Покровы сердца и узы духа.

Третий уровень сил души. Самообольщение

Знакомство с греховными покровами, третий уровень сил души и паразитирующие на них покровы. На разумной паразитирует самообольщение, греховный покров. Всякий греховный покров подвигается тем или иным греховным духом. Поэтому дух гордости, дух самоутверждения или самодовольства разумная сила души поворачивает в свою сторону и использует ее энергию для создания мнения о себе самом. Либо самостийного толкования как событий, так и явлений природы. Самообольщению свойственна ложная интуиция, как бы предвидение событий, предчувствие сути вещей и явлений. И сложив ложное представление о том или другом, самообольщение уверено в этом.

Неверующая философия

Эта сила, которая повела все развитие неверующей философии. В истории человечества были созданы выдающиеся произведения философского характера. В которых самообольщение, казалось бы проникало в суть явлений и предметов раскрывало их глубинную природу, но в действительности в основании этой природы лежал сугубо материальный мир. Либо самообольщение не ведает и не хочет Бога и потому противится всему боготварному. Даже если касается идеи Бога, то составляет о Нем себе свойственное представление. Соответственно складывает такое представление и о человеке и обо всем окружающем мире. Например, самообольщению свойственна фраза: «Человек, это звучит гордо», при этом слышим как самообольщение восхищается этим и радуется такому открытию, такой идее. Мощные философские системы были созданы на Западе, особенно, у Гегеля, непревзойденного философа, величайшего по мыслительной способности, но пребывавшего в крайнем самообольщении. Потому совершенно извратившего христианство, ибо он не ведал Христа. В Церкви самообольщение было причиною возникновения множества ересей. Уклоненный дух разумную силу направляет на обретение и развитие собственных открытий, мыслительных открытий, собственных идей. Самообольщению свойственно, ересь и творчество или миф и творчество. Если интеллектуальные способности, это внешняя душа, если ей свойственно сочинение всякой фантастики, приключенческих вещей, то самообольщение создает философские системы. Оно притязает на существо предметов и явлений. По самообольщению Л.Н. Толстой объявил четыре Евангелия, написанного евангелистами, ложными и устаревшими. И написал свое, пятое Евангелие, которое объявил реальным и ныне необходимым. В результате возникло целое мощное течение, толстовщина, основанное на этом, пятом Евангелии.

Любомудрие

Вообще само слово философия, это «фило» – это любовь, «софия» – мудрость, философия в переводе означает любовь к мудрости. Поэтому любомудрие – это свойственно православному человеку. Недаром прп. Серафим, обращаясь к чадам своим, говорил «ваше любомудрие», т.е. любовь к премудростям Божиим, мудрости Божии. Поэтому существует христианская православная философия, написанная на основании работ Иоанна Кронштадского. Одна из его книг называется «философия православная». Есть православная философия, написанная протоиерем Василием Зеньковским. О любомудрии, не называя дословно философией, говорили немало святых отцов, святителей. В том числе Григорий Богослов, Василий Великий, но это все любомудрие, которое рождено дыханием Духа Святого, если исполнено через разумную силу души и разумный дух. А греховный покров, самообольщение, он творит ложные идеи. В области психологии крупным таким ложным учение является учение Фрейда, которое в своем основании идет до суперЭго. Это учение о суперЭго, как о существенном ядре человеческой психики. Д. Карнеги, это не на той глубине, это человек, который имея выдающуюся способность интеллектуальную, и благодаря этой способности имел механизмы обольщения людей для того, чтобы добиться успеха в жизни. Все его книги имеют такой рефрен «как добиться успеха». А при этом он очень просто объясняет, что добиться успеха можно только тогда, когда ты обведешь вокруг пальца всех встречных. Все искусство обведения вокруг пальца – это Дейл Карнеги…

Суемудрие

Самообольщение у святых отцов называется еще суемудрие разума, суетная мудрость. Мудрость мира сего, которая не знает Духа Святаго, суемудрый разум по-другому еще называется самообльщение. Самообольщение христиан формирует различные установки относительно самое себя. Современное сознание человека – это сознание установочное преимущественно. Например, среди церковных людей распространена установка «я – христианин», и когда человек так думает и так себя сознает, то под этим есть тонкая гордость, которая и закрепляет эту установку, как отправную точку человеческого поведения. Через всякую установку человек надмевает над предметами окружающего мира, над явлениями и над людьми. «Я церковный», одно такое внутреннее самосознание или тем паче вслух произнесение исполнено духом самоутверждения относится к греховному покрову сердца, к самообольщению. Практически все люди несут в себе установочное самообольщение, внутренне называя себя «я такой-то» или «я такая-то». Однажды по радио я слышал такую песенку, в которой она поет, – «А я вся такая-растакая». Вдруг со мною что-то случилось. Быть такого не может, разве с такой-растакой может что-то произойти. Сам по себе греховный покров самообольщения зависит не от меры разумной силы, а от силы духа самоутверждения. И может быть совершенно глупым человеком, но иметь очень большое, крепкое самообольщение. Два брата встретились между собою, один живет в городе, другой – в деревне. Деревенский говорит городскому: «Что ты там нашел в городе? Переезжай в деревню. Много человеку надо – дом, хозяйство, жена, дети, что еще надо? Все это у тебя здесь будет». Ну а городской, надмеваясь над деревенским братом, говорит: «Лапоть, ты, лапоть, ничего ты не понимаешь. Человеку надо театр, изысканное общество, работа, компьютеры, и еще много чего. Ничего этого в деревне у тебя нет».

Мера и сила самообольщения

И оба, при разном совершенно интеллекте, при разных дарованиях по разумной силе души, однако были крепко устойчивы по самообольщению. Поэтому в этом смысле мера или сила самообольщения не в мере энергии разумной силы, а в мере духа самоутверждения. Самообольщение всегда утверждается через вещественный и материальный мир. Плюс даже в этом вещественном оно, чем сильнее исполнено духом гордости, тем в меньшем объеме или количестве вещей нуждается. Например, самообольщение может идти или направляться в сторону малого количества слов. Какая-то часть людей, которые общаются между собою или пользуются всего лишь 100 словами, больше им не надо. Знаменитая Эллочка-людоедка, которая пользовалась вообще тридцатью словами. Ей было достаточно, все остальное она дополняла интонационно, как вьетнамцы. Так вот идущие в затвор или в молчание, они идут не из самообольщения, а из потребности общения с Духом. И тогда всякое присутствие себя мешает этому. А если себя присутствие мешает, то тем имения присутствие окружающих людей тем более мешает.

Идея и практика

Например, ища только отношения, самообольщение, тоже создавало целый ряд молчаливых направлений. Которые уходили в разные прелести, так как самообольщение, оно воздвигало идею молчания, и по этой идее он шел. Не по причине Духа Божьего и желания общения с Ним, а шел по причине самообольщения, какой-либо идеи, какой-либо установки. Сегодняшнему человеку очень свойственно впадать в такие различные прелести или самообольщение от того, что он сначала увлекается идеей, а уже от идеи начинает идти, воплощать ее, в то время, как действительный путь христианина заключается в практике. Конечно, идея имеет значение, только чистая идея, она как некий светоч, некий маяк, который указывает сам путь. Идея указывает путь, но не является сама целью этого пути. Как Вифлеемская звезда указывала путь, а целью являлся Господь. И всякая идея указывает всего лишь путь, где Господь находится, открывает сторону, в которой находится Господь, а целью-то все-равно является Бог и общение с Ним. Самообольщение и идея становятся целью. И поэтому человек идет осуществлять идею, и в этом трагедия самообольщения. Современные люди почти все приучены так жить. Мы все народ сознательный и идейный. Поэтому много начитанный и очень ленивый в плане практики, и очень сластолюбивый в плане тела. Получается, что самообольщение, греховный покров разумной силы, фактически перекрывает современного человека полностью. Почти нет людей, который жили бы по разумной силе. У всех так или иначе разумная сила перекрыта любовью к разным идеям. Одни любят идеи, обращенные в общество. Другие – идеи, обращенные во времени, либо назад, либо вперед. Третьи – в идеи, обращенные к самим себе, в идеи по поводу себя. Например, идея – я стану к девяносто годам старицей. Или идея – я буду, тем которые владеют Иисусовой молитвой. Когда человек идет таким греховным покровом сердца своего. В итоге Бога он не находит. Он, в конечном счете, осуществляет свои идеи и очень довольствуется, радуется, что он ее осуществил. Вот характерный пример, который Серафим Роуз приводит про это. Подвижника, на … читал … молитв в день. Сегодня очень много таких обманувшихся людей, да и в нашей Церкви то же, которые фактически в Церкви пребывают не столько ко Христу. Сколько к идее о Христе и этого не подозревают, а поэтому стараются. Как их можно обнаружить?

 

Самообольщение и молитва

Они с удовольствием читают книги о Христе, потому что это питает идею, но совсем не любят и не имеют никаких сил к молитве. Потому что это живое отношение с Христом, настоящим Христом. Это трудно, да и в этом жизни нет, потому что самообольщение не ищет общения со Христом, поэтому бегает от молитвы. Живущих покровом самообольщения легко распознать в жизни. Это многоговорливые, с многозначительным видом, болтуны или болтушки. Которые могут часами рассказывать разные случаи из житий святых и на все случаи жизни обязательно найдут какие-нибудь изречения св. отцов. Любят рассуждать очень много на богословские темы, очень словоохотливы на всякие рассказы из своей жизни по поводу св. обстоятельств и бегают от всяких проявлений молитвы, богослужения. Люди живущие самообольщением узнаваемы по постоянной такой зажигаемости на разные личные правила, духовные нравственные подвиги. Они быстро возгораются и что-нибудь такое на себя принимают, прочитав или услышав где-либо что-то. Своим суждениям придают большое значение и потому в общении со сверстниками стараются сказать свое мнение о том, о другом и очень держатся своего мнения. В детской среде самообольщение очень видно по откровенному вранью. Которое свойственно бывает мальчишкам в особенности. А сейчас, в последнее время, стало свойственно и девчатам. В крайних случаях самообольщение, бывает мальчишка. Который такое про себя придумает, причем так искренне и самозабвенно это рассказывает. Многие на это ловятся, потом выясняется, что ничего из рассказанного вообще у него в жизни не существует и не происходило. Тем не менее, сейчас очень много таких детей. В подростковом и юношеском возрасте это свойство проявляется в приукрашивании рассказов и придумывании разных обстоятельств, которые как бы произошли с человеком.

Любовь и нечувствие

Если мы обратимся к следующей силе души, а это любовь, то покров – нечувствие, который паразитирует на этой силе души. Нечувствие, да, еще равнодушие, черствость, жестокосердие, суровое хладнокровие, вообще суровость. Апостол Павел, увещая мужей, говорит: «Мужья, не будьте к женам свои суровы». Потому что суровость есть свойство жестокосердия или сердечного нечувствия. В то время, есть проявление любви – строгость. Быть строгим можно только от любви, а где нет любви, вместо строгости начинает быть суровость. Про этот покров еще говорят «бессердечный», человек бессердечный. Если сама сила любви, будучи обращена к человеку, питает его жизнь, наполняет, напояет жизнь ближнего. Неудивительно, что когда тебя любят, то ты начинаешь полнее жить. Ведь это оказывается сила. Реальная энергия сообщается тебе, твоей душе, и ты вполне видимо обретаешься в способности жить. И жизнь твоя наполняется богатством жизни. Будучи любимым ближними человек оказывается способным потерпеть, потому что у него есть для этого силы любви, потерпеть обстоятельства и потерпеть характер человека, проявляется во времени, любовь никогда не исчезает. Покров нечувствия рождает агрессию на ближнего. Ропот, раздражимость идут из этого покрова и воцаряются в эмоциональности человека. Обидчивость, истерика питаются из этого покрова и воцаряются в эмоциональности.

Жизнелюбие и рассеяность

Следующий покров – это покров на жизнелюбии, беспечность. Проявление этого покрова – это рассеянность, непамятование своих слов, обещаний. Беспечный человек ненадежен. Может оставить дело на любом его этапе, а оставив, совершенно забыть про него. В том числе беспечный может вообще не памятовать о ближних своих. Целыми неделями, а то и месяцами жить, как будто их вообще нет. Беспечному свойственно не помнить дни рождения, дни именин окружающих, близких ему людей, не помнить их нужд, которые они выказывают. В результате жизненная энергия рассеивается по малозначимым событиям, и ничего стоящего он не делает. Такого человека еще называют повеса.

Самоугодие и совесть

Узы духа. Свт. Феофан Затворник рассматривает три вида уз духа, – самоугодия, мира и узы диавола. Узы самоугодия паразитируют на совести и держат дух человеческий в его очень важном проявлении, совесть или богоугождение. Совесть хранит в человеке богоугождение, то вместо богоугождения начинается дух самоугождения, самоугодия. Человек, исполненный этим духом, печется прежде всего о себе, имеет различные корысти, скрытые корысти, о которых он сам даже может не подозревать, не давать себе отчета в них. Его самоугодие обслуживает телесные, чувственные, и душевные потребности человека. Схваченный этим духом человек труслив, боится темноты, боится людей, боится причинить какое-нибудь телесное увечье, боится всякой боли, начиная от царапины, зубной боли и кончая всяких операций, побоев, ударов, наказаний ремнем, палкой, камнем. Почти все самоугодливые люди боятся кусающихся животных, кусающихся животных, – собак, хомячков, мышей. Его самоугодие будет выражаться в том, что увидев мышку, будет думать как бы она его не укусила. Когда она его кусает, то для него это очень неприятное событие, хотя он может ее любить. Покров самоугодия через эмоциональные запечатления хранит боязнь собак. Самоугодливый любит свое тело и очень обслуживает его. Любит свою внешность, любит комфорт в связи с этим и всякое удобство в жизни, начиная от кресла, ванны, кончая квартирой удобно устроенной, машиной длинноворсового ковра на полу, шубы и всего остального. Уют создается из чувства единобытия в мире. Единобытия мира и человека, так же как есть единодушие, которое возникает между людьми, так и единобытие возникает между человеком и окружающим пространством. Это единобытие особенно даровал Господь человеку в устроении окружающей природы. Поэтому одни любят море, другие любят лес, третьи любят луг, четвертые любят степь, т.е. слышат себя едино в пространстве природы. Но точно таким образом и замкнутые жилые помещения имеют такое единобытие с человеком. Умение слышать эту природу вещей, согласно природе человека самого. Находить единство или единобытие между ними, это и есть создание уюта. И вершина уюта – это Рай, райский сад, где все пронизано, проникнуто единобытием с Богом, – пространство, человек и Бог в единобытие пребывающие, – вершина уюта. Поэтому это единобытие не принадлежит самому человеку и становится центром его услаждения. Оно пребывает в единстве двух, природы и человека, пространства и человека. Самоугодие пользует все, центром его переживания является услаждение самого человека. Все окружающее становится средством для пользования. .. Да, в чистом виде дизайн, как богоданное явление, да поиском уюта. Природосообразность окружающего пространства и человека, т.е. сообразно природе человеческой и природе окружающих вещей создается пространство природосообразное. Там, где мы начинаем для собственной телесности искать сугубый уют, там начинает быть покров самоугодия. Например, можно сидеть на табуретке, а ты выбираешь стул. Можно природосообразно сидеть, не опираясь на спинку стула, а самоугодию приятно развалиться на стуле. Самоугодие идет дальше, опереться просто на спинку стула, это слишком жестко, опереться на спинку кресла, это приятно. А если простираться дальше, то вообще сидеть не очень удобно, лучше полулежать, тогда удобнее, приятнее полуоткидные кресла, не стулья даже. Может быть еще дальше распространяющееся самоугодие, когда и это не очень удобно, значительно удобнее вообще лежать. Лежать на паралоновой упругости, типа как в вагонах бывает, на твердом матрасе, но значительно приятнее лежать на ватном, толстом матрасе, а еще лучше на перине. Т.е. начинаются такие всякие изящества телесного удовольствия.

Свобода и зависимость

Следующие узы духа – это узы мира. Узы мира держат человека в зависимости от окружающих людей. Мнения людей, отношения людей становятся властными узами для человека. Зависимый от их мнения человек начинает делать все в угоду окружающим людям, это с одной стороны. С другой стороны, он выбирает себе друзей и в ближнее свое окружение согласных с ним людей, и так называемые референтные группы. Группы единомыслия или одинаковых ценностей, при внутренней зависимости от этого. «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых». В то же время тот, который избирает благочестивых людей в свое общение, ведь то же получается ищет референтную группу. Группу, которая единомысленна с ним. В чем разница между блаженным единомыслием с людьми и зависимым, по узам мира. Блаженный свободен от мнения тех, с кем он пребывает в единстве. Они свободны от его мнения о них, и он не составляет мнения о них и не удерживает их своим мнением. А связанные узами мира, как сами составляют мнение об окружающих людях, так и о себе формируют, постоянно ищут доброе мнение и живут этим мнением. Св. Отцы мнение называют как одно из обольщений мира. Мнение – это обольщение мира. Поэтому благословляют бегать от всяких мнений, о себе, и собственных по поводу других, либо мнение связывает других, а мнение о себе привязывает самого человека к окружающим людям.

Угождение

Живущие в узах мира боятся упасть в глазах окружающих людей и постоянно занимаются угождением, человекоугодием. Изощряются в этом распознании, что другому человеку надо, и по нему угождают ему. Такие люди переменчивы в своих отношениях. Сегодня он добрый к тебе, а завтра совершенно отвернулся. Потому что оказывается кто-то сказал ему про тебя что-то очень разочаровывающее, и он моментально вдруг опал в своем отношении к тебе.

Мнение

У таких людей отношения к разным людям то же разное. Одних они принимают сугубо, других хладнокровно, третьих едва терпят. Им характерно составлять мнение о всяком человеке и держаться этого мнения. Иногда даже до некоторой упрямой устойчивости. Ему говоришь, что он совершенно неправильное мнение составил, человек, про которого он говорит совсем другой, надо отказаться от первого мнения, нет, он будет стоять на своем и из этого своего мнения относиться. Мнение это часто соотносится с разными ценностями.

Богатство

Например, есть люди, которые про богатых людей составляют более положительное мнение. Несмотря на их другие свойства и качества, даже если он злой, грешный, развратный, еще какой-либо. Но то, что он богатый, уже повышает его в глазах этих людей. Мнение, через его богатство, сразу составляется значительно более высокое, чем о другом человеке, совсем не развратном, не злом, но бедном. Если он бедный, то мнение о нем сразу будет низкое. Хотя он человек умный, совестливый и одаренный.

Известность

Другие, наоборот, мнение свое составляют через известность, и на все остальное не смотрят. Человек совершенно глупый и развращенный, но известный, и его известность повышает его в мнениях, в глазах этих людей. В результате человек, который искренний, честный и умный, но мало известный, скромный, о нем составляется самое низкое мнение.

Внешность

Третий, например, составляет свое мнение через внешние данные. Поэтому ему не важно богатый, известный – неизвестный, важно, чтобы был приятным по его представлениям. И вот одна любит брюнетов, а так все рыжие и белые сразу падают в его глазах. Другая, наоборот, любит рыжих, и чем огненные в рыжести своей, тем выше он в ее глазах. Поэтому ей совсем не важно богатый, не богатый, известный, неизвестный, главное, он – рыжий. Еще отношение к внешности, ко всякому облику лица, приятный – неприятный, красивый – некрасивый, или там к носу. Есть которые мнение свое составляют по ресницам, длинные ресницы, значит мнение высокое составляется, короткие ресницы, значит мнение низкое. Поэтому он вообще может быть поросенок по своему внешнему виду, но ресницы густые и длинные, все больше ничего не надо. Вот именно с таким выборочным вниманием к отдельным чертам лица, тела или к общему облику тела, вот это все узы мира.

Связь между душой и телом

А сама наука физиогномика или физиономистика, она раскрывает связь между душою и телом, характер души, проявляющаяся в телесном, или связь между эмоциональностью и телесными выражениями, и там происходит то или иное выражение лица в зависимости от настроения души. Вот, узы мира не только притягивают человека к определенным внешним людям и обществам, но и самого человека формируют под это общество. Поэтому сам себя делает под те ценности или под те нормы, которые он признает в окружающем обществе. Разные особенности связаны с характером человека. Особенно узы мира проявляются в группообразовании. В иерархии в составе группы, потому что всяк человек, попадая в группу, ищет в ней своего места. Люди в этом смысле очень различаются, одни хотят быть лидерами, другие хотят всегда быть им помощниками, причем первыми помощниками, сами в лидерство не выходят, но всегда занимают вторые, третьи роли. Третьи составляют срединную массу, очень боятся всякого выдвижения на какие-нибудь роли. Крепко держатся срединного положения и очень неприятно себя чувствуют, когда их низводят ниже их места. И, наконец, есть люди, которые занимают всегда в группе низшее место, это так называемые изгои или шуты, над которыми все издеваются, шутят, их ни во что ставят. Они сами другого места себе не знают. Поэтому они никогда не притязают на какое-нибудь место, среднее, тем паче никогда не идут в лидерство и боятся этого лидерства. Всегда, в какую бы компанию они не попали, всегда занимают место изгоя или шута, или же всеми обиженного, и так ведут себя, что очень быстро все распознают его место. Пребывание в общении друг с другом в такое постоянное определяющее место, т.е. общение, в котором постоянно происходит определение места и закрепление места в группе свойственно людям мира сего. Поэтому в основном люди, связанные со схваченными узами мира, они общение между собой имеют как постоянно определяющее их положение в группе. Постоянно выявляется и поддерживается место в группе, и поэтому ради этого происходит все общение между собой. В одних устойчивых группах это делается через рассказывание интересного. И лидер, тот кто более всего интересного рассказывает. В других группах это место всегда поддерживается через различные шутки, издевки над другими, и тот лидер, кто всех умеет задеть. А, соответственно, остальные все занимают то или иное место по способности ответить на это задевание. Один способен три четверти задеваний проглотить, а на одну четверть отреагировать так, что в результате оказывается в среднем положении. А другой проглатывает только одну треть, а три четверти не проглатывает, он становится вторым, третьим. А кто-то все проглатывает, поэтому по нему все проезжаются. И в ответ если шутит он, так уничижительно, оставаясь на своем месте или закрепляя свое место. Вот это все общение есть бесконечно продолжающийся механизм заново закрепления. И т.к. узы мира требуют всегда пребывания на своем месте в группе. Человек каждое утро нуждается в своей референтной группе. И как только он в нее попадает, он тут же начинает снова закреплять свое место в этой группе. Поэтому всегда характер отношений между людьми один и тот же. И это в мужской среде происходит более устойчиво. Мужские группы более устойчивы, и закрепление места происходит более лаконичными шагами или действиями. А женские группы, они, наоборот, малоустойчивые, быстро сменяются, потому что лидерство меняется. И сегодня она в настроении, значит она лидер, завтра не в настроении, она вдруг теряет свои позиции. В результате подруга перешутила ее, и теперь подруга стала лидером. Эти женские группы чаще распадаются, вновь формируются, опять распадаются. А это происходит только через общение, поэтому само общение в узах мира сего, оно крайне необходимо. Общение всегда имеет определенный характер в тех или иных группах, и всегда имеет одно единственное назначение – определение места в группе. А т.к. это происходит бесконечно, то и общение постоянно необходимо. Самые глубокие и страшные узы мира, это психопатические отношения, которые формируются между людьми, которые со властью держат человека в определенном стиле общения с окружающими, в определенных отношениях. Поэтому по этим психопатическим свойствам человек всегда ищет себе, он не просто ходит и формирует ту или иную группу, а он всегда ищет соответствующую себе психопатическую пару. Или психопатический треугольник или пентоугольник. .. Внутри по интересам собранных групп всегда существует такой референтный механизм. Например, наши, семейки это чисто референтные семейки. Причем они так откровенно все видны, особенно наши сестринские, хотя и братские то же.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить