Нравственная сила души, жизнелюбие,попечительная сила души, деятельная сила души

 Жизнелюбие

 Пышки будут такие вкусные, воздушные, легкие, еда будет такая наполненная. Вроде все то же самое. Ты готовил и он готовил. Ты вчера приготовил из тех же продуктов, что и он приготовил. Но он приготовил – невозможно оторваться от еды. Правда, быстро отрываешься, потому что насытился. Тарелку немного каши съел, плюс салат, водички чуть попил, и ты сыт. И сыт как-то особенно радостно, как-то особенно жизнелюбиво сыт. А вчера свое ел, ел, вроде то же пришел в сытость, но как-то очень чревоугодно сыт, какое-то такое плотяное удовольствие разливается от живота твоего ко всему телу и по душей твоей. Поэтому ты становишься довольный, поглаживаешь свое брюхо. А тут как-то совсем по-другому, ты жизнелюбиво стоишь у стола. Вот что такое сила жизнелюбия. Это совсем не та веселость крикливая козлиная, при которой иногда бывает так, что ты от чего-то очень обрадовался, завизжал и начал прыгать по поляне. Крича и визжа, прыгая и бегая, обнимая всех подряд, так что все в итоге начали (шарахаться?) от тебя, перепуганные твоею радостью. Это не жизнелюбие, это страстная эмоциональность. Жизнелюбие, оно напояет жизнью всякого другого человека, так напояет, что человеку, что бы он не делал, начинает желать и делать и при этом делать всегда с какой-то особой радостью. Именно жизнелюбивые если окажутся рядом с тобой в походе, то 20 км с рюкзаком, на полную выкладку(?), ты не заметил, потому что рядом шел жизнелюбивый. Наконец вся изможденная группа наконец остановилась на биваке и начинает расставлять этот бивак, кое-как натягивают палатку, бегают за дровами, разжигают костры, а жизнелюбивый не только свой участок сделает, он еще этим помог, еще другого ободрил, тому этому шутку бросил и глядишь – все как бы такие, не уставшие. Так что если поели, то тут можно еще попеть, у костра посидеть. А когда шел последний километр, полагал, что только одно – сейчас поем, расставим палатки и сразу – бух – спать. Какое спать! У нас жизнелюбивый, никакого сна нет. Мы еще до двенадцати ночи посидим, поговорим, попоем. Наверное, в опыте жизни у каждого есть хотя бы один случай такой встречи с жизнелюбивым человеком. Отличается эта сила души от других, про которые мы с вами говорили? Конечно, радостно и счастливо, если в доме, в семье есть такой человек. Это семья всегда исполненная какой-то особой жизненности. Творческая сила дает новизну и поэтому дает искристость самой жизни. А жизнелюбие дает живительность. Поэтому творческая сила души относиться к разумной, а жизнелюбивая относится к волевой. Пушкин? Не знаю, я плохо знаю воспоминания о нем. В ситуации, когда написал «Евгений Онегин», он бегал по комнате, хлопал себя по ляжкам и кричал: «Ай да Пушкин, ай да Пушкин!». Возможно, что это просто творческая сила и разумная сила. Стихи пишут разумная, созерцательная и творческая сила. Конечно, всякая сила души привлекает в жизнь все остальные силы души. Вероятно, если она у него и была жизнелюбивая, то она то же тут была, но тут я просто не знаю. А, да, 4 тыс. км изъездить на лошадях и при этом остаться радостным, это только жизнелюбивая сила может.

Попечительная сила

Проявляется попечительная сила в заботе о ближних и во всякой заботе об окружающем мире, в котором мы живем и в заботе о Боге, дабы Богу было угодно. Поэтому попечительная сила души имеет заботу как об окружающем мире. Так о ближних, так и о Боге... Бывало, в некоторые деревенские храмы войдешь и удивляешься какой любовью и какой заботою ухожен храм. И видна рука заботы буквально на каждом уголочке храма. Вот это попечительная сила о Боге пекущаяся в наших верующих бабульках создает такое убранство храма. Счастливое детство забывает и закрывает, притормаживает эту силу души, поэтому в современной молодежи, к сожалению, попечительная силы души совсем не проявлена. Заботу особую от молодежи трудно обрести. В наш храм, бывало, войдешь, ничего не слышно о попечительной заботе о Боге. После того, как раскричишься, нагоняй дашь, тогда только цветочки поменяют, полы помоют, рушники поменяют, постирают, погладят, иконки расположат в особый какой-то порядок, подсвечники почистят. Ну а сверх того, более того еще что-то прибавить, на то заботы не хватает. Кстати что такое, когда ругаешься на человека? Это его самоугодие, которое схватило попечительную силу души. Поэтому немного пройдешься, из человека этого вытряхнешь по обсыпаешь немножко с него самоугодие, вот тогда он немножко высвободится в своей попечительной силе. Глядишь – и правда, все сделал. … еще и прилично бывает. Но пройдет буквально день, как самоугодие опять снова сомкнется над ним, над его попечительной силой. И опять все тлеет, затхлым становится, пылью покрывается. Опять встряхнешь, наругаешься, накричишь, обсыпешь с него это самоугодие, глядишь – опять живой. Но так все время нельзя. Значит, надо попечительную силу души изначально, с детства, во всякой заботе воспитать. Это именно отклик на нужду. … Она обладает чуткостью к нужде и это именно чуткость к нужде, к нужде живых существ, к нужде людей, к нужде животных, к нужде растений. Нельзя сказать, что пол нуждается в помывке или же, что двор испытывает нужду в подметании. Двор никакой нужды не испытывает. Поэтому, чтобы подмести двор, там надо проявить заботу о дворе. И попечительная сила, проявляющаяся в заботе, сама видит, это не отклик на нужду, а видение необходимого благообразия, возможность умножения благоприличия или благолепия в окружающем мире и пространстве. Если нравственная сила души обращена к нуждам, то попечительная сила души обращена к благолепию. Там, где наблюдает несовершенство, недостаток благолепия, там поступает в заботу и умножает благолепие. Поэтому именно попечительная сила об окружающем пространстве, именно она благоустраивает окружающее пространство. Попечительная о ближних, она и помоет ребенка и обует, и оденет, и сошьет ему все, что нужно и всякую заботу о нем проявит. Попечительная о Боге, она всякое благолепие в храме создаст. Всякая сила души, и нравственная и попечительная, любая сила души непременно имеет обращение к себе самому, не только к окружающему, но и к себе. И вот эта освящаемая верою нравственная сила души радеет о своем спасении. Замечает горестное состояние души человека, собственное горестное состояние. А проявляя заботу, попечительная сила души радеет о том, чтобы облечься в одежды добродетелей. Нравственная сила, если она есть, она обеспечит, что дело будет сделано. Какие бы препятствия, какие бы преграды не были, но дело будет сделано, потому что нравственная сила души включилась. Но при этом оно может быть сделано крайне неказисто, вяло, может быть сделано как-то так, неумело. Но если включиться попечительная сила души, то обязательно человек порадеет, чтобы ладно было сделано. Попечительная сила слышит этот лад в деле. Если есть нравственная сила души, урожай будет собран, но если включится попечительная сила души, то этот урожай умножится.

Деятельная сила души

Деятельная сила души проявляется в особой подвижности человека в исполнении всяких дел и в исполнение своей жизни. Там, где деятельная сила души, человек очень быстр, скор в жизни. Интересно, что почти все дети, а значит, каждый из нас в детстве, имел более менее свободную деятельную силу. Посмотрите на детей. Где деятельная сила души свободна, то мы увидим, что и взрослый будет так же. Например, назначена генеральная уборка. … человек включилось в генеральную уборку, всем распределили разные участки. Времени на генеральную уборку выделено два часа. Прошло полчаса. Брат или сестра уже гуляют или идут помогать другим. «А твой участок что?» – «А я уже сделал». «Как? Небось, шаляй-валяй. Ну пойдем, посмотрим». Идем, смотрим, все нормально. Действительно все сделано. Как так можно было? Моя матушка, когда надо было что-то по дому сделать, она обязательно поручала это сыну, потому что буквально через час все в доме было приведено в порядок. Когда я сам приступал наводить порядок, то мне нужно было десять часов, чтобы подобное сделать. Пока постоишь над одной вещью, вообразишь, куда ее поставить, пока подвинешь это, пока, наконец, возьмешься за веник. Потом от веника перейдешь, к тряпке, пока из этого угла, да в другой. Сколько времени, оказывается, проходит. Сам этого не замечаешь. И тут сын – раз – взял, быстро сделал все. И тут вдруг обнаруживаешь – «Однако ты схалтурил. Так невозможно сделать быстро и хорошо. Вот я, когда делаю, постепенно, то точно хорошо, а ты – нет». Посмотришь, где-то, конечно, он не так сделал. Но в целом, скорость, с которой он сделал. Тот порядок, который он навел. Чистота, которая получилась, несоизмеримы. Я так совершенно не мог. Как я не пытался свою скорость ускорить, так и не мог. А однажды обнаружилось, что, оказывается, дело-то очень простое. Чтобы поупражняться в деятельной силе, надо просто-напросто, получив какое-нибудь поручение, делать его бегом. Бегать я умею, а двигать вещи не умею быстро, голова сразу начинает думать, размышлять, как что сделать. А другому не надо кумекать, он включился в свою деятельную силу, а деятельная сила способна все другие силы подтянуть. Разумная тут же – раз – и подхватывается. Деятельная заставляет ее еще и опережать. Человек еще это делает, а разумная уже опередила и скумекала, что делать дальше. А деятельная еще более подгоняет. И так вот человек в полноте своей души – раз и все сделал. Очень быстро и ладно. Я все удивляюсь на одну нашу студентку. Поручишь ей подготовиться к докладу, потом смотришь, она идет из библиотеки, тридцать книг, одна толще другой. Потом с этими тридцатью книгами просидела полночи, часов до трех. Потом выходит на доклад опять с этими книгами, а во всех книжках закладки. И начинает делать доклад – и зашла туда, и в эту закладку, и в эту. И, оказывается, она действительно проштудировала все эти книги. Мало того, она уже составила доклад и в этом докладе все эти цитаты уже использовала. Расположила их в нужный порядок, между ними сложила логику … И все это за одну ночь. Мне на такой доклад требуется неделя, пока я раскачаюсь, пока я сяду, пока я войду в дело, пока я соображу, пока я начитаюсь. Никакой деятельной силы нет. Деятельная сила, она подвигает действие. А жизнелюбие дает действию жизнь. Хотя эта сестра деятельной силой обладает богатой, а жизнелюбием совсем никаким. И когда на нее смотришь, то «Так делать не хочется». Но удивляешься, что так здорово так и скоро выходит. По нравственной силе души пребываешь в деле до конца, а по деятельной силе души делаешь дело скоро, а по жизнелюбию делаешь дело «вкусно». «Дай мне, Господи, в деле скорость, спорость и успех». Скорость – деятельная, споро – жизнелюбие, успех – нравственная.

Захваченность силы души

Силы души все схвачены, сильно повреждены, помрачены. И, конечно, чтобы высвобождаться из этих помрачений, надо просто-напросто упражняться. Заставлять себя по силе души делать. Если тебе какое-то поручение дали, связанное с расстоянием. И тут вдруг оказалось, побежать,– так чувство степенности начинает мешаться, чувство достоинства – не положено. Потом вдруг … наступает такая, что побегу, но потом буду мокрым идти, неприятно. И тут всякие такие самоугодия начинают выступать, они очень сильно мешают. Если от нравственной, от попечительной силы работать. От нравственной силы души – это полнота движения, а попечительная сила души – это совершенство делания, забота в делании. Конечно, если деятельная не развита, то степенно, но крепко. Но некоторые дела требуют как раз скорости. Основательности от нравственной не имеешь, а полноты и заботы от попечительной то же не имеешь, дела у тебя очень скоро, но шаляй-валяй.

Послушание

Послушание – это вера, исполненная поручения, вера, исполненная подчинения. Вера, она напояет, открывает тебя сразу навстречу Богу, и поэтому напояет все силы души. Поэтому, если ты действительно в послушании делаешь, то силы души у тебя высвобождаются. Другое дело, что, к сожалению, мы с вами говорим, что мы делаем по послушанию, мы делаем по сознанию, а не по силам души и поэтому не по вере. Делающий по сознанию, а не по вере, о силах души своей не ведает, не чувствует. Поэтому он убедил себя: я по послушанию, я послушный. Я по послушанию буду делать и хожу». А чувствует – все время ропщет, чувствует – все время недомогает, чувствует – все время расслабляется и до конца не может довести. Ходит «хнычет» или все время норовит вообще сбежать. И все это признак непослушания. Потому что, если ты делаешь по послушанию, то силы души у тебя высвобождаются, ибо там вера открывает тебе Божественное участие, участие благодати, и силы души высвобождаются. Благодать посекает покровы сердца. Страстную эмоциональность, охлаждает, остужает ее, иссушает ее, поэтому высвобождаются силы души. Неудивительно, что именно послушанием человек начинает слышать свободу как богодарованное свойство души. Помните, 4 свойства души: свобода, любовь, безсмертие и приснодвижность. Приснодвижная душа, это значит, она от Бога всегда деятельная. И вот эту свободу человек испытывает именно в послушании, потому что там, где послушание, там свобода, а там, где свобода, там радость, радость о Боге именно. Поэтому вкус послушания – это вкус высвобождающейся души в ее способности выполнять поручения. Если ты этого вкуса не пережил, тебе «невкусно» делать дело. А ты сознанием себя заставляешь, но при этом ты все время ропщешь, при этом ты все время изнываешь, норовишь, как бы слукавить, сбежать или мало сделать, преподать, будто ты сделал много, значит, ты в область послушания не вошел. Ты не по вере делаешь, а по сознанию. Мы с вами таким образом сейчас рассмотрели все девять сил души. И еще раз хочу повторить, что всякая сила души всегда приводит в движение все остальные силы души. Другое дело, что все люди различаются характерами. Так вот, основа характера – это есть силы души. И мы говорим, что все люди имеют разные характеры, это означает, что дарования сил души у всех различны. Поэтому один имеет больше нравственную силу души, другой больше разумную, третий – любовь, четвертый велик в почитании и т.д. Люди по силам души различаются, поэтому различны характеры. Но при этом, т.к. все силы души свойственны всякому человеку, поэтому возможно развивать. Имея по характеру более выраженно одну силу души, развивать остальные. Они не войдут в такую же меру, как твоя ведущая сила души. Но все-таки будут развиты значительно больше, чем если бы ты не развивал их. И очень важный момент, что делом воспитания, т.е. предметом воспитания, являются именно силы души, воспитуются силы души. Поэтому предмет педагогики есть педагогическое событие, в котором совершается развитие сил души. И мы видим, что силы души надо высвободить из зла, далее поддержать, развивать, затем еще укреплять. Вот эти все четыре действия и совершает воспитание.

Четыре действия педагогического события. Похвала

Первое, это высвободить от зла душу. Второе, надо поддержать душу, силы души надо поддержать. Похвала рождает соревнование. Вот эта похвала – та самая поддержка силы души, которая проявилась, и ребенок ее испытал и важно ее поддержать. Дальше необходимо развивать – задать серию событий, дел или так устроить порядок жизни, чтобы сила души развивалась. А еще требуется силы души закреплять. И вот все эти четыре действия в педагогическом событии совершает педагог. Поэтому дело воспитания – непременно необходимое дело и совершается оно не священством, не духовенством, а именно воспитателем. В семье это родители, а если вне семьи, то это воспитатели. Чтобы воспитать человека Божьего, над этим трудится и печется священник в пастырском попечении о чадах своих. Он трудится над началами человека Божьего. Помните эти начала, три их: богоугождение, богообщение и благобытие. Прилагает чадо свое к Богу таким образом, чтобы оно действием Божественной помощи и собственными трудами высвободилось бы из-под самоугодия, человекоугодия и самобытия и освободилось бы в богоугождении, в богообщении и в благобытии. … Совершается пережитое радостью обретенного, раз, затем различными установками сознания, благопристойными установками сознания, которые подаются человеку или ребенку. Например, «будь всегда таким», закрепляет. Будь всегда таким – это обращение к сознанию. Ребенок, восприняв в сознании своем, хранит в себе благодаря этому закреплению. Хранит в себе тот пережитый опыт свободной проявившейся силы души, который он пережил. А если закрепление радостью идет, когда мы потрудились. Я помню в одном подмосковном поселении мы тыквенное поле освобождали от бурьяна. Ну там пришлось пережить очень многое превозмогание себя. Потому что ребенок уселся и сидит, то вяло работает, то видимость одной работы показывает. Где-то ободришь, где-то наругаешь, где-то пошутишь, где-то еще как-то. В итоге, поле было сделано. И от того, что ты все время их окучивал. То потихонечку от этого самоугодия своего дети все высвободились и вместе мы в итоге в каком-то мажоре это поле завершили. И можно было бы, вот так завершив, сказать: «Ну вот и хорошо» и пойти. А мы остановились и я попросил: «Ребятки, давайте посмотрим на наше поле. Помните, какое оно было?» – «Помним». «А какое стало сейчас? Чувствуете, какое оно сейчас стало?» – «Чувствуем». Эта вот радость, пережитая в этот момент, она и закрепила в них вот эту жизнь.

Воспитание открывается

Воспитание открывается само. Разумная сила включена: наперед указует тебе нужное действие. Нравственная сила включена: она поддерживает всякого немоществующего тут же. Попечительная включена: она тут же позаботится, чтобы максимально полно человек подхватился и в работе побыл. Деятельная сила включена: она тебе не дает никакой устали, и ты и к этому ребенку, и к тому, и к третьему, и к четвертому, да еще и свой участок уже поделал, и от него поднялся – побежал к другому, к третьему. Найди человека, который так живет и рядом с ним ты таким станешь, от силы в силу дается.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить