Общая педагогика.

 

 Деятельная и разумная силы.  

 

 Разумная сила в труде

Деятельная сила подвигается силою нравственною, это чувством долга, и попечительною силою, это откликом на нужду. Одна дает причину внутреннюю, а другая дает причину внешнюю. А так же мы видим, что и разумная сила участвует, ибо трудящийся  неразумно  похож  на  глупца и совершает труд без всякой пользы, а иногда и просто во вред. Более того, сам по себе труд будет исполняться бестолково. А  разумно совершающий труд, он его всегда расположит в правильный порядок. Здесь надо различать использование способностей. Когда человек интеллектуальною способностью организует сам труд. В чем разница между внешнею душою, участвующей в труде интеллектуальной способностью, и разумною  силою? Мы видим, что разумная сила.  Она всегда обращена к существу, то  порядок  труда  выстраивает  по  существу. Во-первых, нужды. Во-вторых,  самих  предметов  труда.                                                                         

       В третьих, орудий  и  средств  труда.

Разумная сила умеет содержать или содержит все три существа и их соотносит  между  собою,  чего  рассудок и  интеллектуальная  способност  делать не  умеют,  сама  вживую  слышать  предметы  она  не может.

 

Рассудок

Рассудок вообще действует содержанием памяти, имеет в себе представление о данном предмете, о данном труде, и методом вычисления и расчета что-то выстраивает,  как этот труд совершить. Или в памяти содержит схему, как это надо делать, как говорили или как написано, и по схеме делает, по инструкции, фактически, держа в себе инструкцию.

 

Интеллектуальная способность

Интеллектуальная способность вникает в сам предмет и может идти, чувствуя предмет, в содержание предмета данного. И любой труд происходит с конкретными объектами. Например, труд над растениями включает в себя способность растениеводческую. Но если этой способности не достает, человек не слышит  растительного  организма,  не слышит отношения его с почвою, не слышит саму почву, не чувствует ее, не чувствует соотношения с условиями погоды.  Тогда он интеллектуальною своей способностью может, насколько возможно, сопоставить знания свои про растения. Мне что-то говорили, как помидоры сажать, или вот я где-то слышал, что надо делать с ними, или я помню какую-то заметку читал, как надо с ними сделать. Теперь человеку надо сообразить из всего того, что он помнил, слышал, читал, с конкретными растениями  сообразить, что с ними делать. Этот труд выполняет интеллектуальная  способность. А если он при этом пытается вникнуть в процессы, происходящие в  растении,  или  почувствовать  состав семян, или силу семян, то он напрягается растениеводческой способностью. Ею можно слышать состояние семян, непросто сообразить по поводу знаемых механизмов, которые в семенах происходят, а вникнуть в сегодняшнее состояние семян. Если мы возьмем с вами радиоприемник. Вот человек сидит занимается радиоприемником. Если он пытается  вспомнить  соотношения  между  диодами  и триодами и, соответственно, сопротивлением и толщиною проводов. Такое воспоминание и соображение, как теперь со всем этим поступить, он делает рассудком или интеллектуальной способностью, привлекает память и воображение. Ему надо, воображая,  соображать. И  привлекать  память, – а что же я еще помню про эти диоды, триоды, проводки. Как мне проводки спаять, чтобы они мне дали в результате звук в радиоприемнике. Это все работает его рассудок, интеллектуальная способность. Сама по себе – центр рассудка, память и воображение.  Слышите,  как все три действуют, чтобы все-таки сообразить, как что спаять. В результате, спаял, включил в розетку, а она вдруг вспыхнула, перегорела.  После  того, как  это произошло, потрясенный где-то в глубине себя, он вдруг начинает вслушиваться в сам процесс. Который происходил между электричеством и этими проводками, и этим диодом, на границе которого произошла  эта  вспышка,  диод  или  триод  вдруг  сгорел.

 

 

 

Техническая способность

Он начинается  вслушиваться  в  совершившееся  только  что  на его глазах. Он  сейчас воткнул в розетку и там совершилось, это вслушивание в то, что совершилось  он  начинает  делать  технической  способностью.  И  если  он ей вдруг сейчас услышит, что там произошло, то подхватит это                                                          произошедшее уже … Где тогда разумная сила? Если человек не только вник в случившееся, – сгорел триод, – но он вдруг услышал неправильный порядок устроения своей работы над радиоприемником. Неправильный порядок не в смысле неправильного соединения деталей между собою, в результате которого произошла вспышка. А вообще неправильный порядок исполнения самой работы. Оказывается, в этот момент он услышал, что, садясь за работу, он не спросил опытного человека, допустим, отца. Который мастер в электронике и в электрических схемах, он его не спросил о том, как ему быть. Через это он слышит, что он не вник в  самую суть вообще явлений. Которые происходят в проигрывателе, вообще в существо самого проигрывателя, и не от этой сути сейчас шел к соединению этих двух деталей, к этой его части. Не слыша сути целого проигрывателя, в частях его, в деталях пошел не от сути. Затем, не слышит существа материалов, которыми он пользовался, не слышит разницу между проводками, толстым, тонким, не слышит существа самого материала диода, триода. И поэтому и не слышит существа самих процессов, которые происходят в связи с содержанием материала. И поэтому не от этого существа он пошел соображать, что с чем соединять и как соединить.

 

Слышание нужды

Он  не услышал существо самой ситуации, в которой он взялся за этот радиоприемник. Потому как сам радиоприемник его попросила сделать бабушка, которая болеет и будучи  прикована  к постели она единственным утешением имеет радиоприемник. Больше ничего у нее нет, целыми днями лежа она его слушает.  Это единственный  радиоприемник и  другой возможности сейчас купить какой-либо другой нет. И вот этого существа самой нужды он то же не услышал. И он не от существа этой нужды пошел. Потому так беспечно взялся, сказал: «Ой, я, бабушка, сделаю», и начал делать, и сделал так скоропалительно, так безответственно, и как бы между прочим, между делами. Он  не сел основательно  за  эту  работу,  а сделал ее в некоторой спешке, между двумя своими увлечениями, только что исполнив первое увлечение, слегка придержав второе, чтобы в промежутке между ними успеть бабушке починить проигрыватель. И вдруг он услышал, что не из этого существа нужды бабушки и в целом нужды семьи подошел к этому проигрывателю. Вот все эти три существа. Первое – что он не спросил старшего и поэтому не озаботился о чем-то более существенном в этой работе, чего он сам по себе не содержит, но имеет его отец.  Второе – он не услышал существа материалов и не соотнес их с существом процессов, которые происходят в диодах, триодах.  Третье – он не услышал существа нужды бабушки и поэтому не от этого существа начал здесь делать. Все эти три существа вдруг в нем озарением вспыхнули, услышались разумной силой. Имея отношения разумная сила с другими силами души, может услышать обстоятельства в полноте его существа.

 

Естественная потребность

Всякое обстоятельство имеет несколько существенных, и эти несколько существенных (нужд?) в обстоятельстве может услышать разумная сила. В любом обстоятельстве и в любом виде труда есть всегда люди более опытные, исполняющие данный труд. И  разумная сила не только не гнушается опытом старших, но имеет естественную потребность обращения к их опыту, потребность влечения к содержанию их опыта. В  этом она подвигаема силою почитания. Более того, для разумной силы опыт, изложенный старшим, совет, наставление, является лакомым содержанием. Как для вкусовых рецепторов и для сластолюбивой потребности лакомо вкусить конфету, или какой-нибудь вкусный фрукт. Так и для разумной силы, – лакомо вкусить совет, наставление старшего. В само обращение к старшему подвигает сила почитания, а содержание, которое говорит старший, становится лакомым плодом для разумной силы. Не потому разумная сила обращает нас к старшему, что движется чувством долга, обязанности. А  потому, что она сама испытывает вкус наставления, вкус совета. Равно во всяком виде труда разумная сила обращается к существу материалов и тех явлений, которые происходят с этими материалами, и тех процессов, которые в данном явлении совершаются. Существо для разумной силы есть естественная потребность. Есть то лакомое, во что вникая и обретая, она дает человеку чувство жизни, – жизнь самого предмета, жизнь явления начинает быть слышима жизнью самого человека. Отсюда, сама разумная сила, как реальная,  входит в отношения с предметами и явлениями труда, как с реальным.  Из реального в реальное входит разумная сила. В то время, как рассудок из реального себя входит в воображаемое, представляемое о предметах. А разумная сила из реального – в реальное.

 

Обращение к Богу

Труд всегда подвигаем либо нуждой, либо чувством долга, то разумная сила слышит существо нужды или существо долга. В  самом труде разумная сила дает правильный порядок его исполнения. Неудивительно, что разумный человек, исходя из всего этого, идя в труд. Первое  помолится. Так может сделать по знанию и неразумный. Отличие в их молитве, разумно молящийся от реального себя к реальному Богу обращается. Молится из реального в реальное, потому что душе свойственно всегда быть в реальном. Разумный человек, но не верующий, разумно молится не может. Он Бога только представляет, что часто происходит с большинством из нас. Наша молитва– молитва неразумных людей. Мы можем даже из реального, из разумной силы молиться. Но в воображаемого или в сознаваемого Бога, но не в Бога реального, либо веры не достает нам. Второе, порядок устроения работы по разумной силе–это непременное обращение к опытному, к старшему. Потому как, пребывая в разумной силе, он пребывает одновременно и в силе почитания, ею подвигаемый, обратится к старшему за содержанием труда. Дальше он должен соотнестись с материалом, инструментом и предстоящим явлением, процессом. Соответственно, должен приготовить материал, поэтому так основательно все делается, дальше – разумная сила будет пользоваться интеллектом для того, чтобы распределить сами процессы. Но подвигаемо это будет согласно существу явления. А существом владеет разумная сила. Не просто взять сейчас и по соображать, как это все сделать, а сообразить надо относительно существа дела.  Поэтому существо дела держит разумная сила и дальше соображает в деталях дело интеллектом. А подвигается все ею, разумною силою.

 

Полнота труда

Необходимо еще раз вникнуть в само дело. А что при это греет разумную силу? Во всех этих этапах, шагах ее будет греть ревность к делу? Ну, если человек разумен, но недостаточно полон в этом разумении своем, то он будет печься только о деле. Он будет вникать еще и в существо нуждающихся, кому он это делает. Этою ревностью о нуждающихся он будет подогреваем. Но ревность – свойство духа, а в разумной силе что он будет слышать? Во что будет вникать разумный человек относительно нужды ближних? – В существо самой нужды. Потому что можно не услышать существа, и ты сделаешь, а оказывается вовсе не для этого хотел. Видите, оказывается, как много разного есть в труде, что составляет непременно саму полноту труда, и все это разное существо слышит разумная сила. У писателя Белова в книге «Лад» есть удивительное описание труда разных ремесленников на Руси. Там он описывает труд колодцекопателей. Приходит в деревню артель мастеров по копанию колодцев. Сама эта артель постоянно движется из деревни в деревню, потому что предмет их труда в разных местностях расположен, нельзя устроить надомную работу. Приходят в деревню и спрашивают, нужны ли вам колодцы. Нужны, – отвечают в нескольких дворах. Тогда они останавливаются в данном дворе хозяина на постой. Копание колодца есть дело не одного дня. Живут три дня у хозяина, спят, едят, между собою о чем-то говорят, а к работе не приступают. Часто их видят на том месте, где хозяин предположил сам колодец, осматривают местность, подолгу стоят на одном месте, вглядываясь, вслушиваясь, о чем-то переговариваясь. По прохождении трех дней определяют, где копать, но к работе опять не приступают. Проходит еще три дня, подготавливаются разные материалы, бревна, лопаты, но не столько в подготовке материалов дело. А  в чем-то  другом, чего они не говорят и секрета своего не открывают. Едят, спят и к работе не приступают. А потом, где-то на седьмой день собирает старший всю артель и говорит: «Теперь пора». Становятся на молитву, благословляются у Бога, и без лишних слов, не спеша берутся за ломы и лопаты и начинают копать. Дальше дело очень быстро спорится, в течение двух дней колодец готов. Благодарят Бога, благодарят хозяев за прием, получают соответствующую мзду от хозяев и идут дальше к следующему двору или деревне. Вот такое удивительное описание. Вот эта степенность всякого делового человека или мастера описывается многими свидетелями и свидетельствами. Если кто-либо из вас видел разумно трудящегося человека, то мог слышать и видеть в нем эту степенную глубину, внутренние тайны, которые совершаются в нем перед началом труда и в самом труде. И это тайна той основательности, с которой человек всегда совершает труд. Это тайна того лада, в котором совершается любой труд.  Поэтому выказывает облик мастерства, облик мастера. Мы видим, что любой труд подвигаем разумною силою, более того, если он разумно совершается, это труд действительно качественный и основательный и ладно исполненный.  В силу того, что нам сейчас  пришлось  так внимательно вникнуть в разумную силу, то на какой-то момент сейчас отойдем от деятельной силы, совершающей труд, и дорасскажем саму разумную силу.

 

Вывод по разумной силе

 Мы можем сделать с вами по разумной силе выводы. Ею человек вникает в существо нужды, ею обращается к содержанию опытных и старших, ею вникает в существо материалов, орудий и средств труда и явлений, с которыми придется иметь дело, ею определяют существенный порядок труда. Из нее, посредством интеллектуальных способностей или рассудка, рассуждает о деталях труда, соотносит с собственными знаниями и наперед рассуждает. Рассуждает ею или из нее? (неслышно)… Из нее. А рассуждает рассудком.

В чем разница между человеком воображающим или представляющим наперед разумным и неразумным? Оба продумывают наперед, значит, представляют. В чем будет это продумывание у разумного отличается от продумывания у неразумного? Представления разумного будут соотноситься с реальным, потому что слышит существо дела и материалов и нужды. А представления неразумного с реальным не соотносятся, а соотносятся с его самомнением. Например, с самообольщением, с его собственными какими-то скудными представлениями, он существа не слышит, а сразу включается своей соображалкою, оставаясь в области внешней души. Основанное на опыте, основано на реальном, или реальное, значит, на опыте. Поэтому тот живет разумно, кто живет реально. А живущий реально, значит, живет, основываясь на опыте, опытно живет. Разумные люди – это всегда люди опытные. А неразумные люди – люди неопытные, но очень заносчивые. За все берутся, но все портят. Или все сделают, но не до конца. Поэтому разумные люди основательные, а неразумный – легковесный, вертопрах.

Разумная сила слышит правильное соотношение усилий, материалов и средств. Сама по себе рассудительная способность свойственна разумной силе. А то, что мы называем рассудительностью в миру, это мы относим к рассудку, а рассудительность истинную знают только люди разумные. Разумную силу надо в себе воспитать, ее воспитывают. Ну вот, это разумная сила.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить