Общая педагогика

Способности. Покровы сердца. Плотяной покров.

 

Способности

Там, где мы имеем дело с людьми, то, конечно, в нашем учебном деле в училище важно только педагогическую способность развивать. И непременно должно развивать организаторскую способность. Потому как без нее, фактически, устроить дело воспитания без преподавания невозможно, и преподавания без воспитания. Потому что в преподавании, оказывается, надо дать чувственный опыт встречи с предметом и с явлением. А это значит, надо организовать дело этой встречи, организовать какое-то дело и в этом деле произойдет встреча. Организовать групповое обучение, то же надо уметь. Мы полагаем, что педагогический дар дан всем, ибо заповедь Господня «возлюби ближнего своего как самого себя» дана всем. Худо-бедно, но каждый благословлен быть родителем, значит, соответственно каждому дано быть воспитателем. Другое дело, как эту данность развить в каждом человеке, восстановить ее. Поэтому, конечно, в этом смысле, что есть учебное дело, в том числе и когда вы смотрите на свои воскресные школы или православные гимназии, соответственно, что есть учебное дело в нашем училище, становится вопросом непростым. Надо очень внимательно вникнуть в содержание самого учебного дела и посмотреть, что мы в действительности делаем. Чаще всего, к сожалению, мы скатываемся в стереотипы усвоенного нами характера обучения. Мы все равно задаем преподавательскую деятельность только одной способности интеллектуальной, не трогая ни других способностей, ни тем более дарований.

Пластическая способность

Теперь способность, относящаяся к телу, это пластическая способность, это способность души, но относящаяся к телу. Пластическая способность, чувство телесного движения. Люди с развитой пластической способностью легко приводят тело в самый тончайшие движения. Например, наиболее тончайшим движением является движение вслед за чувствами человека. Изобразить в движении чувства человеческие. Легче изобразить в движении музыкальный рисунок, мелодию, а вот чувства человеческие изобразить в движении очень сложно. Неудивительно, что балетное искусство, которое развивалось, это ведь как раз пластическая способность развивается – приводить тело в согласие с чувством. И в телесном движении изобразить чувствования человеческие. Высота балетного искусства как раз эта способность. В спорте интересно, там до тонкости то же доводится эта пластическая способность, когда тело приводится в согласие с разумным замыслом. Существуют некоторые предположения. Если работать над телом и над душою, то высвобождая душу из-под страстей. В конечном итоге тело может быть приведено в такую пластическую готовность и способность, что невозможное для человека станет возможным в телесном исполнении. Примером тому, наверное, являются трудовые способности людей в прошлые века, когда была открытой или свободной нравственная сила души. И вот тело, приведенное в согласие с нравственной силой души, оказывается способно выполнять чудеса. Например, деревенский человек, который привык жить чувством долга и по долгу и трудиться, он за лето успевает выполнить такой объем телесных усилий, какие мы с вами даже придумать не можем. Когда начинаем этот объем примерно измерять, нынешнее хорошее сельское хозяйство взять в крепкой крестьянской семье, то объем дел, который они выполняют за лето, не вмещается городским сознанием. Невозможно вместить, не то, что внутренне объять, как возможность. В то же время эта возможность свойственна не только данной семье. Которая такая крепкая на селе, это возможно вся, во-вторых, упражнять тело приходить всегда в согласии с силами души. Городской человек знает только один в этом плане, это когда он вдруг тело приводит в согласие со своим рассудком. К примеру вдруг увлекся идеей стать сильным мужчиной, начитался или наслушался, как это сделать. Прибежал, купил гантели, кольца, тренировочный костюм. Раньше он бывало проснется, потянется, перевернется на другой бок, полежит, подремлет, опять потянется и, после этого окончательно отдав дань сластолюбивому телу, поднимется. А тут он идеей возгорелся стать сильным мужчиной. Едва открыв глазки, моментально вскакивает, бежит к речке, делает зарядку, купается, и в течение дня делает массу всяких-разных упражнений, и тело трудится. И через год мы видим действительно тело, которое совсем не похоже на то, что было вначале. Куда делась эта рахитность, эта хилость, вся эта доходяжность. Крепкий организм, сноровка появилась, быстрота, реакция, все появилось. Почему? А потому что идея была подхвачена его интеллектуальной способностью его, и он тело свое привел в согласие со своей интеллектуальной способностью, в согласие с идеей. Пластическая способность – это способность приводить тело в согласие либо со способностями, либо с силами души, или тем более, с духом, но через душу. И чем более тонкие явления в способностях или в силах души человек переживает, тем более тонкие действия включаются телом через пластическую способность. Но ведь пластическую способность можно не иметь. И тогда в связи с этим один сколько не трудится, все равно спортсменом не становится. Другой сколько не танцует, все равно болеро выдающимся не стал. Третий сколько не пиликает на скрипке, все равно никак не может провести рукою так, чтобы скрипка запела. У него нет пластической способности. Четвертый как ходил раскорячив ноги, так и ходит и никак не может привести себя в благолепный вид, хотя идею благолепия вроде схватил, а способности нет, так и ходит медведем. Пластическая способность – это приведение тела в согласие со способностями или с силами души или с духом, но через душу. Абсолютный музыкальный слух всем дарован, начальная способность есть у всех. А вот мера этой способности по владению мелодией, она у всех различна, по совершению мелодии, т.е. композиторская способность. Хирургия – тоже пластическая способность. Это удивительная., до тонкости приведения тела в согласии с либо образом, либо чувствованием ткани, либо с осязательным чувством.

Подражательная способность

Подражательная способность. Подражательная способность – это способность подражать внешним явлениям, подражать голосом, телом, интонацией. Благодаря подражательной способности ребенок осваивает поведение родительское или человеческое. Благодаря подражательной способности у людей происходит напечатление, и ребенок по поведению бывает похож на родителей своих. Там, где подражательная способность напечатления сочетается с глубиной напечатления. Подражание закрепляется еще в напечатлении, то там это становится чертой характера ребенка. Мы видим, что ребенок похож на маму, девочка в своих интонациях, ну прямо чисто мама. Я иногда иной раз на некоторых таких девочек и мам очень сильно путаюсь по телефону. Трубку поднимает, я говорю: «Марья Николаевна, …», а там говорят: «Нет, это я, Даша». В следующий раз я говорю: «Ой, Дашенька, здравствуй», а Марья Николаевна говорит: «Это я». А уж по повадкам, по жестам. Иной раз настолько бывает, смотришь идет карапуз, ну вылитый папа, потому что рядом идет папа, совершенно вылитый карапуз. И не поймешь, где папа, где карапуз. Иногда бывает нечто подобное: на поводке идет бульдоженка маленькая такая, ну совершенно вылитый хозяин и хозяин – совершенно вылитая бульдоженка. Оказывается, этот хозяин больше всего на свете любит не жену, не детей, а эту бульдоженку. Ну а кто от кого стал, не знаю.

Артистическая способность

Так вот, благодаря подражательной способности существует артистическое действие, в Церкви мы его называем лицедейством. Изображение того, чего нет, изображение тех эмоций, тех состояний, которые тебе несвойственны. Это подражательная способность, совершающаяся в эмоциональности, более того, подражательная способность, совершающаяся в чувствах. Эта способность приводит в движение тело, эмоциональность и чувства согласно подражаемому явлению или предмету. И тело приводится в движение согласно внешнему, подражаемому и эмоциональность, и чувства. И чем более глубокое приводится в движение в подражании, тем большая похожесть подражающего на подражаемое. Это свойство богодарованное и благодаря этому свойству дитя следует родителям, но опять по этому свойству, по этой способности, мы видим, что разные родители, соответственно и воспитуют разное дитя. Потому что страсти если родители выдают, то дитя, конечно, в подражательной способности своей следуя за родителями, страстям и подражает. Дело в том, что все способности служат силам души, служат, а не обслуживающий характер имеют. Они всякому делу придают качество. Поэтому Господь, вложив именно в человека способности, вручил ему мир, чтобы преображал мир в лучшее качество. В большее совершенство чем то что есть сейчас,, что имеется, чего не дал ни сатане, ни бесам. Потому мир вручен не ему, не сатане, а вручен именно человеку. Даже не ангельскому миру вручил мир Господь, а вручил именно человеку, потому что сотворил человека превыше ангелов по своим способностям. Поэтому именно человек имеет способности, не ангелы, ангелам эти способности несвойственны. Ангелы разумны. А человек помимо этого имеет способности. Поэтому ангелы с материальным, вещественным, миром не обращаются, а человек обращается.

Разумная сила. Божий человек

Ангелы не усовершают мир, но, будучи разумными, знают, во что его усовершить и подают людям, усовершают мир люди. Мы не как орудие, мы – соработники ангелам, более того, мы, по своей разумной силе, яко ангелы. Человек не уступает ангелам по разумной силе своей, потому и Матерь Божья, будучи человеком, возведена превыше всех ангельских миров и по своей разумной силе она управляет ангельским миром, а ведь это человек. Человек сотворен превыше всего предыдущего мира, как мира вещественного, так и мира ангельского. Потому и Господь в Своем Боговоплощении имел возможность воплотиться в ангелов, но не воплотился, имел возможность воплотиться в вещественный мир, в те же растения, животных, но не воплотился в них, а воплотился в то, что превыше всего, в человека. И воплотился не на время, чтобы побыть Богочеловеком, а потом снова выйти и оставить человеческое, а чтобы остаться в этом и пребывать как Богочеловек. Зачем мир усовершать? А любовь, она всегда усовершает, это свойство любви. Мир, сотворенный Богом, он сотворен в вечное усовершение, ибо он сотворен любовью. И любовь, сотворившая мир, она извела вещественный мир из ничего, но изведя мир, она, начав это изведение, продолжает дальше усовершение, она не может остановиться и сказать: «Все, закончила». Любовь не имеет этой конечности, любовь бесконечна в своем усовершении всего, чего бы она не касалась. Поэтому, ради усовершения мира, согласно вещественному миру, и даны человеку способности. И когда преобразится человек и восстановится в своей богодарованной данности, то немножко или как-то качественно изменятся и способности, но они останутся. Как будет дальше усовершаться мир, благодаря этим способностям, никто не знает. Но они даны не на время греховного пребывания человека на земле. Нелепо думать, что способности даны человеку только на время греховного пребывания на земле и что по истечении этого периода нужда в способностях отпадет. Просто способности восстановятся в свой богодарованный характер, который мы сейчас не ведаем, и по этому богодарованному характеру и будет иметь богодарованный способ дальнейшего преображения мира. Как это будет происходить и что это будет, никто не знает. Две задачи земной жизни, усовершение мира, в котором мы живем, условий, в которых мы живем, и вторая, важнейшая, – это спастись от греха, проклятия смерти. Разница между подвижниками и всеми остальными, Божьим народом, но не вошедшим в это подвижничество, есть та, что подвижники задачу спасения поставили единственной задачей своей. А все остальные, оставаясь народом Божиим, обе эти задачи продолжают выполнять – и спасаются, и преображают мир. Потому строят удивительные Храмы, и потому усовершались жилища, хоть и оставались деревянными. Ты рождаешься с тем, что в тебя вложено, другое дело развито оно или неразвито. Я склонен думать, что, наверное, Бог способен вложенное развить одним только дыханием или повелением. Если он одним повелением воссоединит тела, превратившиеся в прах, с нашей душой и духом и восстановит человека полностью одним только указом, одним только гласом, то тем паче восстановит все способности. А тут, ежели ты призван любить, а не любишь, и при этом не развиваешь свои способности, чтобы любовь исполнить качественно, то тут ты, конечно, зарываешь в землю талант. Но если ты призван, только спасаться и ради этого ты должен развить начало Божьего человека, над этим трудиться, отложив способности, и этого не делаешь. Значит, ты зарываешь в землю талант. Узнает призвание почитание. Имеющий почитание слышит свое призвание, ибо имеющий почитание ходит в послушании. В обратном случае самоволие, и тогда он как на тарантасе – куда гляжу, туда и путь держу. Сидит на тарантасе и говорит: «Надо спасаться», а все равно идет туда, куда глаза глядят. Потребность спасаться богодарованная, потому что душа изначально богодарованна, и, будучи помрачена грехом, она слышит свой плен. И она естественно как всякая, загнанная в плен, желает свободы. Другое дело, данный человек, какой он. Ведь существует груз рода человеческого, родовой груз нераскаянных грехов. И ты народился с определенной мерой вот таких нераскаянных грехов. Соответственно, с определенной подавленностью своих богодарованных свойств. Поэтому и сказано, что один яко камень – упало на него семя, проросло чуть-чуть и высохло, а другой яко дорога – постоянно открыт всем бесам, они налетели и унесли, третий яко поле, заполненное травою, семена сколько не бросай, они все равно этою травою забиваются и только четвертый плодородную почву имеет, и семя сразу ловит и взращивает его. Видите, все разные. Обо всем остальном размышляйте, радуясь, что вы включились в это действие. Моя задача сейчас была только лишь дать некоторое начало, начальные знания о устроении человека Божьего. Мы пока еще занимаемся человеком Божьим, мы пока еще в личность не ходили.

Подражательная способность

И о подражательной способности мы говорим не как о способности лицедейства, это человек по страстям своим превратил ее в лицедейство, а способность подражательная, которая позволяет дитя ходить за родителем своим. А лицедейство, оно происходит не только у артистов, оно происходит у всех людей. Мы с вами обращаемся к своему сверстнику одним образом, в этот момент появляется директор. Меняется наша интонация голоса? А что это такое? Это подражательная способность сразу же включилась и меняет интонацию голоса согласно директору. Может из почитания, конечно, быть. Сразу собираешься в чувствах, была в страстной эмоциональности, могла визжать, а здесь сразу собралась в чувствах. Почитание обладает способностью собирать в чувствах. Но сейчас я говорю про подражательную способность, которая, к сожалению, у человека страстного занимается всяким лицедейством везде и всюду. Даже с подругами и друзьями она все равно лицедейничает, потому что с этой подругой так, с другой подругой эдак, даже с одним и тем же человеком мы постоянно занимаемся лицедейством. Мне сегодня очень надо – я один. Завтра совершенно этот человек не нужен – я другой. Например, мы часто встречаемся с таким явлением (я, как батюшка, или преподаватели старшие). В один день прилетает наш студент, ну прямо одно настроение, потому что ему очень надо, на следующий день идешь по тропинке, мимо тебя этот студент три раза прошел, – тебя нет. А потом что-то случилось, ему опять надо, и он совсем другой, там чего только нет – и чувства и эмоции, и забота, и попечение, и вопрошание, и духовная ревность даже бывает, но преимущественно ничего нет. Поэтому ты все равно как шкаф рядом с ним, никакой разницы, даже подражательная способность и та не включается в нужный момент. Бывает когда рявкнешь, тогда вдруг сразу человек подскочит, встанет на цыпочки и засеменит. Свою долю вносит и подражательная способность, хотя из силы в силу еще происходит. Помните, там, где силы души, от силы преподобного в силу мою начинается умножение, это важнейшее. Но при этом немалое значение имеет подражательная способность, она позволяет мне естественным образом обрести тот чин, порядок, ту атмосферу и настроение, в котором он живет и ходит. Независимый человек – это гордый, который подражательную способность имеет, но направляет ее туда удобно, куда ему угодно, он занимается всегда выгодным использованием своей подражательной способности. Не имеющие подражательной способности есть. В действительности это многие из нас подражательной способности почти не имеют, она в нас совсем неразвита. Если посмотреть, в какой степени мы похожи на своих родителей. Некоторые, ни в какой. А некоторые чуть-чуть, потому что подражательная способность не выражена. Всегда, когда человек искренне начинает учиться, то первый период, будучи искренним учеником, он повторяет своего учителя. И когда он осваивается полностью во всем учительском. Затем он начинает уже внутри освоенного проявляться сам. И тогда бывает, что полностью высвобождается от всего учительского. Но чтобы то, что в нем будет пробиваться превыше учительского. Для того, чтобы оно начало пробиваться, необходимо учительское это уловить, ухватить. Либо пробиваться будет побуждаемое учительским навстречу учительскому. Затем сквозь учительское и больше учительского пойдет. Но большинство, не имея подражательной способности, и в ученичество не могут войти всерьез, как следует. А если к этому прибавлена независимость. Такая самонадеянность некоторая, то человек вообще ходит, опираясь на свое. Подражательная способность вообще при этом не включается. И он при учителе, но совершенно на него не похож. А, соответственно, ему и перерастать-то нечего, он не осваивал то, что надо перерасти. Поэтому он всегда был посредственным учеником. Который никогда полноты учительской не собирался брать и не взял. Остался посредственным человеком, соответственно, он посредственный церковный человек, в посредственных так и ходит, и такой и умер. Но дело в том, что всякая посредственность, она никогда не стоит на месте, посредственность обладает способностью обмерщвляться и постепенно становится затхлой. Она всегда ухудшается. И поэтому обычная история – все посредственные к старости становятся противными. Подражательная способность открывает способность от силы в силу быть. Она вычищает как бы пространство, высвобождает возможности человеческие принять силу души старшего в силу свою. Неудивительно, что ученическая способность – это прежде всего подражательная способность. А потом восприимчивая способность. Сначала подражательная, а внутри подражательной начинает быть способность восприятия, восприимчивости, а внутри восприимчивой способности начинает быть развитие собственное. Затем, внутри развития или из развития, восстание превыше учителя. А тот, который в подражательную способность не вошел, а все тщится свое проявить – «Я сам могу, сам умею» – тот никогда ничему серьезному не научался и никогда не становился никаким серьезным мастером. Кстати, в этом смысле настоящие педагоги-мастера, они по своему педагогическому дару имели традицию, как выбирать учеников. Каких делать своих близких учеников, они смотрели на подражательную способность. Чем больше подражательная способность выражена в мальчугане или в девочке, или в юноше, тем большая способность к ученичеству. А дальше смотрели само дарование. Сначала подражательную способность, потом само дарование. Например, очень яркий образ этого у Белова описан в «Ладе», как кузнец отбирал себе учеников. Ватага ребятишек бежала мимо кузни и залетела туда. Ну и остановились потрясенные – как же, интересно. Ударяет кузнец по металлу горячему, летят искры. Прошло пятнадцать минут, половине наскучило – убежали, остальные стоят. Прошло полчаса, еще половине наскучило – убежали, остальные стоят. Прошел час – все убежали кроме одного, один остался наблюдает, все стоит и смотрит. И через час, когда он один остался, кузнец как бы заметил: «Ну что, нравится?». «Ага, – сказал мальчик». «Ну, побудь». И он побыл, еще час. Здесь с одной стороны созерцательная способность, идет очень глубокая. Ремесленная способность созерцает, напитывается, набирается, ну и одновременно подражательная способность свое берет. А дальше ее надо посмотреть, эту подражательную способность, насколько забирает образ кузнеца. Чем более точно он возьмет образ кузнеца, его взмах, удар, силу, чем больше он напитается своей ремесленной способностью в чувствовании металла. Какую силу применить к данному металлу, из этого складывается мастерство в дальнейшем. Ремесленную в созерцании, а подражательную способность в подражании кузнец дальше испытывает, есть она или нет. Испытывая, выдерживает дальше своего будущего ученика. Сначала выдерживает прибегающим, потом приглашает его в подмастерье, в подмастерьях выдерживает года три-четыре. Лучшие мастера выдерживали своих учеников, не подпуская к самому ремеслу и делу, держа на чернорабочих работах пять-семь лет. Мастера скрипок типа Страдивари выдерживали своих учеников до девяти лет, не подпуская к изготовлению скрипок, они только лишь приготавливали доски, порошок, лак. И то по ступеням, сначала только подметали пол, вытирали пыль несколько лет, а потом только начинали готовить доски, готовить лак. И только потом, выдержав в течение девяти лет, (сколько таких могло выдержать?). Страдивари, говорят, воспитал пять или семь учеников, равных себе, за всю свою жизнь, а он очень много прожил. И эти скрипки его и его учеников являются сейчас выдающимися скрипками мира, хранятся выше национального достояния и стоят огромные деньги. Поэтому если так выпестовать каждого человека, как ученика, то, конечно, из многих тонн руды выплавишь немножко учеников.

Способность есть у всех

Мы сейчас с вами, фактически, завершили встречу с Божьим человеком. Божий человек имеет начало Божьего человека- это его богоугождение, богообщение и благобытие. Затем силы души в нем. Это девять сил души. Три из них относится к умной(?) силе – разумная, созерцательная, творческая. Три из них относится к сердечной силе – это любовь, почитание и нравственная. И три из них относится к волевой силе – это жизнелюбие, попечение и деятельная. Дальше силы души облекаются в чувства и отражаются в эмоциях. Эмоции тело управляют в согласии с душою и духом, через душу, и тело через эмоции собирается в веление души. Затем сами способности, как внешняя сторона души, пятнадцать видов. И тело человеческое, которое имеет три своих отправления – скелетно-мышечную или двигательную функцию, затем жизнесовершающую (это внутренние органы и органы чувств в том числе) и, управляющую (это мозг человеческий и вся нервная система). Поэтому скелетно-опорная – это мышцы, скелет. Органы – это все внутренние органы – кровь, лимфа, как жидкий орган. Затем органы чувств. Для нас более разумно полагать, что Господь, сотворив человека, сотворил его полного, а значит, в каждом человеке есть начало, есть силы души, чувства. Эмоции, способности и есть тело. Поэтому естественно полагать, что всякая душа человеческая столь богата своими дарованиями, что несть числа силам души, как говорит Макарий Египетский. И это относит он, видимо, не к определенной одаренной душе, а говорит о душе вообще. Значит, каждая душа каждого человека, будучи богодарованной, она обладает всеми богодарованными свойствами. Но при этом при всем в апостольских повествованиях мы слышим. Что один – рука, другой – нога, третий – глаз, четвертый – сердце. А вместе – полный организм, вместе – одно тело. Таким образом проявленные дарования все-таки разные. Значит, получается, что либо Господь каждую душу совершая согласно полному ее образу. Степень того или иного дарования влагает разную. Отсюда и само дарование разное или мера таланта различна, но виды всех талантов, видимо, у всех есть. Либо следует полагать, что Господь в Своем промышлении непременно влагает способности как таковые. Способности, как ту часть души, которая является способностями. Но при этом, как часть души, это есть, а вот по разновидностям она может быть и не представлено в полноте. По разновидностям полнота человеческая с Господней стороны, это не есть имение полного набора разностей, а есть имение полного набора составов. У всех есть начало – дух, у всех есть силы души – чувства, эмоции, но силы души, у каждого, могут оказаться разные. Мы видим по людям, что один имеет попечительную силу явно выраженную, а другой бьется, бьется, а все равно никак не пробьется. Хотя, с другой стороны, наблюдения и плюс практика самой жизни, и заповедь повелевает возлюбить ближнего своего всею крепостью своею, или возлюбить Бога своего всем разумением своим, всем сердцем своим и всею крепостию своею. Что значит «всею»? Всем тем, что ты имеешь. Но тогда что ты можешь иметь? Полный набор разновидностей, то ли полноту составов. Речь идет о составах или о разновидностях внутри составов? Вот это неясно. Поэтому глядя на людей, мы видим, что люди довольно сильно различаются. Есть те, которые скудные в тех или иных силах души. Явно не имеют тех или иных способностей. Правда, когда говорили о музыкальной способности, то полагали, что явно у этого слуха вообще нет и с отсутствием слуха где-то одна треть народа. Факт налицо. Но посмотрев вьетнамский народ, обнаружили, что оказывается весь вьетнамский народ имеет музыкальный абсолютный слух. Более того, все европейцы, который попадали во Вьетнам и воспитывались с детства во Вьетнаме, то же имели абсолютный музыкальный слух. Стали анализировать, оказалось очень просто. Оказывается, вьетнамский язык весь построен на полутонах. Разные тона звука, не разное звучание слова или слога. А разные тона звука, обозначают разные жизненно значимые содержания. Если ты полутон не уловишь, то ты не уловишь то, что тебе кричат «спасайся», или чтобы кирпич на тебя не упал. Ты должен уловить полутон. Мало того полутон, четверть тона ты должен уловить. Потому что четверть тона означает совершенно противоположное слово. Вот когда они попадают в жизненно вынужденные обстоятельства через слова. Значит, через эти полутона научиться общаться друг с другом, то они, конечно, включаются всем своим достоянием. И оказывается, что и европеец, воспитывающийся во Вьетнаме, включившись всем достоянием своим, распознает полутона, четверть тона звука. Когда по этой системе начали применять развитие музыкального слуха. Например, Кравец был такой выдающийся воспитатель музыкальный, к сожалению, унес свою систему музыкального воспитания с собою в могилу. Такой жадный был, самокорыстный, что ни с кем не поделился, ни учеников не вырастил, никому не дал, все унес с собою. Но тем не менее какое-то количество людей все-таки позанимались у него, потом какое-то время водили своих детей. У него занятия устраиваются так, что родители с ребенком на занятии постоянно присутствуют. Потом родители выполняют с ребенком дома домашние задания. Ну и они вроде бы восприняли эту систему, когда попытались его воспроизвести, она у них не получается. Что там внес Кравец, никто не знает. Как у него это получалось, не получается и все. А у него так получалось. Он однажды на спор, на большую сумму денег, сказал, что за два часа разовьет абсолютный музыкальный слух у студентов какого-то факультета в университете. Ну и это ему было предоставлено. Сидело пятьсот человек народу, он с ними прозанимался два часа, и после этого выборочно студентов проверяли на слух, у всех был абсолютный слух. Правда, через некоторое время он закрылся, но в данный момент у всех был абсолютный слух. Еще был у него один спор, он его выиграл. Вот любил спорить человек! К нему пришел генерал в отставке, привел своего внука. А на занятии должен сидеть взрослый и ребенок. Вместе выполнять какие-то занятия, действия, где требуется общение. Музыкальная фраза схватывается в общении, закрепляется в общении и важен именно момент общения. Очень интересный педагогический прием. И потом они должны были дома все это повторять и закреплять, домашнее задание на общение дано. Генерал подходит. Мнется, стесняется и говорит: «Вы знаете, я не сумею ничего этого сделать, и домашнее задание с внуком сделать не смогу, уж нас простите», в такой интеллигентной манере. А Кравец его спрашивает: «А что такое?». «Да вот у меня медведь на ухо наступил». «Ну так ничего страшного, переступим». «Да это невозможно, – говорит генерал, – я так, и так. Я какое-то время страдал от этого. Мне очень хотелось слушать классическую музыку. Слушать я ее слушал. Но как-то до тонкостей различать ее, а тем паче воспроизводить так и не сумел». А Кравец ему говорит: «Ничего страшного. Давайте позанимаемся» - «Да нет уж, ладно. Этого все равно не сделаешь». «На спор!». Ну, на спор генерал откликнулся. Поспорили. Два месяца прошло, у генерала был абсолютный музыкальный слух. После этого занятия со внуком все прекрасно вышло. Внук через четыре года закончил школу, вместе с генералом, они оба закончили с развитым музыкальным слухом. Конечно, мы никак не можем сказать сейчас, коль так впросак попали с музыкальной способностью. Полагая, что у одной трети нет ее изначально, то может быть мы с вами впросак попадем и со всеми остальными способностями. Такой вот проверки других способностей не довелось в истории пережить. Например, изобразительная способность, некоторые наставники и учителя изостудии говорят, что ею обладают все дети. Действительно, дети приходят к ним учиться, и худо-бедно они восстанавливают изобразительную способность во всяком ребенке. Другое дело, что мера этого восстановленного разная – один выдающийся, третий меньше, но все рисуют, прилично.

Начало божьего человека

Ну да, Адам и Ева в полноте были сотворены, и если мы от них возникли. Ну вот Промыслы Божии неудобно-приемлемы человеку. Поэтому никто не знает. Еще одна версия, что способности есть у всех, но призвание Промысел Божий определяет разное. Один призван послужить Богу в одном качестве, другой в другом. А согласно этому и способности у одного пригашены, у другого развиты. Подражательная способность – как часть ученической, но не полностью, как важнейшая часть ученической. Ученическая способность – это свойства всех способностей и всех сил души. Каждая сила души и каждая способность имеет ученическую потребность. Это состояние человека по отношению к Богу. Т.е. равно как и начала человеческие имеют эту ученическую потребность, эта потребность обращена к Богу и составляет чувство всегда малости по отношению к Богу. В ней пребывающая потребность, вложенная от Бога, восхождения и усовершения. Там, где вражьим характером такое свойство души человеческой было искажено. Всегда малость была удалена, а потребность к усовершению была взята в паразитирование, то и явился этот наш гордец, который всегда готов усовершаться. Никогда не перед кем малым не был и не хочет быть. Поэтому он усовершается, но сам. Когда впервые ребенок объявляет: «Я буду усовершаться, но отойди, я сам». Нынешние дети, когда начинают произносить первые слова. Не «мама», а произносят «я сам». Поэтому неудивительно, что когда встречаемся здесь, среди студентов, то вот это «я сам», то практически учеников у нас в училище нет, а ярких выдающихся «сам» очень много.

Личное восприятие и пользование способности

Вы обратили внимание, как живо сейчас слушалась тема, как все оживились, когда мы заговорили о способностях? И когда шла речь о силах души, такого оживления не было. Как-то мы больше вслушивались, внимали, вникали, а еще меньше оживление было, когда мы слушали о началах человека Божьего. Начало человека Божьего – это область совсем далекая от личностных проявлений, от личностного человека. И т.к. мы все с вами пребываем в личностном, то начало Божьего человека услышаны нами просто не могут. Чтобы услышать или встретиться реально с началами Божьего человека, необходимо личностное отложить совсем. Там, где начинаются начала Божьего человека, там личностного нет вообще. Если пребываем в личностном, то мы не входим в начала Божьего человека. Примерно мы где-то со стороны, приблизительно касаемся его. Поэтому естественно, что когда мы слушаем тему Божьего человека, для нас это трудноприемлемая, неудобоваримая, невоспринимаемая тема. Нечто подобное происходит и с силами души. Потому как богодарованное достояние сил души мы не знаем, а вот личностное паразитирование на силах души и пользование их в свою корысть, это нам ведомо. И поэтому, когда мы слушаем силы души, как достояние Божьего человека, для нас эта область становится труднодоступной. Вольно или невольно мы начинаем содержание реальное сил души подменять частичным содержанием, которое мы имеем в своем чувственном человеке. Но надо отдавать себе отчет, что тем не менее чувственный человек не в чистоте сил души проявляется, а в помраченных, искаженных силах души. И поэтому реального, действительного образа сил души мы не ведаем. Поэтому тема сил души не менее, чем тема начал Божьего человека является предметом смиренного размышления и глубокой нужды в благодатной помощи Бога. А когда мы стали говорить о способностях, то это тот состав сил души человека, который более всего освоен и пользуем в нашей обычной повседневной жизни. Более того в наших личностных чаяниях, желаниях. И поэтому видим такое оживление. Но это оживление связано с личностным восприятием способностей и с личностным пользованием их. Отсюда и характер способностей имеет отягощение со стороны личности. Способности наши осквернены или помрачены личностью. Вот этот личностный оттенок, он искажает способности и меняет их внутреннее содержание. По этой причине то, что мы сегодня воспринимали как образ способностей в действительности не есть реальный образ, не есть образ реальной способности, как богодарованной. А есть образ, воспринятый нами личностно. Поэтому не вполне соответствующий тому, что в действительности способность собой представляет. И отсюда сама по себе реальная способность в своих проявлениях богодарованных остается для нас все-таки тайною. Освоиться и прийти в нее возможно только очищенною способностью. Точно так же как реальный ум можно услышать в себе и познать только после очищения его от скверны. Падший человек не знает реального ума. То же самое со всеми остальными способностями, падший человек не знает реальной той или иной способности, и требуется глубокое серьезное очищение от личностных наслоений и оттенков. Прежде чем мы встретимся даже с образом реальной способности. Отчет в том, что мы сейчас с вами восприняли образ способности в личностном оттенке, а вовсе не в богодарованном, надобно иметь. Потому что иначе мы, опираясь на свое собственное восприятие, полагая, что мы теперь усвоили, что есть способность, и теперь можем опираясь на это и дальше устраивать учебный процесс. Приведет нас к тому, что мы личностно воспримем ту способность, начнем такую же взращивать в детях, и в результате к богодарованному можем не придти. Вот это очень важно. С Богом! …

Покрова сердца

Мы продолжим работу по учению о Божьем человеке и личности. И начало человека Божьего. Затем начало личности страстной и личности нравственной мы с вами рассмотрели уже. Когда мы обращаемся к силам души, то мы видим, что грех повреждает душу человеческую, и это означает, что силы души не присутствуют в сегодняшнем человеке так, как они даны Богом. Феофан Затворник говорит о покровах сердца, которые паразитируют на душе человека и уклоняют силы души от Бога в самоугодие человека. Страстное начало личности уводит силы души в самоугодие, в человекоугодие и в самобытие. И силы души служат не богоугождению и не богообщению и не благобытию, а страстным началам личности. Служат личности. Там, где мы видим личность нравственную, т.е. пребывающую в угождении ближним и совершающую правду относительно самое себя. Человека живущего по совести и по доброму нраву, мы видим, что силы души совершаются в исполнение земной жизни человека и не обращены в исполнение жизни в Царствии Небесном. Покровы сердца – это уклонение душевных сил в сторону от Бога. Там, где это склонение становится привычным, оно становится страстью. Поэтому в природе греха и страсти как таковых нет. Страсть – это уклонение богодарованной воли человеческой или богодарованного настроения сердца или ума в сторону от Бога и совершение чего-либо без Бога. И там, где так совершается, это и есть грех. Там, где совершается это привычным образом и становится второю натурою человека, оно становится страстью. Привычная наклонность, которая закрепляется в душе человека еще и скверною греха и страстною привычностью, называет их Феофан Затворник покровами сердца. Покров сердца искажает, извращает жизнь души. И силы души в своем богодарованном уже не проявляются, меняется характер самих сил души, меняется направление их действия, силы души помрачаются покровами сердца. В то же время сами покровы никаких сил для действия не имеют, но паразитируют на силах души, уклоняя их в неправду, и дополнительное питание имеют от дьяволов и бесов. Будучи сродные бесовскому порядку жизни, а именно бесы являют собою категорическое и крайнее уклонение от Бога, ибо бесы – это есть духи. Которые совершают всю свою деятельность вне Бога и против Бога. Поэтому всякое человеческое уклонение от Бога становится сродным бесам, и отсюда покровы сердечные или страсти питаемы духом злобы, духом враждующим против человека. А, в началах человека, в началах личности страстной. Более того даже схвачены узами духа лжи. Поэтому мы знаем, что самоугодие схвачено узами самоугодия, это дух дьявольский держит во власти своей самоугодие человека в силе. Человекоугодие схвачено узами мира, и поэтому страстный человек в своем человекоугодии и зависимости от мнения окружающих людей схвачен властью духа лжи. И самобытие, гордыня человеческая, она схвачена узами дьявола и поэтому питаема силою дьявольской гордости и потому для человека непреодолима. Только в таинстве крещения Господь полагает начало этому преодолению уз самоугодия, мира и дьявола. Но, таким образом, если покровы сердца схватывают силы души и удерживают их в уклонении от Бога. Значить страсти есть покровы, простирающиеся в страстные начала личности. Покровы сердца, которые простираются в самоугодие, человекоугодие и самобытие, вот глубина страсти. Все вместе – покровы и начала личности – составляют страсти. И поэтому видимым образом страсть проявляется как покровы сердца. А глубина укоренения страсти простирается в личностные начала, в начала личности.

Три уровня покровов: Первый уровень

Какие же покровы есть? Феофан Затворник выделяет три уровня покровов. Первый уровень – это преобладание плоти. Второй – рассеянность и многозаботливость и дерзость. Третий уровень – это самообльщение, нечувствие, безпечность. Мы видим, что каждый из этих покровов сердца схватывает ту или иную силу души.

Первый уровень – преобладание плоти – схватывает и держит в уклонении от Бога творческую силу, нравственную и деятельную. Творческая, как сила ума. Нравственная, как сила сердца. Деятельная, как сила воли. При этом под властью этих покровов силы души обезпечивают плотяную жизнь человека. Творческие силы направлены на то, чтобы усовершить вещественную человеческую жизнь и, будучи питаемы самоугодием, то само по себе творчество и творческую радость переживают и испытывают в самых разнообразных делах. При этом не радость богоугождения совершается в творческом делании, а радость самоугодия. Человек угождает сам себе. И эта самоугодная радость от творческих дел, которые человек совершает и делает, умножается еще и от радости творчества. Радость творчества в результате получает причину и основание. Причины радости творческой от того, что творческая сила, схваченная плотоугодием, что-то творит, делает, радуется. А основание этой радости есть самоугодие или еще хуже может быть самобытие. Человек доволен собою от того, что он творчески потрудился. У нас есть живой пример яркой творческой личности, которая совершая дело очень творческим образом. Например, на компьютере работающий человек, удивительные вещи делает, и при этом искренне переживает радость самого делания. Потому что творческая сила чрезвычайно живо совершает свое дело. Естественно там, где свободно живет творческая сила, она совершает это дело с радостью. Там, где свобода, там радость, и радость там, где свобода. Но основанием этой творческой радости, умножающая радость дела, является самоугодие и самобытие. Проявилось это на очень интересном случае. Вот закончена работа, в плане оформления сделанная верстка и набранный шрифт, просто поразительно, как все здорово и очень хорошо и талантливо. Творчески одаренно сделано, но при проверке этой работы вдруг обнаруживается, что работа не вычитана, и поэтому в ней масса ошибок. Это не дело верстальщика – заниматься ошибками, выверять. Он свое дело сделал. Текст, данный ему, не выверенный, не вычитанный, но данный ему, он блестяще оформил. Но когда начинаем этот текст читать со стороны будущего читателя, мы видим, что читатель тут же споткнется на ошибке, на грубых поворотах фраз и совершенной невозможности текста. Какие-то ошибки, видимо, во время набора были сделаны, какие-то ошибки были во время написания сделаны и сейчас это все не выверено. Возможно ли такой текст подать читателю? Нет. Идет сразу огорчение, что книга не приготовлена для читателя, ее надо переделывать. Какое же огорчение переживает наш верстальщик? Досада какая, такую работу придется заново переделывать! И вся радость от творческого дела, вся моментально потоптана и побита. Апофеоз завершенной работы не состоялся. И что переживает сердце? Гнев, возмущение, досаду, желание бросить, растоптать и выкинуть все это. Самоугодие живет собою, своею радостью. Самобытие гордится собою, своим достатком. А эта радость и этот достаток не состоялся. И огорчения за читателя, который встретится с этою неказистою книгою, не происходит, ему нет места. Потому что там, в началах личности, нет угождения ближним, есть самоугождение, самоугодие, нет общения с ближними, есть человекоугодие, нет чувства бытия, радости бытия от встречи с книгою читателя, ибо есть радость бытия собственного творческого делания над книгой. И тогда, конечно, ожесточение против тех, которые не приготовили эту книгу, подсунули непроверенный текст. И нет никаких сил на милость, на милосердие, нет никаких сил на оправдание любовью. Если бы были начала нравственной личности, от них бы нашлись силы, чтобы сказать: «Ну ничего, я еще ночь посижу, чтобы переделать, лишь бы только читатель получил свое. Надо будет 3 раза переделать, и три раза переделаю, и на это у меня сил хватит». И творческая сила души получает тогда свободу в нравственном начале личности. А далее, через веру, значит, через отношения с Богом, возможно и обретение начал человека Божьего. Это богоугождение и благобытие. И тогда творческая сила может черпать свои силы из богоугождения и освещаться радостью исполненного дела Богу и при этом еще пережить радость творческого горения. Ведь двойная радость от того, что творчеству была свобода и от того, что богоугодное исполнил, радость благоговейной благодарности Богу могла бы быть пережита. Но плотоугодие, как покров сердца, оно помрачает саму творческую силу души. С одной стороны, в оттенке самоугодия и самобытия, а с другой стороны, сам образ творения, он принимает характер неосвещеный, характер неблагородный. Какая-то утеря благородия происходит в самом творчестве.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить