Слово, как средство преподавания и воспитания.

 

 

Общее средство слова

Сегодня с вами пойдем, к средствам преподавания и воспитания. Есть общие средства, которые присущи преподаванию и воспитанию, а есть специальные. Рассмотрим средства общие. Средства – это с помощью чего совершается сам процесс. Важнейшим средством того и другого, общим средством, является слово. При этом в преподавании словом раскрывается образ предмета. Например, когда мы преподаем ремесленные способности по столярному делу, то идет словесное описание мебели, предмета мебели, допустим, стула. Затем словесного описания его назначения, следующие этапов его изготовления. Фактически словом можно описать весь процесс изготовления стула, словом можно описать все свойства стула, как свойства дерева, из которого этот стул делается. Одинаковый стул будет получаться, сделанный из осины и из дуба? Разная по прочности и, соответственно, разная по долговечности. Но это все описывается. Значит ли это, что человек или ребенок, услышав разницу осины и дуба для стула, распознает это в самом материале? Достаточно ли знать о разных свойствах осиновой доски и дубового бруска, чтобы реально различать эти два дерева. Т.е. словесное не дает опытное, отличается от опытного.

Разница между вкусом и образом, словом и опытом

Если вы никогда не вкушали фейхуа, и если вам сейчас рассказать вкус фейхуа, значит ли это, что вы уже попробовали его, что будете знать вкус? Так значит словесный образ не дает самого вкуса, а дает образ вкуса. В чем разница между вкусом и образом? Образ – это описание и принадлежит рассудку. А вкус – это непосредственное и принадлежит чувству. Сейчас мы таким образом услышали разницу между словом и опытом. Значит, слово, как средство. Однако, исчерпывается ли информацией само слово? Когда мы рассказываем, то оказывается в самом рассказе есть не только передача информации, но еще и передается отношение к предмету, о котором идет рассказ.

Отношение к предмету

Поэтому в слове, помимо информации, присутствует еще и отношение преподавателя к предмету. Можно рассказывать скучно, можно с интересом. Можно любя предмет рассказывать его, можно черство и сухо, можно эмоционально, равнодушно. Значит, есть в слове отношение к предмету. При этом отношение может быть от разного в человеке, от эмоциональности и от сил души, или от способностей и от разумной силы. Для церковного человека может быть от дыхания духа Божьего.

Рассудок

И, третье в слове – может быть отношение к слушателю. При этом может быть обращение к его способности, а может быть к его рассудку, к его эмоциональности, к интересам. Давайте попробуем привести примеры каждого из них. Обращаясь к рассудку слушателя, по чему узнаем, что к рассудку идет обращение слова? Каким будет слово, если мы обращаемся к рассудку, или каким будет действие самого говорящего при обращении к рассудку? Может ли быть информация точным движением к предмету, к примеру? Как идет точное научное знание, допустим, какого-то явления. Как разворачивается то или иное явление. Например, как вода превращается в пар? И точное изложение этого процесса, при условии проистекания этого процесса, будет ли восприниматься слушающими живо? Если вы слышите точное изложение явления, которое вы не знали, и оно для вас открывается. Вот вы, как вода превращается в пар, а почему это происходит, и вам учитель объясняет, донося только к рассудку. Он только рассказал, как это происходит. Если слушатель живет рассудком, рассудок – это часть души, внешняя душа, но достаточно емкая и большая. Объем рассудка у человека мы можем примерно уподобить объему вычислительной машины. Сегодня вычислительная машина повторяет все действия рассудка. Почему вообще возможно было создать вычислительную машину, она же уподобляет работу внешней души человека. Поэтому все операции, которые свойственны нашему рассудку, они выполняют… Но по каким-то параметрам вычислительная машина больше, чем рассудок. Однако, она не исчерпывает всех возможностей рассудка. Возможности человеческого рассудка все равно больше, чем вычислительной машины. Так вот, возможно ли просто рассудочное знание? Да, возможно. Чем оно более точное и чем ближе оно к естеству. Чем более оно правдивее описывает явление, тем оно для рассудка более лакомо. Что ли, оно для рассудка больше жизни, тем оно большая жизнь для рассудка.

Интеллектуальная и рассудок

А если мы обращаемся к способности, тогда что здесь? Одно дело к рассудку обратить рассказ о воде, а другое дело к какой способности можно обратить этот рассказ о воде, превращение воды в пар? Ну вот, интеллектуальная обращена к рассудку, интеллектуальная – это познавательная способность. Она составляет основу рассудка. А еще какой можно обратиться по отношению к воде?

Ремесленная способность

Ремесленной. Пользование воды – это ремесленная способность? Пользовать свойства воды в исполнении снежной горы, которую надо обливать водою, и она становится ледяною. А как тогда рассказ о том, как вода превращается в пар или в лед обратить в способности? Рассказывая сам процесс превращения в лед или в пар, мы обращаем это знание к рассудку. А к ремесленной способности, чтобы обратить. Что тогда о воде надо раскрывать? Применение воды, пользование воды мы будем рассказывать. Пользование воды и пользование свойств воды для обретения из воды ледяных изделий. А как сделать так, чтобы при этом вы обращались именно к способности, а не к рассудку? Можно рассудку рассказать о том как воду использовать для получения ледяных предметов. А как это обратить к способности ремесленной? …

Слушание способностью

Или другой, который живет способностью ремесленной. Который все время пытается что-то преобразить, берет природные материалы и все время думает, во что бы их превратить и во что бы их использовать. Такой человек сразу будет слушать все эти способности, все то, что подается рассудку, он будет воспринимать рассудком, но принимать и сразу жить будет самой способностью, он тут же будет их применять. Один услышал, как вода превращается в пар, а другой, не только услышал, а еще тут же, во что это можно применить и куда это можно приложить. Второй чем слушает – способностью. Но у нас вопрос касается не слушателей, а самого преподавателя.

Приподать слово к способности

Как преподавателю преподать слово так, чтобы оно шло к способности и при этом сидящие перед ним ученики рассудочного характера при его преподавании стали бы ремесленниками.. Он так преподает, что все становятся ремесленниками…. Интересно, это куда тогда поведет, - в эмоциональность. Во-первых, чисто содержательно, содержание не только будет раскрываться, но непременно будет сразу раскрываться и применение, потому что все делает ученик с … способностью.

Применение

Он начинает сразу продолжать дальше своего учителя, а он дальше продолжает сам за учителя применение делать своею способностью. Поэтому, когда мы по содержанию начинаем рассказывать применение, то это невольно начинает работать на способность, но полно ли? Может оказаться, что он и применение то же будет рассудком …А вот как преподавателю так преподать, чтобы в нем начала бы развиваться способность. Кстати, как увидеть, я работал в рассудок или я работал в способность? Принявший в рассудок пришел домой и рассказывал бы своим маме и папе – о, я сегодня вон чего услышал. Эти дети, принявшие в способность, что бы начали делать, они бы начали применять сразу.. Когда я вам преподаю какой-нибудь предмет, а потом вы попадаете на летнее поселение, и я обнаруживаю в итоге, ничего от предмета у них нет, что это значит куда я преподавал, - в рассудок. А если я преподавал в вашу способность, то вы бы все это применяли сразу. Вы не могли не видеть это применение, и все время жили бы этим применением. Значит, чтобы слово подавалось в способность, надо ее оживить, надо у слушателей саму потребность способности оживить. Тут начинается средством – словом. А оказывается он его подает всего-навсего в рассудок. И не подозревает, что способность он даже не поднимает. Значит, для того, чтобы слово шло в способность, как минимум, по содержанию оно должно нести применение. Но и это не гарантирует, что ты попадешь в способность. Что все-таки гарантирует попадание в способность, - предваряющее оживление способности. А как это сделать? Вопросами. .. Но словесные вопросы заставляют слушателя начать способностью распознавать ситуацию и способностью различить так или эдак надо делать. Например, если я задам вопрос «Какой температуры нужно взять воду, горячую или холодную, чтобы сделать ледяную горку?» Если я говорю про температуру, то сразу рассудок включился. А если я говорю «горячую или холодную», то сразу идет к опытной способности. Горячую или холодную воду надо взять? – холодную. Т.е. вы рассудком соображаете или применением? – опытом. А если я задам вопрос: «Какая температура должна быть у воды, чтобы заливая горку, сделать ее ледяной?» Температура – это сразу к рассудку …

Эмоциональное преподание

И теперь давайте рассмотрим пример, когда слово преподается эмоционально. Т.е. когда оно что возбуждает в ребенке? – Интерес. В этом случае как я буду рассказывать о воде? Буду помимо точного изложения процесса прибавлять разные завитушки на эмоции. Поэтому либо начну рассказывать о том, как это страшно или наоборот, как это весело, или как это меланхолично. Я об этом не только интонационно могу говорить, а такие обстоятельства начну рассказывать, которые закручивают именно эмоциональность. В результате, дети будут говорить – как интересно рассказывает преподаватель…..а отсюда можно пойти в рассудок. И поэтому недаром иногда бывает, что больше схватывается эмоциональностью, а потом еще сидишь вспоминаешь, что при этом для рассудка было сказано. Так вот, это слово, преподанное во внешнюю душу.

Разница рассудка и разумной силы

Но можно слово преподавать внутренней душе. Силам души можно преподавать слово. Как минимум, его можно преподавать в разумную силу. Но можно преподавать и любой другой из девяти сил, и чувству долга. Задеть чувство долга, пробудить чувство долга, можно словом и чувство попечительной силы, можно созерцательную силу задеть. Тогда как будет идти преподавание той же самой воды, например, в разумную силу? В чем разница между рассудком и разумной силой? Рассудок обращается к … , в ней что-то совершает и дальше, как это все проявляется в частностях, в свойствах предмета, как в событиях это все может меняться. Это все рассудок делает. Но постижение самой сути – это дело разумной силы. Так значит, чтобы разумную силу пробудить в действие(?) необходимо предваряющим словом задать какие вопросы? Для чего, – в применение может пойти, в способность. Давайте о воде зададим вопросы детям, которые бы в них были в движение разумной силы, а не рассудка….Если во мне есть способность идти в суть, т.е. разумная сила как-то жива, то я начну ею тогда двигаться. ..Как говорит, умение задавать вопрос, … половину дела. Если мы вопрос зададим точно, то тогда, куда мы зададим, то и заработает, и оттуда будет ответ. Вот такое умение задавать вопросы оказывается не очень простое дело. В то же время без этого умения ты практически не педагог и даже не преподаватель.

Как все-таки задать вопрос по поводу воды, пробуждающий разумную силу в жизнь? И если ты не пробудишься, то ты на вопрос не сумеешь ответить. ..если при этом ребенок начнет вращаться в своих знаниях и при этом вспоминать ответ на этот вопрос. То где он работает, - в пройти без события, без реального события невозможно. И вспоминаем сразу свойства сил души. Силы души всегда действуют в реальном. Поэтому разумная сила только в реальном будет искать свою пищу. Значит, простой вопрос в разумную силу сразу невозможен или трудоемок, надо сначала дать реальное. Реальный дать предмет или реальное явление. А потом уже из него идти в разумную силу. Все великие открытия были сделаны практиками-теоретиками, т.е. опытными теоретиками. Они в опыте пытались услышать суть происходящего. И эта потребность в реальном услышать суть происходящего, в опытном услышать суть, она и привела к великим открытиям. Но это дает нам сильнейшее основание, как выстраивать учебный процесс. Тогда мы видим, что сейчас произошло со школой, фактически это враг рода человеческого наделал, причем гениально сделал. Если иметь в виду, что гений – это есть демон, в переводе. Т.е. демонически сделано все, гениально все сделано, и точно уводит от душевного человека, от сил души. Вот такие удивительные вещи открываются.

Преподание слова в разумную силу

Давайте теперь попробуем к чувству долга, к нравственной силе. Как слово о воде преподать в нравственную силу? … если Бог творил мир, то творил Духом, и мимо ли нравственного. Нет. Вернемся опять к началу. Вопрос в нравственную силу о воде. Рассказывая перемены воды, подавать это слово в нравственную силу. Как это? Мы соединяем знания о воде с реальной ситуацией в человеческих отношениях. И чувство долга пробуждается именно здесь. В любом случае получается, когда мы информацию о воде обращали в способность, мы должны были вносить содержание о применении. В данном случае, когда мы обращаем в нравственную силу, то мы должны вносить содержание об отношениях с водою или об отношениях человека с человеком в связи с водою? Появляется еще и содержание отношений, и тогда только в отношениях появляется чувство долга. Отсюда потребность задать такую ситуацию, где начинает быть отношение через воду. Значит, чтобы слово о превращениях воды подавать в нравственную силу. Нужно в содержание вложить или добавить реальные события нравственных отношений в условиях применения воды, в присутствии воды. Или нравственные отношения поставлены в зависимость от воды. Например, как зимой вытащить человека из проруби и не заморозить его и не обледенить его, или как самому не провалиться. И все-таки, опять ход к нравственной силе идет ли напрямую в саму нравственную силу? Словом вообще можно, пребывая вне ситуации, войти в нравственную силу? Нет. Все равно мы входим в разумную, а от разумной передается импульс нравственной силе. И все равно содержание этого остается у нас в разумной силе. Значит, получается, что напрямую в нравственную силу словом войти в другие восемь сил нельзя. Все равно придется войти через разумную силу. В этом смысле ограниченность слова, т.е. оказывается, в деле преподавания слово полно может быть применено. Так, что забирает и рассудок, и способности, и эмоциональность, и даже в разумную силу можно преподать.

Дело преподания и воспитания

 В деле преподавания оно – полноценное средство, а в деле воспитания оно ограниченное. Оказывается, оно только в разумную силу может войти, а все остальные силы все равно не развивает. Оно полагает им начало к развитию, осеменяет их, но не развивает. Это как семечко в землю брошено, оно в себе все необходимое для развития целого растения содержит, но оно не само растение, оно только прообраз его. Так и слово, вложенное в разумную силу души, есть то самое семечко. Которое потом разовьется в движение той или иной силы, но для этого требуются обстоятельства, требуется ситуация, событие. Без события семечко не прорастет.

 

Реальная ситуация

 Поэтому начало воспитания – это словесный образ в разумную силу, как семечко в почву. А в педагогическом событии это будет какой этап? Четыре этапа в педагогическом событии. В педагогическом событии это какое действие? – Усвоение созидаемого образа, второй этап. Оно словесно подается, созидаемый образ. Педагогическое событие есть усвоение созидаемого образа, преподаваемого словом. А дальше, чтобы это слово проросло, или чтобы это семечко проросло в ту или иную силу души необходимо уже что? – ситуация нужна. Событие, реальное невыдуманное. Если мы зададим выдуманную ситуацию, сценическую, воображаемую, то тогда во что мы разовьем, в эмоциональность. Эмоциональность и воображение свойственны рассудку. Вот элементом реальной ситуации как раз было появление Ивана да Марьи. Для части детей это была реальная ситуация, которые поверили, что правда откуда-то пришли Иван да Марья. А для тех детей, которые увидели бегающего Василия, а потом вдруг он стал Иваном да Марьей, то тут, конечно, все было чисто сценическое. Еще одна реальная ситуация.. Девочка рисовала рисунок и – столкновение с подружкой, обиделась, а рядом за рисунком сидел Иван, и тогда воспитательница обращается к девочке: «А вот смотри, Иван просил нарисовать страну детства, неужели ты для него не хочешь нарисовать?» И девочка преодолела свою обиду и начала рисовать для Ивана. Действительно, попечительная сила или чувство долга здесь, нравственная сила пробудилась, и она ею преодолела себя. Здесь это непроизвольно произошло. А теперь мы знаем, как воспитатели, слыша, как можно педагогическое события развернуть. Тогда специально искали. …причем это выходило в более реальные вещи. Когда было письмо мальчика, который был в поселении, и он остался одинокий и просит помощи. Была живая ситуация, и дети тогда, вплоть до того, что можно было ему ответные письма писать, и адрес был дан. Рисунки для него были тогда, не для развешивания в школе. Это правильный ход был.

Слово подается из силы духа

 Последнее, слово может подаваться еще из силы духа, и тогда поднимать дух слушателей. Тогда вопрос. Как можно тогда о воде так преподать, о превращениях воды, чтобы поднять дух ребенка? Оказывается раскрывается, такая возможность слова, как средства воспитания или преподавания. Слово, оказывается, является мощным средством воспитания. Может слабый духом преподаватель, пользуясь словом, как средством, поднять дух слушателей? Владеет ли само по себе слово такой способностью или оно должно сопровождаться силой духа, и тогда только оно поднимет дух? Всегда любое слово, даже чисто рассудочное слово. Если мы слушаем, то мы можем по-разному его услышать. Слушающий по способностям тут же начнет применять его. Слушающий эмоционально начнет всякие завитушки разыгрывать, потому что преподаватель вроде весь рассудочный. А ученики в этот момент шутками перебрасываются между собой по поводу воды, тут же превратили в эмоциональные штучки. Тогда давайте посмотрим, что есть дух, свойства духа. Есть слово, преподаваемое в веру. Евангельское слово. Например, в богослужении оно не просто звучит, как слово, оно сопровождаемо благодатью Божией. И если ты способен воспринять это, тогда оно в тебе совершенно по-другому прозвучит. Вот это еще сила слова. Сила слова от сопровождения. А здесь вот с духом как быть? Человеческий дух имеет какие свойства? – Крепость, силу духа, ревность духа, жажду духа, жажду расти, возрастать, решимость воли. Студент: Крепость духа можно проверить, если обливаться водой. Посмотреть, как влияет холодная вода на тело. Батюшка: Слабые духом тут же притихли. А кто из вас обрадовался этому, холодной воде? Вот, пожалуйста оказывается, и хилый духом может словом пробудить крепость духа. Если ты не распознаешь, во что подаешь, а сам живешь в гордом духе, то и подашь обстоятельства в гордый дух. Значит, само по себе слово имеет достаточную силу, даже влияние на дух. Миша привел пример с обливанием холодной водой и сразу все слушатели пережили съеживание. А крепкий духом спокойно это принял, сильный духом в радость это принял. Была проверка духа. И до сих пор мороз по спине. Какой можно вопрос задать, - «А как себя человек поведет, если он обливается ледяной водой?»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить