Общая педагогика.
НЕЧУВСТВИЕ, БЕСПЕЧНОСТЬ, ДЕЙСТВИЕ ПРОТИВ ПОКРОВОВ.
Любовь обращенная к делу
Любовь, то ли обращенная к делу, дело поставляет превыше всех остальных дел. Обращенная к предметам, предметы поставляет превыше других. Обращенная к человеку, человека поставляет превыше других. Равно, обращенная к Богу, Бога поставляет превыше всего остального. Вот эта любовь, извращаясь в нечувствие, совершенно теряет всякую способность даже к восприимчивости предмета, дела, человека, или Бога.
Равнодушие
Под греховным покровом сердца не чувствия. Человек любивший дело, бросает его. Оно действительно его не волнует, не трогает, ничего не откликается в человеке, ничто в нем не пробуждает. Будучи равнодушным к делу, он вполне по своему самобытию полагает себя вправе так быть, оставить это дело и не возвращаться к нему, хотя дело не доделано, слово не выполнено и обещания все попраны.
Безпопечительство к предмету
Когда нечувствие обращается к предметам, то оно совершенно не печется о них. Предмет пользуется так небрежно, что поврежденный буквально в два приема, он выбрасывается без всякого сожаления. И только если человек имеет любовь к деньгам, а в этот предмет он вложил деньги. Ему становится жалко не предмет, а деньги, которые он в него вложил. И следующий раз другие предметы, которые он купил на свои личные деньги будет очень опрятно пользовать. Не для того, чтобы предмет сохранить, ибо к предмету у него полное не чувствие. Он не любит предмет так как он любит деньги, а деньги вложены в данный предмет. Поэтому он будет предмет беречь ради денег.
Беспечность к вещам
Не удивительно, что пребывающий в нечувствии, человек совершенно беспечно обращается со всеми вещами. Он вошел в комнату, разделся, где его одежда? Брошена на кровати, как упала, так лежит. У другого брошена в угол, как брошена, так и лежит. У третьего где он раздевался, там и упала и будет лежать до тех пор, пока он ее не возьмет. Я невольно вспоминаю своего друга по институту, к которому я однажды впервые приехал в гости. Он жил в Подмосковье. Захожу в дом, мама говорит: «Его сейчас нет, он пошел в магазин, а ты зайди в комнату и подожди его». Захожу большая пустая комната, шкаф, стол, кушетка, на которой какая то мешковина лежит. Какой то старый тулуп, видимо, он им прикрывается. А посреди большой комнаты лежат штаны. Причем в каком виде он расстегнул ремень солдатский и отпустил. Они упали, он вынул ноги и ушел. В комнате все небрежно, все в неухоженном виде. Брошено так, как бросилось, все лежит там, где легло. Другой человек небрежный к вещам, уже до дыр потертая рубашка, футболка, светятся колени сквозь брюки, а он ходит в полном нечувствии к вещам. Ему дела нет до того, что все продырявилось. Тут сил не много нужно приложить для того, чтобы взять нитку, иголку, да дырку зашить – все опрятнее. Но для этого надо чувствовать вещь, надо ее любить. А у него нечувствие. Или приобрел человек вещь и где то она вдруг затарахтела, ничтоже сумняшеся взял отвертку, развернул, отвинтил, разобрал. А потом когда начал собирать, куда то винтик делся, он так разбирал, куда то гайка укатилась, куда то даже корпус девался. Быстро небрежно пошарил вокруг, не нашел ту гайку, взял другую, не нашелся нужный винтик, вставил вместо него бумажку, плюнул, прилепил и решил, что дело сделано, прибор снова собран. Да, прибор поработал некоторое время, потом снова сломался. И наш злохудожный пользователь этого прибора выкинул его в мусор, или просто бросил его в угол, он там до сих пор лежит.
Нечувствии к людям
Вот хозяйка получила нужное для питания количество продуктов, отдала их повару. А повар не удосужился высчитать, сколько людей сегодня кушает и небрежно бухнул все продукты в кастрюлю, так что каша поползла из кастрюли, супу наварил столько, что полтора поселения может быть накормлено. Пообедали, каши осталость две трети, супа полчана. В нечувствии пребывающий наш повар и хозяйка задвинули эту кастрюлю на подоконник. А чан в угол возле холодильника, потому что не хватило сил открыть холодильник, или ключа не было открыть комнату и так и оставили. Через два дня нюхом своим обнаружили кастрюлю на подоконнике и второе возле холодильника. Вы думаете в своем нечувствии они сколько-нибудь поскорбели? Ничего подобного. Очень просто обошлись с нею – кастрюлю с кашей выкинули в яму, а суп просто вылили в отходную трубу. Тем самым засорив трубу и разведя мух в яме. Но и этого нечувствие тоже не услышало, подумаешь мухи. Вот уже мухи облепляют кусок хлеба, сдунул их и ест. Вот уже мухи плавают в масле растительном, вынул, обтер пальцы о брюки и ест. Что это такое? Это все то же самое нечувствие. Покров нечувствия, который живет в человеке и человек так в нем довольствуется.
Ближний заболел, «Чего он там лежит, все трудятся, а этот нос к стенке, поди подыми его, не подымается? Ну, я сам подыму. Что ты весь раскраснелся? Иди облейся холодной водой и давай работать. Что не угасила холодная вода жара твоего? Ты еще и есть просишь? Какая там еда? Не трудящийся не ест.» И вот лежит, тлеет всеми оставленный и никем не ухоженный. А вокруг сто с лишним народу даже в памяти не вспоминают, что он там. Разве что найдется одна сердобольная и принесет что-нибудь. И то ей достанется от хозяйки, что утащила, украла, не спросила, унесла. А тут еще рядом будут братья и сестры, которые услышат ругание хозяйки и вообще налетят. И приходит болящий, и просит: «Сварите мне кашу, которую моя печенка выдержит». – «Что ты со своей печенкой носишься, ешь, что тебе дают, смиряйся». Смиряется наш печеночник, ест что дают. Потом лежит, вызывая на это сильнейшее негодование, раздражение всей окружающей братии и сестричества. Не вытерпев этого негодования, действительно превозмогая свою печенку, отлагая ее в дальний угол своей брюшной полости, идет, ест, что дают и трудится как заставляют. Но все равно временами жалостливо пищит: «Сделайте мне, пожалуйста, вот такую кашу. Дайте мне, пожалуйста, вот такой продукт». И нечувствие тех, кого он просит, сжимается, скрежеща зубами, и с великим трудом, как будто от сердца отрывая, отдает ему то, что он просит.
Нечувствие к Богу
Или стоит человек на службе, притащил себя, поставил. Слов службы не слышит, ангелов, пребывающих рядом, не чувствует. Вообще что он тут делает, не знает. Потому что сердце схвачено нечувствием и любви к Богу никакой нет. Чуткости к словам никакой нет. Мы с вами знаем, что любой покров сердца распространяется на все силы души и своим манером или своим образом сильно помрачает и извращает, искажает другие силы. И, казалось бы, возможно было разумною силою души слышать слова, звучащих стихир, но нечувствием схваченная любовь. Одновременно нечувствием схватывает разумную силу. Подавляет ее и человек в совершенном неслышании и нечувствии пребывает на службе, мается, тяготиться своим телом. Потому что тело, не получающее питания от сил души, и не поддержанное силами души, оставленное только лишь в своих собственных силах, оказывается долго, стоять на службе не может. Равнозначно, как и вообще тело не может исполнять чего-либо, если оно не исполнено силами души.
Нечувствие и тело
А так как тело живущего в покровах сердца исполнено покровами. А нечувствие, как покров сердечный вовсе не расположено к божественным действиям. Поэтому нечувствие отлагает человека от Бога и от всех божественых действий, которые совершаются. Не дает телу никакой силы, не питает тела даже в его способности претерпевать. Не удивительно, что у человека, пребывающего в крайнем нечувствии, сил стоять на службе хватает от силы на пятнадцать минут. Дальше самые немощные участки тела сразу обнаруживаются. Рвется там, где тонко. Поэтому там, где болезненность телесная, которая особо нуждается в окормлении со стороны сил души и в питании, и в поддержке силами души. Эти места тела человеческого начинают прежде всего ныть. У одного ноги разболелись так, что он стоять не может. У другого поясницу ломит. У третьего в голове треск пошел, виски свело. У четвертого шею скрутило. А у пятого в животе колики начались. У шестого недержание вдруг отрылось. В результате все эти телесные переживания гонят его вон со службы. Он того не ведает, что надо отложиться от нечувствия и открыться в силах души и тело перестанет чувствовать эти боли, эти болезни и получит питание и начнет, более того, исцеляться. А если он еще и с верою обратиться к евангельским словам, которые как раз звучат о Господе – исцелителе. И услышит Господа, стоящего сейчас здесь на службе перед ним и не только в чтении совершающегося, но в благодати Своей по вере реально совершающегося здесь. Исполнится дух его по вере благодати. И силы души совершатся от благодати от духа его и тело в болезни его напояется этою благодатью и придет в здравие. Вошел на службу человек больной, а со службы после чтения Евангелия об исцелении выйдет здоровый.
Обретающийся в Боге
Именно это происходит, когда человек на таинстве покаяния вдруг чувствует себя свободным в душе. То отягощенный был, был в душе своей весь помраченный и убитый. А после исповеди вдруг свободный, дышащий. К таинству Причастия шел весь болящий в теле. А после Причастия вдруг выздоровел, выпрямился и почувствовал телесное здравие. Дух человеческий, обретающийся в Боге, сообщает дыхание жизни душе человеческой, та напояет силами тело человеческое и тело выправляется в своем устроении. В этом и суть всех чудесных исцелений, которые совершает благодать Божия по вере человека.
Обретение нужды в помощи Божий
Но если сердце схвачено нечувствием и на любви лежит покров нечувствия, то даже благодать, воспринятая духом, не может пробиться через этот покров не чувствия. До тех пор, пока сам человек лично, значит в своем духе, в своих началах человека Божьего не отложится от нечувствия, не превозможет его. И в этом превоможении не нуждается в помощи Божией. А если обретется в нужду в помощи Божией и начнет прилагать силы от себя на преодоление покрова нечувствия. То испытает на себе чудо исцеления и молитвы начнут слышаться, и поясница перестанет болеть, и ноги забудутся, и колики в желудке прекратятся и слух отверзется и начнет человек слышать и службу и присутствие ангелов, и соучастие благодати, произливающееся на него здесь.
Простой вывод
Мы можем с вами заключить очень простой вывод. Не чуткие к болящим не могут иметь молитву на службе, будет не чувствителен в молитве. Не чуткий к вещам, будет неопрятен и в молитве. Поэтому в своих молитвенных трудах обретется только в некоторой степени. А дальше будет не способен усовершаться в молитве. Обретающийся в молитве, начинает обретаться и к вещам, и к ближним, т. е. обретающийся в чуткости к Богу, обретается в чуткости к ближним и к вещам, предметам. Не ищите в вещах угодить себе, но пользуйтесь вещью, чтобы угодить Богу.
Жизнелюбие и беспечность
И, третий покров, или седьмой по реречислению-это беспечность. И так, покров беспечности. Он схватывает такую важную силу души, как жизнелюбие. Это сила души, которая позволяет человеку стоять перед любыми испытаниями и любыми опасностями в жажде жизни. Жизнелюбие, оно единственное сопротивляется до последнего перед обстоятельствами, которые грозят человеку смертью. Оно сопротивляется, когда наступает голод. И человек в голоде может претерпеть и двадцать, и сорок дней, даже семьдесят четыре дня, как показал опыт четырех потерявшихся в океане. А пребывающий в беспечности быстро допускает в себя страх, трусость и даже семь дней голода не может потерпеть. И многие погибают в океане не потому, что они не смогли дальше сопротивляться, а потому, что они отдались страху. А страху отдается беспечность человеческая.
Беспечность по отношению к себе
Покров беспечности по отношению к себе делает жизнь человека пустой. Ни к чему серьезному он не прилежит, но он беспечно транжирит свою жизнелюбивые силы на случайные встречи, на сиюминутные обстоятельства. Он как та стрекоза «лето целое пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». И при этом силы жизнелюбия, которые должны были бы послужить Богу, а значит исполнить важные, серьезные дела с чувством жизни, с богатством радости, он растрачивает на всякую мелкоту и события. Случайно падающие на него, и совершенно не разбираясь, что полезно, что не полезно, во всем переживает радость.
Беспечность по отношению к делу
Покров беспечности не дает жизнелюбию пребыть долго в одном. Жизнелюбие способно действие наполнить богатством жизни так, что способно до конца его совершить, радостно, жизнелюбиво, искристо, легко, вдохновенно, хотя дело очень долгое и, пожалуй, со стороны тягостное. Поэтому жизнелюбивый способен, придя на лекцию, напоять ее жизнью, сколько бы она ни длилась. А схваченный покровом беспечности очень быстро утомляется, его жизнелюбие, поврежденное и помраченное, не дает ему силы пребыть долго. Попав в покровы беспечности, он ищет и находит массу самых различных моментов, развлекающих его во время лекции. Вот он веселится собаке, слушая в пол-уха произносимое. Вот он веселится сидящим рядом. Он взял бумажку, теребит ее и делает из нее лодочки. Или рисует кружочки. Вот он катает шарик, попавшийся ему под ногами. Покров беспечности уклоняет жизнелюбие из одного действия во множество других развлекательных действий.
Он не может сосредоточиться на одном, ибо только жизнелюбие, как сила души свободная может предавать жизнь любому, даже очень трудному, тягостно долгому делу. А покров беспечности так не может. Поэтому начинает во всяком деле развлекать человека. И если мы с вами видим человека, который взялся за дело, а в деле развлекается, говорим: какой беспечный человек. Потому что свое жизнелюбие он отдает не делу, а развлечениям внутри этого дела, или между делом, или отвлечением от дела.
Беспечность по отношению к Богу
Стоя на молитве, человек жизнелюбивый влагает в каждое услышанное слово жизнь. Отсюда совершающаяся молитва в храме наполнена у него жизнью. А, пребывающий в беспечности долго стоять на молитве не может и очень скоро начинает рассеиваться. И этим самым жизнелюбивые силы свои рассеивает на разные развлечения мыслительные: то он помечтал об этом, потом помечтал о том. Подумал об этом, подумал о другом, то он спланировал сегодняшний день, то он сделал анализ предыдущего дня. То он попереживал ссору с одним братом, спланировал, как ему отомстить другому брату – и вот в покрове беспечности провел все три часа службы. И при этом это делал так жизнелюбиво, что в какой-то момент в мечтаниях отмщения брату чуть было не отомстил прямо на службе от своего жизнелюбия, но извращенного и искаженного. Силы жизнелюбия совершенно в другое обращены. И рассыпаны, развеяны.
Покров беспечности один из самых тяжелых покровов. Святитель Феофан говорит о нем как о покрове, который совершенно отлагает человека от богоугодной жизни. Угождать Богу невозможно, имея покров беспечности на сердце. Ибо всякое богоугождение будет нудно, не жизненным действием, ибо жизнелюбие отказано богоугождающим событиям. И наоборот, покров беспечности всему не богоугодному предаст силы. Придаст искристость, придаст особый вкус, радость и во всем не богоугодном человек будет испытывать жизненную полноту.
Превозмогание беспечности
Только там, где личный человек начнет собираться внутрь себя. Важнейшим делом его собственного восстания в себе будет совлечь с себя покров беспечности. От него уклониться и восчувствовать себя самого до жизнелюбия, так что бы богоугодное ни начал делать, все наполнялось у него жизнелюбием. Восчувствовал себя до жизнелюбия – это есть собраться внутрь себя и в этом внутрь собирании обрестись в глубину своего достояния. Тогда мы увидим, что жизнелюбие как сила души будет сообщать и другим силам души жизнь. И все остальные силы души получают от жизнелюбия особую жизнь, особую способность к совершению дел, поступков, трудов. И тогда дух человеческий, превозмогающий покров беспечности, сочетается с силою души и ею напояет эмоции человека. Через них приведет в движение и способности, и тело человеческое. Человек явит в своем поведении всякое богоугодное делание с радостью, с полнотою участия своего в совершаемое.
Обретение духа едино с душой и телом
Таким образом мы с вами рассмотрели все семь покровов, которыми схватываются девять сил души и через которые силы души совершенно отлагаются от духа человеческого и в искаженные, извращенные начала личности и перестает богоугождать. Мы посмотрели одновременно и проявление сил души через эмоции, способности и тело человека. И через то увидели человека едино собранным. Когда он от духа своего сообщает силы силам души, а те проявляются в эмоциях и приводят в движение тело и совершают все внешнее поведение и поступки человека. Сегодня мы с вами намекнули о возможности из вне идти внутрь. Когда человек опять духом своим приемлет некоторые правила внешние. Которые не близки его силам души, ибо силы души схвачены покровами. А рассудком, сознанием своим схватив правила и порядок жизни, и дела как угодные Богу. Лично человек или духом своим начинает совершать их, еще не от сил души, но уже мимо покровов сердца. И через то постепенно приводит тело свое, способности свои, эмоции свои в богоугодное дело. А через то открывает возможность силам души воссоединиться с телом, совершающим правду жизни. И тогда дух его снова обретается едино с душою и телом его.
Поэтому воцерковляющийся человек, это человек от духа приводящий себя в исполнение внешних правил. Приводящий свое тело и способности в действие к исполнению внешних правил и внешнего порядка жизни. А через то восстанавливающийся в силах души и снова воссоединяющийся с ними, как едино цельный человек. И во всем этом делании для того, чтобы совлечь с себя сердечные покровы и развязаться от уз духа. Нуждающийся во вспомоществовании Божием, содействующей благодати Бога.
Восстановление
Что делать, если мы сегодня так со всем этим познакомились и увидели бедственную картину? Просто в одной лекции не можем всего. Значит в последующих занятиях по общей педагогике раскрывают действия педагога по отношению к подопечным, а одновременно действия педагога по отношению к самому себе. Если не исполнивший на себе, не может исполнить к подопечному.
И тогда в двух словах я скажу, каковы эти действия. Опять они исходят из сегодняшних, которым Феофан Затворник посвящает одну треть своей книги «Путь ко спасению». Это действия такие. Так как силы души, схваченные покровами, не могут придти в действие. Если силы души схвачены покровами и от них человек не может совершать богоугодную жизнь. Тогда, движимый духом, ему должно воспринять сознанием своим, телом и способностями своими те правила и порядок жизни, которые он может исполнять чисто внешним образом. Поэтому он не может сейчас внутренне отложиться от покровов сердца, но он может мимо них заставить себя, лично заставиться себя в теле, в способностях и в эмоциях своих ходить в порядке и в настроении церковном. Значит, исполняя действия освящающие его – раз. И совершая дела богоугодные – два. Хотя при этом он не будет слышать и чувствовать участия сил души в себе, но, преодолевая покровы, он будет заставлять себя делать богоугодные дела чисто внешне и это есть упражнение. Поэтому задача в книгах святых отцов, или от духовного руководителя своего Феофан Затворник говорит более строго. Что прочитав в книгах, все равно испроси у духовного наставника своего живое его тебе нужное правило. По которому ты начнешь нудить самое себя, ты будешь нудить только лишь свое тело и свое сознание, и свои способности. И не будешь нудить пока силы души, потому что ты их не чувствуешь, но ты мимо покровов будешь это делать. И вот это делание мимо покровов, человеческий, а значит совершаемое твоим духом. Тобою лично совершаемое и есть начало твоего восстановления. Если ты при этом будешь просить помощи Божией. От духа лично будешь скорбеть к Богу и просить Его участия, то Господь, приходящий всегда в дух в твою личную просьбу. Если ты лично просишь, значит, ты от духа просишь. И как раз туда Господь и совершает Свое участие, то Господь придет и умножит в тебе возможность и способность понуждать себя.
Принуждение переходящий в навык
По прохождении длительного пути принуждения ты придешь в навык исполнения этих богоугодных дел или упражнений. И тогда этот навык есть одновременно ходить в них, в этих упражнениях мимо покровов сердца, преодолевать их, превозмогать их. И этот навык превозможения однажды получит помощь от Бога либо в таинстве покаяния, либо в таинстве Причастия, либо даже в таинстве молитвы, которую ты превознесешь к Богу. И Господь благодатью Своею придет и разрушит покров сердца твоего и даст от духа твоего питание силам души при разрушенных покровах. И ты однажды вдруг восчувствуешь в себе, как силы души наполнят твое привычное в упражнениях делание. Ты до этого не чувствовал в себе от души делания, а делал больше от личной нужды, от решимости делать. Потому что решимость есть дело духа, не души. И ты от решимости делал. А теперь ты вдруг восчувствовал, как душа ожила и наполнила богатством твое делание, жизнью наполнила твое делание. Вот теперь научись стоять в этом ожившем душевном делании и от этого уже делания теперь придти во внутреннее отложение покровов. Теперь ты не просто мимо покровов будешь делать внешнее упражнение, а ты теперь уже можешь делать …………. Отвергаться от покровов, потому что ты восчувствовал силы души. Но до того, как это произойдет, пройдет много-много трудов. Потому что твое воцерковление на первом этапе будет иметь как раз это упражнение мимо покровов, преодолевая покровы, совершать упражнения.
Первая степень воцерковления
Обычно время этой первой степени воцерковления длиться до 10-20 лет, в зависимости от решимости человека. Правда, преподобный Серафим Саровский говорит, что решимость может сейчас совершить все воссоединение духа человеческого с его душевными силами. Только обретись в ней, только встань в нее, только совершись в ней, а это дело духа. Решимость – дело духа. Исполнись духа к Богу с такою силою, что восстань и сразу начни делать дела, угодные Богу. И от сил решимости эта сила сообщится силам твоей души, и ты восчувствуешь душу, которая начнет наполнять дело жизнью. И тогда встань в эту жизнь опять духом, опять своей решимостью. И живи теперь силами души, т. е. живи от души к Богу.
Преподобный сказал так, только, к сожалению, не всяк человек может так совершить. Оказывается, и решимость нужно упражнять. Поэтому период воцерковления, первая степень воцерковления заключается в двух упражнениях: в упражнении своего тела мимо покровов совершать богоугодные дела и действия, и в упражнении своей решимости искренне и наотмашь совершать только эти дела и не уклоняться в дела греховные. Это назначено делать мирянину, ибо без этого мирянин никогда не придет в монастырь, ибо мирянин на такой степени к монастырю совершенно не годен. Очень много таких мирян постриглось, пребывающих на первой степени воцерковления. А теперь бегают не знаю где, потому что в монастыре не выжили, к владыке появляться бояться и теперь прячутся где-то.
Вот эту первую степень воцерковления необходимо лично совершать. Никто тебе не поможет в этом, никто тебя не может в этом заставить, пока ты сам не начнешь этого делать. Пока ты сам не начнешь сначала понемножку, но заставлять себя мимо покровов сердца. Которые тебя тянут в грех совершать послушания распорядку благочестивой жизни. Совершать послушания должному нраву поведения твоего. Сказано тебе не ропщи, получая послушание, заставь себя не роптать, иди мимо ропота, иди и делай послушание без ропота. Ропот этот от покровов сердца идет, а ты иди мимо этого покрова. Раздражает тебя сестра или брат, или тебе зло делает, а ты не раздражайся, иди и служи ему. Он невнимателен к тебе, а ты будь внимателен к нему. Он не слушает тебя, а ты угоди ему, он начнет тебя слушать. Делай те действия нрава, которые должно по душе твоей делать, но душа твоя не участвует, потому что схвачена покровами, так ты мимо покровов это все делай ходи в укладе. Уклад – это исполнение правильных действий, правильных отношений друг ко другу. И если при этом ты ходишь в послушании распорядку, то ты ходишь в полноте уклада. Уклад – это исполнение распорядка правильных отношений друг ко другу. Вот понуждай себя в это. И тогда пятнадцать лет такого понуждения однажды дадут тебе неожиданный опыт благодати Божией. Которая расторгнет покровы сердца, от духа твоего напоит душу твою и ты почувствуешь, как те же самые действия, которые ты понуждал себя делать и даже привык их делать. Они вдруг наполнятся такой жизнью таким чувством жизнелюбия и жизнедействия которых, ты раньше никогда не переживал. Наполнятся таким вкусом, которого ты никогда не слышал и ты не сможешь не встать в этот вкус, в это переживание, в это от души делание. Хотя всего на всего это от души делание будет начальным. Совсем чуточным, но, будучи даже чуточным, оно настолько богаче, чем все твое подпокровное делание, что ты не сможешь не заметить этого и не сможешь не ожить в этом.
Вторая степень воцерковления
Только сейчас, пока ты в начале воцерковления своего потерпи в трудах своих. Впервые такое оживление ты переживешь, может быть, только через пять лет, а то и через десять. И только тогда ты начнешь входить на вторую степень своего воцерковление, когда задачей твоей будет поддержать духом своим жизнь от души в тех богоугодных действиях и отношениях, в которых ты подолгу упражнялся на первой степени своего воцерковления. Теперь на второй степени воцерковления можешь в них совершаться уже от души. Это вторая степень воцерковления все большее умножение делания от души. Оно тоже занимает очень много времени и тоже у разных людей по-разному. Иногда бывает до самой смерти человек возгревается в этом, у других 10-15, а то и 20 лет, пока он не придет в третью степень. Когда он уже решимостью духа и живостью души своей будет сам лично умножать свое богоугодное делание. Сам лично будет умножаться в своем богоугождении. Если до этого он только лишь окучивал, охранял и умножал свое от души исполнение тех самых правил и послушаний, то теперь он на третьей степени будет лично умножать свою богоугодную жизнь.
Третья степень воцерковления
И тогда возможен выход уже в следующий этап совершенных добродетелей, когда уже третья степень ведения наступит и в ней благодать будет совершать дела богоугодной жизни. Но я не знаю, кто-нибудь из нас удостоится ли того, или нет. Хотя Феофан Затворник говорит, что юности свойственно как раз обратиться к желанию такой жизни и юности более всего свойственно в эту решимость встать. Поэтому не пропускающий возраста юности своей и дыхание юности исполнивший в богоугождение есть человек счастливый. Потому что он имеет наилучшую возможность в своем воцерковлении. И как тяжело и трудно зрелым людям входить в оглашение и от него в воцерковление, либо много заскорузлого мешает зрелому человеку восстать. А глядя на вас и видя большую часть юности. Здесь, невольно допускаешь мысль, как знать, может среди вас и есть здесь тот кто удостоится превосходящей благодати Божией. Но то пусть ляжет в чаяниях ваших, но никак не притязаниях.