Общая педагогика.
Узы дьявола
Самообольщение
Последние узы – это узы гордости или узы дьявола. Самая глубина повреждения духа, тайна зла в мире лежит в этих узах, которые проницают дух человеческий, схватывают его в узах гордости. Само творенье человека, любовью был сотворен человек, и поэтому происходящее от любви, любовь и несет в себе. И любовью человек изначально едино с Богом пребывал, в Боге, и вне Бога не был. Когда человек обратил свой взор на себя и пережил личное собственное достоинство, внутреннее, он отпал от Бога и стал сам себе достаточен. Такое самообольщение, в духе совершившееся, и ввело человека в узы духа. Он впал в узы дьявола, и в этом самодостатке стал его слугой. Гордясь, стал быть повязываем духовными узами дьявола. Собственная перемена в духе стала быть поддерживаема извне дьявольским разжиганием, и через то человек стал работать дьяволу. Эти узы в человеке перебивают вкус к Божьему и усиливают вкус к самодостатку и самоутверждению. Если Бог есть жизнь, а человек в Боге обретается собственною жизнью, то в дьяволе – смерть. И человек, впадая в узы дьявола, впадает в собственную смерть если в Боге человек становится человеком Божьим, обретает свое лицо, Божеское лицо. То в узах дьявола он теряет его, по мере потери лица, все более впадает в ничто.
Почему ввергаются в ад
Поэтому идущий Божьим путем, обретает рай, Небесное Царство, идущий путем сатаны обретает нирвану. Что такое нирвана? Нирвана – это полное ничто, это бесконечное море ничего, небытие. Ад уготован для таких, которые в этом ничто пребывают… Потом для них геенна огненная ад – это кем уготованное место, дьяволом или Богом? Богом уготованное для тех, кто с дьяволом. Поэтому всяк, кто входит в узы дьявола, духовным своим восхождением к нему, восходит в ничто, в личное ничто. Он совершенно растворяется, исчезает как лицо Божье. В конечном итоге, окончательно потеряв Божье лицо, в духе своем, превращается в ничто. И душой и духом в результате он, став ничто, т.е. полной принадлежностью дьявола. Богом ввергается в ад, а по страшному суду – в геенну огненную, отдаются в вечную муку. Геенна огненная – это вечная мука. Идея сатаны в том, чтобы человек впал в полное забытье и небытие и ничто. Однако, Богу угодно, чтобы люди, такими сделавшись, на самом деле пред Богом, в геенне, начали бы испытывать ужасную муку. И эта мука будет для них вечная. В этом смысле сатана является обманщиком. Обещая одно, на самом деле к этому не приведет. А приведя к этому, он на самом деле ввергнет человека в ужасную трагедию, в ужасную беду.
Житейская гордость
В обычной жизни нашей, где мы не занимаемся такими духовными восхождениями в … дьявола, дьявол проявляется как житейская гордость. Ибо идущий греховными путями к сатане, преодолевает эту житейскую гордость и в видимом своем рвении(?) становится весьма добродетельным. Ни в чем житейскую гордость видимо не проявляя, исполняется тонкой гордостью, которая проникает весь его дух, в человеческом поведении являясь под видом добродетелей. Добродетель смирение. Под видом добродетели смирения и кротости, и терпения, и мужества. Все, что присуще христианину, исполняет и совершает тонкий дух дьявола. Гордость сжигается в человеке Богом. Богом даруемое смирение. И т.к. смирение есть особая добродетель, то поэтому обретается только действием благодати. Все восточные, так называемые духовные, пути есть пути преодоления житейской гордости ради тонкой гордости. А совершается это с помощью сил дьявола. А если еще дальше, то преодоление и тонкой гордости человеческой ради духа дьявола. И человек уже совершенно впадает окончательно в демонический дух, в дух дьявола, растворяется в нирване, либо сам отказывается от себя окончательно. Даже и тонкая гордость преодолевается, так что человек впадает в нирвану, в ничто, в полное забвение себя, а затем уже идет преодоление духа житейского, потом преодоление гордости тонкой. Это все есть ступени восточного восхождения, дальше уже нечего преодолевать, дальше цель достигнута. Они не знают, что идут к дьяволу. Они полагают, что дьявол – это есть Бог, а о Боге ничего не знают. Для них нет Бога во Святой Троице, они обольщены дьяволом и поэтому не знают о Боге. Они знают только дьявола и поэтому идут туда, куда он их ведет, а он их ведет к себе, т.е. в нирвану.
Преодоление гордости
Преодоление гордости житейской идет ступенями, житейское – это нечто могучее в нас, он и помогает преодолевать гордость житейскую. Человек держится за нее, за житейскую гордость, а он помогает преодолеть ее и обрестись в гордости тонкой. Либо в человеке тонкая гордость пребывает в тайне духа его, но она еще не воспитана в нем и не владеет всем духом. А всем духом у нас владеет гордость житейская. Ну вот, т.к. человек лично совершающий жизнь свою, он прилеплен к этой житейской гордости, он лично должен преодолеть в себе эту житейскую гордость. Православный человек то же преодолевает в себе житейскую гордость, но ради Духа Божьего и с помощью Духа Божьего, обращаясь к Богу. А восточный человек преодолевает житейскую гордость ради духа…. И ради духа тонкого, ведомый в учениях о самом сатане и о нирване.
Равнодушие житейской гордости
Отметим по поводу самой житейской гордости, которая в нас, во всяком человеке, что восточном, что западном, что в русском, во всех людях занимает размеры крупного бегемота. И поэтому нам свойственны по ней надмение, чванство всякое разное, равнодушие к ближнему и вообще ко всему богобытийному. Современному человеку особенно свойственно равнодушие к природе. Каждый из нас помнит моменты детства, когда мы переживали какие-то явления природы или встречу с природой пронзительно остро. Ты идешь после школы и совершенный покой в воздухе зимой, тридцать градусов сухого мороза. Который легко всегда переносится и совершенно пронзительное, радостью наполняющее солнце. Солнце, которое чувственным образом входит через твои глаза и наполняет душу таким мажором, такою радостью, такою свободою жизни. Вокруг бесконечное поле снега, и оно все сверкает, как бы ленты, раскиданные по всему полю, и переливаются. Ты все время движешься, твои движения дают полную переливчатость, искристость всего поля. И ты стоишь среди всего этого моря жизни, восторга, радости. Есть у каждого такие подобные впечатления от чего-либо. А это все равно, это ребенок, детство, которое помрачено житейской гордостью, но все-таки не в такой степени, как сейчас. Теперь сравните сегодняшнее наше состояние по отношению к природе, к тому же снегу, к чему-то тому, что вас с детства так поразило. Для вас было такой жизнью, сегодняшнее и детское впечатление. Насколько разница все это. Вот, через это вы можете увидеть, что такое есть равнодушие житейской гордости, на этом контрасте, насколько мы с вами помрачились. Так вот, если мы теперь даже тут детское впечатление, сознаем, что оно то же есть погруженное в житейскую гордость. И тогда такое свобода от той житейской гордости, которая, по сравнению к самой реальной свободе духа, в несколько крат большее помрачение, нежели наше сегодняшнее помрачение по сравнению с детским. Наше сейчас помрачение по сравнению с детским большое очень, мы очень равнодушными стали.
Бытие духа. Самобытие
Детское помрачение по отношению к свободе духа, жизни духа, помрачение десятикратное, по сравнению с сегодняшним помрачением. Что такое сама свобода духа? Что такое само благобытие или просто, хотя бы, бытие духа? Бытие духа, которым дух слышит бытие природы. Вот некое впечатление этого бытия природы, а значит бытия духа мы знаем в детстве. В детстве нам было свойственно бытие, а по мере того, как мы возрастали, мы самоутверждались, перешли сейчас в самобытие. И это самобытие совершенно равнодушно к окружающей природе. Хуже того, нам свойственно сегодня надмение над природой, не просто равнодушие, а надмение над нею. Мы полагаем, что мы «Человек», который звучит гордо и который есть венец всей природы. Который может властвовать над нею и делать с ней все, что захочет. Но самое примитивное, что мы сейчас делаем в этом своем надмении над природой – это мы ее просто не замечаем, нет тебя, да и все тут. Только единственное, когда из тепла выйдет человек на улицу, в холод, зябко – «Тьфу, противная погода», а если еще она мокрая – дождь, а если под ногами слякоть, вот он начинает ругаться на нее. Это примитивное надмение в чем проявляется, а более такое изощренное надмение – это (Мичурин сказал) «природа дана человеку, чтобы взять ее в руки и владеть ею». Но в действительности Господь так и благословил человеку – владычествовать Землей, но не гордостью, разным при благобытии, т.е. пребывании с Богом и слышании тогда благобытия природы. Узы духа пленяют дух, пропитывают дух. Мы реально свое бытие духа вообще не ведаем, что это такое. Мы знаем надмение духа, самобытие. … Это внутрь пропитывание духа, это разные качества, в которые дух вовлекается. Вовлекается в самоугодие, в угождение миру, вовлекается в самобытие. Все свойства, в том числе и ревность, обратились на себя самого… Узы даются снаружи, питаются снаружи, но проникают внутрь. Так же как вода, если мы возьмем губку, то сначала губка сухая, мы бросили ее в воду, вода снаружи, но когда губка вся напиталась водою, то снаружи воды уже нет, она вся ушла внутрь, и вся вода в ней, в губке.
Вера свойства духа
Вера – это дыхание духа навстречу Богу, это свойство духа. Вера – это добродетель духа. У духа есть три добродетели, – вера, надежда, любовь. Вера облекает совесть в добродетель, надежда облекает жажду Бога, а любовь облекает страх Божий, страх Божий есть страх, пропитанный любовью. Это добродетели духа, все остальные добродетели души. Добродетели духа – это движение духа во вне совершающееся … духа. Верою надо прибегать к Богу, надо трудиться над верою своею. А это значит совершать дела веры, везде и во всем ходить верою, по совести ходить верою. Ревность – это горение духа, само горение духа, а вот куда оно направлено – это уже дело совести. Совесть направляет и вера – добродетель совести, направляет это горение. Ревность – это горение духа, а есть еще сила духа. ..
Дела веры
Человека спасает три действия – это покаяние, труд и молитва. Этими тремя действиями необходимо себя постоянно держать. Покаянием высвобождается дух для трудов, трудами ты упражняешься в делах веры, а молитвою ты всегда имеешь участие Бога. Дела веры – это все истинно добрые дела. Вера делами жива, без дел вера мертва. Часто путают, что такое добрые дела. Это дела веры. А как это? Все дела веры совершаются человеческою душою, вообще любые дела можно совершить только душою. Поэтому непременно душа совершает какие-то добрые дела, а вера прибавляет к этим делам какое-то такое качество, которое их делает делами веры. Например, самое простое – делиться с ближним тем, что ты имеешь. Дело доброе? А в каком случае это дело доброе станет делом веры? Как оно переменится это доброе дело, еще умножится и станет делом веры? Во что оно умножится, каким оно станет? Если поделился и отдачи не ждешь, полагая, что Бог Сам знает, когда вернуть тебе. Это становится делом веры. То доброе дело, которое свойственно язычнику умножается в какую-то новую меру, когда к ней прививается вера и становится делом веры. Нет каких-то особых дел веры, вне всяких известных нам добрых дел, а любое доброе дело, которое нам сейчас известно, может стать делом веры. Отдаешь от недостатка, это возможно только верою сделать. Если ты веры не имеешь, то ты так не сумеешь сделать, или так сделав по сознанию, ты потом будешь очень жалеть, весь скорбеть, что ты остался без ничего. Второе действие веры – от недостатка отдать. А еще есть? Отдать любому, даже если враг просит. Любое доброе дело с привитием веры становится сверхмерным, и оно тогда становится делом веры. Поэтому труды – это есть исполнение дел веры. Возьмите любые добрые дела, которые вы знает и вам присущи, и начните ходить в них не просто физическими делами, а начните их умножать и превозмогать их в дело веры. А чтобы это происходило, молитесь Богу. Просите Его помощи и всегда, молясь, совершайте так. А если оно у вас не совершается, то тогда, вместо этого дела вы взяли и противоположное сделали, что тогда делаете, тогда кайтесь. Вот и будете ходить тремя – покаянием, трудами и молитвой. И будут сокрушаться тогда у вас узы дьявола через это