.

Разумная сила и разум

Мы всматриваемся в состав внешней души и в ней рассмотрим рассудок. Чтобы увидеть его отношение к целому человеку, соотнесемся с другими познавательными силами в человеке. К таковым относятся сам рассудок, воображение и память и разумная сила души или разум. Разумная сила души дальше духу принадлежащий собственный разум, т. е. дух. Все эти силы являются познавательными. Внешняя душа, рассудок, воображение и память. Внутренняя душа, добродетельные разумные силы и духу принадлежащий сам разум, разум духа.

Разумная сила и разум духа вместе составляют одну действующую силу в человеке, которую св. Феофан Затворник рассматривает как разум.

Для того, чтобы вам сейчас внимать материал, сначала слушайте, а потом запишите. Если вы сразу включаете запись, то разумная сила оказывается отложена в сторону, слышать нечем. Если вы начинаете сразу записывать в тетрадочку, то из двух действующих рассудка и разумной силы души действует рассудок. А разумная сила души, которая внемлет внутренней сути говоримого, она отключается. Действует только один рассудок, который ловит содержание говоримого, еще надо его записать, а что не успел, надо подглядеть у соседа, тут столько всяких действий рассудка, что не до разумной силы. В результате получается, вы сидите в своем компьютерном содержании, а человеческого нет. В итоге лучше было бы вместо вас сюда посадить пятнадцать компьютеров, они бы эту работу лучше сделали, чем вы.

Поэтому задача нашего обучения – это всему внимать разумною силою. Причем не просто внимать, а внимать во исполнение, совершение этого в своей жизни. А это только разумною силою, потому что рассудок, он внимает не для исполнения. Рассудок внимает для того, чтобы с этим работать, с этим что-то делать, обсудить, обмыслить. Чтобы этот материал потом кому-то другому донести, доложить, было бы чем похвастаться. Для этого работает рассудок, но вовсе не для совершения в себе самом. Для совершения в себе самом трудиться только разумная сила души, как добродетельная сила. Поэтому если вы сейчас сидите и строчите в свои тетрадки, то вы в это состояться, что вы пишете не сможете. А ведь сам процесс общения с преподавателем может быть для вас моментом вашего развития, вашего осуществления, вы сейчас делаетесь частично тем, что вы слышите. Но для тогда научитесь сначала внимать внутренней душою, а затем можно записать для рассудка.

Человеческий разум

В познавательных силах человека его внешняя душа –это воображение и память, как самые низшие способности человека, затем рассудок, как средняя способность человека, вот они вместе составляют внешнюю душу. А внутренняя душа – уже добродетельная разумная сила души и ее питает дух своим разумным устремлением, потому что дух сам по себе в себе самом разумен. Это его природа такая, потому что разумен Сам Бог. А раз человек сотворен по образу и подобию Божию, то сотворен в духе своем как Бог, тоже разумен. Поэтому разумный дух поддерживает и питает разумную силу души в человеке. В целом это все составляет разум человеческий.

В чем между ними разница? Если воображение и память фиксируют статичные данности мира. Мир в его наличии, как он есть, это память делает, воображение может отображать этот мир в его внешней данности. Если память схватывает содержание мира, соотношение мира, действия мира и события, то внешний облик всего происходящего в мире схватывает воображение.

Разумная сила

Что делает тогда рассудок? Рассудок способен исследовать мир, входить в его внутренние составы, но именно те, которые могут быть изучены. Вся наука делается таким образом рассудком. Все опыты, которые производит ученый человек, испытывая вещества, исследуя предметы, все это совершается человеческим рассудком. Вся познавательная деятельность, в опыте совершаемая, куда осязательный человек добирается, все совершается рассудком. Затем рассуждение, размышление, внутреннее установление связей между опытно добытыми частыми, это все тоже делается рассудком. Закономерности, которые происходят в мире – это все дело рассудка. А далее в мире есть невидимое внутреннее отношение всего происходящего в мире то, которое опытно никакими экспериментами, никакими специально поставленными операциями не вытащишь и не схватишь. И тем не менее, закономерности присутствуют в мире. Например, закон гравитации. Отпущу коробочку, упадет. То что она падает, это схватывает наше воображение, оно видит реально событие в его внешней данности. Схватывает наша память, запоминает, как эта коробка упала. То что есть какие-то отношения между коробочкой и землею, об этом может рассуждать рассудок. А каков сам по себе закон гравитации, во что он выливается, чем это схватить? Опытно это можно схватить? Экспериментом это можно измерить? Нет. Поэтому получается, что эта внутренняя сам по себе закон гравитации, который хранит все эти внешние проявления между веществами. Между массами веществ, это схватывается разумною силою души. Поэтому все видимое и опытно досягаемое испытание исполняет рассудок, а затем внутри себя размышлением и рассуждением допытывается до чего-то, но до некоторых границ. А далее начинается невидимые и опытно не осязаемые явления, которые составляют главные смыслы и главные закономерности явлений природы или явлений мира. И тогда в это уже проникает разумная сила. Дух при этом, разум человека проникает и в духовное основание этих явлений. У каждого физического явления есть еще и духовное основание, логосное. Ибо все изначально в мире, все явления, все предметы, которые в мире сотворены, они сначала были возведены в виде логосов, т. е. духовных образований, которые составляют суть каждого явления, каждого предмета. И далее этот логос проявлялся в вещественное и проявлялся в творении в его вещественный облик. И тогда по этому логосу вещественно влагались законы, которые весь мир сейчас хранит.

Поэтому то, что сегодня изучает наука, частью делается рассудком, а частью разумною силою. Наиболее глубокие открытия, которые совершались в науке, они были совершены разумною силою души. А то, что открывается при этом еще верующему, духовно высокому человеку, духовно богатому человеку, то делается разумом духа, духовная сторона в явлениях открывается.

Собираются опытные материалы о внешнем мире наблюдением, воображением и памятью. Преобразуются эти материалы в познания рассудком. Познаются невидимые и духовные стороны вещей и явлений познанных рассудком – разумом (разумною силою души и духом).

Образ деятельного рассудка

Рассудок – способность, обращенная на познание видимого, тварного и конечного мира. Деятельность его утверждается на воображении памяти, которая благодаря наблюдению чтению и слышанию собирает для него материалы об окружающих явлениях и предметах. Все материалы и сведения, таким образом собранные. Рассудок должен превратить в ясные понятия и построить из них знание посредством мышления. Образ деятельности рассудка - приемы познания: составить понятие, сделать суждение, умозаключение или–обобщение, определение и развитие мысли. Он познает свойства и состав вещей, причин и действия, средства и цели, природу вещества и форму. Основывается рассудок на наблюдении и опыте. А действует обобщением и рассуждением. В итоге рассудок сначала идет к составу и свойствам веществ и явлений, от них восходит к действиям, от действий – к силам, которыми эти действия производятся, от сил – к взаимному их соотношению и строю.

Развитие рассудка

Мы увидим, что фактически занимаясь с детьми, с подопечными, как раз воспитатель в своей преподавательской деятельности занимается развитием рассудка. Сначала надо научить наблюдению, а значит, выделению из окружающих предметов различных их свойств, действий. Затем надо научить выделять действия, которые совершаются в явлении, благодаря каким действиям происходит то или иное явление, или событие. За этими действиями необходимо научить ребенка видеть силы, которые совершают эти действия, их выделять. Например, наблюдая окружающую природу, мы увидим, что совершается дождь, есть ручьи, озера, реки, но как это связано с собою, дождь, озера, реки, не сразу скажешь, пока не произведешь специальных наблюдений. Оказывается, что если начать наблюдать, то выясняется, дождь проливается видимо, образуются ручьи, ручьи стекаются в речку. Маленькая речка сливается с большой рекой, большая река в конечном итоге впадает в море или озеро. В результате вся вода с неба давно должна оказаться в море. Откуда тогда она берется в небе? Тогда начинаем наблюдать дальше, нальем в блюдце воду, окажется, что через полдня в блюдце половины воды нет. Куда делась вода? Она ушла вся в воздух. Оказывается, вот откуда вода попадает в воздух. Наблюдение. Вода поднимается в воздух. А что дальше делается в воздухе? Оказывается, пока она в горячем воздухе, она невидима в виде пара. А в холодном воздухе она… Это тот самый пар. В небе видны сгущенные, летающие пары, пары в виде сгустков. Что такое? Это облака. Оказывается, если в холодильник продолжать дышать дальше, то на холодильнике начинаются снежинки и он весь обледеневает в итоге. Оказывается, если эти пары становятся гуще и начинают сцепляться, в итоге получается весь морозильник облеплен снежинками, а потом льдом. Снежинки летят вниз, достигают горячих слоев воздуха, разогреваются и превращаются в капельки и в результате идет дождь. Хотя изначально оттуда падают не капли, падают снежинки, но в итоге они превращаются в капли. Вот вам пожалуйста круговорот воды в природе. И этого мы всего достигли благодаря наблюдению, хотя я вам сейчас все рассказал благодаря чему? Я вам сейчас блюдечка не ставил, полдня вы за ним не наблюдали. И тем не менее, сложился образ? Сложился. Чем вы тогда работали? Воображением. А теперь через два дня я вас спрошу, вы мне ответите памятью. Получается, рассудок наш опирается на наблюдение, воображение и память. Соответственно, если ты преподаватель, то ты можешь давать материал воображению, что сейчас я произвел, а можно подавать наблюдению. В каком случае полнее рассудок включается? На основании наблюдения или на основании воображения? Вполне и глубже всеми силами своими рассудок включается на основании наблюдения. Потому что наблюдение имеет много разных сторон. Воображение подается уже выжимкой из наблюдения. Если бы вы наблюдали, то много бы всего увидели. А что из этого надо наблюдать, чтобы связать с процессом кругооборота воды, вы даже бы и не сообразили. Поэтому наблюдение богаче, полнее по факту событий и возможности для действий рассудка внутри наблюдения значительно больше. Отсюда естественно, что дети прошлого времени, прошлых веков, которые жили в основном наблюдением окружающей природы. По своей внутренней развитости были богаче современных детей. Хотя сегодняшние дети, благодаря воображению, могут огромные объемы схватывать, но зато они беднее по своей познавательной силе. Воображение менее способно, нежели наблюдение.

Познавательная сила

По познавательной силе сегодняшние дети совсем не развитые, поверхностные дети. Мы все с вами принадлежим к бедным детям. Вот сидят здесь калеки по познавательной силе. И это действительно обнаруживается.

Наблюдательная сила

Если вас вывести сейчас на природу и предложить вам понаблюдать, то вы, оказывается, совсем доходяги в этом, т. е. больше, чем на десять минут обычно не хватает. Через десять минут наш студент уже ищет, что бы поделать, ну сколько мы тут будем сидеть, ну сколько можно вообще париться тут на солнце. – Как париться? Да ты еще не начал наблюдать, ты еще не вкусил этой радости жизни, как же ты кричишь париться?

Оказывается, современному человеку наблюдать – дело очень сложное, потому что у него эта сила его внешней души, познавательная сила внешней души, она совершенно расслаблена, благодаря телевизору и разным зрелищам. Человеку для наблюдения ничего не дается, сразу дается в готовом виде, да еще крупным кадром. Тебе ничего не надо делать, тебе только надо сидеть и смотреть. А делает камера, оператор наблюдает. Чтобы быть действительно опытным оператором, надо развить в себе наблюдательную способность. Кстати, хорошие операторы и хорошие фотографы, это те люди, которые развили в себе наблюдение. Мы видим одно, в кадре, а они видят совершенно другое. Они сделали фотографию, и мы щелкнули фотографию, небо и земля. А фотографировали то же самое. Или он с камерой и я с камерой, а потом смотришь на экран, у нас смотреть нечего, скука одна, а у него мир целый. События одни и те же снимали на камеру. Он снял, оно живое и мы не можем оторвать глаз от этого живого. А мы снимали, ничего особенного нет. Потому что у него наблюдение, он наведет камеру на событие, которое действительно событие. А мы ничего не можем выделить, у нас наблюдения нет, мы не выделяем ничего, мы просто в целом схватываем. – Где ты был? - В лесу. – Что ты видел? – Деревья. Трава была. – А что там еще было? – Ну птички пели. – А еще что? – Ну жучки гудели. – И все? Больше ты не в состоянии ничего описать, ни сказать. Эта сторона жизни, особенно в современном мире, где мы себя окружили готовыми зрелищами телевизионными, иллюстративными, в виде картинок, еще пляс готовыми литературными описаниями. Мы кроме книг ничего не знаем, мы природу саму никогда сами не описывали, не вникали в нее, а значит мы не наблюдали. Это редкость сегодня, чтобы человек умел писать сочинения, из которых было бы видно, что это человек наблюдательный, он такие детали вдруг в сочинении выписал. Оказывается, все сочинения событийно плоские. События описываются, иерархия вещей и предметов примитивная видна. И все. А на большее человек не способен, потому что наблюдательная сила в нем не развита.

Начало наблюдательной силы

К сожалению, в современном деле преподавания все преподавание сейчас построено на воображении, на памяти. Даже наглядные пособия, которые вы видели в школе, изучали, они не требуют наблюдения, они требуют только лишь демонстрации и видения. Кому из вас показывали, как извлекаются искры из динамо-машины? Большая часть из вас современного характера обучения, вы даже не знаете, как это все происходит, как крутятся эти диски, как они нагнетают электрическую энергию и как между шариками начинают искры летать. Вы этого ничего не видели? Мы поколение восьмидесятых годов это все видели, причем у меня это все в памяти, это как некое потрясение было, увидеть, как два трущихся между собою диска, а тут два шарика, начинают крутить эту ручку. И вдруг между этими шариками начинаются искры, треск, в воздухе пахнет дымком. И я до сих пор это помню, настолько это сильное впечатление. Но было при этом у нас наблюдение? Нет. Нам это демонстрировалось, а нам это надо было увидеть, как впечатление. Вот как впечатление я это схватил памятью своей и я это сейчас в душевной памяти своей несу, но я не научился при этом наблюдать. Чтобы наблюдать, это мне надо самому эту ручку покрутить. Покрутить, почувствовать, что при этом происходит, да еще как происходит. В одном случае происходит, в другом не происходит, вот где наблюдение начнется.

Вот когда была внедрена Давыдовская методика, там как раз наблюдению уделяется значительное место. Когда разрабатывали методику по Давыдовской методике, то делалось следующее – детям всем раздавалось по кусочку газеты, небольшой горсточке металлических опилок и по магнитику. И начиналось самое сказочное действие – магнит под листочком, опилки на листочке, то встанут, то упадут, то сюда побегут, то туда побегут, то так бегут, то так, то совсем упадут. Какая красота! Вы это делали? Нет? Да вы вообще совсем ничего не знающие в жизни. Мы год занимались этими опилками. А еще в песке магнитиком поводил, поводил, вытаскиваешь – борода железных опилок, оказывается в этом обычном пляжном песке полно железных опилок, целая борода. Подольше поводи, такой длины борода возникает, это из песка. Но ведь это так здорово все это почувствовать и увидеть эти закономерности. Изучение явления магнитного, связанного с этими опилками и магнитиком, посвящается этому десять уроков. Десять уроков дети ничего другого не делают, кроме как возятся с этими опилками, с одним кусочком бумаги, больше ничего у них нет.

Включение рассудка

Оказывается, чтобы пронаблюдать разность и богатство этого явления требуется десять уроков ставить разные задачи на испытание. И учитель ставит эту задачу, ребенок испытывает опилки. А потом включается рассудком и соображает, что происходит с опилками, в связи с чем так происходит и какая связь между опилками и магнитом происходит? Оказывается, там магнитные силы работают. Как они там распределяются? Оказывается, это все в конечном итоге можно с помощью опилок увидеть, распределение этих магнитных сил, а потом остается только лишь……

Десять уроков дети занимаются магнитом, естественно, они включаются наблюдением в первую очередь. Вслед за наблюдением включается воображение, которое это все вбирает в себя и начинает вникать в то невидимое, т. е. в те закономерности, которые происходят. Почему такая связь с магнитом, почему с гвоздем такой связи не происходит, гвоздь подводишь, ничего не происходит, а магнит подводишь – происходит. И тут начинает быть сам рассудок включается и рассуждает. И выделяет закономерности, выделяет свойства, особенности, как опилок, так и магнита, так и магнитных сил. Обнаруживает эти силы. И на протяжении десяти уроков всю эту научную деятельность, все это научное испытание совершают ученики четвертого класса на уроках природоведения. Где впервые дается по Давыдовской методике возможность изучить магнитные явления.

Происходит ли при этом развитие наблюдения? Происходит. Правда, если бы не было учителя, то десять уроков дети не смогли бы сидеть над опилками. Три, два урока посидели, дальше это наскучило, побежали бы играть. Потом бы, возвращаясь к опилкам, где-нибудь на пляже, или еще как-то, бороду эту вытащить из песка, поглядеть, как они солдатиками делаются, потом опять все стенною ложатся. Тоже интересно. Но чтобы при этом изучить само явление в богатстве его, да в разнообразных проявлениях. Это он конечно сам не в состоянии сделать, у него в такую меру наблюдательная сила не развита, кому ее тогда развивать? Нам с вами.

Развитее наблюдательной силы

Поэтому в прошлом веке дети жили в большем богатстве наблюдения, потому что жили в окружении реальной живой природы, выйдет из дома, сразу на природу выходит. Дойти до храма, надо через поле, через лес пройти. Надо пойти на сенокос, так это еще дальше надо по полям и лугам пройти. Сколько всего видит, сколько всего наблюдает. А если рядом очень хороший, опытный старший. Брат или тем более отец, или мать, которые учат наблюдению. Они пройдут, дойдут до поля, а отец спросит ненароком: ну, заметил? – А чего заметил? – Ты, оказывается, еще несмышленыш. Скажет отец и пойдет работать. А этот зацепился. На следующий день опять пойдут. И отец снова спросит: ну а теперь заметил? - Заметил. – Что же ты заметил? – А там птичку заметил. Хорошо, только маловато. И пойдет работать. Опять зацепил. От раза к разу, если он мудрый отец, вот так сначала зацепит сына своего, а тот уже сам во все глаза смотрит, что бы еще понаблюдать? Что в нем развивается? Наблюдательная сила, а внутри нее познавательная, разумная сила, а внутри действует дух, который однажды оживит отец следующею фразою. Расскажет свои наблюдения, как он однажды увидел вот что, вот что. А отец скажет: милость Божия. И пойдет опять пахать. Действия отца короткие, всего фразу бросает, и пошел, не торопится, не спешит, а с сыном в этот момент что-то такое происходит. Такое интенсивное, такое горячее, что в итоге, когда вырастет сын к возрасту семнадцать лет, это богатый, полный человек вырастает, во всем своем, оказывается, до самой глубины души и духа своего весь живой.

Отсечение от разумной силы

Что сегодня делают? От полей отлучили, от лесов отлучили, загнали в город, да еще в городе загнали в класс. А в классах где взяться наблюдению? Тут только лишь одно воображение, и то воображение дается очень много, берется огромный объем знаний самых разных, но только при этом совсем не трогается наблюдение. Не касается человек живого события. Живого явления. В результате у него воображение раздувается, развивается, при этом возможности рассуждения на основе воображения становятся богатыми и емкими, а реальную жизнь он все равно услышать не может. Сама разумная сила души при этом развиваться не может. Потому что разумная сила идет за наблюдением, она входит в реальное событие и в нем всматривается, а за воображением идет только лишь рассудок. И поэтому получается, там, где человек берет материал воображением и далее испытует его рассудком, он оказывается отсечен в своей разумной силе. Только наблюдение порождает жизнь разумной силы, так как ему свойственно встречаться с реальным миром, с реальными явлениями. И в этом реальном явлении зрить ту глубину, которая совершается в этом реальном явлении. Но в этом случае требуется наблюдение этого явления. Поэтому за наблюдением идет разумная сила.

Посмотрите, что произошло сейчас. В учебном процессе в современном периоде полностью изъято наблюдение. А через него отсечена разумная сила души. И современная молодежь вся воспитывается на воображении и на рассуждении, на рассудке. При этом не подозревая, что такое наблюдение, а отсюда скрытая за ним разумная сила души, разумение явлений. Поэтому человек, благодаря такому вражьему сатанинскому действию в преподавании оказывается отсечен от самого себя. Он превратился в некоторого робота, во внешнего человека, а внутренний человек не развивается, потому что наблюдение отнято у него. Вот что происходит.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить