Общая педагогика.
Деятельная сила в отношении с творческой и созерцательной.
Творческая преображает деятельную
... а уже совершение и исполнение этого нового – это дело деятельной силы. Поэтому образ нового творится творческою силою, а совершается воплощается в жизнь деятельною. Это одна сторона. Но помимо этого творческая сила, как сорастворенная сила души с деятельною, постоянно преображает саму жизнь деятельной силы. Жизнь самой души, а значит, и самой деятельной силы. Отсюда та искорка и тот особый огонек, в котором человек трудится, имеющий творческую силу в себе. Есть люди, которые трудятся однообразно; солидно, надежно, степенно, но порядок их труда и манеры исполнения труда у них единообразны. Они могут усовершаться по самому делу, но характер исполнения будет одним и тем же. А есть люди с огоньком в труде, с искоркою, так что дело в их руках горит, и все делают с огоньком. В самом деле появляется всегда изюминка, само делание всегда по творческой силе преображает в некоторую новизну. Поэтому изделие, которое выходит из их рук или плоды, которые они совершают. Они всегда отличаются одно от другого, нет одинаковых платков, которые связала женщина, нет одинаковых табуреток, которые сделал мастер. В чем-то эти табуретки несут свою особенность. Это по отношению к самой табуретке, к изделию, но помимо этого еще творческая сила влияет на саму душу, само делание делает неповторимым. Настроение характер делания у человека творческого всегда новый. И в самом труде и в изделии есть особенность, а в самом труде есть огонечек, он с огоньком всегда трудится. В одном случае творческая сила обращена к предмету дела. А в другом случае она обращена к самому делателю, к его душе. И душа особым образом живет в деле. Так как это есть нечто реальное, не вообразишь и не придумаешь. Надо просто вспоминать, были ли на вашем пути такие люди, которые воочию вам являют такой характер участия творческой силы в их деятельной силе. Это особым образом присутствие в деле и особенное изделие, совершаемое человеком. Вот в этом случае мы видим присутствие творческой силы в деятельной. В результате, конечно, жизнь самой деятельной силы иным образом происходит. Она богаче, душа через то становится богаче.
Деятельная с содержательной силой
Теперь посмотрим с вами отношение деятельной силы с созерцательной силою. Созерцательная сила как изделию придает красоту, так и само делание совершает красиво. На человека любо и дорого смотреть, когда он что-либо делает. Я не раз встречал описание наших писателей в разных романах и повестях, когда описывался человек в труде. И эта красота пластики его, особая линия его действия, жеста, характер осанки, вообще весь характер его поведения в деле. Недаром говорят: человек в деле красив. В то же время, обращенная к самому изделию, созерцательная сила, конечно же, привносит в изделие красоту. Поэтому изделие, та самая табуретка может быть сделана старательно, аккуратно по деятельной силе. По творческой силе она будет в чем-то необычной. А по созерцательной силе она может быть никакой. Необычная, но вычурная, или необычная, но со скосом на табуретке. Табуретка получилась не квадратная, а одна сторона ее скошена, в виде трапеции сделана. «А мне так захотелось». Но красиво разве это? Ничего красивого нет. Т.е. созерцательная сила в этом не участвовала. А в другом случае может быть, что она сделана неаккуратно по деятельной силе. Ничего особенного в ней творческого нет, но она такая ладная, какая-то такая приятная по созерцательной силе. У детей, когда созерцательная сила развитая, рисунок у них получается симпатичный, не расскажешь чем, но очень красивый. Хотя все неровное, неаккуратное, и нет гармонии, нет точных линий, симметрии нет, ребенок еще этим не владеет. Но по созерцательной силе красоту передает точно.
Способность в созерцательной силе
Старинные вещи имеют удивительную особенность красоты, вложенной в само изделие. Это форма самого изделия, это орнамент, и в фактура, которую выбирают, это цвет, в подборе цветов, и все это – созерцательная сила, которая по существу слышит красоту. Есть еще изобразительная способность. Если созерцательная сила слышит само существо красоты, то изобразительная способность оформляет эту красоту в красоту. Выводит ровные линии, точную подборку цвета, соотношения цветов. А вот существо выбора цвета, существо самого образа красоты, это слышит созерцательная сила. Она слышит существо всякой красоты, в чем бы то ни было, - в мелодии, в изображении, в слове, в жесте, в движениях, в поведении, везде существо красоты слышит созерцательная сила. Различные способности, - пластическая, изобразительная, зодческая, или лингвистическая, они воплощают эту красоту. А движет этой способностью деятельная сила. Само делание по способности совершает деятельная сила. Если мелодия идет не из существа красоты, а наоборот, искажение красоты, превращение ее в злую энергию мелодии, то значит идет мелодия от греховных покровов сердца. Из того, что паразитирует на силах души.
Оформление красоты созерцательной силе
Сама сила души созерцательная, она слышит Богом созданную красоту всего. Сама в себе имеет эту красоту и согласно этой красоте совершает все, и слышит красоту окружающего Богом созданного мира. Красота не только гармония, это нечто большее, чем гармония. Она включает в себя гармонию, лад, порядок, но при этом может быть беспорядочна, но красива. Негармонична. Но что-то там есть, т.е. красота – нечто большее. Конечно, она в итоге оформляется в гармонию, в лад, в порядок. Но это дело, воплощения. А существо красоты не в этом заключается и этим не ограничивается. И это слышит созерцательная сила. В воспоминаниях Сергия Булгакова, это очень талантливый и удивительный философ, священник, богослов нынешнего века. К сожалению, автор софийной (?) ереси. Поэтому в этом смысле не вполне сохранивший чистоту Православия, но, тем не менее, во многом в своих трудах необыкновенно одаренный и талантливый человек. В целом человек православный. – «Голодающая душа умела находить ключи живой воды в искусстве. Оно ведь не было вполне запрещено катехизисом, и конечно, оно таило в себе силу духовных эволюций и потрясений. Даже в самые темные дни своего марксизма я оставался неразлучным с Мусоргским и Достоевским, Гете и Пушкиным. И как раз в Берлине переживал могучую мистику Вагнера, отдаваясь ему, может быть, безудержным, нежели следует. Ходил я по картинным галереям, как полагается иностранцу-туристу…» (это период до его воцерковления, когда он был неверующим и увлекался марксизмом) «… вероятно, с видом довольно вислоухим. Оставаясь безразличным и холодным до тех пор, пока не произошла эта встреча, нежданная и благостная. Произошло то, что бывает только в решительные и определяющие роковые мгновения. Я увидел и с первого взгляда принял в сердце «Сикстинскую мадонну» Рафаэля в Дрездене. Это не было чисто художественное впечатление. Эта встреча явилась событием моей жизни, вернее сказать это было настоящее духовное потрясение. Благодарная память о нем живет в душе и поныне. След его сохранятся в сердце через всю жизнь». Прошли годы, о.Сергий снова в Берлине, дальше он пишет опять: «Как переменилось все с тех пор, - восклицает он, - давно позабыто мальчишеское социал-идиотство, слиняло и славянофильство, окончательно определились, мои церковные судьбы». Но чувствовать себя неким двойником на улицах Берлина, с которым его не связывает ничего, кроме встречи с «Сикстинской», на нее он и торопится. «Только почему нет в душе радости. Скорее в ней тревога и неуверенность. Пробегаю зал, ни на что не глядя, прямо в ту заветную комнату, с трудом от волнения поднимаю глаза. Первое впечатление было, что я не туда попал. Передо мною не Она, но скоро узнаю и убеждаюсь, что это Она. Однако, действительно не Она, или я уже не он. Прошло много лет после воцерковления. Увы, не ударило в сердце радостною волною горячая кровь. Сердце не дрогнуло, осталось спокойно. Неужели оно так охладилось за всю долгую жизнь? Но нет, не то. Моя не состоялась встреча, здесь я не встретил того, чего ожидал. К чему таить, я не увидел Богоматери. Здесь красота, лишь дивная человеческая с ее религиозной двусмысленностью, но без благодатности. Молиться перед этим изображением –это хула и невозможность. Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная (?) Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой. Я помню, раньше всегда мне это мешало. Но я сравнительно легко справлялся с ними, но теперь это ощущалось мной, как откровенное нечестие, неверие и какая-то кощунственная фамильярность. Но можно ли после видения Матери Божией брать такой тон, как будто глумиться над собственною святыней? Можно ли быть нестрогим в иконе. Но я кое-как перешагнул через это и теперь впился глазами в лики Матери и Младенца. Без вдохновения, с щемящей болью от пустоты в сердце. Я вместе с тем не хотел оторваться от созерцания, и оставался перед нею все время до закрытия. Кажется, сидел бы до самого вечера, всматриваясь, впиваясь в этот образ с его загадочным очарованием, с его магической притягательностью. Теперь я отдавался ему без восторга, без поклонения. Сознавая всю его значительность и силясь по-новому его разгадать. Одно стало для меня с первого взгляда, несомненно, что это не образ Богоматери, Пречистой Приснодевы, не есть ее икона. Это картина сверхчеловечески гениальная, совсем иного смысла и содержания, нежели икона. Здесь явление прекрасной женственности в высшем образе жертвенного самоотдания, но человеческим. Слишком человеческим кажется оно, грядет твердой человеческой поступью по густым тяжелым облакам, словно по талому снегу, юная мать с вещим младенцем. Может быть и не дева, а просто прекрасная молодая женщина, полная обаяния, красоты и мудрости. Здесь нет девства и наипаче приснодевства. Напротив, царит … отрицания, - Женственность и женщина, и пол. Приснодевство свободно от женственности, либо оно выше пола, оно освобождает его от плена. Посему пречистая Приснодева не может быть рассматриваема как женщина, хотя она выражает женскую ипостась в человеке. Слишком ли очеловечил художник образ благодатный или оказался бессилен найти средства для его приближения. Несомненно одно – здесь произошел внутренний срыв вследствие которого, получается подмена, и он болезненно почувствовался мне теперь.
Соотношение между деятельной и творческой силы
Снова думается невольно, как мудро, с какой безошибочностью поступает здесь церковная иконография, не делая уступок сентиментальности и не давая никакого поощрения чувственности. Все прикровенно и недоступно взору, кроме лика и рук. Икона не дает места похоти и ее тончайшим услаждениям. Поэтому она суха и бессодержательна для их любителей. Потому на икону можно молиться трезвенно и без соблазна». Видите, какие удивительные наблюдения. Он воспринимал Мадонну, как творение человеческих рук. Она таковой и является, творением гениального человека, а какою силою тогда это исполнено? Это исполнено созерцательною силою души человека. Но и икона Божьей Матери, если мы возьмем с вами Владимирскую Матерь Божью, то же творение человеческих рук и гениального мастера, и то же совершена созерцательной силою души. В чем разница между Рафаэлевской Мадонною и Владимирской Божьей Матерью, написанной Лукой? Чем была исполнена Владимирская Божья Матерь? Она была исполнена верою. В этом разница. И непременно участием созерцательной силы души. Вера приносит в деяние созерцательной силы души благодатный характер, благодатный тон, а совершается все равно, дальше созерцательная сила души дает существо красоты, то самое, которое невозможно ничем, никаким словом передать. Эта картина сверхчеловечески гениальная, здесь явление прекрасной женственности в высшем образе жертвенного самоотдания. "Вместе с тем я не хотел оторваться от созерцания, я оставался перед нею до закрытия". Сколько часов он там пробыл. " … и кажется, сидел бы там до самого вечера. Всматриваясь, впиваясь в этот образ с его загадочным очарованием, с его магической притягательностью. Теперь я отдавался ему без восторга и без поклонения. Сознавая всю его значительность и силясь теперь по-новому его разгадать…". Вот это существо может схватить только созерцательная сила. А воплотить и совершить его в картину делает изобразительная способность. А само делание, само написание этой картины совершено было деятельной силой души. Вот вам соотношение между деятельною и творческою силою. Теперь, если начинает быть дыхание веры, то вера приносит благолепие, она облагодатствует образ, не дает места ничему чувственному. Либо созерцательная сила без веры слышит человеческое, чувственное и придает хоть и загадочную красоту, тайну красоты, но все-таки человеческой плоти. Вера возвышается над плотью, и поэтому придает изображению или картине надмирность. Поэтому дает облагодатствование. "Как мудро, с какой безошибочностью поступает церковная иконография, не делая уступок сентиментальности и не давая никакого поощрения чувственности, все прикровенно и недоступно взору, кроме лика и рук. Икона не дает места похоти…". Это значит верою исполненное дело, " …ее тончайшим услаждениям, поэтому она суха и бессодержательна для любителей этого. Потому на икону можно молиться трезвенно и без соблазна". Вольно или невольно исполненная, сугубой способностью и чувственною безблагодатностью она будет возбуждать в нас именно эти части души в жизни, и возбужденные в этом мы тогда от дыхания собственной веры.
Участие сил души в деятельной силе
Вот, результаты созерцательной силы. Любое дело не может быть совершено без деятельной силы. И по-разному деятельная сила совершает дело, если в ней в разную степень или в разную меру участвуют другие силы души. Сегодня мы с вами посмотрели влияние на деятельную силу души двух сил, а так вообще в целом пяти, - нравственная, попечительная, творческая, созерцательная, разумная. Еще влияет на деятельную силу души сила почитания. Именно благодаря силе почитания мастер или делатель обращается прежде делания к старшему, опытному. Поэтому, благодаря этому и дело становится более основательным и ладно исполненным. Это шестая сила. Остались еще силы любви и жизнелюбия. Иногда бывает так – человек трудится красиво по созерцательной силе, ладно по нравственной силе, чутко по попечительной силе и жизнеутверждающе по жизнелюбию, и, еще по силе любви, деятельная сила исполнена ею, труд исполненный любовью. Это и любовь к людям, ради которых он делает и исполняет этот труд, это и любовь к предмету труда, к самому изделию, это и любовь к материалу, из которого он делает, это и любовь к орудию труда, средствам труда, к инструментам. И отсюда особый лад в его труде. Любовь придает особый лад труду.
Теперь мы видим с вами, что если человек душевно полный, то это всегда, во-первых, по деятельной силе человек трудящийся, а в труде своем разумный, любящий, значит ладный, основательный, крепкий, жизнелюбивый, а по деятельной силе еще и многосильный. Мы с вами за это время успеем сделать кое-как одну километровую грядку, а он – десять. Мы с вами ее кое-как сделаем, а он ее сделает так ладно и так точно, что не чета нам. В то же время он разумно все сделает. А мы все силы ухлопаем на одной грядке, а в результате поле не будет сделано в нужный срок. Вот что есть деятельная сила.