Мистическая эмоциональность.
20.10.00
Тон
Тон – это проявление внутренней души, сил души или греховных покровов или страстей в человеке, как стиль поведения. Тон тщеславия, тон гордости, тон гнева, раздражимости.
Интонация
А интонация – это непосредственное проявление в эмоциональности, интонация гордости, тщеславия, интонация зла, добра, интонация расположения. И есть настроение. В эмоциональности это состояние то или другое. Настроение доброе, настроение злое.
Мистическая эмоциональность
Теперь пойдем дальше и посмотрим, какая еще бывает эмоциональность. Наиболее глубокий и трудно распознаваемый слой души, это мистическая эмоциональность. Различные мистические состояния, мистическая память и мистические печати. Что есть мистические состояния? Это особый вид тонких эмоциональных переживаний. Встреча с миром собственных представлений, воображений, или с миром невидимым, как с видимым.
Первая сфера сноведения
Всем известным, первым, мистическим состоянием являются сновидения. Нечто воображаемое и в уме представляемое в эмоциональности воспринимается как реально происходящее. Несмотря на то, что физические телесные глаза, закрыты. Более того, в комнате темно, а человек не только видит все события, в которых он пребывает. Но еще видит их в цвете и порю настолько явно и отчетливо, как будто реально совершающееся. Бывает столь ясное сновидение, после чего человек даже не может ясно сказать, реально было или во сне. Через сновидения мы видим, что эмоциональность является явной принадлежностью души, а не тела. При этом человек может собственным «я», духом присутствовать в эмоциональности как в реальности. Поэтому в сновидении пребывать как полный человек. Чувство личного присутствия может быть полным. Чувство душевных переживаний может быть полным и действительным, а участие тела является иллюзорным. Хотя человек во сне себя представляет именно в телесном облике, но в действительности тело при этом неподвижное и спит. События, в которых участвует человек в сновидении, однако совершаются в теле. Но как бы в теле. Сновидения могут совершаться как в пределах самого человека, так и с выходом за пределы собственной души. Не всегда человек распознает, как и что происходит, этот выход. Потому как при выходе за пределы души начинается общение во сне с ангельским или бесовским миром. Человек не всегда отдает себе отчет, внутри ли собственной души пребывает в эмоциональных событиях. Или эмоциональностью своею выходит навстречу Ангелу или бесу и общается с ними, вовне. У людей постоянно пребывающих в мистическом общении начинает постепенно утончаться собственная восприимчивость к этим состояниям и различающая способность. Так святые угодники, по мере опытного владения своими собственными состояниями души, различают, распознают их. Могут узнать и видеть, в каковом действии они пребывают душою своею. Опытное различение, что, когда происходит.
Вход души
Еще одно явление, когда душа выходит за пределы тела, из тела. Во сне это же может быть. Это не само сновидение. Мы сейчас говорили о сновидениях. Где все события все равно совершаются внутри эмоциональности, мистической эмоциональности. И человек пребывает в событиях, порождаемых его собственным сознанием, или порождаемых его обращениями, отношениями с Ангелами и бесами, но входящими в его эмоциональность. А есть состояния, при которых душа выходит из тела. И тогда, человек видит сверху и тело свое. В клинической смерти это происходит выход души из тела. Но мы сейчас рассматриваем с вами сновидения. Хотя, с другой стороны, если человек спал и выход из тела совершался во сне, то он восприемлет это как сновидение. Можно их разделить: с выходом из тела и без выхода. Без выхода из тела сновидения могут быть порождаемы как собственным сознанием человека, так и входящими в мир его эмоциональности Ангелами, или бесами.
Высвобождения свойств души и духа
Эмоциональность большинства людей является страстною, ибо они не церковные или мало церковные. Соответственно, с таковой эмоциональностью по сродности состояний вступает в отношения общения в основном бесу. Отсюда опыт святых о том, чтобы не доверять своим снам. Для церковного человека свойственно различать свои душевные состояния. По мере обретения опыта трезвления, т.е. высвобождения богодарованных свойств души и духа из страстей. У него появляется внутреннее различение доброго и злого в себе, и различение, распознание характера своих сновидений. Эмоциональность связана с телом непосредственно и с составами внешней души. Это с рассудком, со способностями. Вглубь души, она связана с силами души или греховными покровами сердца. Соответственно, получается от всех пяти сфер, отношений могут возникать сновидения.
Первая сфера, мы сказали, это от обращения с внешними силами, Ангелами или бесами.
Вторая сфера – отношения с телом. Различные телесные ощущения или телесная память могут сказываться на сне, вплоть до нарушения сна. Это мы видим, что во сне человек обретается силой, которых невозможно заменить никакими другими средствами поддержания человека. Оказывается, сон сам по себе человеку необходим для поддержания бодрого жизнедействия. И если человек не выспался, то он чувствует недостаток сил. Душа не исполнена в силу, тело не поддерживается в достаточной мере, не бодрое, вялое, квелое, особенно сказывается на головном мозге. Поэтому человек плохо себя чувствует. И, наоборот, выспавшийся человек он чувствует себя особенно легко, тело – быстрое на подъем, наполненное энергией и исполненное жизнью. Настроение хорошее, значит душа пребывает в полноте сил. При этом, если человек плохо выспался или недоспал, значит не достает ему энергии и бодрости. Давайте попробуем его накормить. Может быть, если мы его хорошо накормим, он тогда у нас обретет бодрость. Нет, оказывается, сколько ты его ни корми или не пои самыми приятными соками и напитками, все равно он в бодрость не приходит. Значит, физическая энергия, которую мы получаем через питание, она не дополняет ту энергию, которую человек получает во сне. Это разное питание человека. Значит, сон – это особое состояние души человека, при котором человек получает сугубое питание для бодрого пребывания в жизни. Истощение энергии бодрости, которая получается во сне приводит в конечном итоге к смерти. Оказывается без сна человек не может жить.
Жизнь тела без еды
Если без еды человек может прожить сорок дней. Ну вот в семидесятых годах на дальнем Востоке оторвалась с якоря баржа с четырьмя моряками и проносило ее семьдесят два дня, правда, на первое время у них пропитание было на неделю, они растягивали его, но через неделю эта растяжка кончилась. Дальше они настолько были голодны, что фактически съели за это время все подошвы кожаные от своей обуви, это было единственное, что они могли кушать. Они их варили, потом жевали и ели. Через семьдесят два дня их выловили. Они все четверо были живы. Видите, чистого голода у них было семьдесят два дня минус неделя, шестьдесят пять дней. Известны случаи голодания ….. Когда они до ста дней пребывали в голоде, йоги разные. Значить тело без пищи может так долго обходится.
Жизнь тела без воды
Без воды сколько человек проживет? Совсем недавно были опубликованы воспоминания священника, который оказался в Чечне в плену. И как они издевались над ним. Одна из пыток, которую они ему устроили, это ежедневные побои и полное удаление воды. При этом, когда каждый день бьют, то оказывается сильно возрастает жажда. После очередных побоев они его привязывали к кровати, перед окном. А на подоконнике на расстоянии полуметра, стоял стакан с водой. И эти пытки продолжались полторы недели. Он описывает состояние агонии от потребности воды, которую он переживал, страшное состояние. И полторы недели после этого он был на грани жизни и смерти, и пытка была прекращена. Известны случаи, когда человек без воды проживал до пятнадцати дней, далее пятнадцати дней организм не выдерживал, умирал. Так вот видите, без пищи можно прожить до ста дней, без воды – до пятнадцати-двадцати дней. Сколько можно прожить без сна, без энергии сна?
Жизнь тела без сна
В древней Японии, в Китае существовала особая пытка – лишение сна, когда человеку не давали спать. Известно, что в фашистских застенках существовала эта пытка, постоянно стоял охранник, который не позволял человеку заснуть. Мы знаем, люди в экстремальных ситуациях, особенно в военных действиях, наши полководцы, офицеры нередко бывали без сна до пяти суток. После этого человек сваливался и засыпал. Хотя бы на два, три часа, но засыпал. А то бывало мертвым сном спали полные сутки. Такая потребность во сне, хотя при этом он, допустим, офицер, которые пять дней в военных действиях не спал. Будучи командиром роты или взвода, он кушал и пил. Физическая энергия ему доставлялась, тем не менее, потребность во сне постепенно напрягала все более и более. В конечном итоге он свалился, заснул. Это энергия сна, которая жизненно необходима, но не того порядка, что и энергия пищи или энергия воды. В пытках человек выдерживал до семи, иногда до восьми дней. Седьмой – восьмой день, это было на грани смерти, после этого человек уже умирал. Из этого мы делаем вывод, что энергия бодрости, которая дается человеку во сне, является наиважнейшей. Правда, способ ее получения вовсе необязательно физический сон. Различные случаи показали, что оказывается человек внешне не впадая в сон внутренне может отдельными частями своей эмоциональности и отдельными частями своего головного мозга, который связан непосредственно с эмоциональностью, впадать в состояния сна. При этом сам человек бодрый и не засыпает, а участки мозга и эмоциональность, которая нуждается в энергии сна, в энергии бодрости, она впадает в состояние скрытого сна и необходимое питание бодрости человек получает. Например, в Чехословакии один человек после контузии (на войне получил контузию от взрыва) потерял сон, но при этом не потерял внешне бодрого состояния. Потребность во сне совершенно отошла, а человек не становился вялым, квелым, был всегда бодр. Исследования этого человека показали, что он в состояние сна впадает внутри себя, отдельными участками коры головного мозга и своею мистическою эмоциональностью. Физически человек остается неспящим, а внутренне, само действие сна, как действие обретения дополнительного питания, оно происходит. Собственно больше не для чего сон не нужен. Сон необходим только для того, чтобы восстановиться в энергиях бодрости. Опыт святых отцов показывает, что энергии, получаемые во сне являются различными по силе бодрости. Чем более бесстрастен человек, чем более он очищен от страстей. Тем более чистый сон и меньше он по длительности. Например, Иоанну Кронштадскому достаточно было на каждый день по три-четыре часа сна. Он ложился в два часа ночи, на ногах был в пять или шесть утра и весь день не чувствовал потребности во сне. Мы видим, что подобный характер нужды во сне свойственен бывает людям нецерковным. Когда они заняты делом, которое их сильно забирает, им увлечены. То пребывая с силою, с самоотвержением в деле, забывая про еду и про сон. В таком искреннем и напряженном подвиге труда, человек нуждается коротком времени сна. Но сон при этом очень глубокий и полный.
Телесные самоуслождения
Чем более человек страстен, а по страстям более погружен в самоуслаждения телесные, праздный характер жизни, беспечность особенно, безответственность, неряшливость в поведении, неразборчивость в проведении собственного времени, саможаление, самоугодие самые разные. Когда человек прислушивается к малейшим проявлениям тела, и сразу обслуживает их. Захотелось огурчика, потом тортика, конфетки, далее супчика, кашки, следующие колбаски, копченой рыбки. И так весь день мотается по холодильнику. А между этим обнаружим, что он еще музыку захотел послушать, на гитаре побренчать. С этим братом побалакать, или с той сестрой покрутиться, то просто погулять, пройтись, прошвырнуться. Вот такие разные прихотные хотения, которые таскают человека, и везде он ради себя, и везде безответственность за других. И нигде нет самоотвержения, везде такое следование за своими хотениями. Захотелось полежать, поспать. Часто человек, попадая в отпуск, впадает в такой порядок или характер жизни. А некоторые люди всегда так пребывают. У них такой стиль жизни. Мы видим, что сон такого человека всегда более продолжительный, всегда поверхностный или он поверхностный, поэтому продолжительный, либо он глубокий, но очень долгий. И всегда при этом с некоторым чувством недосыпа. Вроде бы десять часов проспал, поднимается, а чувство вялости и квелости, – еще бы поспал. В течение дня его постоянно клонит, где-нибудь прикорнуть.
Поддерживающая благодать
Там, где нет самоотвержения, там сон становится в первой зависимости от тела. И в связи с этим, от страстей, которыми человек живет. Какими он энергиями при этом напитывается? Оказывается, энергию в целом Господь подает всему тварному и природному миру. Поддерживающую благодать, которая хранит весь минеральный мир, растительный, животный мир, равно и человека, равно как злого, так и доброго, как церковного, так и нецерковного. Поддерживающая благодать Божия дается всем и дается именно, прежде всего, во сне. Сон это состояние, при котором человек получает в питании поддерживающую благодать Божию. Поддерживающую его природное пребывание, его природу. В этот поддерживающий механизм вплетаются и бесы. Поэтому у людей страстных, помимо от Бога даруемой благодати, для поддержания жизни свои энергии влагают и бесы. Отсюда во сне происходит не только питание души базовыми энергиями бодрости, но и страстными энергиями, от бесов. Поэтому чем более человек предается сну, по его длительности, тем более этот сон становится страстным по энергиям.
Два действия бодрого сна
Для того, чтобы отделиться от страстного, бесовского питания, и иметь во сне отношения только с природною бодростью, которую дает поддерживающая благодать Божия, святые угодники налагали пост на сон. Двумя действиями достигали состояния бодрого сна. Сна который дает природные энергии бодрости. Первое – самоотверженная жизнь, и второе – воздержание во сне это как воздержание в пище. Угодники Божии налагали на себя воздержание во сне, сокращали сон. Более того, в этих аскетических практиках было обнаружено, что организм имеет свой сугубый ритм в потребности сна и естественного сна.
Сугубый режим сна
Оказалось, что это не сплошная потребность в течение суток, как это сейчас происходит у нас, а потребность во сне имеет прерывистый характер. И распознавая эту прерывистую потребность святые угодники входили в сугубый режим суточного пребывания. Отсюда прерванность ночного времени, когда сон давался от девяти до двенадцати. В двенадцать часов угодники Божии поднимались на молитву и до четырех пребывали в молитве. И потом с четырех до шести утра пребывали во сне. После сна подымались и опять были уже в послушаниях. Затем днем, где-то в районе часа – трех давали отдохновение телу. В результате за сутки человек отдавался сну трижды и общая протяженность в таком случае сна постепенно от семи часов приходила к 4-х-5-ти часовому сну. Однако страстный человек нуждается не только в природных энергиях бодрости. Но и в страстных энергиях, и по этой причине переживает как бы естественное тяготение во сне или потребность во сне. И когда недополучает страстных энергий, становится так же квелым, как будто бы он не дополучил энергии бодрости, природных энергий бодрости. Даже страстный человек, если он увлечен делом с самоотвержением, оказывается, он забывает про все остальные страсти, праздную, чревную, блудную страсть отлагает, страсть уныния отлагается и страсть гнева. Живет, допустим. Одною гордостью или тщеславием. Или будучи человеком нравственным, но не церковным, живет самоотверженно силами души и духа, – попечительный обо всех или же, по нравственному чувству долга, преданный делу. В этом случае самоотвержение, которое отлагает страсти, приводит его к тому, что ему вполне достаточно природных энергий бодрости, и тогда он то же спит мало, до четырех часов и вполне высыпается.
Физическая энергия
Связь мистической эмоциональности с телом видна еще и в нарушениях сна, когда тело может удерживать душу в своих телесных потребностях. Например, неизрасходованная физическая энергия при малоподвижном образе жизни может вызвать либо общее, либо функциональное нарушение сна. Энергия не израсходована, в головном мозге возникает перенапряжение, и человек не может заснуть. При этом может быть либо общая физическая не доразрядка, тогда возникает общее нарушение сна, либо какая-то отдельная часть тела не доразрядилась, что ли. Допустим, ноги в малоподвижном состоянии, в избытке молочной кислоты начинают стонать или тянуть, судорога не судорога, но такое, как бы, тянущее нытье мышц. И человек не может заснуть, при этом одновременно полное отключение сна. Человек не спит, до тех пор пока он не встанет и не разомнет ноги свои, не поприседает (т.е. надо элементарно разогнать эту молочную кислоту, поприседать до глубокой усталости ног), ложится спать и засыпает. То же самое бывает иногда в плечевом поясе. Накапливается кислота на спине, в плечевом поясе и в руках, и то же достаточно бывает подняться. Помахать руками, поотжиматься от пола, и человек после этого спокойно может заснуть. .. Человек в мозгу иногда ставит установку, и тем самым перемыкает головной мозг, а когда он перемкнутый, то сон не происходит. Сон прямо связан с телом. Сон, как раз, одно из явлений, где связь души с телом явная. Например, когда возникает плохой сон. Когда человек прожил в телесной вялости весь день или в рассеянных телесных движениях, или, наоборот, в горячности из-за возбужденной или переменчивой эмоциональности, или провел прямо перед сном время в сильных эмоциональных переживаниях, в слезах или в смехе. Тогда сон будет тяжелым или плохим.
Сон в бреду
Бред во сне. Это, крайне болезненные состояния тела. Обычно при высокой температуре человек очень плохо спит, а сон весь бредовый. ..Да, не включилось сознание, однако телесная моторика подключена с душою. Это происходит через то, что головной мозг заторможен во сне, отключен, а спинной мозг работает. Тогда человек может ходить. Например, сомнамбулы, ходят, гуляют по улице, по комнате. Это не бред, это связь с мистической эмоциональностью разных частей мозга. Бред – это всегда связь с корой головного мозга и болезненное состояние коры головного мозга. Ну а тело связано с головным мозгом. Поэтому головной мозг как раз напрямую связан полностью с телом, и нервация всего тела собирается в итоге к головному мозгу. Он ведь является головным. Главным управителем телесной подвижности, телесной активности. Но непосредственно .. управляет и спинным мозгом и напрямую различными органами. А помимо этого моторикой тела управляет спинной мозг. И поэтому там, где эмоциональность во сне, в нормальном сне, затормаживается и головной и спинной мозг, и благодаря этому тело расслабляется и отдыхает. Там, где головной мозг заторможен, а спинной мозг бодрствует, не впал в сон, там начинается (неслышно). И человек начинает телом совершать действия, которые происходят у него во сне. При этом, т.к. головной мозг у него отключен, то поэтому он не переживает страха. Например, лунатик он спокойно ходит по карнизу десяти этажного дома. Межэтажные карнизы бывают, шириной всего лишь двадцать сантиметров. Он спокойно по ним идет, передвигается и не теряет равновесия. Потому что за равновесие и за чувство высоты отвечает головной мозг, но он сейчас отключен, а душа зрит, глаза открыты, и .. управляет его хождением. Вот он спокойно идет по этому карнизу. … Прерывистый сон просто (ответ на вопрос). У угодников Божиих, которые управляют своим сном, это связано с естественными периодами, когда сна не должно быть. А у нас, которые имеют еще страстную привязанность ко сну (поэтому он у нас становится сплошным). В прерыве такого сна есть нарушения либо в спинном мозге, либо в головном. Соответственно, есть какие-то расстройства в теле.
Самоутверждение
Человеческому, телесному естеству, свойственен сон, сон, как поддержание энергиями бодрости. Которые подаются по все поддерживающей благодати Божией. В Священном Писании помимо Господа каких-либо указаний на состояние Адама не дано (?). Вообще в учениях о добродетелях мы с вами видим, что Священное Писание раскрывает нам жизнь церковную человека, а не природную. Природная жизнь в Священном Писании не трогается совсем. Поэтому мы не увидим указаний на природные законы. Которыми устроен мир человеческий, вернее, мир тварный. Таким образом, сон это необходимая составная жизнь человека, и является ради обретения бодрости. А у страстного человека еще энергии страстей, которые страстный человек воспринимает как необходимые себе энергии, при этом имеет потребность во сне, ту, которую имеет. Самоотвержение отлагает в человеке, потребность энергии страстей. Поэтому даже человек нецерковный, но живущий самоотверженной жизнью, приходит к состоянию, когда довольствуется вполне природными энергиями бодрости. В том числе человек, который переживает какой-то период самоотверженного труда, подвига. В этот период он тоже спит очень мало, но спит очень глубоко и достаточно. Совестливые, нравственные, будучи нецерковными, вполне сознательно отлагают всякие свои прихоти, похоти. Если говорить о самоотвержении, то оно бывает разной природы. Есть самоотвержение нравственное, ради ближнего человек отлагает себя. Например, мать самоотверженно отдает себя ребенку, да и отцы в этот период, когда ребенок в младенческом возрасте, самоотверженно отдают себя ребенку. И практически бывает, что спят в сутки четыре-пять часов. Устают, конечно, но, однако, целыми месяцами пребывают в таком самоотверженном настроении. Либо в трудовой вахте пребывающий человек. Одна природа самоотвержения. Другая – человек увлекся делом, по увлечению может быть, бессознательное самоотвержение.
Галлюцинации-второй вид
Мы сейчас рассматривали сон. А дальше Другой вид мистических состояний – это галлюцинации. Когда воображаемое или желаемое воспринимается человеком, как существующее реально. В норме нравственный человек всегда действует через силы души и в эмоциях. Духом своим действует через силы души в эмоциональности. А в галлюцинациях происходит дух мимо сил души, сразу воцаряется в эмоциональности и воображаемое переживает, как реальное. Человек весь поглощается явлением воображаемого и воспринимает галлюцинацию иногда даже более ярко, чем саму жизнь.
Экзальтация
Разновидность галлюцинации являются экзальтации. Это эмоционально возбужденные натуры теряют чувство реального и начинают жить в воображаемом мире. Существуют религиозные экзальтации. Например, католичеству свойственна такая религиозная экзальтация, это пребывание в эмоциональности. Чем более человек становится церковен (православный), тем более его страстная эмоциональность перестает быть центром жизни, и он живет в силах души и духа, при этом движимый Духом Божиим. А у католиков вплоть до того, что они человеку придали больше права быть, и при этом не различают в человеке его страстной натуры, фактически через это отдались чувственному человеку, страстной эмоциональности. И события страстной эмоциональности воспринимают как события святые, освящающие. Одно из самых распространенных для них явлений, – это воображать или представлять себе страдания Господа на Кресте. Они разгорячают в себе как бы якобы любовь ко Христу. Разгорячить может только страстная эмоциональность, они предстоят перед Крестом Господним с широко открытыми глазами, созерцают Господа, пребывающего на Кресте. В эмоциональности стараясь все более и более пережить то, что переживает Господь на Кресте. И в результате, впадают в экзальтацию. В страстную эмоциональность, настолько сильно перехватываются этой экзальтацией своею жизнью, что практически тело начинает кровоточить теми ранами, которые они представляют на Господе. И вот эти раны получили название стигматы (правильно-?). Появление таких ран было воспринимаемо как достижение особой святости, особой степени любви ко Господу. В результате, такие девицы, доведшие себя до такой экзальтации, были признаны святыми. Практически большая часть святых дев католических – это просто экзальтированные девицы, которые ничего общего со святостью не имеют. Они просто религиозные истеричные девицы, которые доводили себя до такого состояния, переживая эти экзальтированные состояния. После этого она, продолжала быть в экзальтации, хотела исполнить весь подвиг Христа, не только на Кресте страдания, но и вообще милосердное служение Господа. Такая экзальтированная Тереза, например, шла и всем нищим помогала, во всех участвовала, но это происходило от экзальтации, а вовсе не от сердца. Не от того, что силы ее души очистились от страстей, не от того, что она Духом Божиим была водима. А просто от возбужденной страстной эмоциональности. Сама по себе добродетель не исполнялась, просто пользовались ее собственные силы, подогретые эмоциональностью.
Виды прелести
Разные виды прелести, связанные с экзальтацией, свойственны православной аскетике. Потому что, будучи мало руководимыми, а пребывая в разном пустынном самочинном жительстве, много монахов впадало в разные прелести. Их много описано. Большинство из этих прелестей связано с экзальтацией. Когда в своей мистической эмоциональности человек переживает различные состояния, навеваемые от размышления о Господе и о святости. Он тогда отдается этому состоянию в эмоциональности своей, не положив труда в восстановлении в себе душевного человека, т.е. сил души. Почему прежде, чем человек уйдет в пустыню, начнет молиться и поститься. Он должен пройти обязательно период общинножительства, где он в простом служении ближним пробудится и восстановится в силах души и очистится в них. Поэтому пока душевный человек не будет в нем восстановлен, обретаться во внутреннем, в духовном человеке, опасно… одно дело бесы включаются во сне через страстную эмоциональность в жизнь человека. А есть еще в бодром состоянии, они включаются через эмоциональность мистическую, и рождают самые различные состояния. В том числе экзальтация усиливается в конечном итоге бесами.
Медитация-третий вид
Есть третий вид мистических состояний, медитации, или молитва. Ну вот медитация или молитва могут быть разной степени. Есть молитва и медитация православных людей. Центр молитвы постепенно перемещается из эмоциональности в силы души, в разумную силу, и затем – в дух, когда человек духом молится или медитирует. Медитация в ее начальном смысле и есть молитва. Но мы сейчас говорим об эмоциональности и мистической эмоциональности, то мы говорим о самом поверхностном виде молитве, медитации, которая часто следует за воображением. Когда человек в уме своем мыслью или воображением отдается в эмоциональность, то становится тогда предметом действия падших духов. И тогда медитация приобретает характер восточный. Собственно, мы сейчас слово «медитация» больше знаем как восточную медитацию, или восточная молитва. Тип восточной молитвы – это следовать за воображением, когда человек эмоциональностью своей впадает в воображаемое, либо в мысль, или фразу, и он начинает медитировать эту фразу. Восстанавливать в эмоциональности жизнь этой фразы. Тогда он отдает себя в плен падших духов, бесов и демонов, и начинается некая жизнь, как бы духовная. А в действительности, пребывающая вся в страстной эмоциональности. Молитва иным словом называется еще медитацией. Медитация, иное слово есть молитва. Изначально, в древних рукописях, и молитва то же называется медитацией. Т.е. это синонимы одного и того же действия. Но совершаться она может правильно и неправильно, внутреннюю душой или внешнею, духом или душою, и соответственно, при содействии Святого Духа или без Его содействия. В зависимости от этого получается разная молитва или разная медитация. Поэтому есть молитва прелестная. Вся прелестная молитва – это молитва, совершающаяся в эмоциональности. Медитация – это сугубый вид молитвы, которую разрабатывала восточная практика. Ее называют сейчас в обиходе медитацией, хотя это тоже молитва, но только она не та же, потому что связана с воображением. Католики имеют в этом смысле медитативную молитву, они воображают страдания Христа, воображают жизнь Христа и впадают в эти воображаемые состояния, воображаемые отношения с Богом. (В истинном смысле слова медитация и молитва – это одно и то же. Но исторически сейчас, особенно в нынешнем веке, под словом медитация чаще принимают сугубый вид молитвы, который связан с воображением или же с восточной практикой, или же с практикой католической молитвы. И тогда, в этом смысле, медитация есть неправильная молитва).
Трансы-четвертый вид.
Четвертый вид – это разные трансы, в которые впадает человек по мистической эмоциональности.
Паронормальные явления.
И пятый вид – разные паранормальные явления. Все остальное, что связано с эмоциональностью, вы прочитаете в книжке «Обрести себя»