Общая педагогика.

                                                                                                            

Память и воображение. Интеллектуальная способность

 

Рассмотрим  третью  часть  внешней  души, – это  рассудок.  Рассудок обращен  на  познание  видимого  планового (?) мира. Мира конечного, данного нам в опыте. В этом  смысле  основой  рассудка  является  интеллектуальная способность человека. В то же время рассудок опирается на воображение, на память. Потому как в памяти удерживаются   обретенные знания и опыт, а воображением  душа  простирается  в   несовершенное,  вперед.  Таким  образом, получается,  что  память  содержит  в  себе  бывшее,  а  воображение  простирается в предстоящее.  Посреди   этого  пребывает  рассудок,  который  умеет  обращаться   с бывшим   с  предстоящим,  и с настоящим, т.е. сейчас изучаемого и исследуемого. При этом, чтобы настоящее изучить, рассудку необходимо наблюдать, ему свойственно наблюдение  настоящего.  А  на  основании  самих наблюдений рассудок выполняет суждение. Рассуждает, опираясь на факты наблюдаемые, проникает внутрь видимых вещей и явлений, и рассуждением открывает их внутреннюю природу. Через это мы видим, что рассудок такая особенность человеческой, внешней души, которая способна проникать в строение вещей и явлений  через  видимые  их  проявления. Мы это видели на разных примерах, когда  по  внешним  поступкам  человека,  например,  мы догадываемся о том, какие  у  него  смыслы,  намерения  были  и  есть.  Очень  много об этом, читали всякую-разную литературу.  Следователь, который разбирает те или иные преступления, две способности должны быть развиты у него, одна – наблюдательность, видеть внешние факты, а вторая – рассуждение, т.е. способность  проникнуть во внутренние причины и связи видимых вещей, видимых явлений. Например, наиболее известный, это Шерлок Холмс, такого яркого рассуждения, где через сопоставление  внешних  фактов  проникает  рассудком  в  то,  свидетелем  чего  он не был. Он является свидетелем только лишь тех внешних фактов, которые он обнаружил,  увидел  о  совершенном  преступлении,  однако  рассудком  проникает в события, в  которых  сам  не  участвовал.  И  действительно  их  разбирает так, как они совершились или произошли.  Т.е.  рассудок – это такая особенность проникновения  внутрь  явлений  через внешние факты. Еще более ярким примером такого делания является любой ученый, он исследует явление по внешнему  его  проявлению.  Затем,  проникая  через  эти  внешние  явления внутрь, и открывает все закономерности, которыми совершилось  явление. Так были открыты все электрические  явления, когда фактически ни один человек в руках  никогда  не осязал  ни  электроны.  Потому  что  их  невозможно  взять  в  руки,  ни  протоны,  ни  строение  самого  ядра.  И  только производя внешние опыты и видя  результаты  этих  опытов  человек  суждением  проникает  внутрь  явления  до таких тонкостей, которые невозможно ни глазом видеть, ни руками осязать. И  описывает  происходящее  внутри  достаточно  ясно, точно, настолько, что опираясь  на  эти  рассуждения,  может  дальше строить новые опыты и закладывать новые приборы, и они все работают.  Потому что внутреннее, происходящее в приборе, точно видит и слышит. Сегодня мы точно таким же образом, допустим, этот магнитофон сделан. И  тот, который сделал или пользуется этим магнитофоном не в смысле для звукоизвлечения, а умеют его ремонтировать. Он  прежде  чем  действовать  руками проникает сначала рассудком  своим  в те электрические, механические действия. Которые происходят в  магнитофоне  и  примерно  высчитывает  умом,  где  какая  поломка. А затем  непосредственно  чувственным  опытом  рассматривает  эту  поломку,  есть она  или нет. И  проверяет там, где она действительно есть, выправляет, исправляет.  Но  опора  при  этом  для  него  не  чувственный  опыт,  он  ни  диоды по их форме, ни триоды соединяет между собой. Потом какие-то элементы электронной  схемы не чувственным опытом слышит, какие они, а рассудком своим  проникает внутрь. Вот эта удивительная способность рассудка предслышать,  предувидеть, предугадывать внутренние состояния вещей и явлений,  обращает его к явлениям непосредственно сейчас пребывающим. Поэтому видите, в этом смысле рассудок занимает срединное место между воображением и памятью в сознании человека. А все вместе есть сознание. И способен  проникать  в  настоящее  предмета  и  явления,  равно связывать прошлое.  Содержание памяти, с настоящим и будущее, т.е. воображаемое, с настоящим,  поэтому  у  него  срединное  место  в  сознании.

 

Формальная сторона - первая глубина

Рассудок строит наблюдения, собирает их воедино, составляет разные понятия,  суждения,  делает разные умозаключения. Помимо этого может обобщать, определять  и  развивать  мысль или выстраивать мысль. Это содержание  рассудочных  познаний  есть  формальная  сторона  рассудка.

 

Содержательная - вторая глубина

А  есть  содержательная  сторона  рассудка, в которой он различает, распознает свойства, качество вещей и явлений, состав вещей, причинные их отношения. Раскрывает внутреннее содержание предметов и явлений, причины отношений, средства и цели отношений между ними, причины и следствия, отношения между движением и формой. В  первом случае, когда формальное действие  рассудка  идет,  то  он  открывает  для  нас  реальность  фактов,  а  когда идет  содержательная сторона или материальная сторона рассуждения, открываются   связи,  отношения  внутренних  частей  предмета.

Деятельная - третья глубина

В деятельном рассудку свойственны добродетели. Это третья глубина. Первое, это формальное делание рассудка, т.е. распознание частей и состав предметов и явлений. Вторая, это содержательная сторона рассудка, содержательная  деятельность  рассудка.  Нахождение  причин,  связей,  следствий,   исполнение  обобщений.

 

Первая добродетель: труд

И,  третья  это деятельные  добродетели рассудка, деятельные его способности. Прежде всего, это труд. Рассудок способен к труду, это его внутренняя потребность. Как в самом наблюдение требуется труд собранного наблюдения и точного выявления существенного в фактах. Умения выделить главные факты, отложить второстепенные, умение сопоставить факты друг с другом. Так и во втором, особенно во втором, требуется значительное усилие, чтобы  не  рассеиваясь,  не  рассыпаясь,  точно  провести  связь  отдельных  фактов друг с другом и найти причины. Затем найти связь между частями предмета и явления.  Любое  рассуждение  над  каким-либо фактом окружающего мира требует труда.  Порою очень напряженного труда, такого, который забирает так, что человек  забывает  про  свои телесные потребности, про еду, про сон, даже забывает  про  свои  иные какие-то попечения, заботы. Даже обязанности, настолько тщательное  вникновение  в суть явления требуется порою.  Настолько умения трудом брать причину этих явлений, что только в богодарованном пребывающий  рассудок,  в  конечном  итоге,  способен  так углубляться в этот труд  рассуждения.  Рассудок,  который  пребывает  в  своей  естественной природе,  богодарованной  природе,  живет  этим  трудом.  При этом он углубляется  не  в воображении, где создается нечто впереди стоящее, а углубляется в  сейчас  пребывающее. В  вглубь  того  или иного предмета и явления,  для  того,  чтобы  услышать,  распознать, что это такое.  Например,  что такое  свет.  Нам  сейчас  просто  об  этом  говорить,  потому как мы имеем внешние знания  об  этом.  Нас  научили,  и  мы  в  своем  воображении,  в  представлениях имеем знания о предметах, о свете, но помимо нашего представления знания о предмете. Чем берутся знания, знания о свете? Если вникнуть  в  себя,  может оказаться, что кроме как представления о свете мы больше ничего не имеем. Это область нашего воображения. А рассудок по отношению  к  свету в свете еще не бывал.  Что такое свет, как явление? Мы туда не вникали.  И  поэтому  труда  по  поводу  вникновения  в  явление  света  мы  не знаем. Тогда возникнет вопрос: «А вообще о чем-нибудь мы знаем? Например, было ли что-нибудь в мире или  в жизни  нашей,  над  чем мы трудились рассудком,  а  не  представлениями и знаниями извне полученными?» Да, наверняка было. И каждому желательно воспомянуть, какое явление стало предметом  именно вашего рассудка. Не  восхищенного знания, услышанного или  прочитанного.  Не   предметом  вашего  воображения,  представления.  И  тогда  мы  увидим  разницу  между  познанием извне с помощью преподавания знаний  и  собственным  познанием,  когда  мы  трудимся   рассудком.  В   первом  случае  мы  трудимся воображением, воспринимая представления о предметах на уроках. А  в  другом  случае мы трудимся непосредственно собственным рассудком.  Одни  преимуществуют  в области  воображения  и  представления,  они  получают  радость  от  чтения  и учебы. А  другие  больше  присутствуют собственным рассуждением. Собственным рассудком, те преимущественно пребывают  в  размышлении.  Поэтому  любят  больше  побыть  наедине,  нежели  сидеть  на  занятии  и  слушать. А  третьи пребывают наоборот в памяти и больше любят сидеть и воспоминать  о  том,  что  было  и жить  воспоминаниями  прошедшего.  И  вот  вы увидите,  что  все  три  типа  людей  есть,  так  же  как  и  есть,  которые  все  три любят  делать.  А  кто-то в двух пребывает, в третьем он меньше пребывает. Но все-таки  центром  человеческого  сознания  являются  не  воображение и не память, а рассудок.   Поэтому способность к рассуждению должна  быть  развита  в  каждом человеке, но над этим надо специально трудиться.  Надо  высвободить  добродетель  рассудка,  это  труд,  которая  сегодня, на сегодняшний день, к сожалению,  порабощена  грехом,  повреждена  грехом.  Поэтому  и человек, вместо того,  чтобы уметь трудиться, и иметь вкус к этому труду  над  рассуждением,  значит,  побыв   наедине,  вникнуть  в  то  или иное явление,  открыть  его  для  себя  самого,  расчувствовать  его  рассудком.  Вместо этого труда  он  больше  склонен  быть  в рассеянности и в разных внешних впечатлениях. Например, побудет в течение часа один, с собою, и за это время порядка  пятьдесят  разных  мыслей  о  разных  сферах  его жизни придут ему на ум. И  ни на одной он не остановился и не по отношению ни к одной не потрудился, так как  труд его поврежден. Но сейчас мы к этому немного позже подойдем, к повреждениям рассудка, сейчас мы  будем говорить именно о тех добродетелях,   которые рассудку свойственны. Которые Господь вложил в природу  рассудка. Так  вот,  важнейшая  добродетель  рассудка  есть  труд.  Значит,  способность  останавливаться  на  одном  явлении  и  вникать  в  него,  пока человек  не  доищется  до  его  основания,  причин. Будучи данная, как добродетель, соответственно  она  имеет  начаточный  характер  в  каждом человеке  и  дальше требует своего развития. Поэтому, если в детстве нам задавался  труд  рассуждения,  на  уроках,  на  занятиях.   Учителя  больше  ставили нас  в  позицию,  когда  мы  сами  рассуждаем,  нежели  они  нам  рассказывают,  в этом  случае  у  человека развивается сам рассудок, появляется вкус к рассуждению,  восстанавливается или развивается его добродетель труда, в рассудке. К  сожалению, в сегодняшних  школах  большинство  учебных  методик опираются  не  на  рассудок,  не  на  действие  рассудка, а на действие воображения,  т.е.  представления.  Поэтому  учебный  процесс  происходит  больше в повествовании знаний, нежели в рассуждении самостоятельном учеников. И только давыдовская методика, она вся основана прежде всего на личном рассуждении. Детям даются различные объекты, такой начальный опыт наблюдения дается, а потом требуется им рассудить, что за этим наблюдением сокрывается,  об  этом  постоянно  все  задания,  подаваемые  в этой методике. И в этом  смысле эта методика очень сильная. К сожалению, для современных учителей и для современного человека осень трудно доступная, потому она так трудно внедряется в школы. Фактически наш советский учитель овладеть этой методикой не сумел, потому что слишком велики стереотипы преподавания знаний,  нежели  рассуждения  над  явлением. И сами ученики на сегодня настолько  закреплены в воображении и  в памяти, а в рассуждении неразвиты совсем, в рассудке неразвиты. Враг рода человеческого постарался сделать все необходимое, чтобы, в конечном  итоге, человека  вывести  из  области  рассудка, преимущественно в память и, особенно, в воображение. С помощью чего это делается? Телевизор, газеты, журналы, все то, что как раз рассеивает ум человеческий и не дает сосредоточиться ни на одной мысли. Стоит только человеку какую-нибудь газетную статеечку удержать в сознании, чуть начать рассуждать,  как  у  него,  привыкшего  к  рассеянным  впечатлениям,  ум,  идущий за  воображением, тут же видит соседнюю статеечку или какую-нибудь картиночку. Вникает в  нее,  и вот уже первая мысль потерялась, которую он вычитал  и которую  можно  было  бы  сделать  предметом  своего  рассудка,  жизни  рассудка. Он ее потерял, и  опять воображением  своим  картиночку  эту  разглядывает,  после картиночки на какой-нибудь анекдот наткнулся, там похихикал. А тут глядишь, какая-нибудь  залихватская  статейка  с  названием  «Очевидное - невероятное»,  он туда и ринется. В результате, он весь в воображении, т.е. работает постоянно воображением и представлениями. А рассудок  фактически  остается  незадействованным.  А  телевизор – это  еще  более ужасное  средство, которое  вообще  не  позволяет  человеку в рассудке удержаться, остановиться. Даже какие-либо серьезные фильмы, которые сегодня показывают  и  те,  к  сожалению,  фактически  уводят человека от рассудка. Можно  было  казалось,  над  какими-то  жизненными  фактами фильма задержаться и  начать рассуждать.  Человек практически в этот момент отключается от фильма, он действительно входит внутрь и внутри пребывает рассудком  над  увиденными  фактами  или  совершившимися  фактами  всеми.  Но  тут  в  этот  момент  кто-нибудь  завизжал или  закричал  в  фильме,  и  снова  внимание  опять  в кадре, или какая-нибудь бойня началась, и опять  наш человек от рассудка  своего отошел. Фильм не позволяет  удержаться  человеку  в  рассудке.  Всякий,  кто  имеет  хоть  какой-либо вкус к рассуждению  или  к  жизни  рассудка,  он,  смотря  фильм,  в  конечном итоге, либо дает себе право отключиться  от  фильма, когда нужно над чем-то рассудить,  либо,  по  завершении   фильма,  центральная   жизнь  начинается  для него, – это рассуждение над фильмом. В этом случае человек, при наличии фильмов,  сохраняет  способность  к рассуждению. Но,  к  сожалению,  и  эта  культура  сейчас  практически  утеряна,  никто специально  не  научает  человека   рассуждать  над  фильмами.  Подростки, молодежь вообще этого не делают сегодня. И журналов, которые бы в это направляли, раньше двадцать лет тому назад  они  были.  Были  журналы такого искусствоведческого характера, в которых  можно  было  прочесть  обсуждение  фильма  и  через  это  хоть  в  какое-то рассуждение  войти,  но  сейчас и этого нет. Раньше было немало учителей, которые  все-таки  пытались  как-то  над  фильмом  рассуждать,  размышлять,  но  и таких учителей почти не стало. В результате получается, что сегодняшний подросток  и  молодежь  вообще  не  над  чем  не рассуждают, живут только одними   впечатлениями,  значит,  воображательной  сферой,  воображением… Если  у  него  есть  способность  к рассуждению, то он получает еще более глубокие впечатления от фильма, причем в момент просматривания фильма включено  наблюдение,  действие   рассудка – наблюдение.  Рассудок   прежде   чем  рассуждать, он должен вникнуть в факты, наблюдать. Поэтому он наблюдением  всматривается   в  события  происходящие  в  фильме.  Берет из этого впечатления  из  наблюдения.  И  после фильма, оставшись один на один, сам, наедине,  или  со  способными  к  рассуждению  братом или сестрою. Начинает  рассуждать.  Для  этого  то,  что  наблюдение  совершило,  оно  передает в  рассудке  в  область  рассуждения,  и  рассудок  начинает  вникать внутрь фактов. Вот эта способность  вникновения и есть труд, добродетель рассудка, рассудительный труд. К сожалению,  на сегодняшний день практически он утерянный, в  нем  мы  неразвитые.   Но,   в  действительности,  это  есть  у  каждого   из   нас.

 

 

Вторая добродетель: добросовестность

Вторая добродетель, свойственная рассудку, это добросовестность. Что это значит? Недобросовестный человек, он додумывать не будет, он чуть-чуть подумал, и потом решил: «Хай, все знаю», впадает в самообольщение или в самомнение  и  начинает  опираться на это недоделанное  рассуждение.  Он  не вник в  природу  явления, он  не  узнал  всех внутренних закономерностей, особенностей, а начал делать. И, в результате, сколько перепорченных вещей.  Сколько испорченных дел у человека в жизни происходит, или сколько недоброкачественного  делания. В действительности, природе рассудка свойственна добросовестность. Сам по себе рассудок ищет доведения своего рассуждения  до  конца  и  до  глубокого  качества.  Добросовестность рассуждения,  т.е.  доведение  рассуждения  до  конца,  уяснение  причины  того или иного явления, есть природное свойство рассудка. Это его богодарованное свойство, добродетель. Если мы в себе не знаем такой добросовестности в рассуждении  и  если  мы  недоброкачественны  в  своих рассуждениях, ленивы, или   можем недоуточнить обстоятельства и сделать выводы. И  в результате, делать какие-нибудь  неправильные  выводы,  то  это  свойство  не  нашего естества, это не  свойство  нашего  рассудка. Это свойство уже поврежденности нашего  рассудка,  болезненности  его. В  действительности,  рассудку  свойственна добросовестность. Значит во всяком рассуждении доискивание до истинных причин или точных отношений, которые действительно происходят в этом предмете. И по этому  по добросовестности  рассудку  несвойственна  ложь,  обман, лукавство, все  это  несвойственно. Если это происходит, некое такое верхоглядство и скорое умозаключение, без всякого серьезного испытания, исследования  в  рассуждении,  то  это  признак,  в  общем,  падшего  рассудка.

 

 

 

Третья добродетель: внимательная осмотрительность

Третья добродетельная особенность рассудка – это внимательная осмотрительность, которую выделяет Феофан Затворник. Внимательная осмотрительность – это внутренняя потребность рассудка, опереться на более опытных. По богодарованной природе всякому человеку естественно и свойственно  спрашивать  опытных,  уточняться  у  них  и самое себя перепроверять  через  опытных.  Это  особенно  видно  на детях. Потому что пока мы все были детьми. Если понаблюдать детей, то мы увидим, что по этой естественности их рассудка, они обо всем спрашивают.  Они ни в чем не настаивают  на  своем  и  своего  не  ищут,  а обо всем бегут и спрашивают старших. Но по мере того, как человек все более и более обретает знания об окружающем мире.  Плюс некоторую свою способность к рассуждению, он начинает  повреждаться гордостью своею и надмением, т.е. самостью своею и через  это  постепенно  теряет  эту  добродетель рассудка. Теперь он запросто может опереться  на  какие-нибудь  свои  досужие  рассуждения  и неосмотрительно  поступить.  Осмотрительность   требует  прежде  чем   какое-либо дело сделать, семь раз отмерить, потом один раз отрезать, это свойство осмотрительности. К сожалению, большинство из нас, если так внимательно всмотрится,  обнаружит  такую  вещь,  что  поговорка  «семь  раз  отмерь – один раз отрежь»  где  содержится?  В  естестве  нашего  рассудка  мы  так  всегда  делаем,  мы  по-другому  не  умеем,  не  делаем.   Или  в  нашем  воображении, нашем  представлении,  в  знаниях?  Мы  знаем  эту  поговорку  или  мы  так  живем  этой  поговоркой?  Всмотритесь,  где  поговорка  эта  лежит? В воображении  или  в  рассудке?  Если  она  лежит  в  рассудке,  то  вы  так  делаете. Это вам  свойственно по вашей природе всегда быть осмотрительными. Прежде чем что-либо делать осмотреться, оглядеться,  а  потом  сделать.  В  этом смысле  быть  основательными в жизни. Или  вам  наоборот  свойственно:  так-сяк,  глянул-посмотрел,  все  готово. Побежал – начал  делать, схватил и делаешь. И осмотрительность  несвойственна.  А,  тем   не  менее,  поговорку  эту  знаете.  Где  она тогда лежит? Лежит в воображении, представлении. …Конечно, фактически ребенок  идет  от  рассудка,  а  родитель   отсекает   действие   рассудка.

 

Распознавание, что задаем

Если ты задашь ребенку вопросы на исследование, на наблюдение, на испытание, ребенок начнет испытывать предмет и отвечать тебе. Чем он будет работать?  Поэтому  в  этом  смысле  для  нас,  готовящихся  быть  педагогами, очень важно знать, на что мы работаем в ребенке, что мы в ребенке сейчас развиваем.  Если  мы  просто  ему  объясняем,  то  мы  работаем  на  воображение.  А  если  мы ему  задаем  вопросы  на  собственное  исследование,  то  мы  работаем на рассуждение.  Или  мы  задаем  вопросы  на  воспоминание,  то  мы  работаем  на память.  И  не  распознавать  этого  педагогу  нельзя,  иначе  ты  тогда  не  педагог. Что ты  тогда  с  ребенком  делаешь?  А  сам  не  ведаешь,  что  делаешь. Ну  если  ты   не  ведаешь,  что делаешь, то ты тогда естественно ребенка погубишь.  Через  тебя  всякая  пакость  произойдет  с  ребенком.  И  потом,  знаем ли  мы  добродетели  рассудка, задаем  мы  ребенку  способность  самому трудиться  рассудком.  Поэтому  труд, как  добродетель, в  нем  восстанавливаем? Или  задаем  ребенку труд  восстановления  его  добросовестности,  или  мы  задаем  ребенку  способность на осмотрительность, быть осмотрительным. Ведь это три разных проявления, три разных добродетели рассудка, и каждая из них требует  своих  действий,  своих  ситуаций,  своих  обстоятельств.  Мы  это  все  распознаем.  Задаем  мы  это  ребенку  или  нет?

 

Не воспитанный рассудок. Начало греха

 

Или мы все это заменяем элементарными объяснениями. Мы так любим ребенку  все  рассказывать  и  объяснять,  что  кроме  этого  ничего  не умеем делать по отношению к ребенку. В результате, ребенок у нас становится? Воображающий, а в рассудке ленивый, не умеющий, нетрудолюбивый, неосмотрительный  в  делах  и недобросовестный во всех рассуждениях своих. Если он такой в рассуждениях своих, то тогда он такой и в делах своих. Вы увидите, что за рассудком  следуют  и  поступки,  и  поступки  все  будут  проявлять  состояние   рассудка.  Невоспитанный   рассудок,  это  есть  причина или  начало  греха  в  человеке.  Неудивительно,  что  и  грех   приходит  в  человека  сначала через  помысел,  через  рассудок,  а  рассудок  становится  окошком   греху.

 

Повреждение рассудка

Теперь мы с вами, после того, как рассмотрели добродетели рассудка. Рассмотрим  в  чем  рассудок  поврежден  и  какого типа сейчас  повреждения. Людей с  повреждениями  рассудка  мы  видим,  или  болезни  рассудка.  При  этом  я  хочу за  минуту  просто вам обозначить. Значит, одни употребляют свой рассудок для разных  отвлеченных  понятий,  т.е.  пользуют  рассудок  в его приемах  и  действиях,  но   при  этом  не  соотносят  самим  предметам, отрываются от предмета и  начинают  созидать. Создавать различные произвольные представления о предмете. Фактически из рассудка переходят в область воображения  и там  в  представлениях формируют различные, не соответствующие   данному  предмету,  явлению. В  рассудке не пребывает человек, но при этом пользуется   приемами  рассудка,  т.е.  средствами, действиями рассудка пользуется, а пребывает в воображении  или  в представлениях. В результате создает различные отвлеченные понятия и даже целые  системы  может  создавать.  Так  формируется  схоластика.  Схоластика – это использование рассудка в его приемах и  действиях, но в оторванных от реального  явления,  в  отрыве  от  реального   мира.

 

Второе повреждение

Вторые  пользуют то  же средства  рассудка,  но  для  того,  чтобы  извлечь  из своей памяти. Поэтому пребывают в области памяти, хотя средствами рассудка извлекают  из  нее  самые  разные  события, которые произошли, и пребывает в них. И рассуждает больше о том, что было, живет разными воспоминаниями.  Горюет по поводу того, как было хорошо и стало плохо. И от сегодняшних скорбей, которые сейчас происходят, убегает в память и пребывает там. А сегодняшнее  все  ругает,  хает  и  по  поводу  сегодняшнего  унывает. Чтобы сильно  не  западать  ни  в  злобу, ни  в  уныние,  убегает  в  память  и там пребывает в  каких-нибудь  радужных  воспоминаниях  прошлой   жизни.  Бесы  эту способность рассудка перехватывают, создав целое учение о вхождении в потустороннюю  память.  Будто  человек,  если  вникнет  в  память  глубже,  во  все события  предыдущие  своей  жизни,  то  он  там  отыщет, что оказывается он живет не первую  жизнь,  т.е.  сегодня  он  живет  человеком.  А   совсем  недавно он  жил  свиньей,  а  до  этого  он  жил  тараканом,  а  до  этого  жил  каким-нибудь маком в поле, а до мака жил каким-нибудь лишайником. Как это можно такое  вообще создать?  Только  поврежденным  рассудком  это  можно  все  сделать.  Который  уходит  в  область  памяти,  и   там  средствами  рассудка   дорассуждался  до  таких маразмов. Так ведь  поврежденный рассудок это все вменяет в реальность.  Поэтому   человек  не  сознает,  что  он,  как в первом случае, пребывая в выражаемых  формальных  или  схоластических  рассуждениях  и  системах  разных. Так  и  во  втором случае, пребывая  в  движении  внутрь  памяти,  пребывает  во  лжи,  он  все  это  воспринимает  как  правду.  И  схоластики опираются  на  свои схоластические  выводы. Схоластика – это формальное, ложное  знание,  ложные  рассуждения. Схоластика – это такой предмет  целый  есть,  это  способность  к  умозаключению.

 

Третье повреждение

Третьи стоят  посредине  между  ними,  не  склоняются  ни  в  ту,  ни  в другую сторону. Это те, которые являются преступниками добродетелей рассудочных. Трудиться и работать головой они не хотят и добросовестности имеют  мало,  а  лишь  как-нибудь. «Между  тем  по  великой  заносчивости, – пишет свт. Феофан Затворник, – о всем хотят давать суд, действуя при все без всякой осмотрительности». Обо всем судят, обо всем … Это ветренники, самохвалы и всезнайки. И  среди  них  есть  и  такие,  которые  настолько  самодовольны  в  себе,  что даже  и к всезнайству  не  стремятся, чего-нибудь  чуть-чуть понахватались и  уже  на  этом  базируют  всю  свою  жизнь  и  этим  довольны  и  ничего  другого им  не  надо. Так  два  брата встретились между собой,  один  живет  в  деревне,  другой – в  городе. Один  ученый, два  института кончил,  а  другой  хозяйство  держит.  И  вот  второй  говорит  первому:  «Что  ты тут  делаешь  в  городе,  поехали  ко  мне,  давай  там  жить. У меня  хозяйство  есть. У тебя жена,  дети есть. Что  тебе  еще  надо?  Давай  все  это  соединим,  твою жену, детей с моим хозяйством. Вот отделю вам половину хозяйства и живите себе, скотину  растите, огород содержите. Что еще вам надо?» И он совершенно  уверен,  что  больше  ничего  в  жизни  человеку  не  надо.  Это, как бы то, что он сам имеет. Ну вот три такие повреждения  или  болезненности  рассудка  фактически  происходят  по  причине  того,  что  рассудок  потерял  свои добродетели, – труд, добросовестность и осмотрительность,  как естественные, природные  свойства  рассудка, у  большинства  людей  сегодня  потеряны.  Более того,  вся  окружающая  действительность сейчас работает на то, чтобы совершенно человека от этого отвлечь. Система  современного обучения  построена  так,  что  рассудок  у  детей  в школах не  приучается к труду. Вместо осмотрительности, ответственности за дело,  и  внимательного  вглядывания  в  опыт  других,  или  всматривания  в  события,  обстоятельства, усваивается  ребенку и человеку рассеянность, с помощью  телевизора, газет и журналов. Вместо  добросовестности  усваивается  во всем рассуждение «аба как и кабы как». Все вприкидку и все вприглядку, скорее,  все бегом. И, в результате, потеря добросовестности  происходит.  Конечно,  надобно  знать  все  это  педагогу?  Конечно,  если  мы  этого  знать  не  будем, то  и не знаем, в какую сторону работать с  детьми  и  вообще,  над  чем  трудиться  в  них,  и  что  пользовать  и  что  не  пользовать,  что  из  современного  мира  полезно  и  что  неполезно. ..  Если  мы  пойдем  вглубь  самой добродетели,  рассудительности  как  таковой.  Это  способность  вникать  в божественную природу всех явлений. Сейчас рассудку  свойственно,  как  внешней  стороне  ума,  рассуждать  видимый  мир,  а при  этом   вникать  в  его  естественную  природу.

 

Разумная сила души

Есть  более  глубокое,  это  разумная  сила души, которая способна рассуждать богодарованное начало всякого явления и предмета. Поэтому рассудительность,  как  добродетель,  она  свойственна   не  рассудку  как таковому, а  разумной  силе  души  и  проникает  в  богодарованную  природу вещей и явлений. Отсюда в жизни, например, в обстоятельствах жизни, рассудительность  все события  жизни  соотносит  с  благой  волей  Бога  и  с благоугодной  волей  Бога. Вот эта способность соотносить с благоугодной и благой  волей  Бога  всех  явлений  и  предметов  и  есть  рассудительность  святых, к  которой  призывается  каждый  человек.  Но  это  свойственно  для  добродетелей  разумной  силы.  Об  этом,  когда  пойдем  силы  души  разбирать,  там  будем  смотреть.

 

Исправление повреждений

Тут возник вопрос по поводу того, как воображение привести в норму.  Почему сегодня наше воображение ненормально. Наше воображение сейчас рассеянно по удовольствиям жизни, и поэтому в воображении массу всяких удовольствий  жизни  перебираем  постоянно, и плюс все чтиво, которое нам дается, оно  заставляет нас воображением своим погулять по самым разным удовольствиям. Особенно фантастика, так это вообще, тысяча разных удовольствий  в  воображении  мы  касаемся.  Чтобы  вывести  воображение  в норму, его  надо  подвязать  к истинной цели жизни. Нормально функционирующее воображение – это  занятая  истинною  целью  жизнь  и  подвязанная  к  этой  цели. Ведь всякую цель мы можем взять только воображением. Цель – это всегда воображаемое, то, чего еще нет. Соответственно взять ее можно только воображением. И вместо того, чтобы рассеиваться по разным воображаемым удовольствиям,  нужно  сосредоточить  свое  воображение  на  истинной  цели своей  жизни.  Что  это  такое?

 

Проектирование жизни по существу

Например, Царствие Небесное есть истинная цель жизни. Вначале рассуждением в воображении трудиться над этой целью, рассуждать над этой целью,  воцаряя  ее  в  итоге  в  центр  своего  воображения.  И  надо  сделать  так, чтобы  истинная  цель  жизни  встала  в  центр  нашего  воображения.  И  тогда, опять  в воображении, рассуждать, как к ней двигаться. Это то же будет воображением совершаемое действие, мы в воображении будем наперед складывать в себе нужные действия к цели, и тем рассуждением войдем в сегодняшнее  наше  нынешнее  состояние.  В   себя  самого  сегодняшнего, рассудим самого себя, распознаем, узнаем возможности и, соотнеся с воображаемою целью, или, соотносясь с воображаемыми этапами или с планом движения к  цели.  Начнем осуществлять этот план реально, – живым рассуждением  и  следом  за  ним  живыми поступками и поведением. Поэтому труд  над  воображением – это,  фактически,  приучение  его  к  цели,  к  единой цели,  и  к  планированию,  проектированию  своей  жизни  по  существу.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить