Порядок подготовки к экзамену по общей педагогике.

Устроение учебного дела

Мы с вами готовимся к общей педагогике. Значит, у нас общая педагогика будет в себе заключать два раздела. Первый раздел – это учение о человеке. А второй раздел – о педагогическом событии. По учению о человеке важнейшей литературой является пособие. Которое сейчас написано мной и оно распечатано. Возьмете его у третьего курса. На ваш курс пособие – «Основание устроения учебного дела». Вот в этом пособии раскрывается эмоциональность и силы души, более подробно. Поэтому лекционный материал по строению человека можете не трогать. Потому что он по сравнению с пособием куцый и устарел, а весь материал идет по пособию. Помимо этого, у вас есть схема строения человека, которую мы рисовали, где раскрываются все его уровни. Может быть мы с вами не делали этого, не рисовали эту схему. Тогда эта схема есть у третьего курса и у второго курса должна быть то же. У третьего курса она точно есть, возьмете у них. Эта схема в целом строения человека. Исходя из того, что мы с вами говорили о человеке Божьем по своим началам. По личным началам есть человек Божий, есть личность нравственная и личность страстная. Вот три начала. И уже исходя из этих начал духа дальше развивается тот, другой или третий человек. И эта схема раскрывает в целом все существо человека. Поэтому по этой схеме посмотрите состав человека в зависимости от того, в каких началах он развивается. Наиболее трудный, наверное, вопрос для вас, хотя он более менее знакомый по учению о благодати, это греховные покровы сердца. По учению о благодати вы их то же разбирали. Там было их три уровня, а покровов седьмой. А всего их девять.

Покровы первого уровня

Покровы первого уровня. Тело. Плотяность. Они забирают все силы души первого уровня. Плотяность перекрывает творческую силу, нравственную силу и деятельную силу.

Второй уровень покровов

Дальше, второй уровень греховных покровов перекрывает силы души второго уровня. Это значит, созерцательную (это рассеянность), затем почитание (дерзость) и попечение (многозаботливость).

Третий уровень покровов

А силы третьего уровня перекрываются греховными покровами третьего уровня. Разумную силу перекрывает самообольщение, любовь перекрывает равнодушие, а жизнелюбие перекрывает безпечность. Фактически вы все знаете, только это в схеме не изображено. И схема теперь может быть вами взята. В общем, в этих греховных покровах проявляется как раз страстная натура человека. Страсти происходят из уз духа, из уз самоугодия, человекоугодия и самобытия.

Сила души внутренняя и внешняя

Потом надо иметь ввиду. Мы с вами знаем, что есть внешняя сторона души и есть внутренняя сторона души. Внутренняя сторона души – это силы души. А внешняя сторона души – это способности, эмоциональность и одна из интеллектуальных способностей, это рассудок. Мы ее специально выделяем как внешнюю сторону души. Потому что она имеет большое значение в жизни человека. Поэтому внешнюю сторону души мы выделяем три. Это способности, эмоциональность и рассудок. Хотя при этом рассудок входит в способности. И, наконец, телесность, телесные данные человека, тело его. Вот, собственно говоря, все основания, все строение человека.

Внутренняя сторона души – это силы души. Силы души подробно раскрыты в пособии. Там будете смотреть. Способности и эмоциональность будете внимательно смотреть в книге «Обрести себя» (стр. 26-73). Дальше нравственное становление в этой книге идет, воля, смыслы совести, переход из триады ЭГО. Я диктую вам только начало оглавлений, все название главы не читаю. Затем три закона эговлечений, затем законы нравственного становления человека и смысловые жизненные циклы и глава «Обрести себя». Значит, это основной материал по первому разделу. Первый раздел общей педагогики будете смотреть по пособию и по книге «Обрести себя». Это учение о человеке, получается.

Второй раздел педагогического развития

Второй раздел идет сугубо по лекциям, педагогическое событие. Поэтому ко второму разделу из пособия возьмите начальные главы пособия : «Что есть дело», «Что есть учебное дело» и «Что есть устроение учебного дела». Все пособие – довольно трудный материал. Особенно сложный для первого курса, но насколько возможно разобраться, разберитесь, насколько сможете уловить, усвоить, настолько усваивайте. Второй курс более менее, наверное, к этому готов. А первому курсу будет трудно. Ну, «тяжело в ученье – легко в бою». Ну вот это основное. Пособие где возьмете? Возьмете у меня экземпляр. Он так распечатан, что разбивается на разные главки. И таких главок там семь.

Работа рассудком

Как тут работать? Вы привыкли работать в группах, один читает, другие прорабатывают. Дело в том. Что при подготовке к экзаменам очень существенно, чтобы вы работали лично, брали материал вглубь, внутрь. Недаром во время экзаменов первая половина дня никаких групповых встреч вообще быть не может. Более того, в это время никто вас не должен забирать ни на какие послушания, ни на какие репетиции. До обеда идет работа только к экзаменам и только личная. Поэтому вы лично сидите, вникаете, в тишине в суть и глубь материала. Очень важно для всех вас, чтобы вы научились не столько рассудком работать, не внешнею стороною души (рассудок, память с ним связаны). А сколько внутреннею стороною души, т.е. силы души напрягали бы. А значит, внимали материалу от внутреннего, от силы души. Это что значит? Вчитываясь в материал, слышали бы как откликается в вас ваше внутреннее. Обычно как делает человек рассудочный? Он рассудком внимает материалу и сразу пытается отпечатлевать его в памяти. А тогда внутренний отклик, который происходит непроизвольно у него, он его заглушает и попирает. Проходит мимо, не обращает на него внимание и начинает активно сразу работать рассудком, в то время как в действительности необходимо при первом прочтении дать возможность душе своей вникнуть в материал, откликнуться на материал. Потому как церковный человек имеет, как минимум, три причины этого внутреннего отклика.

Первое, что происходит у него, его жизненный опыт. Он по жизни, особенно в детских впечатлениях своих, имеет опыт бытия от сил души и от духа своего. Поэтому во внутренней душе он в событиях присутствует, был, поэтому внутренняя сторона души живая у него, и она может вполне откликнуться сейчас на чтение того или иного материала.

Вторая причина, что сами по себе силы души и дух человеческий есть в нем. И поэтому они сами по себе ищут быть живыми, ищут жизни. Другое дело, что греховные сердечные покровы не позволяют им быть. Тем не менее, само человеческое естество, богодарованное естество, силы души и дух (дух – это личное человека), они ищут совершиться в жизни. Поэтому в каждый миг нашего жительства наше богодарованное ищет осуществиться. И поэтому грешно не давать ему возможности. Дыхание этого богодарованного происходит в дыхании нашей совести, это дух наш так проявляется и в дыхании сил души, которые откликаются. Попечительная сила откликается на нужды, нравственная сила откликается чувством долга, почитание откликается распознанием старшего по отношению к себе. Разумная сила откликается на вслушивание в существо всех явлений и предметов окружающего мира. Наши богодарованные силы, они естественно ищут быть и жить. Это вторая причина. Они в нас есть, надо только им дать возможность осуществляться. Поэтому желательно, когда вы читаете, чтобы этому внутреннему дыханию жизни дать быть, чтобы от внутреннего вы вникали в материал.

И третья причина у верующего человека – это действие благодати Божией. У человека церковного благодать Божия как раз и трудится на тем, чтобы человека высвободить из-под ига греха в это свободное пребывание в силах души и в духе, естественное пребывание. И когда вы садитесь за занятия, помолясь, то естественно, что вы вступаете в область помощи Божьей, и Господь благодатью своею вспомоществует вам. Поэтому верою своею необходимо быть расположенным к этой помощи. Более того, есть святые угодники, которые помогают …мы в училище имеем заступничество святого апостола Иоанна Богослова, мы к нему обращаемся. Его благословением. Собственно, существует наше учебное дело. Когда-то, в Москве, оно начиналось с Иоаннобогословского монастыря и Промыслом Божиим мы были приведены именно в этот монастырь. И там благословением апостола Иоанна Богослова начали быть как учебное заведение. Вторым заступником нашим является преподобный Сергий Радонежский. То же в Москве первый молебен и благословение служилось у раки преподобного Сергия Радонежского. И тогда же в Троицко-Сергиевой Лавре случилось в истории исключение из правил. Там, у раки, всегда служится с 6 утра и до пяти вечера молебен с акафистом прп. Сергию, ну и при этом в это время происходит постоянное приложение к его мощам. Те, кто был, наверное, знаете. Что этот порядок никогда не нарушался. А тут вдруг впервые он был нарушен. Молебен с акафистом читался специально для пришедшей группы людей. Этою группой людей были наши московские курсы, открывшиеся при … объединении, которое я тогда возглавлял при отделе религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. И по благословению благочинного был отслужить молебен. И прп. Сергий с того времени благословил, мы его помощь постоянно слышим и чувствуем на себе.

Поэтому можно обратиться к прп. Сергию, помолиться. Плюс мы с вами учимся по книгам Феофана Затворника. И в позапрошлом году, видимо, его заступничеством мы оказались у его раки и были в том храме, где ныне он почивает, недалеко от села Вышенского(?). И с тех пор, как мы там пребывали, стали к нему молиться как к нашему заступнику. Значит, соответственно, и ему можно помолиться. И святитель Иннокентий Московский, с которого вообще начинается все наше учебное дело по его устроению. Характер устроения – это святительские мысли и радение. Видите, целых четыре угодника Божиих могут быть вам помощниками в ваших занятиях. Помолитесь и благодать будет вам содействовать. Поэтому, имея три такие причины внутреннего пребывания в занятиях.

Первая причина, это реальный жизненный опыт, от внутреннего пережитый в жизни.

Вторая, это сами силы души и дух человеческий, которые ищут быть живыми в нас.

И третья – благодать Божия, которая помогает в этом осуществляться, дает возможность быть в занятиях внутренним образом. Когда вы прочитываете в первый раз по внутреннему, то дальше второй раз разбираетесь внешнею стороною души. Включается рассудок, и рассудком и интеллектуальной способностью и памятью начинаете разбираться в этом материале, при этом сохраняясь во внутренней душе. Сохраняясь во внутренней душе, работаете рассудком. Надо научиться, чтобы рассудок служил силам души, разумной силе души. Для этого требуется, навык. Характер занятий становится, более медленный, потому что кто живет одним рассудком, он прочитает все, если память еще хорошая, запомнил и пошел дальше сдавать весь материал. В результате, действительно приходит на экзамен, все сдал, а ему в ответ воздушный шарик в виде оценки вручили. Вот он с этим шариком бегает, счастливый, довольный. А потом кто-то бежал рядом с иголочкой, ткнул в этот шарик, – бах, и все это лопнуло. Кто-то взял и прошелся по его радости какой-нибудь язвительной фразой. Вот и вся радость кончилась, остался ни с чем. И шарик лопнул, кто-то съязвил по поводу его радости или его пятерки или его четверки. И все знания сдал на экзамене и ходит теперь пустой. Разве что память спасет, что память уцепила, то с ним и осталось. И все, больше ничего у человека не остается. Вот весь механизм обучения школьного и институтского. К сожалению, сегодня так вот устраивается. Поэтому вы лучше по этому механизму не ходите.

Духовная жизнь и жизнь духом

Вам должно сейчас с помощью этого материала восстанавливаться и возрождаться в своих силах души и духа. Речь идет о человеческом нашем духе, нашем личном духе. Есть разница между «жить духом своим» и «жить Духом Божиим». Когда мы говорим, человек живет силами души и духа, то речь идет о его внутреннем. А когда говорится о жизни Духом Божиим, то говорится о духовной жизни. Духовная жизнь и жизнь духом, это разное. Любой человек, верующий – неверующий, живет своим духом. Есть люди, которые духом не живут? Если ты не будешь жить духом, ты вообще не будешь жить, ты перестанешь жить, перестанешь двигаться, ты даже глазки не откроешь. Потому что, чтобы их открыть, надо прийти в движение духу. Открыть и сказать: «Я». Это кто сказал? Это сказал дух, ваш человеческий дух. Он сказал «я», он так себя и сознает. Дух человеческий сотворен Богом как сознающий себя, и поэтому он про себя и может сказать «я». А когда мы начинаем жить духовною жизнью, то это мы обращаемся к Богу и благодати Божией, в молитвах, в Таинствах мы обретаем действие Духа Святаго и действие благодати Божией. И тогда начинается жизнь нашего духа духовная, т.е. осеняемая Духом Божиим. Есть люди, которые живут своим духом, но недуховно, не осеняются Святым Духом. Это какие люди? Нецерковные, неверующие. Есть люди, которые живут своим духом, но осеняемы духом злобы. Это кто такие? Колдуны, экстрасенсы, всякие разные маги, йоги. Которые активно обращаются к иным духам и живут то же духовно, но духами злобы. Поэтому духовно можно жить в Православии, Духом Святым, а можно жить в противных духах. Допустим, в индуизме и во всяких этих восточных учениях или в колдовстве, в ворожбе, в магии. Поэтому мы, находясь в Православии, обретаемся в своем духе, в богодарованном духе. Для того, чтобы в нем обрестись, необходимо участие Духа Божия, необходима духовная православная жизнь.

Мера восприятия Духа Божьего

 Вот, основные моменты, на которые надо обратить внимание. Дух Божий в личность любого пребывает так, как Он хочет, но при этом усваивается тебе в меру человеческого хотения. Поэтому свт. Василий Великий говорит, что усвоение человека Духу Божию (или Дух Божий усваивается человеку) не в той степени, как хочет, а сколько человек может принять. Поэтому действует Дух Божий тогда, когда хочет, поэтому ты можешь не слышать его, но усваивается он тебе в ту меру, в какую ты сам имеешь возможность его воспринять. И поэтому так-то Дух Божий хочет тебя всего усвоить и прямо сейчас, но мы с вами не хотим сейчас. На службу неохота. Дух Божий на службе усвоил бы тебя, сейчас, сразу, всего, но ты не хочешь на службу, ты в этот момент какими-то заботами и делами увлекся. Ладно, все-таки пересилил себя, пошел на службу и, казалось бы, ты попал, когда тебя точно сейчас усвоит Дух Божий. Ничего подобного, ты весь в своих делах, в планах будущих, то в только что произошедших ссорах, то еще в чем-то. Оказывается, ты не собираешься усваиваться Духу Божьему. Получается, что Господь хочет и Дух Божий хочет тебя усвоить сразу, всего. Но невозможно, потому что ты не даешься. Прп. Авва Дорофей говорит, что Дух Божий усваивается смирением, поэтому надобно научиться сначала смирению, а тогда из смирения управлять себя. А смирению обучаются послушанием, вот и все. Самое высокое действие и самое первое действие, и первое самое высокое, это послушание. Пойти на службу, это послушание. А дальше – правильно устраивать свою молитву. Для этого мы с вами учимся на правилах Церкви.

Распорядок подготовки

Вам сейчас надо помимо билетов просто прочитать материал, прослушать лекции. Лекции надо будет прослушивать по магнитофонной записи. Особенно много придется потрудиться сейчас над пособием. Сейчас начните в первый день читать книгу и пособие. А завтра начнете слушать лекции и дальше, на третий день, весь материал собирать по билетам. Потому что завтра, я думаю, билеты будут. Во второй половине дня начинайте собирать весь материал по билетам. В первую половину дня идет личное внутривникновение, во второй половине дня желательно вам, с одной стороны, собирание по билетам произвести, а с другой стороны, еще активная форма работы, т.е. друг дружку закрепить в материале. И тогда хорошо на полтора часа собраться в пары, после обеда. И в этом парном общении друг друга проверить на знание материала и на умение его произносить. Мало знать, надо уметь его сказать и при чем сказать не общими фразами и не вокруг да около. Много-много слов, а сути нет, надо сказать точно и по существу. Значит, надо сказать практически на уровне определения. И часто для этого, когда ты лично сам работаешь, желательно для закрепления давать определения тем или иным темам. Когда вы начнете работать по билетам, чтобы вы могли, допустим, по каждому билету дать очень краткое определение, существо вопроса и его выписать. Вот когда вы начнете выписывать, вдруг окажется, что требуется внимательно собраться в содержание. Одно дело, когда ты просто прочитал, такое впечатление, что ты знаешь материал, а попробуй его начать говорить человеку, который действительно знает материал и который от тебя хочет получить существо. Окажется, что ты только один туман говоришь, а когда начнешь писать, то в записи, ты вольно или невольно, вынужден собрать этот материал точно. И вот само по себе записывание материала в кратком определении дает очень серьезную работу для внутреннего собирания. Когда вы будете готовиться прямо по билетам, желательно к каждому билету вот такой сжатый материал выписывать, сжатый ответ на данный вопрос. Да, время уходит. Так это время уходит не зря.

 Помните, что ваша задача сейчас не столько в том, чтобы весь объем схватить, потому что весь объем схватить сейчас невозможно. А только в том, чтобы взять его по существу.

И вторая задача – при работе над существом научить себя работать. Привести в умение работать все свои силы, прежде всего силы души. Разумную силу души в ее руковождении рассудком. Разумная сила души и рассудок, а в рассудке память, должны войти в тесное взаимодействие между собою. Разумной силой души вы слышите существо вопроса. Рассудительностью своею умеете это существо определить, вывести его в точное содержание, написанное или произносимое. А памятью схватываете содержание материала. Эти три момента необходимо в себе разработать и развить. Поэтому фактически все ваши занятия – это умение взять объем материала по существу, раз, и второе, само умение брать. Развитие в себе разумной силы души, рассудка, памяти.

Соберитесь в пары, в постоянную закрепленную пару. Чтобы вам каждый раз заново не пересогласовываться, и в этой паре один другого проэкзаменуйте по вопросу. Там, где за тык получился, вместе разберитесь в материале, но делать это не более чем полтора часа. 

Решимость

 Как надо работать? Перед этим вы определяетесь, какой объем материала вы сейчас будете проверять в эти полтора часа. Надо сначала дать себе задание. Помните, мою беседу по тому, как собраться на сессию. Там мы говорили с вами о том, что важнейшее действие, которое необходимо в себе выработать, это решимость, решимость быть в действии, быть в занятии, быть в работе. В зависимости от решимости и будет у тебя рабочее или нерабочее состояние. Решимость – это есть свойство духа твоего. А через что решимость воспитуется, через задание. Если ты даешь себе точное задание на день и на это задание вытягиваешься всеми своими силами, то ты вытягиваешься как раз духом своим и силами души, но прежде всего духом. Люди сильный духом – это люди способные любое задание выполнить до конца. Поэтому, чтобы так уметь делать, надо взять само задание. Значит, его себе поставить. Те, которые себя воспитывают, они сами себе ставят задание на день и затем собираются всеми силами своего духа, с решимостью, чтобы это задание полностью и до конца сделать.

Благоразумие

Так вот, когда вы будете собираться на групповую работу, на полтора часа, то желательно дать друг дружке на эту группу задание: «Мы сейчас с тобой проэкзаменуем друг друга вот по таким вопросам». Здесь то же требуется благоразумие. А то можно такое задание дать, что потом сорваться. Человек неразумный, нерассудительный или неблагоразумный, он идет от притязания, он полагает, что «Вот, я такой сильный духом, я сейчас как возьму, да как сделаю». В результате, взял, сделал, – бах! – и сорвалось. И он сорвал мышцы, сорвал душу, сорвал волю, вообще много чего сорвал. Чтобы этого не произошло, вы должны благоразумно задания себе давать. Расслабленные люди, которые не имеют решимости духа, они тоже себе дают задания, но они какое задание дают? Они дают задание поменьше, да потоньше. В конечном итоге, его выполнят, в развалку, в растяжку, потому что они расслаблены, и лежат потом на подушке довольные, что все сделали. «Ой, какой я молодец!», – поглаживает самого себя. Значит, будет ли при этом воспитываться дух? Нет, только одна видимость будет, будто бы при этом воспитывается дух. Лежит себе человек, как бы сделавший все дело, задание сделал. А оказывается, какое он задание-то себе дал! Поменьше, да потоньше. Поэтому благоразумие необходимо. Когда даете себе задание, то необходимо благоразумие, чтобы дать задание не слишком большое и не слишком маленькое, как раз в точку, чтобы решимость поддержать. А как поддержать? Значит, задание должно быть на некоторое напряжение сил, почти на пределе сил задаваться. В этом случае дух будет постоянно возгреваться, укрепляться. Ну вот, дали себе задание на полтора часа и вот в эти полтора часа друг дружку прокрутили. А .. будете ошибаться, задание дадите очень большое, окажется, что застряли на каком-то вопросе, пока разобрались, пока подтвердили, пока заставили друг друга точно определить. Что такое проэкзаменовать? Значит, заставить другого точное определение дать тому или иному явлению. Чтобы он выразился максимально полно, точно и при этом кратко, лаконично. Пока он так не сможет сказать, не отпускаете его. А потом он в свою очередь приступит к вам и заставит вас точно таким же образом, какой-нибудь другой вопрос точно так же делать, говорить. Ну вот, через это вы друг дружку подтянете. Ну вот, пожалуй все.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить