, полежит, и все успевала. Откуда столько сил? Я когда пробовал помогать ей на огороде, так я измочаливался в первые полчаса, потому что, чтобы поспеть трудиться так же, как она (мне стыдно было трудиться, делать меньше, чем она делает), меня хватало на полчаса, дальше я просился: «Баба Маша, можно я чуть-чуть отдохну, а то уж изнемог». Здоровый и крепкий, не мужик, конечно, но все-таки мужского рода, способный к трудам, а тем не менее не мог поспеть за бабулькой семидесяти с лишним лет. Конечно, когда вглядываешься в историю недавней России. Видишь как в Великую Отечественную войну мужики на войне, на фронте, с сорок первого года начиная, вступив в войну, и до самого дня Победы тащили через всю Россию артиллерию на себе (и в зной, и в холод, и в дождь, и сушь, и по грязи, слякоти. А северная часть России – Москва, Подмосковье – там сплошная грязь осенью), тем не менее все это тащили на себе, да еще успевали каждый раз расположить эту пушку. Сегодня ее и сдвинуть не знаешь как, а они ее тащили на себе и еще успевали при этом развернуться, да в бою участвовать и хватало сил. Откуда?! Подростки и женщины в тылу по двенадцать-восемнадцать часов работали на заводах, чтобы обезпечить фронт и работали в полную силу. Откуда эти силы? И, конечно, если во все это вглядишься, то замечаешь, что действительно нравственная сила души имеет необыкновенные резервы. И только пораженная самоугодием и себесвернутостью, она совершенно не может выдать никаких таких возможностей. И получается, что там, где с детства ребенок входит в труд и пребывает в труде наотмашь, слегка, чуть-чуть он поработать не может, – ни мать не дает ему расслабиться, ни отец тем более. Потому что до семи лет ребенок с матерью был и поэтому в хозяйстве, которое вела мать дома, это мелкая живность домашняя и сам домашний быт. А сем лет и десять лет особенно мальчики все попадали в участие к отцу, а двенадцать лет по полноте отрок был только в ведении отца. Не в материнских делах, а в делах отцовских, полностью пребывал рядом с отцом, как его главный и основной помощник. С двенадцати лет он обладал такою свободою нравственной силы, что треть хозяйства отцовского он мог вполне нести. Представьте себе хозяйство, каковое оно было. Отец мог вполне поручить ему эту часть совершенно спокойно, что он ее понесет. Не надо было ему в этом помогать. А к пятнадцати-шестнадцати годам юноша обладал способностью отделить и повести свое личное хозяйство. То, хозяйство, которое я вам описал, разделим теперь на семь братьев, что это будет? Потянем мы с вами семьдесят голов скота? Пасти, доить, сена столько накосить. А в то время юноша мог это все делать. Нравственная сила души особенна люба Богу. Господь именно через эту силу души поставляет на земле своих служителей. Потому что если Господь видит немощных больных, сирых и по велией любви своей жаждет и ищет исполнить им утешение какое-либо, а утешение им, прежде всего, нужно физическое. Действительно надо придти им помочь – помыть, обмыть, накормить, что-то им одеть, обуть. Что-то такое вещественное для них сделать, совершить. Господь на земле пребывая духом, ничего вещественного совершить Сам не может. Поэтому любовью своею Он возгревает благословение свое в душе того, который способен воспринять. А восприняв это благословение Божие. Это радение, чаяние Божие о каком-нибудь малютке или бабульке или в тюрьме пребывающем, в больнице лежащем, Он кладет это благословение свое именно в ту душу, каковая способна его воспринять, а это и есть нравственная сила души. Она обладает чуткостью к нуждам, она легко откликается на нужды и идет и помогает. Поэтому Господь именно эту силу души особенно милует, ибо через нее легче всего и проще всего найти тех которые Богу послужат. И человек сам того не ведая, просто своею чуткостью, услышав беду рядом идущего, нужду сироты, немоготу болящего идет и помогает. И этот народ, который способен к таковому, особенно близок к Богу, ибо трудами своими способен обретать богатое материальное достояние. И это народ способен воздвигать храмы Божие так, как неспособны сегодня мы имея великую технику. Этот народ способен в трудах своих создавать для Бога таковую утварь храмовую, какую никакой другой человек не может сделать. Поэтому, нравственная сила души, будучи особо дорогою Богу, оказалась предметом самых сильных и жестких враждований со стороны врага рода человеческого.

Запрет жизни нравственной силе

Неудивительно, что когда безбожное государство воздвиглось у нас на земле. Первое, что сделано было большевистским правительством, это специальные постановления, которые постепенно запретили жизнь нравственной силы души. Явился лозунг, придуманный советской педагогикой, нигде в мире до сего времени такого лозунга не существовало. Лозунг очень простой, мы до сих пор даже сейчас им живем, в таком возрасте пребывая, все равно живем им: «Детям – счастливое детство». Ни Ветхий, ни Новый Завет не содержат этого установления и Церковь не придумала подобного. Такое придумал только враг рода человеческого. Вложил в сердца безбожных людей, провозгласил как важнейшее дело. И на этом воспитано оказалось целых четыре поколения огромного государства. Но не только нашего, этот лозунг проник во все социалистические государства и практически вся Европа, да и Америка ныне. Весь цивилизованный мир, воспитан сейчас в этом порядке воспитания детей. Дети сейчас не воспитываются, потому что воспитать – это значит высвободить силы души ребенка. Напоить их жизнью и способностью совершать и исполнять жизнь. Вот что такое воспитать. Воспитание обращено именно к силам души.

Воспитание способности

На сегодня усилиями безбожных властей мы совершенно отошли от воспитания. Мы теперь воспитанием не занимаемся, мы занимаемся только лишь развитием и становлением способностей, талантов. А это значит, мы занимаемся в основном преподаванием. Надобно предмет преподать способности – музыку музыкальной способности, ремесло ремесленной способности, технику технической способности и т.д. Мы преподаем сегодня способностям их предмет. Институты, университеты, духовные наши учебные заведения, все занимаются преподанием предмета для способности. Нигде нет воспитания сил души. Высвобождения сил души для исполнения ими и от них жизни. И лозунг «Детям – счастливое детство» фактически запретил развитие нравственной силы души, потому что с детства ребенок не обязан откликаться на нужду ближних. Вернее, не обязан слышать нужду ближних, не обязан развиваться в чуткости к нужде, тем более не обязан откликаться на нужду ближнего. Что он у нас обязан делать? Он у нас обязан играть. Труд был заменен игрою, утехою. И поэтому если раньше давался всего потехе час. Ребенок в праздном игровом отдыхе, в игре, пребывал в течение дня всего лишь один час, особенно с четырех лет ребенок вводим был в такую традицию воспитания. Только один час он мог в сумме быть свободным. Все остальное время, помимо еды и сна, он должен быть в трудах и заботах по хозяйству, причем наотмашь, от всей души и со спросом со стороны взрослых. Чтобы это было качественно и достаточно плодотворное служение ребенка. Оказывается, нравственная сила души, будучи свободна от самоугодия, легко в это идет, легко в это входит и легко это совершает. Более того, развиваясь, приносит удовлетворение ребенку. Он изо дня в день все больше и больше хочет делать. А где начинает быть развитие счастливого детства, игра, начинает быть прихотное развитие. Прихоти постепенно воцаряются на нравственной силе души и паразитируют на ней и пользуются ее силою, подавляя фактически все ее резервы. Высасывая из нее всего лишь малую толику сил, которая вполне достаточна для удовлетворения прихотей. В результате, вырастая, человек, который сегодня, будучи 17-25 лет или тридцати летний, не способен выйти на элементарные труды. Попробуй сейчас выгнать на поле выпалывать сорняк тяпкой. Даже обычный деревенский сегодняшний человек по сравнению с нами здесь сидящими. Я вспоминаю, когда мне доводилось выходить с ними в поле. Он уже полную одну грядку сто метровую прополол, а я еще на половине своей колупаюсь. При этом я очень стараюсь, я ведь человек очень сознательный, любящий свое совершенство. Поэтому, чтобы я в грязь лицом не ударил. Поэтому непременно всеми силами сейчас точно покажу класс прополки. И сколько я не пыхчу, все равно на половине грядки, а он уже грядку сделал.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить