Память и воображение
Запечатления
Другая часть внешней души - это память, воображение и рассудок, вместе с интеллектуальной способностью составляют сознание человека. Память запечатлевает события, содержание жизни, все внешние данности события, т.е. форму, цвет что предстает перед глазами человека или входит в уши. При этом память отображает в себе все впечатления, какие приходят через различные органы чувств. Мы видим, что степень восприятия памяти и затем удержания по разным органам чувств различны. У одних ярко выражена зрительная память, то, что увидел, запоминает, у других – слуховая память.
Мера памяти
Например, поразительной слуховой памятью с музыкальною способностью обладал Моцарт. Будучи пяти летним ребенком, он вместе с родителями был на концерте фортепьяно, концерт – это час пятнадцать минут звучания музыки, Моцарт пришел домой, сел за пианино и сыграл весь концерт, по слуху. Такая феноменальная слуховая память. У других обонятельная память очень сильная, у кого-то – осязательная, у кого-то вкусовая память очень сильная. Если вы вслушаетесь в свою память, то обнаружите, что у вас совсем неодинаковая мера памяти по каждому органу чувств. Мы видим, что память отображает действие всех сторон души, как внешних, так и внутренних. Поэтому очень сильной может быть память, запоминающая чувственные переживания, эмоциональные переживания запечатлеваются очень в памяти.
Отображение памяти
Память отображает так же действия, особенно мыслительные, и любое действие, связанное с той или иной способностью то же подхватывается памятью и удерживается. Отсюда, если человек имеет единственную способность, то он не только благодаря ей имеет отношение что-то сделать, с тканью, с металлом, но еще и по причине того, что многое, что пережито в опыте владения деревом или металлом, фиксируется в памяти и человек через это возрастает в своем мастерстве. Например, не только сама способность развивается в чувстве дерева, и его искусстве обращения с ним, но в значительной степени помогает память. Которая удерживает обретенные действия с деревом. Вы видите, что у одних больше запоминаются внешние действия с деревом, он запомнил механику своих движений по отношению к дереву. Допустим, запомнил как строгать, как вести рубанок по дереву. А чувство дерева – это способность ему помогает. Другой запоминает само чувство, которым он трудился, когда он строгал дерево. Третий запоминает как он внимал самой работе, самому обращению с деревом. Отсюда внутреннее развитие своей способности обращаться с деревом, утончение мастерства, это запоминалось памятью и удерживалось. Получается, что не только сама способность вращается с деревом и развивается в мастерстве, но и память в значительной степени помогает не с нее начинать, а всякий раз с того обретенного опыта, который уже был схвачен. Память фактически обслуживает любую способность, по любой способности идет фиксация в памяти. Там где память отсутствует. Допустим, человек вчера строгал дерево и научился особенности и тонкости в этом строгании. Когда он сегодня приступил к делу, то он совершенно не помнит того, что было вчера. Т.е. с каким деревом он имел отношение, какое действие он при этом выполнял по отношению к дереву, в памяти у него ничего не сохранилось. А способность с новым куском дерева обращаться, она только остается, потому что способность развилась и некоторые тонкости обрела в обращении с деревом. Теперь, когда выходит к новому куску дерева, то выходит сама и заново обращается с этим деревом. А то, что делал вчера с предыдущим куском дерева, способность сама по себе не удерживает. Это могла удержать память, а памяти нет. Поэтому, как он вчера делал, он не помнит, а как надо сейчас делать, он знает. Слышите, что относится к памяти, а что относится к способности? Или как вчера человек пел эту песню он не помнит, а как петь сегодня новую песню это он знает. Т.е. отношения между памятью и самою способностью. Как вчера я варил щи я не помню, а как сегодня мне варить щи, я знаю. И другой случай – я знаю как варить сегодня щи, мало того, я еще помню как вчера их варил, и где и какие ошибки я сделал, я сегодня их не повторю. Память находится во внешней душе, то она извне помогает внутренним способностям человека. Т.к. память фиксирует все события, в которых человек пребывал. Соответственно, общение с людьми, потрясения какие-либо, или дела какие-то, какое-то проводимое время, в отдыхе, в походе или еще где ни будь, все это отображается памятью.
Избирательность памяти
Есть такое свойство – избирательность памяти. Есть люди, которые запоминают все подряд, не избирая, и есть люди, у которых избирательность памяти совершенно определенная. Например, одни помнят только все худое, как их обижали, как по ним проезжали, каким образом досажали, это все помнят, прямо хоть сейчас скажут, а все добрые отношения к ним не помнят. Это означает, что память отображает ведущую страсть. Там, где центр жизни, то и ложится в память. Люди, которые живут по одной какой-либо страсти, то, соответственно, события этой страсти и запоминают более. Память больше содержит в себе этих впечатлений и это содержание. Плюс это самочувствие, т.е. ты … впечатления о внешнем, впечатления о событиях, затем содержание этого события запоминается. Третье совершение или самочувствие внутри этого события. И человек просто помнит это, это не значит, что он хочет это повторить. Это уже второе дело, зависит не от самой памяти, желание повторить или быть в этом – это уже зависит от сердца и от воли. А сама по себе память только лишь хранит и удерживает в себе то или иное явление жизни. Поэтому мы можем сказать, что, с одной стороны, идет механическое запоминание, это так называемая механическая память, а, с другой стороны, запоминаются яркие моменты жизни или все, что было для человека жизнью. Это живая память. Но жизнь может быть, как в добре, так и во зле, как в страстях, так и в добронравии или благочестии. И в памяти удерживается то, что человек переживал как жизнь на данный момент. В результате, для человека страстного содержание памяти становится соблазном. Удерживая в памяти соблазняющие предметы, впечатления и содержание, человек постоянно в себе самом держит соблазн. Отсюда то, что было пережито им как жизнь греховная, по страстям, то дальше через память постоянно поддерживается в желании. В то же время добрые все впечатления, предметы, содержание, они, наоборот, поддерживают в человеке добронравные и благонравные желания и потребности души и создают в результате в человеке благочестивую среду внутреннюю. Отсюда очень важно, при воспитании детей ограждать их от всего злохудожного, злого, дабы они не были не в событиях злых, в худых событиях, греховных. Не имели, впечатлений не были свидетелями этих событий. Поэтому не имели впечатлений, не видели бы этого, не слышали, и сами ничего не переживали бы через себя. В результате мы стараемся таким образом уберечь память ребенка от всего худого. И, наоборот, напитать память ребенка всем благочестивым. Поэтому святые и священные предметы, священные события…
Словестная память
Очень сильным моментом для памяти является словесная память. Память, удерживающая в себе словесные события, рассказы, повести, устные беседы глубоко западают в память человека и потом из памяти постоянно питают душу. Таким образом, получается, что память – это такая особенность души, которая участвует в жизни всех других составов человека. Она – спутница всех жизненных отправлений человека. Она сопровождает и, как крылатое существо, обслуживает все жизненные отправления людей. Начиная с телесных, человек запоминает, когда человек что-то делает, ходит, прыгает, делает какие-либо сложные телесные движения, переворот, кувырок, наклоны, удержание равновесия, хождения по бревну, во всем этом сопровождает его память. Подхватывает и удерживает в себе все обретаемое и необретаемое, т.е. все, что переживается в это время. Она содействует, сопутствует всем движениям органов чувств, глазам, ушам, вернее, зрению, слуху, обонянию, осязанию. И везде подхватывает, чтобы удержать в себе пережитые впечатления.
Мыслительная память
Затем, она сопровождает все мыслительные процессы человека и, как крылатая спутница, подхватывает и удерживает мысли человека. Содержание его бесед, разговоров, … размышлений с кем-либо, содержание прочитанных книг.
Эмоциональная память
Она сопровождает все эмоциональные переживания человека, подхватывает все эмоциональные чувственные переживания, сопровождает все способности человека и в каждой способности, как спутница, удерживает все сделанные действия, операции. И тем самым помогает развитию человека фиксировать и удерживать, не упуская, не теряя, все достижения человека, которые он обретает по способностям. Помогает зафиксировать и затем во время подает, когда нужно человеку опереться опять на память свою. Например, надо вспомнить, как он вчера ловко и хорошо сделал изделие, он обращается к памяти. Она ему тут же помогает восстанавливать то, что произошло вчера. Затем идет за внутренней душой человека, за всеми силами его души и участвует в чувстве долга, и события, которые человек исполнил по чувству долга, к родителям. Например сыновний долг или к Родине гражданский долг, или по отношению к своим братьям или сестрам, дружеский долг или трудовой долг, все она запоминает. Особенно те моменты, когда человек что-либо не доделал или от кого-либо что-либо получил, теперь должен другому, запоминает эти долги. Поэтому человек может, обращаясь к ней, вспомнить какие у него отношения складывались с родителями, какие с братьями, сестрами, какие складывались со сверстниками, с друзьями, характер этих отношений может вспомнить. Потому во всем сопровождала его память, и все, что он пережил, она удержала в себе. И так с любой силою души, творческая ли сила в чем-либо проявлялась, или созерцательная сила пережила красоту разных предметов и явлений, созерцала людей в их облике. В нравственной ли красоте их, в физической красоте, в деятельной ли красоте, в деяниях и действиях их, во всем участвует память и удерживает и хранит.
Память и дух. Духовная память
Она идет и в движениях духа, оказывается то же участвует, где все проявления духа, где когда человек был мучим совестью запоминает, где когда он искал Бога, молился Богу, как он веровал, какие события, общения с Богом пережил, как помощь Божью ощутил, все это память подхватывает и удерживает в себе. Мы видим, что любое движение человеческого естества, начиная от телесных, затем душевных и кончая духовными, во всех них соприсутствует память и сопровождает человека. Это такая в душе человеческой нянька человека, нянька всех событий человеческих. Она бережно хранит все, что пережил человек и всегда вовремя подскажет, подаст необходимое и нужное.
Развитие и глубина памяти
Только эта нянька бывает разной по развитию своему. У одних нянька больше механическая, она запоминает внешние данные событий всех, у других нянька, память, чувственная, запоминает пережитые чувства, а у третьих память деятельная, запоминает все действия пережитые. И люди все отличаются. Есть люди, у которых механическая память развита, а чувственная и деятельная неразвита. И тогда они впечатления от дела не запоминают. В нешний рисунок дела запомнили. Например, копали яму, все это память запомнила, механически, а вот какие при этом чувства переживали, не помнит. А каким образом он это делал, деятельная память, то же не помнит, что он там делал, какие движения новые пережил, владение лопатой, умение обращаться с глиной или с песком. Была ли какая-нибудь разница между обращением его с глиной и с песком, не помнит ничего и, наоборот, человек может очень хорошо помнить все детали и тонкости обращения с глиной и песком. Когда пошел слой песка одним он образом действует по отношению к песку, и все мышечные движения и чувство песка он все это помнит. И так же, когда он перешел к глине, какая разница между работой с глиной и работой с песком помнит. А при том в каких обстоятельствах это происходило, какая была яма по своей конфигурации, или вообще кто рядом работал, он этого ничего не помнит. Механические запоминания не развиты совсем. Вообще даже не помнит с кем он работал. «Вы же вдвоем работали!» - «Не помню с кем». Механической памяти нет. И пример отсутствия механической памяти – не запомнил даже с кем работал, не говоря о том, где эта яма, то же не помнит. У других, наоборот, чувственная память очень яркая. Он все свои чувства относительно песка и глины помнит, относительно брата, который с ним работал, чувства все помнит. Как он удивился на этого брата, что он ленится, это он помнит прекрасно. А по поводу цвета волос у этого брата, это он не помнит. Механическая память отсутствует, какой брат по внешнему виду, облику, не помнит, помнит только его лень. Помнит, как он удивился на эту лень, а все остальное не помнит. Видите, состояние памяти может быть разное. ..разная глубина памяти. Т.е. насколько глубока память, т.е. воспринимает ли она. Наверное, да, вот это вот момент механическая, чувственная и деятельная память – это есть глубина памяти. Это разная глубина памяти.
Долгота памяти
А есть разная долгота памяти, это во времени как долго память способна хранить те или иные события. Есть очень короткая память, а есть очень долгая память. У некоторых людей, допустим, она еще имеет избирательный характер. Значит, на события память короткая, а на людей память долгая.
Объем памяти
Есть еще одна характеристика памяти, это ее объем. Объемы памяти то же очень разные. Один запомнил стихотворение и больше запомнить не может, память его под завязку набилась, маленькая шкатулочка. У другого целый сундук, стихов знает сотни. У третьего память необъемная, сколько стихов прочитал в жизни, все помнит.
Феноменальная память
Существует феноменальная память по объему, по долготе и глубине. По объему феноменальную память изучал академик Лувье(?). Был такой психолог выдающийся, он описал несколько людей, которые имели феноменальную память по объему. Например, один мужчина помнил все события, через которые он прошел по своей жизни, и когда его спрашивали то или иное событие, то он мог рассказать всю внешнюю обстановку, какая была, до деталей. Его спрашивали, – «Ну, а вот елочка какая там стояла?» – «Вот такая». «А иголки какие на не были?» - «Вот такие». «А цвет какой?» – «Такой». «А цвет верхних и нижних иолок отличался?» – Он всматривался в память, – «Отличался». «А чем отличался?», всматривался, – «Тем и тем». «А какие люди при этом участвовали?» – Всех описывал. «А что у них было на ногах?» - «Вот такая обувь». «А шнурки какого цвета?» – «Вот такого». «А глаза какого цвета?» – «Вот такого». И когда Лувье начали спрашивать каким образом он это делает, он говорил: «У меня в памяти просто жизненные коридоры идут. И все события – это сплошной жизненный коридор. Мне нужно просто вернуться в то или иное место коридора, и по коридору пройти. И я когда иду по коридору все, что там было в коридоре, во всем жизненном событии, я могу заново все посмотреть, как будто бы оно сейчас передо мной. Я в тот момент, конечно не обращал внимание ни на цвет шнурков, ни на цвет глаз, ни тем более, какие иголочки у елочки» Их там стояло двадцать елочек, а главное событие при этом была драка. Вот он драку описывает. Естественно, если мы с вами, побывали в драке, то какие там иголочки у елочки можем помнить? А Лувье память механическая по объему была такая, что она запоминала все, что глаз видел. Ну а потом нужно было по памяти, вглядываясь в то, что отображено было глазом. Вглядываться и смотреть, еще дополнительно исследовать, изучить тот или иной предмет, который в памяти отобразился. И так как вся жизнь его была сплошной коридор, то он спокойно мог встать в любое место этого коридора и заново по нему пройти как вперед, так и назад. Вот такой способ у него был запоминания. Это просто так по природе было. Память у каждого есть, сейчас мы еще раз об этом скажем, что такое в действительности память. например, Наполеон, обладал феноменальной памятью. А у него каким образом? А у него все жизненные события это были разные шкафы, поставленные в комнате. А память – это была большая комната, в которой были поставлены разные шкафы, и в этих шкафах множество ящичков. И он помнил вот в этот шкаф какие события были собраны, а в этом шкафу такие события. Он мог подойти к этому шкафу, внутренне он так делал, он подходил к любому из шкафов, открывал этот ящик, в ящичек заглянет, а там все события. И за счет этого он поражал всех тем, что он в армии своей знал имена всех своих солдат. Мало того, если с кем из солдат он один раз поговорит, то он его помнил всю жизнь и, встречаясь с солдатом, потом вдруг спрашивал, – Как у тебя жена, чем кончились у тебя события с сыном. А солдат…. случайно встретил Наполеона и тот его спросил и буквально пяти минутный разговор был.
Не феноменальной, но достаточно емкой памятью обладал Суворов, он то же знал и помнил всех своих солдат по именам.
( не могу озаглавить.)
Удивительной памятью обладает архимандрит Кирилл в Троицко-Сергиевой Лавре. Он помнит всех своих чад по именам и по их святым угодникам Божиим. Причем его способ запоминания удивительный. Он идет не от человека к святому угоднику, а от святого угодника. Он помнит всех святых угодников и кто тезоименитый этому святому угоднику, от них идет к тезоименитым людям. Вот такой способ.
Избирательная память
Есть объемы памяти избирательные, допустим, по способностям. Например, выдающаяся математическая память была у Гауса, математика выдающегося. Он все числа, которые когда-либо проходили через него, все расчеты помнил, он мог восстановить любой расчет, который когда-либо производил. Вот такая память. Ну и, соответственно, что у каждого специалиста, одаренного специалиста все равно обязательно сопровождает память по его специальности. Он достаточно ясно помнит многие операции, как их делать, многие свойства, качества предметов, которыми он пользуется, свойства и качества своих инструментов, и это естественное достояние специалиста, иметь память по своей профессии, развитую память. Если человек не имеет развитой памяти по своей профессии, то он обычно тогда не профессионал. Он много всяких огрехов допускает, хотя имея развитую способность, он всякую новую вещь по способности управит, но не будет такой широты, мастерства, и такой быстроты, ориентации в предмете.
Скорость памяти
Еще одно свойство памяти, это есть скорость. Есть быстрая память, а есть медленная память и тугая. Один стремительно сразу все вспоминает, другой очень долго-долго вспоминает. Один легко запоминает, сразу, с первого захода, а другой очень долго, ему надо зубрить, зубрить, пока он запомнит, или много раз оглядывать комнату, чтобы запомнить наконец ее вид. Скорость действия памяти различна у людей.
Безсознательная память
И, наконец, послесмертный опыт людей. Не только святых угодников, но и вообще просто людей. Обнаруживает, что оказывается память это такое особенное свойство души, которое всегда незримо сопровождает человека, и что в действительности ничто не проходит мимо. Все жизненные обстоятельства и события памятью фиксируются со всей полнотою, значит, глубиною, емкостью, долготою и скоростью. И известно это на случаях. Когда, человек тонул и наступает момент, когда он начинает терять сознание и явно, что теперь близка смерть. И вдруг все замки памяти отлагаются. Все, что удерживало его память от его сознания оно отлагается, и перед ним в один момент, буквально кадр за кадром проходит вся его жизнь. Человек вдруг обнаруживает, что оказывается в памяти вся его жизнь отобразилась. Хотя в сознательной памяти он содержал мало очень. Таким образом, мы можем сказать, что есть сознательная и бессознательная память. Все свойства памяти, которые мы сейчас расписали, перед этим относятся к сознательной памяти. А бессознательная память, оказывается, всеми этими свойствами обладает в полноте. Есть ли разница между людьми, т.е. все ли, имею эту полноту, различаются ли все-таки в количественном, в объеме, в долготе. Это, к сожалению, исследования не произведено, неизвестно, потому что, видимо, никому не пришло в голову послесмертный опыт еще изучить, а в нем изучать именно память. Одно только известно, что бессознательная память очень большая по своему объему.
Наличная и запредельная память
Видимо, здесь есть такие моменты, что память присуща разным сторонам человека, и телесному, и душевному, и духовному. Видимо, есть ее составы, памяти. Возможно, что духовная память обладает таким удивительным свойством, – объемлет все времена и события. И возможно, что эта духовная память и близка к природе пророчества. Может быть, пророчество это есть духовная память, ну я тут свои предположения говорю, не знаю, как это на деле. Ну похоже на то, что природа пророческой памяти, духовной памяти близка. Она, оказывается, выходит за пределы человеческого восприятия, и становится тогда пророческою. В бессознательной памяти есть наличная память и запредельная, которая выходит за пределы наличных событий. Которые пережил человек, и эта память, как раз духовная память. Она выходит за границы времени, как назад, так и вперед, и тогда воспринимает не только события, которые пережиты данным человеком, но и пережитые в человечестве, но и обращается вперед. Хотя, может быть, это не свойство самой памяти, сколько свойство души, которая называется ясновидением, яснослышанием, или прозорливостью, пророчеством. Но по сути это то же самое, что ясновидение, яснослышание, только экстрасенсы не пользуются словом прозорливый. Прозреть времена или ясно видеть времена, одно и то же, по существу. Например, пророчества, это то же фактически прозорливость. Только пророчества отличаются от прозорливости протяженностью времени, в которое проникают. Прозорливость проникает в малое время или в ближайшее время, а пророчества проникают в дальнее время, но по природе, наверное, это одно и то же. По действию прозорливость и пророчества похожи с ясновидением и яснослышанием, а по духовной природе разные. Прозорливость и пророчества идут от духа Божия, а яснослышание и ясновидение идут от падших духов.
Сознательная память
Сознательная память подлежит развитию. Т.е. память можно упражнять. Но здесь есть один важный момент. Если есть две памяти – сознательная и бессознательная, между ними существует граница. Которая накладывает замки, ограничивает бессознательную память в сознательной, проявления. Сознательная память – это проявление бессознательной. Но ограниченная замками памяти. И тогда как сугубое дарование сознательной памяти, т.е. это значит мера бессознательной памяти, присутствующей в сознании. Соответственно, в границах этого дарования возможно развитие и упражнение памяти, а возможно расширение границ и свойств памяти за счет снятия замков или запретов. Когда мы вчитываемся в описания святых угодников о людях будущего века, то мы обнаруживаем, что там память этих людей не имеет границ. Люди, пребывая в духовной чистоте или духовной свободе, пребывают в полноте своей бесконечной, безграничной памяти.
Наложение запретов на память
Значит, человек Божий сотворен Богом в неограниченных свойствах памяти своей, а, соответственно, эти ограничения и запреты возникли в силу греха. Бессознательная память неограничена, память была единая. И Господь наложил от себя запреты по изгнании из Рая. Изгнав Адама из Рая, он при этом изменил строй души человека. И при изгнании Адама из Рая изменился строй его души, т.е. психика души. «Психи» – это душа, переменилась, и в ней появилось сознательное и бессознательное, равно как появилось сознательное и подсознательное. Поэтому одни запреты наложены Богом, а другие запреты наложены грехом. Ну да, с одной стороны запреты свои Господь налагает так и дает человеку развитие. С младенчества, имея душу неспособную понести весь груз жизни, Он ее ограждает от всего того, что вообще открыто жизнью человека, вернее, что происходит с жизнью человека. Поэтому оставляет его жизнь только в мере его сознательного пребывания, а сознательное пребывание ограничивает по силам человеческой души, насколько человек может понести. Конечно, мы всего объема совершающихся событий не держим в душе, потому как на это сил у нас все понести нет. Например, невозможно понести все скорби ближних наших. Можно понести, скорбь одного человека, скорбь второго, или трех, а так, чтобы понести скорбь выше, он не может. Это уже состояние души. В силу того Господь дает человеку такое явление, как сознание и подсознание. В сознательной сфере Господь ограничивает человеческую жизнь, но в значительной степени при этом еще замки наложены. Это ограничение со стороны Бога дано по причине грехопадения. Значит, душа и дух человеческий повредились и расслабились, т.е. всякое уклонение от Бога расслабляет душу и расслабляет дух человеческий. В страсти человек может быть яростный, сильный, придет в ярость так, что лом свернет в восьмерку, а на деле оказывается, это слабость духа. Потому как дух не способный удержать эту ярость. По отношению к страстям дух слаб, не удерживает душу от страстей. Вот такое расслабление духа в способностях владеть своею душою привело к тому, что Господь наложил на человека запреты, чтобы он не во всем был свободен.
Защитные механизмы падшего человека
С другой стороны, сами страсти наложили на память мощные запреты. Страсти на границе между сознанием и подсознанием сформировали защитные механизмы падшего человека. Назначение этих защитных механизмов – непамятование грехов своих, или еще хуже – забвение грехов своих. Под влиянием непамятования и забвения в человеке падший человек его остается недосягаемым для покаяния. И тогда, занимая в его подсознании царственное место, руководит человеческими поступками во умножение его брани против Бога. Поэтому по отношению к грехам в памяти человека произошло ужасное помрачение, как непамятование грехов и забвение грехов. Это свойство падшей памяти. Непамятование – это невозможность их воспроизвести. А забвение – это бессознательное отложение грехов, как совершившихся. Если, первое, воля механистична, то, второе, деятельна, деятельная и потому хуже. Например, немало людей приходит сейчас на исповедь и говорит: «Батюшка, а я грехов вообще и не делаю, у меня их нет». Таким образом, мы можем различить память природную, или богодарованную, и память греховную, вернее, поврежденную грехом. Поврежденная характеризуется беспамятством и забвением грехов. Беспамятство – это память бесовская (интересное сочетание в слове, – бес, память, бес в памяти, который сидит в памяти и в результате ее удерживает от воспоминания грехов, поэтому беспамятство). Ну вот это, наверное, основное про память.
Воображение особенность внешней души
Воображение одна из особенности внешней души. Способность представить несовершающееся в данный момент событие или предмет, или чувства, или содержание, т.е. мысли. Поэтому в воображение человек может проигрывать самые различные события вперед, назад, куда угодно. При этом воображение не имеет границ во времени, не имеет границ в творчестве. Оно касается различных предметов, может вообразить внешний вид предмета, его состав, его свойства, может воображать различные эмоции. Есть воображение природное или богодарованное, есть падшее. Разница следующая.
Природное воображение
Природное воображение никогда не отрывается от существа предметов и явлений, и благодаря этому возможно опережающее проектирование событий или предметов, или дел. В этом случае дело, которое мы с вами вообразили, далее фактически выливается в планирование данного дела, и потом при выполнении действительно совершается. Все, что мы воображали, планировали или представляли наперед, оно соответствовало природе и существу вещей и самого дела. Поэтому правильно спланировалось, правильно вообразилось в его виде и последовательности. Затем, когда мы его воплотили в жизнь, то оно реально получилось и совершилось.
Падение
Падшее воображение отрывается от природы и существа вещей и явлений, и поэтому придумывает, фантазирует. Если пойти по этим фантазиям и начать воплощать их в жизнь, то мы получим обвал.
Отличие между падшим и природным
Природное воображение сопутствует и содействует жизни, а падшее воображение опережает жизнь собою и замещает ее. Где это видно? Например, когда мы слушаем человека. Вот подошел к нам брат и что-то такое говорит, а мы говорим: «Я понял тебя. Довольно, я пойду делать». Почему я так говорю, «понял», а потому, что я вообразил, опередил его, он сказал мне часть дела, остальную часть я довообразил, опережая его, но не вслушиваясь в то, что он говорит, в его природу, а идя за своей потребностью быть всегда первым. Например. «Я все понял, все довольно, я пошел делать». В результате дело провалилось, потому что оказалось, что я понял или вообразил как продолжение дела оторвалось от того существа дела, про которое говорил мне брат. Тем более если он старший и более знающий дело. Он мне советовал сделать как надо, а я сообразил как мне самому надо, как я увидел это дело. В результате того существа, о котором он мне говорил, я не услышал, опережая это существо нафантазировал свое. Потом решил, что это и есть само дело, пошел его исполнять. В результате дело провалилось или сделалось худо и плохо. Это тоже воображение, но в крайнем отрыве от природы и существа явления. А т.к. природа и существо явлений всех Богом дарованное, то кто всегда отрывается от этой природы? Бесы. И тогда что в человеке отрывается всегда от этой природы? Страсти, особенно гордость и тщеславие, которые всегда живут в отрыве от Божественного. От природы, от существа явлений и предметов. Поэтому когда человек, складывает свое мнение о другом, что он делает? Он в свое воображении складывает представление о брате или о сестре, опережающее, а потом оказывается, что это представление ложное. Или в разговоре: «Вот, ты меня оскорбил!» – «Как я тебя мог оскорбить?», «А ты сказал то-то, то-то» – «Да я вовсе и не имел в виду этого. Да, я сказал эти слова, но я под ними имел ввиду совсем другое». Откуда это появилось? Из воображения. Да, действительно, брат сказал какие-то слова, а своим воображением тут же подхватил эти слова и продолжил, что они означают, услышал в них обидное для себя и «скрутился» на него. И все ссоры наши, которые происходят, они совершаются падшим воображением. Все наши недомолвки, все наши претензии, притязания друг ко другу – это все действия падшего человека через опережающее воображение, падшее воображение. Все пересуды, которые совершаются, это все работа падшего воображения. При этом человек любит еще прихвастнуть, приукрасить, ухудшить ситуацию. Рассказали ему про брата худое, а он, рассказывая, втрое крат увеличивает эту худость, а другой всемеро увеличит. И так глядишь потом вернется к этому первому рассказчику его рассказ, и он ахнет: «Я про брата ничего подобного не говорил», «Как не говорил, от тебя вышла ласточка, ты говорил», «Да нет же». А оказывается, весь этот наворот откуда произошел? От падшего воображения. И люди любят пребывать в нем. Для человека падшего пребывание в падшем воображении есть сладость, есть жизнь. Поэтому, если так вот посмотреть друг за дружкой, или за собой лучше всего, как вы участвуете в общении друг с другом. Где вы такие любители пообщаться, посмотрите, скорее всего, самая услада и чувство жизни в этом общении происходит именно в падшем воображении. Это вы услаждаетесь падшим воображением. Вы сочинили, насочиняли особенно когда рассказывали про то, какие видения увидели, каких чудес свидетелями оказались, такого там насочиняют, пока рассказывают, это все падшее воображение. А если кого надо унизить, то такого понарасскажут про брата или сестру, что хоть стой, хоть падай. И оказывается, вот это всякое рассказывание, такое общение друг со другом есть сладость жизни. А может для кого-то вообще доминанта жизни, центр жизни. Человек увлечен падшим воображением и живет в нем постоянно. Особенно это свойственно там, где падшее воображение становится заменою жизни. На этот счет мы знаем есть такие романтические девицы, которые все время живут не в том, что сейчас происходит. А в том, что ей очень хочется, чтобы сейчас происходило. И очень много сейчас развелось детей, и юношества, которые постоянно живут в проигрывании своего кумира. Примеру он не Ваня Иванов, а он Армстронг. Очень многие совсем недавно жили не как Вера или Мария, а жили как Алла Пугачева, а сколько парней жили Виктором Цоем. А кто-то сейчас живет тем, кто все время кричит: «Хи! Ха!» и ногами туда-сюда дергает. Вот это падшее воображение. Он постоянно воображает из себя увиденного героя. А некоторые такие любители рассказа, рассказчики такие. Вся жизнь у них это рассказчики, и когда он рассказывает, то он живет в самых разных героях, о которых он рассказывает. Поэтому для людей, живущих во внешнем человеке, внешних людей, такие рассказчики прямо одна радость, они любят слушать таких рассказчиков. Бывает целая компания соберется, один в этой компании рассказчик и когда он во всех ролях свой рассказ разыгрывает, он и посмеется, и похохмит, и поплачет, и прокукарекает, и все поделает. Что это такое? Это жизнь, и как бы душа компании там, падшей компании. Если присмотреться это, конечно, такие выдающиеся образцы братьев и сестер, которые так живут. Они обычно вокруг себя собирают выдающихся любителей так жить, потому что в чем их выдающееся, – они могут часами сидеть и слушать таких рассказчиков, в смысле они выдающиеся. Им не наскучивает сидеть в свое падшем воображении и воспринимать такого падшего рассказчика многие часы. .. Это зависит насколько присутствует падшее воображение. Есть люди, увлеченные страстной музыкой и поэтому у них услаждение музыкальной страстью, но при этом они могут пребывать в падшем воображении, т.е. они могут сверх того, что они слышат, потом сами изображать. Например, человек наслушался какой-нибудь бит-музыки, а потом идет по улице и вдруг его визге и крики вдруг вырываются в такт этой музыке. В самой музыке этих визгов и криков нет, а он их выдает. Оказывается, это произошло его падшим воображением, сообразил вдруг такой крик… Есть воображение, следующее за природою вещества, явления, за существом, а есть отрывающееся от них и уходящее в бесовские противления Богу. Поэтому в сказках есть урок и намек. Сказки вообще, особенно народные, они созданы, если это не языческим человеком созданы либо совестливые, либо народные сказки. Они идут по существу добронравия. Или православные русские народные сказки, они идут по существу благочестия. Поэтому они воображают, конечно же, там труд(?) воображения происходит, событие, которого сейчас нет, но это событие непротивно природе богодарованной. Или притчи то же, событие, которого сейчас нет, но оно точно соответствует существу богодарованных явлений.
Эмоциональное отношение
Ну вот, через падшее воображение, особенно приражающееся к эмоциональности, падшее эмоциональное. Когда воображаются разные эмоциональные состояния, это то же воображение, когда эмоциональность может вообразить любую эмоцию. К директору она вообразит учтивость, тут же развернется к брату или сестре разорется на нее в гневе. Вот такая перемена она часто происходит в воображении. Например, человек в своем воображении, когда его обидели, а он не сумел ответить ничем, потом он целыми часами воображает, как надо было бы ответить. «Эх, если бы я вот так сделал, он бы тогда у меня в углу бы лежал». И он в этот момент не только слова воображает, он воображает действия и воображает эмоциональные удары. Которыми бы он сказал, как бы он эмоционально так сказал, что тот бы упал.
Мстительное воображение
Когда идет падшее воображение как опережающее, а потом за падшим воображением мы ищем осуществить это. Там может быть месть или просто невыдержанность. Человек, его обидели, он ушел, и там воображал, воображал, потом вдруг выскочил и давай драться. Пока там воображал, он накалился до такой степени, что дальше нет мочи держаться, выскочил, и давай драться тумаки, синяки посадил на глаза ему. А чего ради? Вроде так мирно разошлись. Оказывается, пока тот два часа где-то ходил в одиночку, он так разгорячился в воображении, что теперь выскочил и …Ну вот это происходит и с ропотом, кстати, ропот он же то же в воображении происходит. Чего только он не вообразит, пока он ропщет ходит. Потом в результате бывает разгорячится так, что потом его не остановишь.
Воображение по притязанием
Человек, пребывающий в падшем воображении, ходя в православную церковь, он еще, по гордости, по тщеславию своему, начинает опережать самое себя, т.е. естество сегодняшнее себя начинает опережать, воображая в себе. Например, молитвенника или смиреннейшего человека, или кроткого, хотя по естеству он сейчас ни смирения, ни кротости даже на вкус не ведает, он просто начитался. Он так много начитался и такая гордость у него, такое сильное притязание у него, что он сейчас весь из себя смиренный, кроткий. А на деле оказывается просто гордый, но пребывающий в падшем воображении. Вообразил эмоцию кротости, вообразил эмоцию смирения. И как Господь проверяет его? Возникает очень простая ситуация. Нападает он на невыдержанного брата, и вот наш кроткий и смиренный и своей кротостью и смирением говорит брату какую-нибудь фразу, очень кротко, но ехидную. А тот очень уязвимый и невыдержанный, кротость его не заметил, а за ехидство его зацепился. А т.к. невыдержанный, как врезал ему сразу, сходу, а у того вся кротость вдруг куда-то потерялась. И в этот момент как орех раскололась, и оттуда вдруг такая вонь вышла. Оказывается, он вовсе и не кроткий, а вся его кротость была наведенная, в воображении, по его притязаниям.
Прелесть
Есть романтические натуры в области всякой нравственной чистоты, а есть романтические натуры в области духовной, духовных совершенств. Вот такая романтическая натура. Да, это есть прелести. А т.к. мы все романтические натуры в той или иной области, то мы, естественно, как Игнатий Брянчанинов говорит, все пребываем в прелести. Каждый про себя что-нибудь да воображает. И все такие воображюли ходят. А проверить очень простою. Подойди – плюнь ему в лицо, и тебе сразу видно будет, что под этим воображюльством скрывается у него. Или вот по Мариам сейчас проехались, заставили ее делать, что надо, столько вылезло оттуда. А до этого прямо вся из себя казалась, такая исполнительная, такая послушливая. Ничего подобного, все оказалось наведенное. Так же про любого из вас. Сейчас любого проверь на вшивость, и там невесть что повыскакивает.