Нравственное и духовное напряжение

Эмоциональность

Если подвести итог, можно сказать, что эмоциональность отображает силы души, но сама ими не является. Уподобляется им и в результате замещает их, и создает ложь. Кстати, пребывание в эмоциональности легко видимо по жестикуляции. Тело, когда подчинено силам души, то в своих движениях оно будет точным по необходимым действиям. Поэтому оно всегда в движениях лаконично, точно по реальному действию. А когда тело подчинено эмоциональности, то оно не делу служит, а отображает дело. Например, размахивание руками обычно связано не с тем, что человек в этот момент дрова, колет. По силам души он пошел колоть дрова, а по эмоциональности он размахивает руками, рассказывая о том, как он колол дрова. Он помогает своей эмоциональности отобразить то, что у него в жизни было. Поэтому вся жестикуляция не в исполнение дела идет, а в отображение этого дела, да причем не самого дела, а, чаще всего, тех эмоциональных всяких всплесков по поводу этого дела. Пребывая в этих движениях, ты пребываешь в эмоциональности. Даже говоря, казалось бы, о реальном, тем не менее говоришь из эмоциональности. Потому что выйдешь из эмоциональности и перестанешь так жестикулировать, когда войдешь в реальную ситуацию. Там будет тебе не до жестикуляции. Отображаешь то, что было с помощью слов, с помощью жестов и с помощью интонации, это признак того, что ты живешь во внешней душе. Люди степенные обычно живут во внутренней душе, поэтому они всех этих проявлений эмоциональных не имеют.

Сила души

Ребенок более цельное существо, но после пяти лет живущее в эмоциональности, хотя движимо из сил души. В то же время, частично пребывая еще в силах души, в этом отображении и реально хочет повториться. И он пытается повториться, он реально повторяется, хотя ситуация хождения совсем не подобает данному месту. Например, он ходил по ручью, а теперь ходит по полю. Но свойство детей – всегда жить от сил души. …Поэтому Господь и говорит: «Будьте, как дети». Разумом будьте «яко мудре», как взрослые, а в жизни, по действиям, будьте, как дети, будьте от чего, от сил души.

Пример как наглядное пособие

Предыдущая тема была о примере. Средства воспитания есть пример. Теперь вы слышите, что пример – всегда действие от внутренней души. Действие по внешней душе примером не является в воспитании. Оно может являться в преподавании наглядным пособием. Если вы действуете от эмоциональности, вы – живое наглядное пособие, не более того. Поэтому, если очень интересно рассказывается что-либо, то этот весь рассказ и преподаватель интересно рассказывающий есть наглядное пособие, но никак не пример. Пример есть там, где начинается действие из силы в силу, когда сам воспитатель действует так. Либо он реально действует так в обстоятельстве и тем самым вводит ребенка в реальное событие. Или он непосредственно к ребенку действует, из силы в силу, его подвигая в силах души. Например, говорит с ним, беседует, подвигая его силой души.

Слово с силою или с властью

Как я узнаю результат своей беседы, в силу души ли я говорил, а узнаю потому, что начнется после беседы. Если после моей беседы он остепенился, стал делать, как я ему говорил, поднялся и пошел так делать, значит, была беседа из силы в силу. Он действительно получил от меня через слово пример дела, жизни и пошел так делать. Бывает, слово, сказанное с силою или с властью, но не воспринятое в исполнение, оно со властью было сказано и поэтому вошло в душу, но душа не была приготовлена к его исполнению, совершению. И с властью сказанное слово входит внутрь души, но пребывает там до срока, пока другие силы души не созреют для исполнения этого слова. Так бывает родительское слово иногда ложится, потом проявляется в сорок лет. Бывает слово духовника, которое сказалось, а он только через пятнадцать лет вспомнил благословение. Оказывается, вот на что меня благословили, и вдруг сообразил, и сейчас он всею душою своею услышал на что благословлял, и он реально пошел делать. Это слово со властью духа сказанное проникло в разумную силу души, но не смогло быть поддержано другими силами души, и до срока лежало в разумной силе. Слово только через разумную силу входит.

Нравственное напряжение

Теперь напряжение. Что такое напряжение. Начнем с нравственного напряжения. Если воспитатель пребывает в силах души. Например, в нравственной силе, родно из проявлений нравственно силы – это чувство долга. Переживается оно так: я так делаю, потому что не могу иначе. Я так живу, я так поступаю, потому что не могу иначе. И когда я вижу, как другие поступают, я слышу, что иначе поступить нельзя. И другим нужно и должно поступать так, как слышит моя нравственная сила, как слышу я, что и другим иначе поступать невозможно. Из этого рождается напряжение силы души во исполнение жизни. Так, как я слышу, или как во мне слышит мое чувство долга. Вот одно из проявлений нравственной силы – быть справедливым, быть честным по отношению к окружающим. И встретившись с бесчестным поступком, воспитатель слышит, – так поступать нельзя. Это чувство не по отношению к ребенку, по отношению к себе. Он никогда бы так не поступил, потому что чувство долга хранит его в правде действия, хранит его честным быть. А когда видит, ребенок совершил нечестный поступок, то он всею силою своей души слышит, – так нельзя, так не должно. И тогда вопрос– чувство «так нельзя поступать» обращено в воспитателе к поступку ребенка или к самому ребенку? – К поступку. В тоже время у него возникает потребность подойти к этому ребенку и принять в нем участие. Тогда это участие откуда? Либо попечительная сила идет по отношению к ребенку, либо чувство воспитательского долга его движет, либо …

Напряжение от попечительной силы

Какие силы души принадлежат сердечным силам? – любовь. А еще какое чувство? Вообще, если мы посмотрим сердечные силы, их три. Первый уровень – нравственные силы души. Второй уровень – почитание. Третий уровень – любовь. Может ли быть от почитания к ребенку обращение? – Почитание слышит в ребенке Божье, нечто большее, чем есть сейчас, и потому воздает честь большему. Это почитание – слышать честь ближнего, честь в ребенке он то же слышит, даже, если он маленький. Он слышит в нем честь Божьего. Поэтому, обращаясь к ребенку, обращается к нему из почитания. Значит, бесчестный поступок слышит нравственною силою души. Подытожим. Самою нравственною силою, слышим что нельзя так нечестно поступать. Слышит поступок ребенка или самого ребенка? – Поступок, обращается к поступку. Потому что «так нельзя поступать» - это поступок. А попечение о ребенке, что ты так не можешь поступать, идет либо из почитания, либо из попечения, либо из любви, либо из воспитательного чувства долга, воспитателя. Тогда вопрос: из чего складывается нравственное напряжение? Из отношения в ребенке к поступку? Когда отношение к поступку, – так нельзя поступать, – Это уже нравственное напряжение? «Так нельзя поступать», или «Ты так поступил, ладно, поступай так подумаешь,». Если есть чувство «так нельзя поступать», это напряжение? Да напряжение. Это напряжение нравственное? Конечно, мы по нравственному разумеем движение внутренней души. Любое движение внутренней души есть движение нрава богодарованного, потому является нравственным. Из нрава совершающимся, поэтому нравственным движением. Поэтому это напряжение нравственное.

Полнота нравственного напряжения

 Но исполняется ли вся полнота только одним откликом на поступок? Нет. Значит, полнота нравственного напряжения появляется, когда есть отношение к самому ребенку. Если ты только отреагировал на поступок ребенка, «так нельзя поступать» этим чувством, то ты исполнил лишь часть нравственного напряжения. А если ты исполнился попечением о самом ребенке, – ты так не можешь поступать, почему ты так поступил. Если этим чувством ты наполнился, то в тебе уже появляется полнота нравственного напряжения. Полнота нравственно напряжения, исчерпывается этим? Достаточно того, что ты отреагировал на поступок, и заимел попечение, или почитательное напряжение к ребенку, или напряжение любви? Что еще требуется? Необходимо действие. Деятельная сила души должна включиться, должен включиться труд над ребенком. И в результате появляется тогда реальная деятельная полнота нравственного напряжения. Слышите теперь, из чего складывается нравственное напряжение? Нравственное напряжение складывается из отношения к поступку, раз, второе – к самому ребенку и деятельного обращения с ребенком, три, или деятельного обращения к ребенку. Если ты в деятельной силе души не расслаблен, то тогда непременно ею ты примешь участие в ребенке. Можно принять участие в ребенке только лишь одним почитанием, воздать честь его Божьему. Поэтому, увидев, что ребенок нечестно поступил, внутренне всколыхнуться так нельзя, затем услышать это почитанием своим, что Божье в ребенке страдает от этого, оно ведь выше этого нечестия. И из этого почитания к Божьему, из воздаяния этой чести Божьего в ребенке, подойти к нему и сказать: «Ваня, ты ведь способен на другое, так нельзя, другое же в тебе есть». И на этом ограничиться, поговорить с Ваней, вполне удостоверить Ваню в том, что, есть другое. «Ваня, ты хочешь по-другому быть?» – «Да, хочу». И на сим разговор завершить. И полагать, что все, моя забота закончилась. При этом нравственное напряжение переживет удовлетворение, будет удовлетворено, потому что ребенок согласился дальше жить и исправляться. А если в тебе еще деятельная сила включена, в нравственное напряжение вошла, тогда, что ты дальше будешь делать? Ты поговорил с ребенком из любви и добился, что он, в конечном итоге, согласился, что так нельзя, что я так не буду. И слава Богу, все. Если в тебе деятельная сила не включилась, а только любовь, то будешь памятовать о добром Ване, любить это доброе в Ване, а с ним вступишь в отношения только когда он опять что-то сотворит. А до этого у тебя прецедента нет. Когда он сотворит. Ты всею силою любви опять заскорбишь. Во-первых, ты опять переживешь, – «так, Ваня, нельзя», по отношению к поступку переживешь. Потом ты внутри этого переживешь, – «Ваня, как ты поступил так, мы с тобой говорили, твое чистое, доброе, которое так было живо в том разговоре. Которое до сегодняшнего дня хранило тебя в чистых поступках, куда оно делось», и из этой любви опять будешь с ним говорить, и в конечном итоге Ваня скажет: «я живу теперь, я снова ожил, я теперь не буду больше так, я действительно не хочу так». «Точно не будешь?» – «Не буду». И все, ты доволен. Твоя любовь довольна. И опять до следующего проступка, если, конечно, он будет. А может Ваня настолько искреннен и ревностен, что он после одного разговора перестал так делать. Хорошо, конечно, но у Вани есть такие черты и свойства, которые одним таким разговором не собьешь. Более того, своей ревностью он управиться с собой не может. Его все равно грех забивает, он его все равно схватывает. И что тогда со стороны воспитателя требуется? Требуется деятельное в нем участие, а тут нужна деятельная сила. А у воспитателя она как раз расслабленная переживать, он может очень сильно скорбеть, даже болеть за него, вплоть до того, что даже, из любви умирают за другого, переживать потрясение сердечное от того, что у другого не складывается жизнь. Характер такой. Вот он второй раз попал в тюрьму, а друг умер от переживания за него, но при этом каких-то сугубых действий никаких не применил, кроме как просто словесного участия в нем, писем там, прибежал, поговорил, это сделал, а деятельно – нет. Он реально к нему приходит. Реально участвует в нем. Реально говорит ему, что так нельзя, удерживает его в этот момент, но только до его обещания. Вот тот пообещал, и все, он удовлетворился. Это совершается попечительной силой души. В какой степени все силы души в нас живы, если хотя бы одна сила души живая, то значит, душа живая в целом. И остальные силы они всегда есть в нас, они все равно участвуют. Но мера или сила этой силы может быть разная. Более того, там, где деятельная сила живая, и человек включается, но он включается до какого-то срока, трудится, трудится, а то все срывается и срывается. В конечном итоге, сила что говорит человеку, – кончились силы. Сил души нет. Ну мы просто взяли случай, когда ребенок поступил нечестно, слышание зла, нечестного поступка – это слышит нравственная сила. Она распознает, но может и не слышать, если в нравственной силе не развито чувство долга воспитателя. Разные стороны нравственной силы, их много разных сторон нравственной силы, они могут быть не все одинаково развиты. Поэтому есть нравственно богатый, воспитанный человек, а есть нравственно мало воспитанный. Или некоторые по природе очень честные в поступках, но очень лживые в уме. Каждая сила еще имеет много разных проявлений. И каждое из этих проявлений может быть параллельно воспитываемо, оно при этом, задевает другие силы, содействует им, другим проявлениям, но без специального воспитания именно того проявления, не будет его развития. Отсюда такое многообразие характеров. Характеры складываются из проявления, и разных сторон сил души, и греховных покровов сердца. В каждой силе души есть свои степени и разные стороны ее проявления. Одна только нравственная сила души, она проявляется в ведущих пяти – в чувстве долга, чувстве взаимодавства, чувстве обязанности, это все разные стороны проявления одной силы, и чувстве чести.

 

Чувства долга

В самом чувстве долга – чувство долга сыновнего, долга перед совестью, долга гражданского, долга дружбы, это все разные долги. Допустим, может быть, с выраженным чувством дружбы, чувством друга по долгу, но совершенно не имеющие сыновнего долга. Есть такие? Есть. Или, например, с явно выраженным сыновним долгом по отношению к маме, к папе, действительно живет по нему, а чувство дружбы и долга нет.

 

Волевая сила

Мы сейчас говорим о нравственном напряжении. Из чего складывается нравственное напряжение? От восприятия поступка, этим отношения к самому ребенку и от участия деятельной силы. Деятельная сила души – волевая сила.

Итак, мы сейчас находимся в области средств воспитания. Сначала говорили о примере, отсюда перешли к нравственному напряжению. И тогда нравственное напряжение есть одно из условий, это условие воспитания. Без этого условия, возможно ли само по себе воспитание? Пример – это средство, а условием является нравственное напряжение. Если нравственного напряжения, как условия не будет, то будет пример? – Неоткуда ему взяться, или будет непроизвольный пример. Воспитатель живет естественно по силам своей души, но вовсе не ставит это как пример для ребенка. Так живут все христиане. Все христиане, не имея задачи кого-либо воспитывать, живут просто так, и если ребенок сам имеет потребность делать жизнь с кого, то он тогда такое поведение или такую жизнь делает для себя примером. Это не в людях причина, что их жизнь стала примером, а в самих детях есть жажда делать жизнь с кого. И он видит вот как дядя Ваня живет, для него дядя Ваня пример. Хотя дядя Ваня ни слухом ни духом не собирается быть примером для этого ребенка. Кто еще может сделать дядю Ваню примером для ребенка? – Родители или любой воспитатель. Если я, воспитатель, не имею в себе такого уровня нравственной жизни, то тогда я для ребенка ищу в дяде Ване этот пример. И тогда я его уже, как воспитатель обращая к дяде Ване. Хотя сам дядя Ваня продолжает жить себе, не подозревая, кем он является. Другое дело, что нравственное напряжение теперь присутствует в воспитателе. Примером является дядя Ваня и воспитуется ребенок. Само нравственное напряжение и дает ту энергию и силу для воспитательных занятий. Если нравственного напряжения не будет, то будешь ли заниматься ребенком? – Не будешь. А если нравственное напряжение у тебя короткое, каков будет результат? Не до конца ты доведешь дело. А есть те, которые в нравственном напряжении вспыхивают как угольки.

Духовное напряжение

Если нравственное напряжение замечает поступок ребенка в земной жизни, по отношению к земным предметам и условиям. Духовное напряжение замечает поступки ребенка по отношению к Небесному Царству, по отношению к Богу. Это поступки неверия или маловерия. Где мы начинаем замечать в ребенке поступки неверия или маловерия, начинается духовное напряжение. Чем возможно это услышать в ребенке? – Своею верою. Достаточно ли это для воспитательного духовного напряжения – заметить, что ребенок неверующий? Недостаточно. Какое тогда еще напряжение включается? Может включится нравственное напряжение по отношению к ребенку. А в самом духовном напряжении ничего не произойдет, по отношению к ребенку? Обращение к Богу по поводу ребенка, молитва Богу за него. Это второе действие, это отношение к самому ребенку. А деятельное участие в ребенке, третье действие, будет молитва вместе с ним Богу. Это уже рождаются действия воспитания. Почему они духовные? К примеру, если я начинаю с ребенком заниматься и рассказывать ему нравственный рассказ, или рассказ о молящемся ребенке, это мое духовное напряжение? – Нравственное. А где же духовное участие? Духовное есть всегда отношения с Богом по поводу ребенка. Тогда молитва по поводу ребенка есть какое действие? Действия духа по отношению к ребенку. Что есть плоды духа? Есть мир, долготерпение, милосердие. Если вы этим по отношению к ребенку обращены, то тогда это есть отношение к самому ребенку. Обращение в воспитателе сил духа. Слышите, где напряжение духовное лежит? В милости к ребенку, совершаемой по действию благодати во мне, в терпении ребенка, совершаемого по действию духа Божьего во мне. Вот, где лежит область духовного напряжения. Потому, что это уже область духа. Это силы души, это силы духа человеческого воспитателя? – Нет. Это сила Божьего Духа. Другое дело, что все это совершает человек. Он это будет совершать своим духом и силами души. Человеческий дух и силы души составляют душевного человека. И если мы от душевного человека работаем, идем, то тогда это напряжение нравственное. А если мы идем от внутреннего человека, от человека духовного, от Духа Божьего, то это будет напряжение духовное.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить