Общая педагогика.
Нравственное и духовное напряжения
Педагогическое событие
В педагогическом событии сам созидаемый образ обретается, когда появляется желание его исполнить в жизни, желание обрести его, как качество или свойство. Например, мужество или терпение, или же доброволие, или чувство совести, чувство долга. При этом само педсобытие начинается там, где воспитатели имеют желание сформировать этот образ в ребенке, или пробудить то или иное качество или свойство в ребенке. Вот это желание осуществить педагогическое событие. Воспитать качество в ребенке уже полагает начало напряжению.
Тогда мы увидим что во внешнем воспитатель ищет в ребенке осуществить задуманное. А во внутреннем он обращен к Богу, он нуждается в помощи Божией. Само по себе дело воспитания ради спасения детей, значит, обретения их в богоугодный образ. Чтобы дети всегда угождали Богу своими поступками. Это желание воспитать детей, угождающими Богу. Оно само собою рождает внутреннюю потребность выверять себя по Богу. А чего Бог хочет от данного ребенка, или от меня, как воспитателя, чтобы воспитать это в ребенке?
Смирение
Поэтому во внешнем это переживается как напряжение. А во внутреннем, когда мы волею обращаемся к Богу, ищем Его Божией воли и ищем Его помощи, то эти действия обращения называются смирением.
Смирение ищет благословения Божьего на наши воспитательные труды. Ищет той благодатной поддержки, благодатных сил сердца или благодатных расположений сердца, в которых начинает почивать сила Божия. Отсюда любое воспитание можно исполнить духом смирения, а можно исполнять духом гордости или тщеславия. Духом властолюбия, надменнее.
Первый этап пробуждение личной потребности
Нравственное напряжение – это всегда напряжение всех человеческих сил души и духа для воспитания ребенка. Если мы сейчас посмотрим педагогическое событие после того, как мы на втором этапе даем ребенку просто образ, допустим, мужества. И рассказав о разных мужественных людях фактически в желание обрести в себе это мужество, мы увидим, что на первом этапе дети обычно это слушают без интереса. Но только там, где пробуждается внутренняя потребность самому стать мужественным, образ начинает быть созидаемым. Чтобы сделать образ созидаемым, приходится приложить не мало усилий и правильно подобрать материал для рассказа. При самом рассказе не столько увлечься самим рассказом, не столько подать его вдохновенно. Сколько подать его в детскую души, не в интерес детской души, а в желание детской души. Если ты воспитатель не разумный, будешь сам увлекаться этим образом мужества и рассказывать восхищенно о нем и создавать яркую картинку этого образа. В результате у ребенка на эту яркость откликнется только интерес. Если ты воспитатель разумный, то непременно будешь вслушиваться в самих детей. Чем они тебя слушают и будешь производить таковые действия в самой беседе, которые бы пробуждали в ребенке лучную потребность в этом качестве, в этом свойстве. Пробуждение личной потребности – это и есть превращение образа в созидаемый. Если такая личная потребность в обретении образа не пробудилась в ребенке, то он, слушая воспитателя, слушает интересом.
Начало личной потребности
А для того, чтобы личная потребность начала быть, порою не достаточно просто рассказать о мужестве, не достаточно просто привести примеры мужественных людей, это все может вдохновить, воодушевить ребенка. Но действительную потребность осуществлять это, и с некоторой продолжительностью, да еще и с необходимостью обязательно обрестись в мужество –вот это можно не родить. Мы с вами по себе знаем, когда прочтение той или иной книги, или фильма, или спектакля, та или иная беседа, услышанная, как-то воодушевляет, вдохновляет нас и мы вроде беремся это осуществлять и с решимостью исполняемся. Но хватает этого буквально на неделю, а то и всего на два дня, а некоторые вещи и вообще только лишь на один день. Сегодня вдохновился, назавтра забыл. Значит, такое вдохновение или воодушевление не является созидаемым образом.
Обретение образа
Созидаемый образ, если он сделался созидаемым, он будет держать в обретении этого образа до тех пор ребенка, пока он его реально не обретет. Так вот, чтобы так с ребенком провести работу, чтобы его личная потребность уцепилась бы за данный образ, требуется напряжение разумных сил самого воспитателя. Не эмоциональных сил, а именно разумных. Не собственного восхищения этим образом. А преподать ребенку труд по усвоению этого образа в личную потребность. Значит, надо так провести беседы, так провести занятия с детьми, чтобы сама эта личная потребность в детях пробудилась. Отсюда требуется порою над какими-то отдельными беседами очень много сидеть и работать, прежде чем ты выйдешь к детям. Например, дети, вспомните трудную ситуацию, в которой требовалось мужество. Только ту, которая реально у вас произошла в вашей собственной жизни. И дети начинают вспоминать. Один ребенок вспомнил, как выскочила на него злая собака. Другой вспомнил, как корова на пути встретилась. Третий вспомнил, как при нем несколько мальчишек били другого, его друга, как ему дальше быть. И это дальше вспомните кто как поступил. При этом можно не говорить, кто как поступил. Просто для себя сейчас вспомните. Кто вспомнил, поднимите руки. После этого подобные аналогичные ситуации воспитатель рассказывает на других героях. Теперь давайте посмотрим, у кого чего не хватило в той ситуации из вашей жизненной собственной для того, чтобы проявить это мужество?
Второй этап. Напряжение разумных сил
Таким образом построенное занятие, еще обращает ребенка к самому себе. Открывает его реальные ситуации таким или таким. Оттого, что при этом рассказываются и мужественные и трусливые поступки разных детей. И они узнаваемы. Это начинает создавать внутреннее напряжение в самом ребенке, между своею потребностью уподобления добру и своею реальностью трусливого или расслабленного состояния духа и воли.
Такое поставление ребенка перед образами добра и зла, положительного и отрицательного. При непременном внутреннем воспоминании собственных ситуаций, собственных поступков и своих личных возможностей их исполнения. Такая беседа требует от воспитателя разумного напряжения, напряжения разумных сил души. А дальше, когда мы переходим в третий этап педагогического события. Где начинается обретение самим ребенком уже в обстоятельствах жизни данного качества. Где воспитатель простраивает для ребенка перспективную линию, может быть работы над этим качеством и расписывает ее по этапам. Это требует колоссального напряжения разумной силы, чтобы саму перспективную линию выстроить. Качество мужество услышать в ступенях, разложить на три ступени, в каждой ступени определить точный критерий достижения этой ступени. И к этому критерию те действия, которыми данное мужество будет обретаться. При этом мы увидим такую особенность, что почти любой ребенок нуждается в помощи. Сам взяться и делать правильно, или держать и стоять в этом обретении своего нужного качества, не всякий ребенок это сможет. И его вместо мужества будет бороть трусость, будет бороть лень, расслабление духа и воли. Плюс будет бороть беспечность, так что с какого-то момента ему надоест над этим работать. Или запал желания обрести это качество начнет опадать. Вот в этих обстоятельствах со стороны воспитателя требуется не малое напряжение всех сил души, чтобы ребенка поддержать в этом труде над мужеством.
Интеллектуальные способности
Достаточно известный пример, связанный с интеллектуальными способностями. Например, когда учитель математики, обучает детей математическому способу какому-нибудь. И сколько приходится положить труда для приготовления различных задач, чтобы их принести на урок. Выбрать задачи, поставить последовательность усложнения и затем детям преподать. И дети под этим руководством учителя. От задачи простой к более сложной. От нее к задаче со звездочкой, идут, упражняя одну и ту же способность, один и тот же математический способ.... Здесь требуется детей ободрить, поддержать, унывающих снова воскрылить навстречу этим задачкам. Или создать такую атмосферу в классе, чтобы хотелось всем непременно освоить этот способ решения задач. Я вспоминаю учительницу математики, которая после восьмого класса к нам пришла обладала совершенно не притязательным внешним способом введения всего класса в работу. Она рассказывала очередной способ решения. После этого всем прелагала одну простую задачу. Потом предлагала вторую более сложную. Далее предлагала третью, еще более сложную. Оказывается, она такие так предлагала, что они были доступны для всех. Мы слышали, что это более сложная задачка, а ею подбиралась задачка посильная для всех. Мы слышали третью задачку, как еще более сложную, а она подбирала задачку опять посильную для всех. И мы все решали. А после этого она говорила: «А теперь посмотрите, есть еще десять задач разной степени сложности. Любую из них вы можете сейчас начать. Выбирайте сами из них и тот, который решит задачку, обязательно подойдите ко мне и проверитесь. После этого пойдете выполнять следующую». И дальше она садилась за стол, а мы начинали решать. И в классе начиналось шевеление волос. Все сидели над тетрадочками, время от времени кто-то поднимался, прибегал к ней, показывал ей. Она принимала задачку или не принимала, показывала где ошибка, тот убегал, садился, следующий к ней подбегал. И это движение класса подбегающих постоянно к ней учеников создавало у всех остальных рабочее настроение. Две третьи урока остальных мы все дружно занимались решением этих задач. А потому когда звенел звонок, мы не хотели уходить. Потому что предложено то десять, а я только на седьмой, а ты на какой? – А я на восьмой. – А ты на какой? Это одна сторона.
Нравственно-образовательное напряжение
А другая – еще внутренняя удовлетворенность или радость этого решения, потому что начинаешь входить во вкус, способ, оказывается, работает, и ты его все более уверенно применяешь. И порою, особенно когда ты выбрал какую-то задачку, она тебе трудно далась. А потом следующую задачку выбрал из этих десяти, а она совсем легкая, она тебе сразу далась, как тут поднимается внутреннее желание продолжать решать. Сама учительница в этот момент пребывает в каком-нибудь напряжении. Может быть она отложилась теперь. Нам все передала и мы в напряжении пребываем в решении задач? Оказывается, нет, она все время слышит ситуацию в классе. Время от времени, если кто-то отвлекся, она тут же замечает это – ты там чем занялся, какую задачку решаешь? Третью только, а ведь все уже на седьмой. А ты только на третьей, как же так? Иди сюда, неси. Он идет. Она ему предлагает: здесь ошибка, исправь, а затем возьмешь вот эту задачку. Сама предлагает. Он идет и раз она у него решилась. А она ему предложила посильную задачку, оттого, что он ее сделал, у него сразу воодушевление и ревность. Вот это ее внутреннее напряжение мы слышали и переживали, мы живые сидели в этой математике. Только теперь задним числом я, оглядываясь это, ее удивительную способность увлекать нас в математику. Я вижу, что она все время пребывала в этом нравственно-образовательном напряжении. Создавая атмосферы на уроке, задавая нужные действия. Для того, чтобы было рабочее движение, рабочее настроение у всех. И то, что она весь урок трудилась. Все время к ней подходили, два-три ученика все время стояли, чтобы показать задачку очередную.
Тем более, когда мы говорим о каком-нибудь нравственном качестве, том же самом мужестве, да еще расписанным по ступеням, по трем ступеням в перспективную линию. И в каждой ступени точно определенные действия, которыми трудясь все дети будут обретать это свойство. И как это будет происходить не один урок, а над мужеством придется работать полгода-год. А в поселении работать целых двадцать дней. То за это время мы встретимся с самыми разными искушениями в ребенке, одного с ленью, другого с трусостью, третьего с гордостью, из-за которой он будет не правильные основания в мужестве обретать. Вместо того, чтобы иметь мужество по духу смирения, будет постоянно обретаться по духу самоутверждения. Вот вам пожалуйста два ребенка в вашей группе; один по духу гордости весь сверкает мужеством, а другой весь унывает, по тому же самому духу гордости, но расквашенному. У него не получается, он еще больше унывает, от большого уныния тем более не получается, а оттого, что не получилось, он еще больше унывает. Вот попробуйте вытащить их. Одного освободить от духа гордости, а другого вытащить из этого унылого духа гордости.
И начинается очень напряженная работа, мы называем ее нравственным напряжением, потому что касается нравственных способностей ребенка. Его свойств души и духа, человеческого духа.
Третий этап. Зачин
Третий этап педагогического события, который и по своим шагам то… сначала идет зачин. Ребенок должен пережить вкус к этому созидаемому образу, лично исполнив его и пережить вкус к этому, вот оно что такое. Как это в душе должно повернуться. Как это волею своею совершить, как это духом своим расположиться, чтобы получилось мужество. А дальше необходимо в этом стоять, развиваться. Поэтому идет следующий шаг после зачина развития образа.
Развитее образа
Проходит через множество разных ситуаций, где мужество должно укрепляться, развиваться, как владеемое свойство. Свойство, которым ребенок владеет.
Кульминация
И наконец, наступает кульминация, где либо проявит сейчас ребенок мужество либо не проявит. Кульминацию либо Господь дает неожиданными какими-то обстоятельствами, либо сам воспитатель задает, как рубежное событие. Где идет в кульминации напряжение всех нравственных и в то же время анти нравственных сил ребенка. Где идет кульминация борьбы, состоится ребенок или не состоится в мужестве. Ребенок состоялся. Яркий пример тому у Макаренко случай с ворующим мальчишкой. «Педагогическую поэму» непременно надо прочитать. Там вы увидите очень много моментов нравственного напряжения, при которых Макаренко созидает, ваяет буквально в ребенке то или иное качество. И как в ребенке его падшая натура сопротивляется этому. И это колоссальное напряжение происходит.
Один мальчишка, который воровал. И Макаренко с удивительной способностью обретать правильные основания в отношениях с детьми, это основание обретает и на этом основании, на доверии теперь этого подростка начинает в нем формировать честность. Он начинает поручать ему суммы денег. При этом сначала просто вручает, потом оставляет у себя в столе и говорит: иди возьми там. Но оставляет чуть больше, а говорит взять меньше. И от раза к разу постепенно упражняет в ребенке способность не взять больше, хотя того постоянно подмывает утянуть больше, чем сказано.
Разные были случаи, когда он срывался, утаскивал, открыто было ему, где лежат деньги. И каждый раз шла проработка и стояние опять все таки быть честным. И наконец, наступает категорическая кульминационная ситуация. Которую Макаренко сам решает использовать. Нужно поехать в город, уйти из колонии. А раньше все происходило внутри колонии, а тут нужно было уйти из колонии с большой суммой денег. Купить нужные вещи и вернуться. Он описывает личное напряжение размышления, раздумья, он ночь не спал, решиться или не решиться, тот ли это момент или не тот. А вдруг он с этою суммою, он бывший беспризорник, ухватит эти деньги, пустит в разгул. Потом вернется через месяц, как это бывало со многими из них. Но ладно он просто сбежал, потом через месяц вернулся, но здесь то он сбежит с суммою денег. И получается, с одной стороны искушение сам Макаренко ему создал, дав эти деньги. А с другой стороны тот, совершив такой подлый поступок, может вообще не вернуться в итоге, как это будет? Вот это довериться или нет? Прав ли он, что вообще задает такую ситуацию напряжения для подростка? И с другой стороны – тот ли это момент, когда можно это сделать или не тот? Колоссальное нравственное напряжение, пережитое Макаренко. Наконец, он утром поднимается с глубокой внутренней уверенностью, что это тот случай. Эта уверенность, это нравственная сила души, которая точно слышит подростка и точно слышит ситуацию.
Это сугубая педагогическая способность слышать кульминацию на третьем этапе педсобытия. Он вручает эту сумму денег, тот уходит. Дальше идет описание напряженного дня для самого Макаренко. И, наконец, к вечеру возвращается. И вот это чувство сразу облегчения, чувство победы, подросток состоялся, вернулся с покупкой. Вот вам кульминация.
Нравственное напряжение совести
Макаренко был удивительно совестливый человек. А так как совесть – единственное свойство от Бога. Которое остается у человека не верующего, она и есть его спасение. Апостол Павел сказал, что язычники спасутся по делам совести своей, будут судимы делами совести своей. Его спросил некто: а как спасутся язычники, которые даже не слышали о Господе? Он ответил: по делам совести своей. И в этом смысле мы с вами, не смотря на то, что период советской власти – это период безбожия. И не мало людей, практически все выдающиеся люди этого периода. Это люди атеистического склада и даже некоторые активные противники Церкви. Отвергали ее, но при этом среди них очень много людей глубоко нравственных. Что это такое? А это есть люди, по духу живущие совестью, а по душе своей исполнены добродетельных сил души. Поэтому не мало доброго наследия они имели от своих верующих предков. Часть этого наследия в нас сохранена, но мы очень сильно в этом оскудевшие. Мы не имеем такой меры совести, не имеем такую силу попечительную, не имеем такого чувства почитания, которое, например, имело поколение, которым сейчас 80-90 лет.
У человека не верующего нравственное напряжение всегда питаемо голосом совести. И поэтому эти муки ночи и предыдущего дня у Макаренко, это были муки совести. Где он ею, совестью был пытаем, тот ли это момент или не тот. Посильное он дает ребенку. Не делается это искушением для ребенка, это глубочайшее переживание за него, за подростка. Это нравственное напряжение, напряжение совести, напряжение чувства долга перед этим ребенком, напряжение самого почитания. Сила почитания ведь слышит образ Божий в подростке, в ребенке. Даже для человека не верующего почитание слышит нечто большее, чем ребенок или подросток являет. И это слышание чего-то нравственно большего слышания, что в нем есть человек и уважение этого человека. Это как раз и есть проявление силы почитания, которая в другом слышит образ Божий. Хотя человек не верующий и ребенок не верующий.
Доброволие
Подобное сильнейшее напряжение может возникать при воспитании доброволия. Когда воспитатель только предлагает, а ребенок должен откликнуться сам. Вот эти разные ситуации. Например, когда у нас, - братья, надо почистить рыбу, кто сможет? Море рук……… нет способных к доброволию. А внутри доброволия нет способных к мужеству. Мужество – это способность откликаться на доброе. Там, где этот отклик воспитывается в ребенке или подростке, или студенте нашем, то в итоге все равно приходим к кульминационному событию. Где момент, когда студент прямо весь из себя горит ему нужным делом. Весь нацелен, вот сейчас, он все приготовил и решил пойти и сделать себе нужное. А так как воспитатель все время зрит момент. Как раз слышит, вот она, кульминация, и только устремился было, все, можно идти и делать свое. В этот момент воспитатель его подзывает и говорит: брат, ты знаешь, очень надо сделать. И в эту кульминацию сумеет он все-таки пойти за предлагаемым? Сумел. Хорошо.
Поддержка
Не от досады сумел, а внутренне вошел в доброволие. Надо не просто пойти, понудив себя. А доброволием пойти, оно же воспитывается. А это значит, без досады, там нет сцепленных зубов, тем более, ропота. Брат так сделал, кульминация, победа. Что это означает – кульминация? Это значит, что с этого момента он точно встал в это свойство. Он теперь им будет жить дальше. Осталось только совершить четвертое действие на пятом этапе – это поддержать. Надо в ближайшее время это поддержать несколько ситуаций, где он точно так же это совершит.
Закрепление
А потом начинается четвертый этап педагогического события – это закрепление, где в сугубых, чрезвычайных обстоятельствах это качество будет закрепляться. Эти обстоятельства тоже надо разумно придумать – это одно. Второе – наблюдающий промысел Божий воспитатель будет постоянно прислушиваться и обращаться к Богу: Господи, найди, дай ему закрепиться в этом, сохрани его в этом. Вот мы с вами сейчас разобрали нравственное напряжение.
Умение выстоять в радении
Нравственное напряжение – это напряжение всех добрых сил души и духа воспитателя ради исполнения воспитания. Оно всегда происходит с напряжением и для самого воспитуемого. Это обоюдное напряжение, но напряжение воспитателя больше, чем напряжение воспитуемого.
Мы увидим, что в нравственном напряжении не только подъем всех сил души и духа в воспитателе ради совершения созидаемого образа в ребенке, но есть еще одна сторона. Когда воспитателя начинают бороть свои собственные слабости. Качество, которое требует терпения может привести воспитателя после долгих напряжений и стараний к каким-то срывам. Вроде он трудиться, трудиться, а ребенок никак не движется. Или двигался, двигался, вроде все уже состоялось, а потом бах, и пошло, разнесло его. Сколько можно!? Есть вторая, внутренняя сторона нравственного напряжения – умение выстоять в радении о подростке, о ребенке, умение до конца исполнить педагогическое событие, умение найтись и в силах, и в терпении, и в мужестве, чтобы ничем не быть сбитым. А здесь не только подросток сбивает. И окружающие люди бывает раз, и пройдутся по этому воспитателю: вот ты, больше всех надо что ли, что ты вдруг занялся этим ребенком. У него есть свои родители. У него есть свои воспитатели, а у тебя есть свои заботы, нужды, своя семья. А то вообще можете встретиться с ситуацией, когда ваше радение о том или ином подростке вызовет насмешничество и издевательство со стороны окружающих. Все будут над вами издеваться и на смех поднимать вас. Здесь выстоять без нравственной внутренней опоры будет невозможно. Но сама по себе ситуация выстаивания есть ситуация внутреннего нравственного напряжения. Например, сейчас в подобном нравственном напряжении пребывает Татьяна Ивановна, мама Алексея Вишневского. В чем ее напряжение? Она по свойству своей души не может пройти мимо бедствующего подростка и поэтому она подобрала Юлю из детдома. Сделалась ее крестной мамой и практически сделалась для нее настоящей мамой. Вот Юля побыла у нас в «Отраде». Это ее радением. Она очень много сделала для того, чтобы ее вырастить до этого возраста, хотя при том, что у нее мама есть своя. Тем не менее, она так в ней участвовала, что вывела в люди, привела сюда к нам, она побыла в гимназии, но не удержалась, отправили ее в «Отраду», но и там она не удержалась. Татьяна Ивановна забрала ее к себе домой, но она и там не удержалась, сейчас она куда-то в бега кинулась. И Татьяна Ивановна сейчас разыскивает ее. Она не может ее оставить, всегда звонит и просит всех молиться и дальше продолжает участвовать в ней. Хотя, казалось бы, все остальные уже оставили ее, Юлю. Мы ее повыгоняли всюду, интернатские воспитатели давно от нее отказались. А мама самой Татьяны Ивановны ругает ее за то, что она занимается Юлей. Что других дел нет. И тем не менее, Татьяна Ивановна продолжает стоять в этом радении за этого ребенка. Вот вам нравственное напряжение, которое развернуто на всю жизнь, на целый период жизни воспитателя. Причина нравственного напряжения – необходимость, внутреннее чувство……………..
Подобную ситуацию пережила Марина Валерьевна года два назад, когда она ходила в этот детприемник. Там встретила одного мальчишку, она взялась в опеку за него, она стала брать его из детприемника, приводила его сюда. Когда из детприемника его отправили в интернат, она ездила туда, встречалась с его родственниками. При этом мальчишка весь окрылился, совсем другой сделался. Но буквально спустя какое-то время он делает совершенно подлый поступок по отношению к ней и все заново, возвращается все старое. Марина Валерьевна тогда очень растерялась и некоторое замешательство возникло в ней, но у нее хватило сил и ревности о нем. Она все равно прошла сквозь это, осталась верной ему и продолжала его опекать. А он опять делает эту подлянку, сначала он поднялся, восстановился, пообещал исправиться, какое-то время, месяц с лишним было все нормально. Потом опять делает подлянку, старое возвращается, да так круто, так попирая все. И тут было от чего отчаяться. Но Марина Валерьевна продолжает все равно о нем радеть и всех нас подняла на молебен, мы молились все за него. И сама все время с ним была, и вытаскивала его еще раз из детприемника. В конечном итоге определила его в этот интернат. И она до сих пор продолжает иметь попечение о нем, хотя он сильно покатился, безнадежно покатился. Вот вам нравственное напряжение педагога. Ведь наше тело точно отображает дух. Из этого слышно теперь, что такое нравственное напряжение?
Итог. Внешнее и внутреннее напряжение
Подведем итог. Нравственное напряжение имеет обращение во вне и внутрь. Вовне обращено к воспитаннику. Внутрь обращено, чтобы стоять в верности педагогическому делу, значит верности воспитаннику. Во внешнем оно трудится над качествами воспитанника. А во внутреннем стоит в радении о нем. Во внешнем оно преодолевает падшего человека в воспитаннике. А во внутреннем оно преодолевает падшего человека в себе самом. При этом нравственное напряжение может быть питаемо духом гордости. А может быть питаемо духом смирения. Нужды в Боге, в помощи Божией, в искании Его воли. Поэтому у неверующих нравственное напряжение чаще питаемо духом гордости. Либо питаемо совестью. У верующего человека питаемо совестью и духом смирения. В обоих случаях нравственному напряжению совесть не миновать. Поэтому и в неверующем и верующем случае совесть составляет правду нравственного напряжения. Задает первично правду нравственного напряжения. А далее, питаемая духом смирения, привлекает помощь Божию в исполнение дела воспитания.
Вторая тема: ДУХОВНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Деятельное обращение к Богу за помощью создает духовное напряжение. Если в нравственном напряжении смирением воспитатель ищет помощи Божией и поэтому всегда духом смирения ища воли Божией, совершает дело воспитания. Часто в этом случае приходится просто конкретно становиться на молитву и вымаливать своего воспитанника. Эта реальная молитва, на которую становится воспитатель, реальный подвиг поста, который он может брать на себя за воспитанника составляет духовное напряжение воспитателя. Обращение к Богу за воспитанника.
Промысел Божий
Если помните, я рассказывал, на Московских курсах в качестве практики было отправлять студентов летом устраивать поселения в других городах. И вот Санкт-Петербург устраивал свое первое летнее поселение с нашей подачи. И туда должны были поехать трое наших сестер. Среди них была Ольга Владимировна Камелева, она женщина в возрасте, под пятьдесят ей было. И две сестры, которым за тридцать лет. Они втроем устроители летнего поселения. Там так получилось, что из Питера они сами должны были выехать на это место. А наши должны были подъехать к ним и в день заезда они должны были встретиться. Получилось, что наши замешкались и на три дня опоздали. А у тех получилась такая картина, это было летом, в августе. Поэтому стояла достаточно жаркая погода, все свои вещи и продукты они загрузили в грузовик. Сами сели в легкий автобус в платьицах и рубашках и приехали. Грузовик по дороге сломался и застрял, приехал только через полтора суток. Они туда приехали. Оказалось, что старший не съездил туда наперед и не договорился именно на данный день. И никто их там не ждал в этой деревне. А должен был быть палаточный лагерь, палатки все в грузовике. Наступает ночь, еда вся в грузовике, они идут в клуб. Получился будний день, а в будние дни клуб не работает. Директор клуба уехала в гости к родным. Клуб закрыт, никто открыть больше не может. Пошли по домам, чтобы их пустили, а те перепугались, кто это приехал и никто не пустил. В результате они остались на улице, никого нет, кто бы мог им помочь. Август днем жарко, а ночью холодно, да еще роса упала под утро. Голодные, холодные они провели эту ночь. А так как грузовик пришел через полтора суток, то вторая ночь была точно такая. Но они особо больших усилий не предпринимали. Потому что думали, что вот-вот грузовик приедет. Но когда наступила ночь, было ясно, что опять нет грузовика, они голодные, что-то удалось подсобрать. В результате начались распри, кто виноват. И когда грузовик пришел, они были в состоянии крайнего внутреннего раздора. А тут сама разбивка этого лагеря добавила еще больше соли в эту рану. И когда наши через три дня приехали, то там половина собирались уезжать, все переругались между собою, стоял крик, хай.
Обращение к Богу. Молитва
И это все нужно было сейчас умерить. Причем сильнейшая претензия к ним, что они так опоздали, получается бросили их на произвол судьбы. И Ольга Владимировна потом рассказывала, что первый день, когда они во все это въехали, все это выслушали и не знали вообще, что делать. После первого курса, первая практика и сразу в такое. А так как двадцать лет у нее церковного стажа, они этот день кое-как довели до конца. Все наконец улеглись спать, они втроем встали на молитву. Два с половиной часа они со слезами на глазах. Одна только надежда была на Бога. Если сейчас Господь поможет, то завтра что-то будет, если нет, то все растерзают друг друга и все разъедутся, лагерь не состоится. А у них задача сохранить лагерь. В результате после канонов, акафистов и кафизмы они около трех часов легли спать. В шесть подъем и началась новая мясорубка. Опять целый день и никаких сдвигов. Еще хуже и вообще ужас. Вторую ночь они опять становятся на молитву и молятся. И после этой второй ночи утром вдруг такое послабление и умирение начало быть. Но в течение дня снова срывы, там сям нестроения, там не получатся, опять все разодрались, опять все не так. Они становятся третью ночь на молитву.
И уже после третьей молитвенной ночи пошло дальше целый день выстраиваться. И к пятому дню трудов начало все умиряться. И действия, которые они предлагали сработали. Они и двойной круг провели, и примиренческие советы провели внутри родов. И все заработало. И в конечном итоге сохранился весь лагерь, никто не уехал. А в конце никто не хотел разъезжаться. Такая была дружба.
Но это все благодаря тому, что они постоянно молились. Вот это деятельное прибегание к помощи Божией, молитвенное прибегание. Потом, когда батюшка наконец появился в субботу, воскресенье, они его очень просили, чтобы он помог. Потом заказали литургию, отслужили именно с этою просьбою, именно об этом они молились. Стали привлекать всех тех, кто способен был к ним присоединиться об этом. Уединялись и молились вместе с участниками поселения. Вот вам духовное напряжение.
И в этот момент, она говорит, им было вообще ни до чего, ни до еды, ни до сна. Потому что такая потребность в помощи Божией была и такая мощь нравственного напряжения, потому что приходилось все это устраивать. Вот два напряжения: нравственное и духовное фактически ситуацию спасли.
И так как имея духовное напряжение, по конкретным обстоятельствам одновременно воспитатель этою верою обращен к промыслам Божиим, так как смотреть основания педсобытия – это наблюдение промыслов Божиих, то именно духовным напряжением человек наблюдает промыслы Божии. Участие Бога в событиях воспитания. И этот момент важнейший. Если воспитатель не развил в себе способности вслушиваться в промыслы Божии, то он может оказаться не соработником Богу.
Смирение
Но тогда пойдет своеволие, пойдет какая-нибудь отсебятина. И тогда он будет в каких-то местах даже противиться воле Божией. Господь выстраивает события для спасения ребенка, для того, чтобы ребенок совершился в исполнении того или иного качества. Например, в мужестве или доброволии, или наоборот, для того, чтобы ребенок вразумил. А воспитатель взял и отвел это вразумление, не доверился Богу. Эта способность смирением довериться Богу составляет внутреннее духовное напряжение. Здесь мы увидим тоже две стороны: внешняя сторона – когда ты становишься на молитву, когда заказываешь литургию. Когда ты берешь на себя подвиг поста ради того, чтобы совершилась помощь Божия. Когда ты сугубо милосердствуешь, раздаешь милостыню ради того, чтобы совершилось для этого ребенка что-то. Это внешняя сторона духовного напряжения. А внутренняя сторона духовного напряжения опять же смирением ты ищешь распознать волю Бога, Его промысла. Это внутреннее внимание веры к событиям, совершаемое смирением, дает внутренняя сторона духовного напряжения. Нельзя сказать, что оно напряжение, но хотя с другой стороны для духа человеческого это напряжение. Чтобы удержаться во смирении, удержаться стоять в смирении, стоять в уповании на Бога, надеянии на Него порою в совершенно безысходных ситуациях иногда. Что ты ни делаешь. А оно не получается. Как ты ни подходишь к подростку или ребенку, а он все равно продолжает свое. Немножко улучшается, а потом опять срыв и еще хуже прежнего. Опять улучшение, и опять срыв. В таком борении за ребенка не имеющий внутренней стороны духовного напряжения до конца устоять и выдержать не сможет. Мы увидим, что дело воспитания – это фактически дело жизни и смерти. И порою кульминационная ситуация бывает не только для ребенка. А еще больше для самого воспитателя.
Служение
Это практически его способность остаться воспитателем. Остаться верным своему служению. И здесь тоже каждый воспитатель с каждым отдельным ребенком или с каждым отдельным его свойством, над которым идет работа проходит те же этапы педагогического события. Только они совершаются на нем самом, с ним самим, он так же исполняется созидаемого образа в себе самом, как воспитатель. Например верности подростку. Он так же переживает зачин, развитие созидаемого образа во времени. И потом так же переживает кульминацию, когда подросток сорвался и ты, воспитатель, должен остаться все равно верным подростку. Не бросить его, не сказать, что я больше не могу, ты неисправимый. Нет, остаться при этом, при его совершенной на данный момент неисправимости, остаться верным этому подростку и верным Богу. Удивительная вещь – там, где кульминацию в духовном напряжении воспитатель преодолевает, переживает, там вдруг Господь дает награду. И ради исполненной кульминации воспитателя в духовном напряжении происходит после этого неожиданная перемена с воспитанником, причем чудесным образом. При том, что воспитатель никаких дополнительных усилий не приложил и не применяет. Он встречается с подростком, а подросток откликающийся, ответный, и более того, уверенно теперь в этом дальше идущий. Вот пережить эту награду Божью после кульминации духовного напряжения. Личного напряжения духовного, внутреннего напряжение – это конечно великое дело. Воспитатель, который знает это своим личным опытом и в это встал, он уже навсегда будет держать свое служение.
Воспитатель, который в этом не встал, будет все время выбирать удобное для себя воспитание. Среди детей будет все время выбирать тех, которые удобны для него, а не удобных будет отлагать. Среди удобных будет выбирать посильных для него, а непосильных будет тоже отлагать. И потом потихонечку превращается в элитного воспитателя, который занимается только элитными детьми. Образ духовного напряжения сложился?
Есть перспективная линия для всей артели. Для всей группы детей, в которую вы идете все вместе. А есть дети со своими характерами и своими сложностями, у каждого ребенка своя перспективная линия. И там где складывается два вида перспективных линий с детьми, там у вас будет полнота общения с группами. Там вы будете воспитателем, там дети будут все преданы вам. Потому что у всех будет вера в вас. Пока ты не займешься ребенком лично, его перспективной линией, полноты веры ребенка к себе обрести нельзя. Порою приходится в очень сложные ситуации попадать.
……………….тогда спасением для тебя будет духовное напряжение. Прибегание к Богу, как внешнее, так и внутреннее. Внутреннее – это умение стоять в уповании на Бога и в смирении Богу.